Критерии оценкизнаний, умений, навыков и заявленных компетенций в рамках настоящей программы – это показатели, позволяющие определить степень соответствия фактической подготовленности студента по дисциплине «История политических и правовых учений» установленным программным требованиям.
Текущий контрольуспеваемости представляет собой проверку усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на протяжении семестра в следующих формах:
групповой или индивидуальный устный опрос;
решение ситуативных задач;
защита информационного проекта (подготовка и проведение презентации по определенным темам, изученным самостоятельно);
обсуждение на практических занятиях вопросов по отдельным темам, предусмотренным в плане занятия, а также вопросов и заданий для самостоятельной работы, их защита;
написание эссе.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УСВОЕНИЯ КУРСА:
1 Мифические и религиозные представления в Древнем Мире как источники политико-правовой мысли.
2 Политико-правовые памятники Древней Индии.
3 Политико-правовые доктрины в Древнем Китае.
4 Политико-правовые теории классического периода в Древней Греции: общая характеристика.
5 Идеальное государство Платона.
6 Учение Аристотеля о справедливости и государстве.
7 Политико-правовые взгляды в Древнем Риме.
8 Учение Цицерона о государстве и праве.
9 Политико-правовые взгляды Августина Аврелия.
10 Учение Фомы Аквинского о государстве и праве.
11 Средневековая юридическая мысль
12 Политическая и правовая мысль в Арабском Востоке в VII – X вв. Формирование мусульманской правовой идеологии.
13 Политическая философия аль-Фараби, Ибн Сина и Ибн Рушда.
14 Учение о халифате и имамате у аль-Маварди
15 Учение о государстве у Ибн Халдуна.
16 Средневековая российская политико-правовая мысль: генезис и эволюция.
17 Новая наука о политике Никколо Макиавелли.
18 Доктрина государственного суверенитета Жана Бодена.
19 Реформация в доктринах Мартина Лютера; Томаса Мюнцера, Жана Кальвина.
20 Зарождение идей европейского социализма (XVI-XVII вв.).
21 Исламская реформация в доктринах Джемаль ад-Дин Аль-Афгани, Мухаммеда Абдо, Мухаммеда Рашид Рида и Саида Кутба.
22 Идеологическая борьба по вопросу о форме правления на Руси в середине ХV1 в.
23 Политико-правовые взгляды Гуго Гроция.
24 Политическое и правовое учение Спинозы.
25 Левифан Томаса Гоббса.
26 Взгляды на политику, государство, право и закон Шарля Луи Монтескье.
27 Политико-правовая доктрина Жан-Жак Руссо.
28 Французская революция 1789-1794 гг. и политико-правовые идеи якобинцев.
29 Возникновение и становление американской политико-правовой мысли.
30 Политическая и правовая мысль России во 2-й половине XVII-первой половине XVIII вв.
31 Политическая и правовая мысль России во 2-й половине XVIII вв.
32 Политические и правовые идеи в трудах Иммануила Канта.
33 Политические и правовые учения в трудах Георга-Фридриха Гегеля.
34 Политические и правовые взгляды декабристов.
35 Политические идеи П.И. Чаадаева. Западники и славянофилы.
36 Английский, французский и немецкий либерализм.
37 Политико-правовой позитивизм Огюста Конта.
38 Политические идеи Герберта Спенсера.
39 Политико-правовые концепции либерализма во 2-половине ХIХ в.
1. Политико-правовое учение марксизма.
2. Немарксисткая социалистическая мысль ХIХ в.
3. Политическая и правовая мысль в России во 2- половине ХIХ в.: реформаторы и революционные демократы.
4. Политическая и правовая мысль в России во 2- половине ХIХ в.: либералы и консерваторы.
5. Политико-правовые идеи в России в начале ХХ в.
6. «Вехи».
7. Развитие американской политико-правовой мысли в ХIХ в.
8. Проблемы права и государства в произведениях Э. Бернштейна и К. Каутского.
9. Позитивистский нормативизм Г. Кельзена и прагматический позитивизм.
10.Социологическая юриспруденция.
11.Психологическая теория права Л.И. Петражицкого, ее истоки.
13.Теории элит, бюрократии и технократии: Вильфредо Парето и Гаэтано Моска.
Требования к результатам освоения дисциплины
Оценка или зачет
Превосходное знание вопросов, входящих в программу дисциплины, и образцовое умение применить их при решении ситуативных задач; свободное оперирование терминологией и высокая культура письменной научной речи, демонстрируемая при решении задач
отлично
В целом достаточный уровень подготовки в пределах программы изученной дисциплины; доброкачественное решение ситуативных задач с отдельными содержательными и формальными недочетами, обусловленными поверхностным знанием некоторых вопросов и нетвердыми навыками практического применения теории
хорошо
В целом положительное, но весьма примитивное знание института экспертизы и современных проблем судебно-экспертной деятельности в пределах изученной программы, непонимание отдельных тем; поверхностный, слабо выраженный навык применения теории к решению ситуативных задач
удовлетворительно
Недостаточный уровень теоретических знаний по изученным темам дисциплины, явные пробелы в понимании отдельных вопросов, отсутствие практических навыков, отчетливо демонстрируемое при решении ситуативных задач