Свою историко-политическую программу Карамзин изложил во всей полноте в записке царю «О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», поданной в 1811 г. Александру 1 в качестве дворянской программы и направленной против реформ Сперанского.
Карамзин ставил своей задачей доказать, что никаких преобразований проводить в стране не нужно, что они вредны для России и что «Россия раньше и теперь спасается лишь самодержавием».
Российское единодержавие – таков первый элемент историко-политической концепции Карамзина.
Наряду с обзором русской истории и критикой государственной политики Александра I в “Записке” содержалась цельная, оригинальная и весьма сложная по своему теоретическому содержанию, концепция Самодержавия как особого, самобытно-русского типа власти, тесно связанной с Православием и Православной Церковью.
С точки зрения Карамзина, самодержавие представляет собой “умную политическую систему”, прошедшую длительную эволюцию и сыгравшую уникальную роль в истории России. Эта система была “великим творением князей московских”, начиная с Ивана Калиты. Система эта возникла в результате синтеза автохтонной политической традиции “единовластия”, восходящей к Киевской Руси и некоторых традиций татаро-монгольской ханской власти + сознательное подражание политическим идеалам Византийской империи.
Возникшее в условиях тяжелейшей борьбы с татаро-монгольским игом самодержавие было безоговорочно принято русским народом, поскольку не только ликвидировало иноземную власть, но и внутренние междоусобицы.
Вся система государственных и общественных институтов была, по Карамзину, “излиянием монаршей власти”, монархический стержень пронизывал всю политическую систему сверху донизу.
Православная церковь играла исключительную роль в данной системе. Она являлась “совестью” самодержавной системы, задающей нравственные координаты для монарха и народа в стабильные времена. Карамзин подчеркивал, что власть духовная действовала в тесном союзе с властью гражданской и давала ей религиозное оправдание.
Карамзин придерживался традиционно-консервативных взглядов на крепостное право; отмену его он связывал с отдаленным будущим, когда просвещение окажет на крестьян благотворное влияние, и они получат свободу, не подвергая существующий порядок вещей сотрясениям.
Карамзин пишет во введении: «История как морское плавание, император ведет корабль. Эта книга учит как правильно вести корабль». В полном виде записка опубликована в 1991 г. В первой части «Записки» автор делает краткий обзор истории России — от ее возникновения до царствования Павла I включительно.
Утрата единовластия в удельный период повлекла огромной важности перемены. В удельный период «народ утратил почтение к князьям, а князья —любовь к народу»; «удивительно ли, что варвары покорили наше отечество». Карамзин отмечал два результата татаро-монгольского ига: отрицательный —«Земля русская сделалась жилищем рабов»; положительный —под эгидой татаро-монгольского созревали условия для освобождения от их ига и восстановления единовластия. Историческое обоснование монархии дополняется историческим обоснованием дворянских прав и привилегий, притом именно родовой знати, аристократии. «Без монарха – нет дворянства, без дворянства – нет монарха».
Петр 1 исказил ход русской истории, изменил национальному началу, подорвал моральное влияние русского духовенства. Критической оценке подверг Карамзин и все последующие царствования. Говоря о монархах, царствовавших вслед за Петром, историк обязательно подчеркивал, обладали ли они чертами правителей-тиранов.
При Екатерине II самодержавие смягчилось, исчезла тирания. Но при ней В страну хлынули чужеземцы, двор забыл русский язык, расцветал разврат, непомерная роскошь приводила к разорению дворян. Отношение историка к Павлу I резко негативное и, прежде всего, за пренебрежение к дворянам, за унижение, которому он их подвергал.
В Записке в четкой, сжатой, продуманной до мелочей форме, изложена историческая концепция Карамзина, его взгляды на прошлое Отечества с древнейших времен вплоть до Отечественной войны 1812 года. И в этом отношении Записка дополняет его «Историю», доведенную лишь до событий Смутного времени.