Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 3. Политические и правовые учения в Древней Греции и Риме.



3.Политико-правовая мысль Древней Греции

Если на Древнем Востоке основной формой государственной организации были восточные деспотии, то в Древней Греции -это полисы города-государства, которые позднее объединяются в государственные союзы. По формам правления можно выделить: демократия Афины, Абдеры, олигархия Фивы, Мегары, Тирания Сиракузы, аристократия Спарта.

Древнегреческое общество формировалось как общество политическое. Поэтому право изначально рассматривалось как нечто неразрывно связанное с политической, государственной жизнью, но отличное от нее. Этим объясняется выдвижение на первый план проблем свободы, справедливости, закона, правомерности. В рассуждениях о государстве и праве античные мыслители не выходили за рамки полиса, служащего для них образцом и провозглашенного высшей формой общественной организации. политико-правовая теория рано обособилась как самостоятельная часть знания.

Античная цивилизация основывалась на рабстве. Жизнь человека жестко регламентировалась законом и обычаем. В истории политико-правовой мысли Древней Греции выделяют три периода: ранний IX-VI вв. до н.э., связанный с возникновением древнегреческой цивилизации; классический V-первая половина IV в. до н.э. – время расцвета философской и политико-правовой мысли; эллинизм вторая половина IV – II вв. до н.э. – время упадка древнегреческой государственности, подпадение под власть Македонии, а затем Рима.

Античная политико-правовая мысль развивалась как идеология свободы – фундаментальной ценности и главной цели теории и практики. Рабовладельческая демократия достигла расцвета во второй половине V в. до н.э., когда политическим центром древнегреческого общества стали Афины.

Политико-правовая мысль получила развитие в этот период в трудах софистов – философов, которые обучали искусству спорить, доказывать, выступать в суде, народном собрании. В центре внимания с тех пор оказались проблемы права и политики, морали. Софисты утверждали, что законы является высшей справедливостью, на которую не может претендовать ни один человек, каким бы мудрым и добродетельным он ни был. Закон, по Протаргору, есть выражение согласованной «взаимной справедливости», договор граждан или народа. Закон полиса противопоставляется природному праву как разумному началу. Писаный закон – это человеческое изобретение, которое отличает условность, зависимость от сменяющих друг друга законодателей.

Принципиальным критиком софистов был Сократ 469-399 гг. до н.э., считавший, что определяющим является закон. Он различал естественное право и закон полиса и считал, что и естественное право, и полисный закон восходят к разумному началу. Разумное, справедливое и законное тождественны.

Под влиянием Сократа сложилось мировоззрение Платона 427-347 гг. до н.э. -одного из величайших мыслителей античности. Идеальное государство трактуется Платоном в диалоге «Государство» как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной жизни. Теория идей – сердцевина платоновской философии. Миру предметов и явлений Платон противопоставил мир идей или общих понятий, которые существуют за пределами неба. Трем началам человеческой души – разумному, яростному и вожделеющему аналогичны в государстве три начала – совещательное, защитное и деловое, а им соответствуют три сословия -правителей, воинов и производителей. Справедливость заключается в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела. В работе «Государство» Платон изложил проект идеального справедливого государства, во главе которого должны стоять философы – «аристократы духа», способные воплотить небесный мир идей в земной жизни. Особенность идеального государства – отсутствие имущественного расслоения, отсутствие бедных и богатых. На страже государства, законов должно быть соответствующим образом устроенное правосудие. Для убеждения истинного государства необходима религия. Идеальным государственным устройством Платон называет правление, где совещаются начала демократии и монархии. В диалоге «Законы» Платон выдвинул еще один проект лучшего государственного устройства, в котором деление граждан на сословия заменяется градацией по имущественному цензу. Идеальным государственным устройством здесь выступила смешанная форма, в которой присутствуют начала демократии и монархии: демократический принцип арифметического равенства выборы по большинству голосов и монархический принцип геометрического равенства выбор по заслугам и достоинству. Детальные и суровые законы должны жестко регламентировать публичную и частную жизнь людей. На страже законов стоит правосудие, которое не является самостоятельной властью, обособившейся государственной функцией.

Дальнейшее развитие и углубление античной политико-правовой мысли после Платона связано с именем Аристотеля 384-322 гг. до н.э., который изложил свои взгляды в трактатах «Политика», «Никомахова этика», «Афинская полития». В отличие от Платона,

Аристотель считал, что государство образуется вследствие природного влечения людей к общению. Люди последовательно создают семью, род или селение, государство, как высшую форму человеческого общежития, в котором полностью реализуется изначально заложенное в людях влечение к совместной жизни. Государство – продукт естественного развития: это высшая форма общения, достаточная для самодовлеющего существования совокупность граждан. Гражданин государства – это тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти данного государства. К правильным формам государства Аристотель относит монархическое правление, аристократию и политию, а к неправильным -тирания, олигархия и демократия. Самая правильная из них – полития смешение олигархии и демократии, в которой правит большинство в интересах общей пользы. Со своими учениками Аристотель описал, проанализировал и сопоставил более 150 конституций и проектов. Классификация форм государства проводится по двум критериям – по цели и по числу правящих лиц правление одного, немногих и большинства. Социальной опорой власти в политии выступают собственники земли. Право олицетворяет собой политическую справедливость и служит нормой политических отношений между людьми. Право отождествляется с политической справедливостью и делится на естественное и условное установленное. Естественное право то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. Естественное право выше закона; среди законов важнее неписаные, основанные на обычае. По мнению Аристотеля, « закон должен властвовать над всем; должностным же лицам и народному собранию следует предоставить обсуждение частных вопросов». Политическое правление – это правление закона, а не людей.

Политико-правовые идеи Платона и Аристотеля положены в основу западноевропейской политико-правовой теории.

4. Политические и правовые учения Древнего Рима.

В Древнем Риме особое значение приобрели учения о единстве государства и права, с чем связано появление государственно-правовых теорий и появление науки – юриспруденции, которая трактовалась римлянами как науке о праве и государстве. Римские юристы использовали положения древнегреческих авторов в разработке теории закона. Были исследованы такие проблемы как: соотношение закона и права Модестин, Юлиан, Цицерон, Цельс; отрасли права Гай, Ульпиан, Папиниан, Павел.

Большой вклад в развитие политко-правовых идей внес Марк Туллий Цицерон 106 –43 гг. до н.э. в своих диалогах и трактатах «О государстве», «О законах», «Оратор», «Об обязанностях». Государство Цицерон определяет как дело, достояние народа, согласованное правовое общение его свободных членов, «общий правопорядок». Государство порождено разумом, подражающим повелениям природы: « природа создала нас для того, чтобы мы разделяли между собой всю совокупность прав и пользовались ими все сообща» диалог «О законах». Цицерон различает три простые формы правления: царская власть, власть оптиматов аристократия и народная власть демократия. Предпочтение отдается царской власти, а на последнее место ставится демократия, т.к. «полновластие народа приводит к тиранической власти толпы». Обязанности идеального гражданина обусловлены необходимостью следования таким добродетелям, как познание истины, справедливость, величие духа и благопристойность. Право устанавливается природой в силу ее божественного начала. Закон устанавливается людьми. соответствие или несоответствие человеческих законов природе и естественному праву выступает как критерий и мерило их справедливости или несправедливости. Право народов рассматривается частью как положительное установленное право разных народов и частью как естественное право международного общения. В трудах Цицерона политико-правовые идеи получили свое логическое завершение в качестве универсальной идеологии государства.

Тема 4. “Политическая и правовая мысль в Средние Века”

1. Учение Аврелия Августина.

Важнейшим идеологом церкви и западной патристики был епископ Гиппона Северная Африка Аврелий Августин в православии – Августин Блаженный 354 – 430 гг.. Учение Августина, вобрав в себя наследие поздней античности, стало частью патристики – трудов отцов христианства, за что он был канонизирован римской церковью. Мировоззрение Августина сложилось на сочетании христианской мистики и мифологии. Он считал, что история человеческого общества подчинена божественному провидению, известному только Богу. Мистически осмысленная диалектика истории представлена в трактате «О граде Божием». В «Исповеди» Августин исследует причины проступков и преступлений, называя в качестве таковых нарушения общественного договора, укрепленного законом и обычаем государства или народа. Греховный земной град рушится. Пример тому – падение Рима. Автор пришел к выводу о необходимости божественной благодати, которая выводит личность из тождества себе и тем самым «спасает». Августин связывает надежды с так называемым «Градом Божьим» – общиной праведников, следующих божественным установлениям. В земном граде люди живут по плоти, их любовь к себе доведена до презрения к Богу; в небесном граде – по духу; здесь любовь к Богу доведена до презрения к себе. Государство эволюционирует и придет к совершенству, если не погрязнет в грехе. В вопросе о формах государства Августин придерживается традиционного деления на правильные и неправильные, не отдавая предпочтения ни одной из них. Любая форма возможна, когда уважают Бога и человека, т.е. соблюдает верность заветам религии. В процессе обоснования своих теологических воззрений Августин зачастую обращается к правовым вопросам. Основополагающее значение в его подходе к праву занимают рассуждения о восходящем к Богу нерушимом вечном законе, действующем и в области человеческих отношений. Законам надлежит подчиняться, но люди их часто преступают. Вечный закон как выражение божественного разума и воли определяет естественный порядок и, следовательно, естественное право.

2. Учение Фомы Аквинского

Авторитет Авгутина Блаженного оставался незыблемым до появления в XIII в. другого светила теологии – Фомы Аквинского Аквината 1225-1274 гг. В XIII в. завершилось создание системы схоластики – католической теологии, ориентированной на оправдание постулатов веры средствами человеческого разума. Схоласты, используя рационалистический и формально-логический подходы, попытались обосновать догматы веры, рационально доказать иррациональные истины. Работы Фомы Аквинского – первая попытка развить христианскую доктрину государства на базе аристотелевской «Политики». Он вернулся к античным представлениям о праве и государстве, признал значение римского права и трактовку естественного характера государства. По мнению Фомы Аквинского, в людях изначально заложено стремление объединиться и жить в государстве, ибо индивид в одиночку удовлетворить свои потребности не может. по этой естественной причине и возникает политическая общность государство. Учреждение государственности аналогично процессу сотворения мира Богом. Цель государства – «общее благо». Фома Аквинский выделяет три чистые, правильные формы монархия, аристократия, полития и три извращенные тирания, олигархия, демагогия или демократия. Принцип деления на формы – отношение к общему благу. Интерес представляет учение о многоярусной иерархичной системе права, соединяющее знания о римском праве с патристикой. На вершине системы права – «вечный закон» божественное провидение-универсальные нормы, не доступные человеческому сознанию и воплощенные в божественном законе, который передается с помощью откровения и содержится в Библии и видениях святых. Вечный закон заключен в Боге, а естественный закон есть отражение вечного закона в человеческом разуме. Естественный закон предписывает стремиться к самосохранению и продолжению рода, обязывает искать истину Бога и уважать достоинство людей. Конкретизацией естественного закона служит человеческий позитивный закон. Его предназначение – силой и страхом принуждать людей избегать зла и достигать добродетели. Наиболее несовершенен – человеческий закон. Нормы человеческого закона могут быть в разных странах несхожими. То, в чем они оказываются одинаковыми, образует «право народов». Специфическое в них – образует «право граждан» каждого отдельного государства. Право -сфера правды, справедливости. Справедливостью Аквинский считал постоянное стремление воздавать каждому свое. Действие, воплощающее подобное стремление и уравненное с другим действием, есть право. Правовым человеческое установление является только тогда, когда оно не противоречит естественному праву. Фома Аквинский был провозглашен католической церковью святым, «ангелическим доктором». В 1879 г. его учение томизм объявлено «единственно истинной философией католицизма». В наше время официальной философией Римской курии и христианской демократии является неотомизм (см. Ж. Маритен).

3. Против притязаний католической церкви на светскую власть выступил Марсилий Падуанский 1275 1289 – 1343 гг.. В работе «Защитник мира» он доказывал, что попытки церкви вмешаться в светские дела сеют раздоры и лишают мира государства. Он выдвинул идею народного суверенитета, объявляющую народ источником политической власти и высшей ее инстанцией. Правительство должно быть подзаконно и выбираться народом. От него исходит вся власть – как светская, так и духовная. Под народом автор подразумевал только лучшую его часть par valentior -значимая часть.

4. Средневековая юридическая мысль

Основой развития средневековой юридической мысли стали римское право и римская юриспруденция. Значительное внимание уделялось соотношению римского и местного готского, лангобардского и др. права, трактовке роли римского права для восполнения пробелов местных обычаев и кодификации. В западноевропейском средневековье кроме римского права действовало право каноническое церковное и обычное. Начало возрождения интереса к римскому праву положило основание Ирнерием 1065 – 1125 школы глоссаторов или экзегетов в Болонье. Глоссаторы основное внимание уделяют толкованию текста источников римского права – Свода Юстиниана, особенно, Дигест. Представителями школы глоссаторов были Булгар, Пиллиус, Ваккариус, Рогериус, Одофредус, Ацо. Избранные глоссы были изданы Аккурсиусом в середине XIII в. сборник Glossa Ordinaria, игравший в судах роль источника действующего права. Целью данной школы являлось изучение собственно римского права без наслоившихся на него последующих норм. Приверженцы римского права легисты не ограничивались одним только его изучением и комментированием, но занимались еще и тем, что приспосабливали его к экономическим и политическим изменениям, которые объективно происходили в феодальном обществе. Глоссаторы считали, что изучение позитивного права не может обойтись без догматической и систематической обработки. Соотношение права и закона глоссаторы решили в пользу официального законодательства, и в этом смысле они были законниками, стоявшими у истоков европейского легизма.

Возникли школы канонического права, занимавшиеся систематизацией источников. Теоретической предпосылкой канонического права служило представление о том, что церковь законно обладает юрисдикцией судить и вершить дела, носящие не только нравственно-религиозный, но и чисто светский характер. Первая кодификация канонического права – «кодекс Грациана» XII в..

Кодификация обычного права происходит в складывающихся национальных государствах: Англии и Франции. Среди представителей данной школы – Г. Брэктон « О законах и обычаях Англии» и Ф. де Боманур « Кутюмы Бовези». Бове — город в королевском домне на Северо-востоке Франции, чье обычное право кутюмы стали моделью для многих других областей.

5. Возникновение и становление политических и правовых идей в средневековой Руси.

Генезис русской политической мысли связан с историей Древнерусского государства. Вечевые собрания, принятие христианства, составление первого правового сборника Русская правда, установление сильной власти великого князя, феодальная раздробленность, эпоха суверенитета Золотой Орды образование русского централизованного государства, абсолютизм, буржуазные реформы и революции – все это способствовало развитию политико-правового мышления. Наличие отдельного учебника по ИППУ России и весьма значительные отличия от западноевропейского политико-правового развития делают целесообразным отдельное ознакомление с ИППУ России после изучения остальных тем.

Первый политический трактат «Слово о законе и благодати» написан киевским митрополитом Иларионом середина XI в.. Он считал «благодать» синонимом истины, а «закон» – его тенью. Для автора было характерно употребление термина «закон» в теологическом и юридическом значении, так как закон рассматривается как проводник чужой воли: Бога или Господина. Достигнув внутреннего совершенства на основе истины, христианин не нуждается в Законе. Истина связана с достижением христианином высокого нравственного статуса, связанного с постижением Новозаветного учения и следованием ему в своей жизни. Закон и истина не противопоставлены друг другу, они взаимодействуют в определенной последовательности. Законопослушное и нравственное поведение человека связано с постижением истины и достижением в силу этого Благодати как идеала христианина. Политико-юридические проблемы, затронутые Иларионом представление о статусе верховной власти и ее носителе, законности происхождения и реализации властных полномочий, моральном облике князя, ответственности за управление страной были восприняты русской политико-правовой мыслью.

Идея единовластия рассматривается в плане внутриполитических и социальных отношений в «Молении Даниила Заточника» конец XII -начало XIII вв.. Центральной политической идеей произведения служит идеализированный образ Великого князя. При этом князь должен быть мудрым и решительным, советоваться с образованными и умными людьми независимо от происхождения, избегать феодальных усобиц и заботиться о благосостоянии своих подданных, защищать их от произвола.

6. Политическая и правовая мысль Арабского Востока VII-XV вв..

Мусульманское право шариат сформировалось в Арабском халифате в VII – X вв. В составе мусульманского права выделяют две группы взаимосвязанных норм. Первую группу составляют юридические предписания Корана, как божественного слова. Вторую группу составляет Сунна – речения и деяния прока Мухаммада. Третью группу составляют нормы, сформулированные мусульманской правовой доктриной на основе таких источников, как единогласное мнение «иджма» наиболее авторитетных правоведов и умозаключение по аналогии «кияс». в качестве основополагающих рассматриваются нормы первой группы. Среди норм Корана, регулирующих взаимоотношения людей, имеется как прямые указания например, мирас – раздел наследства, так и общие положения, имеющие отвлеченных религиозно-моральных ориентиров и дающие простор для толкования правоведами факихами. Преобладающая часть нормативных предписаний сунны имеет казуальное происхождение. Начиная с VIII в., главную роль в ликвидации пробелов и в приспособлении мусульманских предписаний к потребностям общественного развития взяли на себя правоведы – основатели правовых школ-мазхабов и их последователи. В процессе развития мусульманского правоведения фикх – право и доктрина права в суннизме к X в. сложилось несколько мазхабов религиозно-правовые школы. Ханафиты самый распространенный мазхаб, в том числе в России признают источником права – Коран, Сунну, иджму, кияс, и местные обычаи – урф ва адат. Ни одна из норм фикха не может противоречить Корану. После создания четырех толков и выработки исламской догматики X в. было признано невозможным дальнейшее развитие права: «двери иджтихада были закрыты».

С XI в. утвердилось мнение среди правоведов – суннитов о начале «века традиции» «таклид». Мусульманское право развивалось в рамках правовых школ-толков. Мусульманское право представляет собой пример «права юристов». Правовые решения по конкретным случаям мусульманские юристы предпочитали искать путем рационального осмысления общих предписаний – ориентиров и казуальных норм, закрепленных в Коране и в сунне, или в индивидуальных решениях, вынесенных сподвижниками пророка. Мусульманское право давало широкий простор для выбора судей – кади или казыев. Поэтому мусульманское право называют «юстицией казыев».

Политико-правовые вопросы были предметом исследования ряда мусульманских философов: Абу – аль – Фараби 870 –950 гг., Аль Маварди 974-1058 гг.; Ибн Халдун 1332-1406 гг.. Ибн Халдун выделял три разновидности форм правления – «естественную» монархию, «политическую» монархию и халифат. Власть халифа над подданными опирается на мусульманско-правовые основы и направлена на защиту веры и вершение земных дел. Теория халифата была признана классической, не подлежащей критике. Арабская политико-правовая мысль напрямую проповедовала мусульманскую доктрину, применяя ее к проблемам государства и права.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.