Тема 1. Предмет, система и методологические вопросы курса.
История политических и правовых учений относится к числу историко-теоретических дисциплин. Задача этой дисциплины - на конкретном историческом материале показать закономерности развития политико-правовой идеологии, познакомить студента с содержанием и историей наиболее значительных и влиятельных теоретических концепций государства и права прошлых эпох. Каждая большая эпоха сословного и классового общества имела свою теорию государства и права, чаще несколько теорий
Предметом истории политических и правовых учений являются теоретически оформленные в доктрину (учение) взгляды на государство, право, политику.
За время многовековой истории государства и права возникло очень много политико-правовых доктрин. Всем этим концепциям присуще нечто общее: они выражают отношение определенных социальных групп к государству и праву (программная, оценочная часть учения), строятся на свойственной данной эпохе идейно-теоретической основе(методологический стержень учения), содержат решения основных проблем теории государства и права (теоретическое содержание учения). Поэтому политико-правовая доктрина включает три компонента: 1) логико-теоретическую, философскую или иную (например, религиозную) основу; 2) выраженные в виде понятийно-категориального аппарата содержательные решения вопросов о происхождении государства и права, закономерностях их развития, о форме, социальном назначении и принципах устройства государства, об основных принципах права, его соотношении с государством, личностью, обществом и др.; 3) программные положения - оценки существующего государства и права, политические цели и задачи.
Со временем сложился традиционный круг вопросов, решение которых образует содержание политического и правового учения. К ним относятся вопросы о происхождении государства и права, об их связи с обществом, с личностью, с отношениями собственности, проблемы форм государства, его задач, методов политической деятельности, связи государства и права, основных принципов и форм (источников) права, проблема прав личности и др.
Каждая большая эпоха сословного и классового общества имела свои, свойственные ей политико-правовые учреждения, понятия и способы их теоретического объяснения. Поэтому в центре внимания теоретиков государства и права разных исторических эпох были различные политико-правовые проблемы, связанные с особенностями государственных учреждений и принципов права соответствующего исторического типа и вида. Так, в рабовладельческих государствах Древней Греции главное внимание уделялось устройству государства, проблеме круга лиц, допущенных к участию в политической деятельности, государственно-правовым способам укрепления господства свободных над рабами. Этим и были обусловлены повышенное внимание к теоретическому определению и классификации форм государства, поиск причин перехода одной формы правления в другую, стремление определить наилучшую, идеальную форму правления. В средние века основным предметом теоретико-политических дискуссий стал вопрос о соотношении государства и церкви. В центре внимания идеологов буржуазии XVII-XVIII вв. стояла уже проблема не столько формы правления, сколько формы политического режима, проблема законности, гарантий равенства перед законом, свободы и прав личности. XIX-XX вв. выдвинули на первый план вопрос о социальных гарантиях прав и свобод человека, а с конца XIX в. проблема форм правления и политического режима государства была существенно дополнена исследованием связей с политическими партиями и другими политическими организациями.
Понятие "политико-правовое учение" основано на тесной связи проблем государства и права, ноне означает сведения права на уровень надстройки над государством, придатка к нему, "формы политики". В содержании ряда политико-правовых учений на первом месте стояли именно проблемы права, по отношению к которым устройство государства и другие политические проблемы рассматривались как второстепенные. Право занимает ведущее по отношению к государству положение в некоторых религиях (брахманизм, ислам), и потому правовые проблемы являются главными в содержании политико-правовых учений, построенных на идейной основе соответствующей религии. В истории политико-правовых учений было также немало не связанных с религией проектов детальной регламентации неизменными законами жизни общества, проектов, отводящих государству второстепенную роль хранителя этих законов("Законы" Платона, "Кодекс природы" Морелли, "Путешествие в землю Офирскую..." Щербатова и др.). Проблемы права по-новому вышли на первый план в эпоху становления гражданского общества в тех политико-правовых учениях, которые обосновывали юридическое равенство людей, их права и свободы, отводя государству роль гаранта прав человека (Локк, Кант и др.). Вместе с тем в истории было немало политико-правовых учений, уделявших большее внимание проблемам политики и государства (Макиавелли, Боден и др.). В целом здесь существуют две позиции: связанная с античностью идея о первичности гражданской общины по сравнению с государством и идея о первичности государства по сравнению с общиной, берущая начало в государствах Древнего Востока и развитая в Европе в период складывания абсолютистского государства Нового времени, начиная с теории stato у Макиавелли.
Тема 2. “Политическая и правовая мысль в государствах Древнего Востока”
1. Первые политико-правовые идеи Древнего Востока
Истоки политико–правовых представлений и понятий содержались в ранних мифологических и религиозных воззрениях на земные порядки, формы устройства общественной и государственной жизни людей. Эти воззрения еще не выделялись в самостоятельную форму общественного сознания и были частью целостного мифологического мировоззрения. Миф закрепляет картину мира, дает нормы поведения, упрощает ориентацию человека в мире. Право выступает как всеобщий принцип, масштаб и мера формального равенства. Религия в этот период выполняла роль связующего звена между мифологическими представлениями и последующими политико-правовыми воззрениями.
Древнейшие политико-правовые учения возникли в Египте, Месопотамии, Индии, Палестине, Китае. Для древневосточных учений характерны: наивно-религиозный метод объяснения общественных явлений, распространение мононорм древнейших запретов, основанных на космологических принципах, религиозных заповедях и предписаниях морали. Примером мононорм могут служить: Законы Хаммурапи – древневавилонский памятник XVIII. до н.э.; гимны и книги Древнего Египта «Гимн Атону», «Книга мертвых»; «Законы Моисея» и «Новый Завет»; «Ригведа», «Дхармашастры», «Артхашастра» Древней Индии; труды древнекитайских мудрецов и древнекитайские традиционные правила. Справедливость в Законах Хаммурапи подразумевает социальное, политическое и правовое неравенство членов различных сословий общества – свободных с их делением на два разряда –авилум и мушкенум, рабов-иноплеменников захваченных на войне и долговых рабов на срок не свыше трех лет.
В Законах Ману II в. до н.э. — памятнике древнеиндийского права, оправдываются положения Вед и Упанишад о делении общества на варны касты, их неравенство. Все варны и их члены должны следовать божественному закону дхарме. Господствующее положение брахманов в обществе и государстве определяет руководящее значение брахманских толкований политико-правового смысла дхармы.
Государственная власть отождествлялась в основном с властью царя или императора как наследника богов. Сами учения часто представляли собой этико-политические доктрины, в которых искусство управления государством подчас сводилось к нравственному совершенствованию правителей. В Древневосточных цивилизациях, в которых основу социальной структуры общества составляли сельские общины, правовые конструкции носили прикладной, казусный характер и содержали квалификацию правонарушений, проблемы регулирования процесса осуществления власти, детальная разработка правил государственного управления, землепользования, религиозные и моральные запреты.
2. Политико-правовая мысль Древнего Китая.
Своеобразие древнекитайской политико-правовой мысли состояло в том, что в отличие от древнеиндийской она не подпитывалась религиозными писаниями, а рано выделилась в особую отрасль, которой занимались правители, мудрецы, философы. В центре внимания китайских мыслителей стоит человек, общество, проблемы организации государства, трактуемые рационалистически. В истории политико-правовой мысли Древнего Китая наиболее влиятельными были даосизм, конфуцианство, моизм и легизм.
Расцвет общественно – политической мысли Древнего Китая относится к VI – III вв. до н.э. В поисках выхода из политического кризиса возникают различные направления и школы. Они используют общие представления, изменяя их согласно своим программам. Так, легизм, как конфуцианство и даосизм являлся поиском выхода из кризиса в Китае при поздних представителях династии Чжоу.
Идеи даосизма VI в. до н.э. изложены в работе Лао – Цзы “Дао дэ цзын”. Дао путь понимается не как проявление “небесной воли”, а как не зависимый от небесного владыки, естественный ход вещей, естественная закономерность. Оно определяет законы неба, природы и общества, олицетворяет высшую добродетель и естественную справедливость. Дао выступает как естественное право непосредственного действия.
Конфуций – великий китайский философ. Его философия, основанная на личной морали и концепции власти правителя, подпитывает китайскую культуру более двух тысяч лет. Государство трактуется им как большая семья. Власть императора “сына неба” уподобляется власти отца. социально-политическая иерархия строится на принципе неравенства людей: “темные люди”, “простолюдины”, “низкие” должны подчиняться “благородным мужам”. Конфуций призывал правителей, чиновников и подданных строить отношения на началах добродетели. Не отвергая полностью законодательство, Конфуций отводил ему вспомогательную роль, противопоставляя законодательство нормам добробетели. В основе конфуцианства – учение об обычном праве, т.е. правилах ритуала как нормативной системе государства, не воспринимающей законы в качестве главных регуляторов. Главное – это сохранение традиционных религиозно – моральных методов воздействия на подданных. Основные категории конфуцианства – понятия благородного мужа, человеколюбия и правил ритуала. Конфуцианские правила поведения включали в себя: моральные наставления, культовые обряды; традиции и обычаи. Они изложены в сборнике Конфуция «Лунь Юй» «Беседы и высказывания» V в. до н.э., трактатах Мэн-цзы III в. до н.э., «Ли цзы» «Записки о ритуалах» IV в. до н.э.. По мнению Конфуция добродетель подданных заключается в послушании всем вышестоящим; в свою очередь высшие слои должны обладать высокими моральными качествами: соблюдение ритуала ли, человеколюбие жень, забота о людях шу, почтительное отношение к родителям сяо, преданность правителю чжун. Вся эта целостность, за исключением позитивного закона фа представляет собой единство моральных и правовых явлений.
В древнекитайском трактате «Дао де цзин», составленном даосистами в IV-III вв до н.э., изложены взгляды Лао-цзы. Дао выступает как естественное право непосредственного действия. Существенная роль в даосизме отводится принципу недеяния, воздержания от активных действий, прежде всего, как призыв к богатым воздерживаться от притеснения народа.
В IV в. до н.э. в Китае сложилось еще одно политико-правовое учение – легизм. Одним из основателей этой школы был правитель области Шан – Шан Ян 390-338 гг. до н.э.. Шан Ян выступал с обоснованием управления, опирающегося на законы фа и суровые наказания, подверг критике распространенные в то время конфуцианские идеалы в сфере управления. Концепция управления легистов характеризуется низкой оценкой качеств своего народа и уверенностью, что только насилием можно призвать народ к порядку. В этом учении отрицаются какие – либо права подданных по закону, обязательность закона для всех, в том числе тех, кто их издает.
В целом, правовая мысль Древнего Востока оставалась сугубо прикладной. Ее содержание касалось лишь искусства управления, механизма осуществления власти, поддержания установленного порядка в обществе, механизма осуществления власти и правосудия.