Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 5. “Политические и правовые воззрения эпохи Возрождения (кон. XV-XVII века)



1. Эпоха Ренессанса.

Эпоха Возрождения Ренессанса – эпоха духовного и культурного преобразования Западной Европы, которая является поворотным пунктом в европейской политико-правовой мысли от религиозной схоластики к секуляризованному, рационалистическому обоснованию политических и правовых ценностей раннебуржуазного общества. Идеология Возрождения

– гуманизм – идейное движение, характеризовавшееся интересом к изучению и распространению античных языков, литературы, искусства и культуры. Эпоха Возрождения, начавшаяся в XIV в. в Италии, а позже, в других странах Западной Европы, сопровождалась централизацией власти и формированием абсолютизма. Гуманисты не оспаривали духовную власть католической церкви. Реформация, начавшаяся в XVI в. в Германии, охватила ряд стран Западной и Центральной Европы.

2. Учение Никколло Макиавелли

Никколо Макиавелли 1469 – 1527, философ, дипломат и политик, основатель политической науки. Вначале был яростным республиканцем «История Флоренции», но разочаровался в эффективности демократического правления. Он создал трактат «Государь» 1513 или 1514 г., который принес ему мировую известность. С этим произведением связано появление термина «макиавеллизм», которое трактует проблему соотношения политики и морали. Сущность макиавеллизма заключена в выводе о том, что государь должен, когда обстоятельства не дают ему другого выбора, прибегать к безнравственным средствам, при этом стараясь доказать, что его поведение безупречно и добродетельно, иначе существует опасность, что его противники применят против него предосудительные средства. «Необходимо быть лисой, чтобы разглядеть западню, и львов, чтобы сокрушить волков». Макиавелли считал, что вероломство и жестокость правителя должны совершаться так, чтобы не подрывался авторитет власти. «Людей следует либо ласкать, либо уничтожать, ибо за малое зло человек может отомстить, а за большое – не может». Особое внимание правитель должен обращать на создание собственного образа. Политика была поставлена этим автором на основу реальных политических принципов, выведенных из исторического опыта. Основой политики Макиавелли считал государство, как политическое состояние общества. Он ввел в научный оборот понятие stato – государство, под которым подразумевал не конкретную форму государственного устройства, а особым образом организованную политическую власть. Государство -есть некое отношение между правительством и подданными, опирающееся на страх или любовь последних. При этом страх не должен перерастать в ненависть. Главное -удерживать равновесие в обществе двух сил -знати и простого народа. На государство влияют экономические, военные, территориальные, географические, этнические, психологические, нравственные факторы. Каждая из форм государства устанавливается в результате определенного соотношения сил. Н.Макиавелли обосновал влияние социальной структуры и социальных противоречий на политику и формы государства. Формы государства, их эволюция и смена определяются борьбой народа и аристократии: массы не хотят, чтобы их угнетали, а знать стремится властвовать и порабощать народ. Создание государственных органов и законов есть результат примирения борющихся сторон. Макиавелли – сторонник единовластия, создания сильного централизованного государства. Монархия нужна лишь в случае необходимости преобразования общества. Макиавелли видел идеального государя в личности Чезаре Борджиа, так как рассчитывал, что тому удастся объединить Италию. Эволюция и смена форм государства отбирает их лучшие черты, создавая «смешанную» форму – умеренную республику. Цель государства и основа его прочности – безопасность личности и незыблемость собственности. «Человек, которого лишают какой-либо выгоды, никогда не забывает этого». «Самое опасное для правителя – посягать на имущество подданных». Благо свободы незыблемость частной собственности и безопасность личности – цель и основа прочности государства, наилучшим образом обеспечены в республике.

Для Макиавелли право – орудие власти, выражение силы. Основа власти -«взаимозависимые, хорошие законы и хорошее войско». Нерушимость законов он связывал с обеспечением общественной безопасности, а тем самым со спокойствием народа. Государь, по мнению автора, должен использовать религию для руководства подданными. Макиавелли допускал преобразование религии, но в отличие от лидеров Реформации основой реформы считал не идеи раннего христианства, а античную религию, всецело подчиненную целям политики.

3. Представления о государстве и праве Жана Бодена

Представления о государстве и праве были систематически изложены французским автором Жаном Боденом 1530-1596 в работах «Метод легкого изучения истории», «Шесть книг о государстве». Порвав с религиозно-схоластическим мышлением, Ж.Боден отверг толкование римского права как всеобщего права и изучал государство и политику на основе обобщения фактов, с учетом национальных систем положительного права. Государства, по Бодену, возникают независимо от воли Бога или людей, под влиянием естественной среды климат, почва, что отражает их история, поэтому история является лучшим введением в политику. Государство – «основанное на праве управление под суверенной властью множеством семей и тем, что у них общее». Таким образом, выделяются три главных признака: семья, суверенитет и то, что является «общим» в государстве. Главной чертой государства он считал суверенность. Суверенная государственная власть едина, неделима, постоянна, стоит над законом, над гражданином и подданными, т.е. власть абсолютная.

Суверенитет реализуется в полномочиях государственной власти: издание и изменение законов, право войны и мира, назначение должностных лиц, правосудие в последней инстанции и право помилования, чеканка монеты, определение мер, взимание налогов и податей. В зависимости от того, в чьих руках сосредоточивается суверенитет, выделяются три формы государства: демократия – государство, в котором все или большинство обладают верховной властью; аристократия, при которой верховной властью обладает меньшинство, и монархия, где верховная власть принадлежит одному лицу. Стабильность той или иной формы государства Боден связывает с поощрением слоя людей среднего достатка с помощью законов против ростовщичества, о наследовании и др, а также с преодолением раскола общества по религиозным вопросам путем защиты государством свободы вероисповедания. Целесообразность и прочность каждой формы правления зависит от исторических и природных особенностей разных стран и народов. Власть суверена ограничена «божественными», «естественными», «человеческими» законами, общими для всех народов. Мыслитель различает право и закон. Задача права – не допустить вырождения королевской монархии в тиранию. Разумное начало воплощается в божественном и естественном праве, международном праве, основных законах той или иной страны, отражающих ее историческое развитие. Позитивное право закон, устанавливаемое суверенной властью, не должно противоречить этому началу. Если государь попирает естественные и божественные законы, он является тираном и заслуживает смерти.

4. Религиозно-политические идеи Реформации.

Реформация лат. reformatio – перестройка – антифеодальное по социально-экономической и политической сути антикатолическое религиозное по идеологической форме движение в XVI в. Это разнородное общественное движение за преобразование господствовавшей католической церкви в странах Западной и Центральной Европы.

У истоков Реформации стоял Мартин Лютер 1483 – 1546, создавший первое победившее в борьбе с католицизмом учение – лютеранство. Согласно Лютеру, каждый верующий сам контактирует с Богом догмат об искуплении верой, сам себе является священником, а религиозность есть его внутренний мир. Мирские порядки обеспечивают эту религиозность, а светская власть государство и законы опирается на естественное, а не на божественное право. Естественное право регулирует внешнее поведение людей имущественными и вещными отношениями. Государство находится в сфере естественного права и руководствуется целесообразностью, реальными интересами людей и человеческими ресурсами.

Управитель-слуга народа. М.Лютер разграничил религиозную и светскую сферы. Свобода совести, область веры, внутренний мир человека составляют сферу исключительно власти духовной. Светская власть независима в решении задач социально-экономической и политической жизни общества.

Народная реформация, возглавляемая Томасом Мюнцером 1490-1525, была направлена против эксплуатации, неравенства, власти князей и засилья церкви. Реформация для Мюнцера – это преобразование мира на началах примата общих интересов. Грядущий «рай земной» – это общество, в котором частных интересов нет и быть не может. Для свержения безбожников с «трона правления» Мюнцер предлагал использовать оружие и защищать власть общественного целого над эгоизмом групповых интересов. Он погиб, пытаясь создать град божий на земле.

Основателем кальвинизма преобладающего течения в протестантизме стал Жан Кальвин 1509-1564. Его главный труд «Наставления в христианской вере» вышел в 1536 г. Кальвин признавал только один безусловный авторитет – Священное Писание, в котором Бог раз и навсегда выразил свою волю. Человечество должно согласовывать свою жизнь с буквой этого закона. Учение об оправдании верой Лютера он дополнил учением о предопределении: если спасти человека может только вера, нисходящая на него вследствие Божьей благодати, то он не может спастись без помощи Бога. Свободы воли нет и быть не может. В политическом плане божественное предопределение означало нравственную религиозную обязанность посвятить себя делу, своей профессии, быть трудолюбивым, рачительным, предприимчивым хозяином. Жизненный успех является показателем богоизбранности человека. Тем самым закладывалась основа протестантской этики, которая в сочетании с индивидуализмом, вытекающим из учения Кальвина, стала характерной чертой общественной жизни Запада.

Ж.Кальвин пытался объединить две власти в единое целое, подчинив государство церкви. Осуждая произвол властей, предрекая им Божью кару, он указывал на невозможность противостоять тирании, предоставлял это право только органам власти, церкви, представительным учреждениям. При этом наихудшей формой правления он считал демократию. Договор делает власть государя законной; если же он преступает законы, то народ обязан свергнуть его. Наилучший режим, по Кальвину, аристократический или олигархический «Господь может избрать лишь немногих аристократов веры». Идеи Ж.Кальвина положили начало развитию индивидуализма и становлению либеральных режимов.

5. Политико – правовые идеи раннего социализма

В XVI-XVII вв. самостоятельное и заметное место в общественном сознании занимает социализм. Наиболее видными представителями идей социализма в этот период были английский канцлер Томас Мор 1478 – 1535, автор произведения «Утопия» и итальянский мыслитель, монах-доминиканец Т. Кампанелла 1569 – 1639, создатель известного произведения «Город Солнце». Идеалом утопистов являлся строй социальной справедливости, основанный на общности имущества, без частной собственности, с материальным равенством людей и без тиранических форм правления. Общество, согласно Т.Мору, есть результат заговора богачей, а государство – их орудие.

Они используют его в целях угнетения народа, для защиты своих корыстных материальных интересов с помощью законов, которые навязываются от имени государства. Т. Кампанелла предлагает систему публичной власти в «Городе Солнца», складывающаяся из трех ветвей, сориентированных на определенный вид деятельности: военный, наука, воспроизводство населения, обеспечение его пищей и одеждой, а также воспитание граждан. Законы немногочисленны, кратки, ясны. Существует право, правосудие, наказание. Важнейшие вопросы решаются народным собранием. «Уголовным преступлением считается принятие решения по общественным делам, помимо сената или народного собрания». Т. Мор определял государство как орудие эксплуататоров и доказывал социальную обусловленность преступности. Преступность порождается эксплуатацией людей, их нищетой. Он видит решение проблемы преступности в устранении социальных контрастов, заботе о тружениках, охране их земельных наделов, в обеспечении работой безземельных. Т.Мор выдвинул новаторские для своего времени идеи о том, что наказание должно перевоспитывать, а не устрашать, о соразмерности преступления и наказания, о замене смертной казни принудительными работами.

6. Теория естественного права Г.Гроций, Б.Спиноза

В XVII в. обозначились многие принципиально значимые правовые и политические идеи, в том числе основы гражданского общества. Целесообразно выделить работы двух авторов – голландский юрист Гуго Гроций 1583 – 1645 и голландский философ Бенедикт Барух Спиноза 1632-1677. Наиболее известное произведение Г.Гроция «О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права». Гроций считал, что право коренится в стремлении индивида к спокойному, разумному общению с себе подобными. Именно в общении заключается и сущность государства. Под правом Гроций имел в виду естественное право – «право в собственном смысле слова», «предприятие здравого разума». Его источник – справедливость, разумная природа человека как социального существа, «которому присуще стремление к спокойному, руководимому собственным разумом общению человека с себе подобными». Волеустановленное позитивное право – источник воли человека или Бога и, соответственно, делится на право человеческое внутригосударственное и международное право и право божественное закон Божий, выраженное в Писании. Оба они основаны на естественном праве. Но естественное право справедливость между равными право равенства, а волеустановленное позитивное право регламентирует отношения между господствующими и повинующимися право господства. Гроций сформулировал естественнонаучное определение государства как «совершенного союза свободных людей ради соблюдения права и общей пользы». Г.Гроций провел отличие между юриспруденцией как «наукой права» и «наукой политики». Предмет юриспруденции – право и справедливость, предмет науки о политике – целесообразность. Закон выражает право, когда обязывает совершать нравственные поступки. Значит, закон не тождественен праву.

Б.Спиноза рассматривал институты государства и права как органические части природы. Сила и мощь есть право природы, а сила и мощь индивида есть его право природы. Право соразмерно силе, оно заключено в страстях людей. Отсюда конфликты, ограничения прав. Все люди живут в определенном гражданском состоянии, в котором заключаются причины и естественные основы государства. чтобы перейти к такому состоянию наилучшим образом, люди должны были договориться об этом. Отличительный признак гражданского состояния – наличие верховной власти, совокупное тело которой и есть государство. Под верховной властью и верховным правом подразумевается суверенитет государства. Государство, по Спинозе, «ночной сторож» по поддержанию порядка в обществе. Естественное право государства – общий гарант и защитник безопасности в лице верховной суверенной власти, которая является и общим духом государства. В ее ведении находятся издание законов, их толкование, вопросы правосудия, избрание должностных лиц, право войны и мира и т.д. Верховная власть не связана никаким законом. Б.Спиноза выступал за республиканско-демократическую форму государства, ибо при ней все индивиды передают государству свою волю, ограничивая свои права. Приемлема и монархия, если она ограничивается волей народа, участвующего в работе ряда государственных органов.

Политические и правовые идеи XV – XVII вв. обозначили многие принципиально значимые идеи, заложившие основы гражданского общества. Именно с этого периода политико-правовая идеология стала базироваться на рационалистической, а не религиозной методологии. Главное условие, определяющее необходимость государства – природа человека Макиавелли. Государство и право стали рассматриваться в связи с интересами людей, их отношениями, историческим процессом.

7. Политико – правовая мысль Московской Руси XY-XYI вв.

В XY-XYI вв. русская политико – правовая мысль развивалась по следующим направлениям: экономическое положение церкви, ее владельческие права Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Максим Грек, Феодосий Косой; правомерность верховной власти и средств ее реализации Федор Карпов, Зиновий Отенский, Иван Грозный Иван Семенович Пересветов, Андрей Курбский. Сторонник самодержавия И.С.Пересветов считал: «Государство без грозы, что конь без узды». Сторонник ограниченной аристократий монархии Андрей Курбский традиционно считал источником власти в государстве божественную волю, а цель верховной власти усматривал в справедливом и милостивом управлении державой ко благу всех подданных и в праведном правосудном разрешении всех дел.

Идея происхождения русского государства, форм организации верховной власти и способов ее реализации нашла свое развитие в провиденциалистской теории «Москва – третий Рим, а четвертому не быти» монаха псковского Елиазарова монастыря Филофея Третьим Римом стала Москва – хранительница православия, и московский государь – «высокопоставленный», «вседержавный», «богоизбранный» наследник великих государств Филофей обосновал непререкаемость авторитета и обширность полномочий царя, основанных на правде. Недопустимы не только действия, но и помысел против верховной власти.

8. Политико-правовые учения Руси XVII в.

Особенностью политико-правовых учений XVII в. было усиление интереса к проблеме перехода от идеи неограниченной монархии к идее сословно – представительной монархии, а затем к абсолютизму. Смутное время, обогатив Россию политическим опытом, укрепило признание необходимости сильной власти в стране и усилило роль дворянства и посада в решении важнейших политических вопросов, в управлении государством. Наиболее полное выражение политические идеи эпохи получили во “Временнике” Ивана Тимофеева ум. в 1631 г., где сформулированы уроки Смутного времени. Наиболее законным вариантом происхождения власти Тимофееву представляется наследственное воприемство престола. К законным правителям автор относит наследственных царей, а также царей, избранных установленным порядком; к незаконным – “захватчиков” и “самовенечников”, которые сами “наскочили на трон”. Все законы делились автором на божественные, естественные и уставные позитивные.

Во второй половине XVII в. в государственном строительстве получили преобладание абсолютистские тенденции, на базе которых складывались учения, прогнозирующие, а затем и утверждающие абсолютизм как форму организации верховной власти в государстве. Они выразились в политических учениях о «просвещенной» монархии, способной, по их мнению, наилучшим образом обеспечить «общее благо» для всех подданных Симеон Полоцкий, Юрий Крижанич.

Тема 6. “Политические и правовые учения европейского Просвещения”

1.Просвещение.

Политико-правовые идеи французского Просвещения послужили идейной платформой Французской буржуазной революции 1789-1799 гг. и заложили основы всего нововременного политического сознания и правопонимания. Термин «просвещение» встречается у Вольтера и других просветителей, но окончательно утвердился после статьи И.Канта «Что такое просвещение» 1784. Деятели Просвещения хотели утвердить на земле «Царство разума», где восторжествует гармония интересов свободного человека и справедливого общества. Они полагали, что ход истории определяется взглядами людей – «мнение правит миром». Особым успехом пользовались идеи просвещенного абсолютизма модификация идеи мудрого просветителя, обогащенные соображениями о разумном государственном устройстве, системе законов, позволяющих философу на троне осуществлять свои благородные намерения. В этот период оформились идеи либерализма.

2. Французское просвещение Вольтер, Ш.Л.Монтескье, Ж.-Ж. Руссо.

Модель «просвещенной монархии» была разработана Вольтером Франсуа – Мари Аруэ 1694 – 1778. В основе ее должны были лежать, по его мнению, принципы равенства, свободы и неограниченной частной собственности. Важнейшим институтом общества Вольтер считал частную собственность, подчеркивая, что «равенство есть самая естественная и в то же время самая химерическая вещь». Привилегии богатства казались автору естественными. Важнейшим элементом свободы Вольтер считал уголовное судопроизводство, при котором гражданское общество обрело бы «наибольшую безопасность, возможную для свободы и гуманности». Но гуманные принципы следует применять к гражданам « с нравом тихим и спокойным, достаточно богатым». Что же касается бедноты, то здесь нужна жестокость. Вольтер-сторонник сильной государственной власти, т.к. именно в такой власти он видел средство защиты собственников «от ярости черни».

Переход революционных процессов из сферы идеологии в сферу политических процессов, революционной практики резко радикализировал просветительские идеалы и общедемократические установки, прежде всего, качественно изменил правовые устои общества. Основным методом обоснования буржуазных политических и правовых доктрин был рационализм. Рационалистические понимание государства и права, сопряженное с верой во всесилие разумного закона, в ряде доктрин уже соединялось с началами историзма, с поиском объективных факторов, влияющих на государство и право.

Принцип историзма становится ведущим при рассмотрении проблем общества, государства и права в работах Шарля Монтескье 1689 – 1755. Монтескье ввел категорию «дух нации» каждого исторически данного общества, которое, по его мнению, есть результат взаимодействия физических и моральных причин, воздействующих на общество и определяющих его развитие. Если на первых этапах развития общества, в его диком и варварском состоянии, основное значение имеют физические причины, прежде всего климат, то в государственно-организованном обществе все большее значение приобретают социальные причины, в том числе политический строй и положительные законы государства. Главная цель государства – примирить противоречия между людьми в обществе и направить их в русло правовой формы разрешения споров между частными лицами, используя общую силу, если отдельные индивиды не пожелают подчиняться возникшему порядку. На содержание законов влияет форма государства, которая определяется числом властвующих: республика, монархия, деспотия. Форма государства определяется принципом правления, который движет государством. Принцип правления – это сила, которая обеспечивает целостность и стабильность природы правления. Изменение в природе любой формы правления ведет к замене ее принципа. Для деспотии – это страх, где действует произвол и отсутствуют законы. Принципом монархии, которую он понимал как ограниченную законом власть, является честь. Монтескье видел в монархии государство, в котором осуществляются свободы, а «свобода есть право делать все, что дозволено законами». Под республикой Монтескье понимал строй, при котором полностью или частично власть принадлежит народу. Разделение властей становится наряду с правом критерием различения форм правления и вытекает из разделения труда в процессе осуществления власти. Разделение властей – это не только политическое разделение труда в государстве, но и соотношение социальных сил в обществе. Законодательная власть в свободном государстве есть выражение общей воли. Ее главное назначение – сформулировать право в виде положительных законов, обязательных для всех граждан. Исполнительная власть – исполнительный орган общей воли государства, ее функция – исполнять законы. Судебная власть «карает преступления и разрешает столкновения частных лиц». Законодательная власть играет доминирующую роль. Ш. Монтескье видел в праве общечеловеческую ценность и находил его цель в свободе, равенстве, безопасности и счастье всех людей.

Ж.-Ж. Руссо 1712 –1778 являлся сторонником политического радикализма: идеи равенства, социальной справедливости, народного суверенитета, законности сопротивления тирании. В основе его учения идея эгалитаризма, целостности как самого человека, так и создаваемых людьми общественно-политических отношений, диалектика исторического и логического. По мнению Руссо, в естественном состоянии нет частной собственности, все свободны и равны. Развитие цивилизации было сопряжено с регрессом свободы появление и рост социального неравенства. Первое – имущественное неравенство. Оно было связано с появлением частной собственности на землю, противоречащей естественному состоянию. На смену последнему пришло гражданское общество. Затем появилось политическое неравенство. Последний передел неравенства наступает с перерождением государства в деспотию. Учение Руссо о правах человека и гражданина:

-гражданский долг является одновременно правом и обязанностью индивида;

-права и свободы должны стать внутренней необходимостью для человека;

-все публичные и формальные акты общей воли являются законами;

-различают четыре вида законов: политические основные, гражданские, уголовные, нравы, обычаи, общественное мнение.

Народный суверенитет имеет два признака: он неотчуждаем и неделим. Механизм выявления интересов суверенного народа Руссо рассматривает с помощью понятий: воля всех volonte de tous – сумма интересов и общая воля volonte generale – образуется путем вычитания взаимоисключающих интересов. Общая воля есть точка пересечения волеизъявления граждан. Основа этих рассуждений лежит в поисках решения политической проблемы – согласования интересов индивида – сословия – общества. При таком подходе, если законы будут выражением общей воли, то и нет необходимости в согласовании – организм все согласует сам. Государство и его правители могут требовать от граждан любые жертвы.

3. Политические и правовые учения России конца XVII-XVIII вв.

С конца XVII в. развитие политико-правовых взглядов в России было связано с формированием доктрины меркантилизма – правовой защиты российского купечества и предпринимательства А.Л.Ордин – Нащокин, И.Т.Посошков, реформаторской идеологии Ф.Прокопович, В.Н.Татищев, идеологического обоснования абсолютизма.

В годы петровских реформ сложилась новая по форме и содержанию официальная идеология русского самодержавия. Официальная доктрина абсолютизма включала как теологическое обоснование власти, так и ссылку на общее благо как цели государственной политики. Феофан Прокопович 1681—1736 изображал естественное состояние людей как «черное да беззаконное море». Для выхода из такого состояния люди образуют «гражданский союз», устанавливают верховную власть, заключают договор с государством. В основе учения лежит представление о взаимодействии «двух земных пособий»: природы и науки – двух свыше даруемых – знание веры и убеждение в божественности Священного Писания. Прокопович призывал в политике сочетать доводы естественного разума, законы народные, примеры истории и слово божее. «Царь стоит над законом, и это полезно народу».

С идеологическим обоснованием правового положения дворянства выступил государственный деятель, историк Василий Никитич Татищев 1686 – 1750, автор труда «История российская». Теоретической основой взглядов В.Н.Татищева являются концепции естественного права и договорного происхождения государства. «Естественное состояние – это состояние воли, «с разумом и рассуждением употребляемая». Для пользы человека на него следует наложить «узду неволи». Первая узда – по природе власть родителей. Вторая узда – по договору господин и слуга. Третья узда – по принуждению рабство или невольничество. Автор убеждал, что в России невозможна ни демократия, ни аристократия. Лучшая форма правления – неограниченная монархия.

Иван Тихонович Посошков 1652 – 1726 в «Книге о скудости и богатстве» изложил программу абсолютизма с точки зрения купечества. Он – сторонник теологического обоснования царской власти, ее суверенитета, тождественного божественной власти. Сословия появились в результате разделения труда. «Царство воинством расширяется, а купечеством украшается». И.Т.Посошков предлагал устроить равноправный для всех сословий суд, выражал недовольство состоянием русского законодательства и предлагал издать новую «судебную книгу».

В политико-правовой мысли второй половины XVIII в. можно выделить четыре направления: официально-охранительное, консервативное, либеральное и просветительское.

Идеологом официально-охранительного была императрица Екатерина II, которая в своем политическом сочинении «Наказ, данный комиссии о сочинении проекта нового уложения», сформулировала идеи «просвещенного абсолютизма». В «Наказе» содержались положения о равенстве граждан, о свободе, об ограничении государственной власти, о безопасности граждан, о власти законов. Целью государства императрица объявила «общественное благо», которое должно быть обеспечено мирным правлением монарха. «Цель правления – слава граждан, государства и государя». В доктрине императрицы просматривается влияние макиавеллизма: « Во всем должно иметь и лисий хвост, и волчий рот».

Заметное выражение в рассматриваемый период получили консервативные аристократические претензии старого родового дворянства. Князь М.М.Щербатов 1733—1790 считал, что крепостное право являлось формулой справедливых и взаимных решений споров между помещиками и крестьянами, т.к. делило общество на четко зафиксированные сословия. В работе «Размышления о законодательстве вообще» Щербатов обосновал необходимость формирования самостоятельной законодательной власти, определения полномочий и пределов компетенции чиновников, высоких требований к законодателям и качеству принимаемых законов.

Дворянско-либеральное направление канцлер Н.И.Панин, драматург А.П.Сумароков начинает оформляться в этот период в виде создания проектов дворянской конституции. Н.И.Панин предлагал основать Верховный сенат, часть несменяемых членов которого назначалась бы «от короны», а большинство состояло бы из избранных дворянством из своего сословия лиц. Сенат должен был принимать законы, которые нуждались бы в утверждении императором.

Просветительское направление Я.Козельский, С.Десницкий, Д.Фонвизин, Н.Новиков, А.Радищев стало самым значительным явлением политической мысли того времени. Впервые российская политико-правовая доктрина была изложена профессиональными юристами, получившими высшее образование в Западной Европе. Представители данного направления ставили вопрос о реализации хотя бы части идей Просвещения в России. Просветительство, с его антикрепостнической направленностью и критикой абсолютистского строя и сословных привилегий, впервые остро поставило вопрос о необходимости реформирования существующего строя. Первый русский профессор – юрист Семен Ефимович Десницкий 1740-1789 предложил теорию о возникновении государства на основе анализа таких институтов, как семья и собственность. Получивший образование в Лейпцигском университете Александр Николаевич Радищев 1749-1802 исходил из концепции естественного состояния при создании теории о происхождении государства и права. Автор проанализировал такие категории, как собственность, сущность права и закона. Радищев критиковал просвещенный абсолютизм и разработал свой идеал общественного устройства – республика с политическим режимом народовластия. Им разработан проект постепенного освобождения крестьянства от крепостной зависимости и проведения политических реформ.

Тема 7. “Политические и правовые учения в странах Европы и США (конец ХУ111- Х1Х века)”

1. Германская философия права И.Кант, Г.В.Ф.Гегель.

Трудами великих немецких мыслителей конца XVIII – начала XIX в. политико-правовая теория впервые была поставлена на философскую основу. С них начинается такая ветвь политико-правовых учений, как философия права. Практическая философия область поведения человека состоит из двух элементов: этики и учения о праве. Иммануил Кант 1724-1804 в трактате “Метафизика нравов” разработал методологию противопоставления эмпирического опытного и априорного лат. a priory – из предшествующего видов знания. Познание мира начинается с опыта чувственных ощущений, эмпирического познания. Вид познания с помощью разума Кант назвал априорным знанием. Истинное призвание права – гарантировать морали то социальное пространство, в котором она могла бы нормально проявлять себя, в котором смогла бы беспрепятственно реализовываться свобода индивида. Отправной пункт решения вопроса о происхождении государства – гипотеза естественного состояния, лишенного всякой гарантии законности. Нравственный долг, чувство уважения к естественному праву побуждают людей оставить это первоначальное состояние и перейти к жизни в гражданском обществе. право – совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. К таким условиям Кант относил наличие принудительных законов, гарантию частной собственности и личных прав, равенство перед законом, разрешение споров в судебном порядке. Кант различает в праве три категории: естественное право, источником которого являются априорные принципы; положительное право, источник которого – воля законодателя; справедливость – притязание, не предусмотренное законом и потому не обеспеченное принуждением. Идею разделения властей в государстве И.Кант понимал как различия в способах управления народом. Центр тяжести проблемы устройства государства лежит непосредственно в способах управления народом. По этому критерию он выделял республиканскую и деспотическую формы правления. Государственно-правовой идеал Канта – система разделения и субординации властей.

Политико-правовая теория Георга Вильгельма Фридриха Гегеля 1770-1831 – это философское учение об объективном духе, в котором свобода впервые приобретает форму реальности в виде государственно-правовых формообразований. Предметом философии оказывается идея права – единство понятия права и его осуществления. Понятие «право» употребляется в трех значениях: право как свобода «идея права»; право как определенная ступень и форма свободы «особое право»; право как закон «позитивное право». Отношения свободы и права опосредуются через диалектику свободной воли. Гегель различает гражданское общество и политическое государство. Он понимает гражданское общество как антагонистическое. Государство представляет собой идею разума, свободы и права. Идея государства проявляется трояко: в виде непосредственной действительности индивидуальное государство; в отношениях между государствами – как внешнее государственное право; во всемирной истории. Гегель характеризует всемирную историю как всемирный суд. Основанием государства является народный дух в форме религии. Автор выступал в защиту конституционной монархии, и видел в современной ему прусской монархии –конец истории.

Политико-правовые учения Западной Европы XIX века.

1. Историческая школа права

В начале XIX в. ряд немецких юристов выступили с критикой рационализма теории естественного права и веры во всесилие закона. Они основали историческую школу права. Среди них – Густав Гуго 1764 – 1844, Фридрих Карл Савиньи 1779-1861 , Георг Фридрих Пухта 1798 – 1846.

Отвергая концепцию общественного договора, представители школы утверждали, что государства возникли и развивались другим путем. Густав Гуго подчеркивал, что общественных договоров никогда не было, и заключить их практически невозможно, т.к. миллионы незнакомых людей не могли вступить в соглашение и договориться о подчинении государству, а также повиноваться неизвестным лицам. Право возникло из потребности решения споров. Это решение споров было предоставлено власти. Признак права – принуждение, но право – не установление государства. Г.Гуго сравнивал право с языком и нравами, которые развиваются сами по себе, без договоров и предписаний, от случая к случаю, потому что другие говорят или делают так, и к обстоятельствам подходит именно это слово, правило. Право складывается из общеизвестных и привычных обычаев.

Ф.К.Савиньи стремился доказать, что право не зависит от случая и произвола. Применив исторический подход к изучению римского права в период средневековья, он утверждал, что оно не погибло в III-V вв., а видоизменилось в соответствии с «духом народа». Право живет в общественном сознании народа в форме не столько отвлеченных понятий, сколько живого восприятия юридических институтов. Согласно историческому методу, право создавалось в процессе медленного развития человечества и общественных отношений. Его начало теряется в доисторическом прошлом. Познать народный дух можно только с помощью изучения истории народа.

Г.Ф.Пухта первоначальной формой права называл обычай, вытекающий из народного сознания. Затем для выражения обычаев в твердой форме создается законодательство. Следом возникает юриспруденция. И законодатель, и юристы не создают правовых норм, а лишь содействуют раскрытию различных сторон народного духа, выражают народное правосознание.

Юристы исторической школы сделали попытку обнаружить общие закономерности истории права, рассмотреть ее как объективный процесс, не всегда зависящий от законодателя. Немецкая школа права связала право с культурой данного общества, особенностями национального образа жизни.

2. Либерализм.

Господствующей в XIX – начале XX вв. была буржуазная идеология либерализма лат. liberalis – свободный, социальную базу которой составляли предприниматели, часть чиновничества, лица свободных профессий, профессура. Идеология и теория либерализма отталкиваются от двух основных тезисов: личные права и неприкосновенность личности, максимальное раскрытие творческого потенциала личности, что одновременно ведет к расцвету общества и государственной организации. Вокруг них концентрируются другие ценности либерализма: рационалистические представления о праве, конкуренции, идеи правового государства, конституционализма, разделения властей, народного представительства, самоуправления.

Представители английского либерализма – Иеремия Бентам 1748-1832 и его ученики Дж.Стюарт Милль 1806-1873, Дж.Остин 1790-1859. представители французского либерализма – Бенджамин Констан 1767 – 1830, Алексис де Токвиль 1805-1859. Немецкий либерализм – Вильгельм фон Гумбольдт 1767 – 1835, Лоренц Штейн 1815 – 1890, Роберт Моль 1799 – 1875.

Духовным отцом либерализма на европейском континенте вне Великобритании считают Бенджамина Констана. Он различал политическую свободу и свободу личную. Древние народы знали только политическую свободу, которая сводилась у них к праву участвовать в осуществлении политической власти. Свобода сегодняшних людей – это личная, гражданская свобода, которая предполагает независимость от власти, свободу слова, печати, совести, предпринимательства. Лишь закон, исходящий из легитимного источника и имеющий справедливые границы, может обеспечить личную свободу, -считал Б.Констан, но свобода основана на законе. Однако только состоятельное меньшинство может иметь избирательные права. Б.Констан осуждал любую форму государственного устройства, где нет гарантий индивидуальных свобод, разделения властей и общественного мнения. Его теория, изложенная в работе «Курс конституционной политики», длительное время была общепризнанной доктриной буржуазии.

3. Социализм и научный коммунизм.

Социализм первоначально развивался в форме утопического социализма. В основе его идей лежали представления о справедливости, имевшие религиозные истоки, радикально понимаемые как идеи равенства, приоритета всеобщего труда, равного вознаграждения за труд. Наиболее видными представителями данного учения были Французы Анри де Сен-Симон 1760-1825, Шарль Фурье 1772 – 1837, англичанин Роберт Оуэн 1771-1858. Критику капитализма с социалистических позиций проводили: французский социалист Шарль Фурье 1772-1837, немецкие социал-демократы Фердинанд Лассаль 1825 – 1864 . Оформление доктрины научного социализма произошло во второй половине XIX в. в виде политико –правовой доктрины Карла Маркса 1818 –1883 и Фридриха Энгельса 1820 – 1895. Государство и право, по мнению марксистов, это надстроечные явления, которые опираются на базис производственные отношения и зависят от него. Конечную причину и решающую движущую силу всех важных исторических событий марксизм находит в экономическом развитии общества.

4. Научный позитивизм

От либеральных концепций государства и права принципиально отличается политико-правовая теория философа Огюста Конта 1798 – 1857, основателя французской школы научного позитивизма и «отца социологии». Свою теорию Конт изложил в шеститомном «Курсе позитивной философии» и в работе «Система позитивной политики, или Социологический трактат об основах религии человечества». Ключевое понятие его теории – закон трех стадий. В зависимости от состояния человеческого разума Конт делит общество на три стадии: первая – теологическая фиктивная, когда наука содержится в богословской оболочке, а все явления объясняются волей одушевленных предметов и сверхъестественных существ; вторая стадия – метафизическая критическая факты объясняются через отвлеченные, априорные, абстрактные понятия; третья стадия – позитивная научная – науки занимаются выяснением законов связи явлений. По Конту, социология делится на две части: социальную статику, изучающую строение общества, и социальную динамику, изучающую его развитие. То и другое он обобщает в формуле: «Порядок и прогресс». Люди живут в обществе , ибо оно составляет часть их социальной природы. Изменить социальные явления, как и природные, можно только при условии, что мы знаем законы. Доктрина Конта была с восторгом принята в Латинской Америке. На бразильском гербе до сих пор написано: «Порядок и прогресс».

5. Юридический позитивизм.

Теоретическим отражением воплощенных в праве буржуазных принципов стал юридический позитивизм – как специфическая, для периода господства буржуазии в эпоху свободной конкуренции, форма юридического мировоззрения. Свойственный юридическому позитивизму взгляд на право как на веление, приказ власти порожден не только отказом от иллюзий революционной буржуазии, но и еще более практической заинтересованностью господствующих верхов в реализации послереволюционного права. Юридический позитивизм довел до совершенства разработку приемов толкования правовых норм, особенно логических, систематических, грамматических приемов.

Юридический позитивизм – это отказ от представления о существовании рядом с позитивным правом естественного права, требующего его воплощения в законодательстве. Произошло отождествление права с законом. Позитивистское и неопозитивистское направление философии права развивалось в виде общей теории права, в основном, с позиций аналитической юриспруденции. Идеи и установки аналитической юриспруденции нашли свое обоснование и развитие в утилитаризме Бентама, «философии позитивного права» Остина, «чистом учении о праве» Кельзена, учении Харта о первичных и вторичных правовых институтах, в трудах русских представителей юридического позитивизма Г.Шершеневич и неопозитивизма В.Д.Катков.

Возникновение юридического позитивизма обычно связывают с именем Дж.Остина. в курсе лекций «Определение предмета юриспруденции» Дж. Остин обосновал утилитаристский тезис Бентама право-повеление суверена, совмещая методологические посылки утилитаризма и позитивизма, делал акцент на эмпирических особенностях права право как факт. Эмпирическое познание предполагает чисто юридические критерии, обособленные от моральных оценок права, присущих естественноправовой традиции. Право, по Остину, — относительно определенная, обозреваемая совокупность правил норм. Источником права является суверенная власть, причем важнейшей для нормального функционирования права и самой суверенной власти выступает привычка большинства к повиновению суверену. Приказ суверена, снабженный санкцией, и есть, по сути дела, правовая норма норма позитивного закона. Норма получает юридический характер только в том случае, когда некто, обладающий необходимыми властными возможностями, в состоянии придать ей обязывающую силу принуждения под угрозой причинить вред нарушителю данной нормы. Санкции, установленные позитивным законом, имеют характер юридический и политический одновременно, поскольку они реализуются на практике данным политическим сообществом в принудительном порядке. В этом смысле право является приказом суверена, устанавливающим обязанности и находящим гарантии их реализации в политических государственных санкциях и принуждении. Дж.Остин не признавал естественноправовых элементов и принципов обоснования и признания прав личности. в этом плане он близок Гуго и Савиньи.

Дж.Остин связал природу права с приказом правителя «кому подчиняются, тот и суверен», тем самым легитимировав правотворчество любой власти. Позитивистский тезис «закон есть закон» означал негативное отношение к естественным и неотчуждаемым правам, любым конструкциям, признающим, что существует более разумное право и государство, являющие собой эталон для сопоставления. Право в широком смысле слова включает в себя естественное право, позитивное право и позитивную мораль. Между позитивным правом и моралью, а также религией существует противоречие, которое должен учитывать всякий законодатель

6. Учение Рудольфа фон Иеринга

Перед мыслителями второй половины XIX в. стояли вопросы, рожденные гражданским обществом: противоречия и конфликты, соотношение государство-общество, социальные процессы. Европейская революция 1848 г. и подъем движения низов поставили вопрос о возможности смены существующих режимов. Все чаще исследователи обращались к социологии при исследовании государства и права.

Первым, кто сделал попытку применить идеи социализма к учению о государстве и праве, был немецкий юрист Рудольф фон Аурих Иеринг 1818 – 1892. Считая юриспруденцию формальной наукой, Иеринг стремился дать современным ему праву и государству социологическое обоснование. Центральное понятие его теории – интерес, выраженный в праве. Право, по его мнению, есть система социальных целей, гарантируемых принуждением, под которым понималась государственная власть. Теория Иеринга получила название «юриспруденция интересов», т.к. в мире, по его мнению, все подчинено причине. И причиной действий людей являются цели интерес. Достижение цели обеспечивается правом. все члены гражданского общества солидарны в своих интересах и преследуют общие цели. А право, следовательно, выражает «всеобщий интерес». Для охраны интересов необходимо государство – общество, которое принуждает. Иеринг утверждал, что каждому государству свойственно стремление расширить свои границы. В этом интерес государства, он должен ограничиваться законом, то есть разумной политикой власти.

7.Социологическая концепция права.

Теория получила свое развитие в трудах английского философа Герберта Спенсера 1829 – 1903 . Спенсер рассматривал общество как сложный организма, развивающийся по законам эволюции. В политике Спенсер отстаивал индивидуалистические теории, восходящие к идеям либерализма об ограничении вмешательства государства в частные дела граждан и их объединений. Благосостояние общественного агрегата не может считаться само по себе целью общественных стремлений без учета благосостояния составляющих его единиц.

Г. Спенсер утверждал, что не государство – творец права, не законодательство – источник права, а право есть основа законодательства, так как оно выводится из принципа равной свободы.

8 Русская политико-правовая мысль первой половины XIX в.

Стремление к конституционному ограничению самодержавия и создание реформаторских проектов передовой частью русского общества было продолжено в XIX в. Принципы консервативной политико-правовой идеологии были заложены в сочинениях Николая Михайловича Карамзина 1766 — 1826, который считал, что был противником ограничения самодержавия, разделения властей и отмены крепостного права. Идеалом Карамзина был сильный монарх, опирающийся в своей деятельности на законы и принимающий меры к нравственному воспитанию и политическому просвещению народов своей страны. Теоретической основой охранительной идеологии стала доктрина официальной народности «Самодержавие, православие, народность», сформулированная министром народного просвещения С.С.Уваровым.

Среди сторонников западноевропейского пути для России сочетание законности с формальным ограничением самодержавия через посредство представительных учреждений можно назвать вельмож: А.А.Безбородко, А.Р.Воронцова, Г.Р.Державина, П.А.Зубова, Н.С.Мордвинова. Либерально – конституционные проекты были изложены в программных документах декабристов «Конституция» Н.М.Муравьева (Северное общество), «Русская правда» П.И.Пестеля (Южное общество), манифест, выработанный накануне восстания 14 декабря 1825 г., которые включали в себя требования ликвидации крепостного права, сословных привилегий, становления представительного правления, гарантий гражданских прав и свобод. Северное общество предлагало конституционную монархию по британскому образцу, Южное – военную диктатуру (хунту) по испанско-латиноамериканскому образцу на переходный период.

В подготовке и осуществлении многих преобразований первой половины XIX в. видную роль сыграл Михаил Михайлович Сперанский 1772 – 1839. Идеалом для него являлась конституционная монархия, принцип разделения властей. В своем «Введении к Уложению государственных законов» он сформулировал идею народного представительства Государственный Совет, Дума, Сенат в сочетании с принципом выборного начала и местного самоуправления на основе имущественного ценза. Обосновывая необходимость создания правового государства, Сперанский определял право как фундаментальную и универсальную социальную ценность и обязательное условие человеческой свободы.

В анализе проблемы нереволюционного изменения существующего государственного строя, в противопоставлении России и Европы большую роль сыграли «Философические письма» П.Я.Чаадаева.

На рубеже 30-40-х гг. XIX в. сложились два течения общественной и политической мысли – западники и славянофилы. В основе их разногласий лежал спор о принципах взаимоотношения власти и народа, о выборе пути дальнейшего развития страны – европейского или русского. Их объединяла критика крепостничества, отстаивание гражданских свобод.

9. Русская политико-правовая мысль второй половины XIX- начала XXвв.

Вторая половина XIX в. в России – это эпоха великих реформ, которые дли толчок к глубоким преобразованиям во всех сферах жизни общества, придали стимул возникновению новых идейно-политических течений и философско – правовых построений. Основными направлениями общественно-политической мысли этого периода были радикализм, либерализм и консерватизм.

Радикальное направление было представлено несколькими течениями: утопический социализм А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский; коллективистский анархизм М.А.Бакунин, П.А.Кропоткин; революционное народничество П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев, марксизм Г.В. Плеханов. В.И. Ульнов-Ленин.

Либеральное направление в политико – правовой мысли России второй половины XIX в. представлено такими именами, как Борис Николаевич Чичерин 1828 – 1904, Сергей Андреевич Муромцев 1850-1910, Николай Михайлович Коркунов 1853 – 1904, Максим Максимович Ковалевский 1851–1916.

Крупнейшим представителем государственной школы в русской юриспруденции школы был юрист, социолог, историк и общественный деятель Борис Николаевич Чичерин. Чичерин определял государство, как “союз народа, связанного законом в одно юридическое целое и управляемого верховной властью для общего блага”. Частное благо – цель не государства, а гражданского общества. Государство обеспечивает безопасность и осуществление нравственного порядка, определяет и защищает права и свободы. Область естественного права, по Чичерину, в отличие от права положительного, -это область требований правды, справедливости, “вытекающих из человеческого разума и долженствующих служить мерилом и руководством для положительного законодательства”. Государственность трактовалась Чичериным как главный фактор не только правовых, но и общественных перемен. Суть либерализма, по Чичерину, состоит в представлении о человеке как о существе свободном, которое в таком качестве вступает в общество.

Сергею Андреевичу Муромцеву принадлежит заслуга в деле обоснования социологического подхода к изучению права, в истолковании права как действующего правопорядка и в оправдании свободы судейского правотворчества, способного содействовать эволюции России в сторону более либерального режима властвования. Вместо совокупности юридических норм Муромцев под правом понимал совокупность юридических отношений правовой порядок. Нормы представляются как атрибут порядка. Он проводил резкую грань между судом и законом.«Закон творит, суд осуществляет свою волю законодателя».

Максим Максимович Ковалевский продолжил и развил сравнительно-правовые исследования, сочетая изучение права с анализом его взаимосвязей с учреждениями государственной власти. Уточнение Ковалевским сравнительного метода в правоведении сводилось к выделению особой группы сходных обычаев и учреждений у разных народов на сходных ступенях. Понимание природы государства и права немыслимо, по мнению Ковалевского, без выявления и учета его исторических корней. Новизна метода Ковалевского состояла в показе более тесной связи и зависимости политической мысли от течения общественной политической жизни.

В консервативной политико – правовой мысли принято выделять консервативный политический романтизм и консервативную политическую утопию. Для первого было характерно стремление культурно-социальный идеал воплотить в реальную жизнь, для второго -активная борьба с конкурирующими утопиями – либерально, радикальной, социалистической. Николай Яковлевич Данилевский развивал теорию культурно-исторических типов человеческой цивилизации. Он считал, что никакие особые гарантии политических и гражданских прав невозможны, кроме тех, которые верховная власть захочет предоставить своему народу. Данилевский высмеивал идею «социального русского парламента», но, в отличие от других неославянофилов, высоко оценивал значение свободы слова, считая ее не привилегией, а естественным правом. Константин Николаевич Леонтьев, отвергая либеральный эгалитаризм, сближая и часто отождествляя его с анархизмом, природу русской государственности выводил из византийского и, отчасти, европейского наследия, считая, что в созданном великом государстве почти нет своей государственности. Русское право, по его мнению, также есть право европейское. Константин Петрович Победоносцев, автор трехтомного «Курса гражданского права», являлся противником парламентаризма и народоправия, считал, что становление политических прав и свобод в России по европейским стандартам приведет ее к анархии и тогда только диктатура восстановит традиционные и необходимые идейную волю и власть. Совесть как внутреннее осознание бессознательно ощущаемой индивидом истины своего существования, согласно Победоносцеву, лежит в основе русского правового мировоззрения

Тема 8. “Политические и правовые идеи ХХ в.”

1. В начале XX в. возросло разнообразие политико-правовых доктрин, порожденное как усложнением социальных и политических процессов общественной жизни, так и умножением разнообразных методологических основ политико-правовых концепций, различных по социально-классовой основе.

Именно в этот период наметилась тенденция к сближению поначалу резко противостоявших между собой политических идеологий. Буржуазный либерализм перерастал в неолиберализм, содержащий ряд социальных требований, возникших в русле социалистических теорий (обоснование социальных гарантий прав и свобод личности, признание полезности и необходимости позитивных функций государства и др.). В социалистической же политико-правовой идеологии обозначилось влиятельное направление, выступающее не за революционное уничтожение гражданского общества, а за его совершенствование посредством социальных реформ.

Вместе с тем войны, социальные бедствия, кризисы и неурядицы первой трети XX в. в ряде стран породили экстремистские партии и движения, стремившиеся к установлению тоталитарных режимов. В XX в. сбылись худшие опасения мыслителей предыдущего века о пагубности неограниченной власти, противостоящей народу и попирающей личность. Для идейно-политических программ тоталитаризма характерны притязания на выражение подлинных интересов трудящихся масс, классов, народов, наций, утверждения об исторической необходимости применения крайних мер и отсутствии других способов защиты общественного блага кроме диктаторских. Все авторитарные и тоталитарные режимы либо принципиально отвергают демократию, права и свободы человека, либо формально признают и даже пропагандируют их в идеологических целях, но попирают на практике. Официальной идеологии победившего тоталитаризма присущи демагогия, настойчивое насаждение ненависти к врагам и к инакомыслящим, казенный оптимизм, притязания на научность, эклектическое использование идей и лозунгов, взятых из различных направлений политической идеологии.

В начале XX в. сложились основные концепции права гражданского общества. Юридический позитивизм продолжал разработку догмы права, теории толкования и применения правовых норм. Социологическое направление юриспруденции и возрождающаяся теория естественного права (к которой близка психологическая теория права) критиковали юридический позитивизм за неспособность определить источники развития и изменения права, исследовать способы его воздействия на общественные отношения и поведение людей, обосновать права человека и правовое государство. В свою очередь социологическое направление упрекалось сторонниками других концепций за сведение права к судебной и административной практике, откуда проистекала возможность противопоставления закона и практики его реализации. Возрождающимся теориям естественного права представители других направлений юриспруденции делали упрек в том, что эти теории смешивают право и правосознание (психологическая теория критиковалась соответственно за сведение права к правовой психике). Существование и полемика этих направлений в юриспруденции обусловливали развитие правовой науки, соответствующей потребностям гражданского общества.

2. Социологическая юриспруденция

Формирование социологического направления в современной теории права и государства началось на исходе XIX в., когда социология выделилась в самостоятельную отрасль знаний и ее методы получили широкое распространение в общественных дисциплинах.

Значительную роль в развитии социологического правоведения в XX в. сыграл американский юрист Роско Паунд (1870-1964 гг.). Он преподавал в крупнейших университетах США и на протяжении многих лет был деканом Гарвардской школы права. Паунд призывал юристов не ограничиваться изучением "права в книгах" (т.е. права в законе, в нормативных актах) и обратиться к анализу "права в действии". Юридическая наука, считал он, призвана показать, как право реально функционирует и влияет на поведение людей. Право является одним из способов контроля за поведением людей наряду с религией, моралью, обычаями, домашним воспитанием и др. Такой подход ориентировал юридическую науку на изучение права в контексте социальных отношений, требовал учитывать взаимодействие правовых норм с иными регуляторами общественной жизни.

Паунд выделяет в современном праве три аспекта. Во-первых, право - это правовой порядок или режим регулирования социальных отношений посредством систематического и упорядоченного применения силы органами государства. Во-вторых, правом называют официальные источники, которые служат руководством при вынесении судебных и административных решений (в этом смысле говорят, например, о праве штата Индиана). В-третьих, право есть судебный и административный процесс. Если свести эти определения воедино, то, по словам Паунда, мы придем к пониманию права как "высоко специализированной формы социального контроля, осуществляемого на основе властных предписаний в рамках судебного и административного процесса".

Паунд вслед за Иерингом считал, что обоснование цели правопорядка должно быть обеспечено концептуально-понятийным единством юридической доктрины, поскольку позволяет не только согласовать различные определения права, но и связать общезначимые социальные идеалы с интересами и субъективными устремлениями участников общественных отношений. Цель права, согласно его концепции, состоит в улаживании социальных конфликтов и достижении цивилизованных отношений между людьми. Паунд не уставал повторять, что право должно служить не разъединению членов общества, а, наоборот, укреплению согласия и кооперации между ними (подобного рода воззрения называют интегративной моделью права; в противовес ей выделяют конфликтные модели, к числу которых относят марксистское понимание права как средства подавления классовых противников).

3. Нормативизм Г. Кельзена

Политическое и правовое учение нормативизма своими корнями восходит к формально-догматической юриспруденции XIX в. Оно сложилось на основе методологии, выработанной в юридическом позитивизме, и представляет собой реакцию на распространение в современном западном правоведении социологических, психологических и новейших этико-философских концепций.

Родоначальником и крупнейшим представителем нормативистской школы был австрийский юрист Ганс Кельзен (1881-1973 гг.). Его теоретические взгляды окончательно сформировались в период, последовавший за распадом Австро-Венгерской монархии. В то время Кельзен преподавал в Венском университете и занимался активной политической деятельностью, выступая в роли советника по юридическим вопросам первого республиканского правительства. По поручению К. Реннера, главы кабинета, Кельзен возглавил подготовку проекта Конституции 1920 г ., юридически оформившей образование Австрийской республики (с некоторыми изменениями эта Конституция действует и в настоящее время). После аншлюса Австрии нацистской Германией в 1938 г. ученый эмигрировал в США.

Кельзену принадлежит большое число работ по общей теории права и государства, по конституционному и международному праву, а также несколько сочинений, посвященных опровержению марксизма. Самая известная его работа - "Чистая теория права" (в заголовок вынесено авторское название нормативизма; книга вышла в 1934 г .).

Под чистой теорией права Кельзен понимал доктрину, из которой устранены все элементы, чуждые юридической науке. Современные юристы, писал он, обращаются к проблемам социологии и психологии, этики и политической теории, пренебрегая изучением своего собственного предмета. Кельзен был убежден, что юридическая наука призвана заниматься не социальными предпосылками или нравственными основаниями правовых установлении, как доказывают приверженцы соответствующих концепций, а специфически юридическим (нормативным) содержанием права.

Чистота теории права предполагает также исключение из нее идеологических оценок. Кельзен одним из первых поставил задачу деидеологизации правоведения, создания строго объективной науки о праве и государстве. Согласно его воззрениям, подлинная наука носит релятивистский характер, так как признает возможность существования в обществе множества систем идеологии и отрицает превосходство какой-либо одной из них над другими. По учению Кельзена, право старше государства. Оно возникло еще в первобытную эпоху, когда общество, разрешив индивидам совершать акты принуждения (например, акты мести) в одних случаях и запретив - в других, установило монополию на применение силы для обеспечения коллективной безопасности. Впоследствии правовое сообщество перерастает в государство, где функции принуждения осуществляются централизованным путем, т.е. специально созданными органами власти. Политическое учение Кельзена построено на отождествлении государства и права. Как организация принуждения государство идентично правопорядку, считал родоначальник нормативизма. Аргументируя свою позицию, Кельзен пришел к выводу, что любое государство, включая авторитарное, является государством правовым. Этот вывод резко контрастировал с доктринами либеральной демократии середины XX в., в которых правовое государство рассматривалось как альтернатива тоталитарным политическим режимам.

4. Современные теории естественного права

Среди политико-правовых концепций XX в. особое место занимают учения о естественном праве. Они продолжают традиции философского осмысления права и опираются на различные доктрины, сложившиеся в современной западноевропейской и американской философии, - томизм, неокантианство, неогегельянство, экзистенциализм, феноменологию, персонализм.

Неотомисты (Ж. Маритен, В. Катрайн, И. Месснер) возводят свое понимание естественного закона к философии Фомы Аквинского, чье учение в 1879 г . получило одобрение и поддержку со стороны католической церкви. Виднейший представитель современного томизма - французский философ и общественный деятель Жак Маритен (1882-1973 гг

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.