О монголо-татарском нашествии на Русь остались отрывочные современные записи, в которых не всегда осознавались причины и последствия страшных разорений и опустошений. В позднейших сказаниях вроде «Повести о разорении Рязани Батыем» появятся герои сопротивления, но это будет тогда, когда призыв к борьбе мог быть услышан. Киев после разорения надолго выпадал из поля зрения летописцев северо-восточной Руси.
В 14-м веке летописание продолжается в Новгороде, зарождается в Твери и Москве. Но древнейший текст тверской летописи – Рогожский летописец, сохранившийся в списке сер.15 в. Оставляет впечатление подготовительных материалов для свода. В 14 в. В Москве велось летописание. В 1382 году после нашествия Тохтамыша многие книги и записи были сожжены. Даже первоначальной записи о Куликовской битве мы не имеем. «Сказание о мамаевом побоище» возникло в 15-м веке, точная дата не известна. Первичный текст его не уцелел, его заменяли воспоминания и переделки. Большинство сохранившихся списков летописей относится к 15-16 веку. В середине 15 века Русь стояла как витязь на распутье. Всплеск летописания приходится на 1540-е годы, когда Русь выбирала каким путём идти. Это касалось и межкняжеских отношений и отношений внутри церкви. После флорентийского собора на Руси резко возросло стремление к автокефалии. Одним из наиболее спорных вопросов в историографии является вопрос о создании Николаевской летописи, древнейший список которой относится к 1520 г. Летопись привлекает даже фольклорный материал.
К 40-м годам 15 в. Ведёт большой и тонкий сюжет летописи, в котором осуждается Василий Дмитриевич за отход от линии Дмитрия Донского и митрополита Алексея. Речь идёт о пролитовской ориентации зятя Витовта. Редакция летописи начала 16 века так же существовала. Киноварные заметки на полях Симеоновской летописи (кон. 15 в.) касавшиеся преимущественно Рязани указывают на связь с Рязанью.
Московское летописание заметно поднимается в 70-е годы 15 в. В условиях объединения земель вокруг Москвы. Идея единства княжеского рода от Киева через Владимир к Москве будет активно эксплуатироваться в публицистике конца 15 –нач. 16 в.
Спиридон-Савва написал «Послание» в котором доказывал родство Рюрика с Августом. Другой сюжет в этом сочинении – получение Мономахом В. От Константина Мономаха царских регалий унаследованных от римских цесарей.
После падения Константинополя появились повести о крушении Византии. «Повесть о взятии Царьграда турками» Нестора Искандера. В рамках повестей о падении Константинополя складывалась концепция Москва – третий Рим, в условиях мистического всплеска конца 15 в. Связанного с ожиданием конца света в 7000 году (1492) В 1499 г. Была переведена на славянский язык библия.
Вопрос № 13.
А.М. Курбский.
Андрей Михайлович Курбский (1528—1583) — князь, известный политический деятель и писатель. Происходил из смоленско-ярославской линии Рюриковичей, той её части, что владела селом Курба.
На 21-м году он участвовал в 1-м походе под Казань; потом был воеводой в Пронске. В 1552 г. он разбил татар у Тулы, причём был ранен, но через восемь дней был уже снова на коне. Во время осады Казани Курбский командовал правой рукой всей армии и, вместе с младшим братом, проявил выдающуюся храбрость. Через два года он разбил восставших татар и черемисов, за что был назначен боярином. Мнения о Курбском, как политическом деятеле и человеке, не только различны, но и диаметрально противоположны. Одни видят в нём узкого консерватора, человека крайне ограниченного, но самомнительного, сторонника боярской крамолы и противника единодержавия. Измену его объясняют расчетом на житейские выгоды, а его поведение в Литве считают проявлением разнузданного самовластия и грубейшего эгоизма; заподозривается даже искренность и целесообразность его трудов на поддержание православия.
По убеждению других, Курбский — умный, честный и искренний человек, всегда стоявший на стороне добра и правды. Его называют первым русским диссидентом.