Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Летописная традиция в 17 веке. Синопсис.



В 17 в. Хар-р гос-го летописания изменяется и оно в основном становится частным делом отдельных авторов. В некоторой степени летописание сохранилось в Новгороде, Пскове, монастырях. Летопись в Москве уже не удовлетворяла запросов жизни. Потребность в исторических справках, архивах, отдельных приказах диктовала новые формы исторических произведений. Создаются обзоры русской истории воспитательного и учёного хар-ра.

В 17 в. Утверждаются исторические повести, хронографы, и степенные книги, создаются сложные компиляции («Латухинская степенная книга», «Новый летописец»).

Смута вызвала подъём исторической мысли и появилось огромной кол-во исторических произведений, повестей. В них сохранился летописный способ изложения. Самая ранняя повесть о смуте 1606 г. В составе «Иного сказания» полностью сохранила летописную точность и хронологическую последовательность изложения.

Во 2-й четверти 17 века интерес к летописям вновь возрастает. Возникают такие произведения как «Новый летописец» - своего рода рассказ, составленный за один приём. Летописание сохраняется по областям, монастырям и всё больше переходит в частные руки. Развивается городское летописание. В последней четверти 17 в. Происходит эволюция русского летописания. Помимо Свода 1652 г. Исторических компиляция и сводов 70-90-х годов 17 в. Были созданы оригинальные летописи, посвящённые древним и современным событиям – Мазуринский летописец, Летописец 1686.

Во второй половите XVII в. центром науки и просвещения Восточной Европы стала Киево-Могилянская Академия. Уникальное учебное заведение славилось своими демократическим и вольнолюбивыми традициями. Бесплатное обучение, выборность ректора, профессоров и всесословность учащихся способствовали ее популярности в международных масштабах.

Именно здесь была написана первая и самая популярная в конце 17-18 I вв. учебная книга по русской истории «Синопсис». Слово «синопсис» означает «общий взгляд», т.е. «краткий обзор», в данном случае «Обозрение Российской истории. Действительно автор излагает русскую историю на 200 маленьких страницах печатного текста, притом в легкой литературной форме. Эти качества обеспечили «Синопсису» невероятную популярность у тогдашнего читателя. С 1672 по 1836 г. выпало 30 изданий «Синопсиса». Читателями были государственные деятели, дипломаты, ученые, крестьяне и особенно мещане. По «Синопсису» изучал русскую историю М.В. Ломоносов.

Традиционно авторство приписывается архимандриту Киево-Печерской лавры Иннокентию Гизелю. Однако следует отметить, что в средневековой Руси среди духовных лиц был распространен обычай творить анонимно «по благословению и во славу Божью». Именно поэтому авторы большинства произведений того времени, иконописи., зодчества, литературы и истории нам неизвестны. По мнению исследователей «Синопсиса» (А.С. Лаппо-Данилевского), И. Гизель был скорее цензором, редактором и публикатором изданий в типографии Киево-Печерской лавры. Протестант, крестившийся в православие и принявший в Киеве постриг, крупный политический деятель И. Гизель был духовным писателем философско-схоластического направления, читал курс философии. Иннокентий Гизель был представителем украинской церковно-феодальной верхушки, что не могло не повлиять на его отношение к ряду событий прошлого, на трактовку отношения украинской истории к московской, отношения истории Киева к истории Москвы. Кроме того, Гизелю необходимо было поддерживать нормальные отношения с Москвой и сохранять отношения с духовенством Правобережной Украины. В «Синопсисе» он обошел все те вопросы, которые неизбежно вели к вскрытию противоречий в украинской и московской позициях. Накануне заключения «Вечного мира» (1686 г.) он сформулировал идею об общности славянских народов, на примере Киева показал переплетение их исторических судеб, подчеркнул предопределенность воссоединения и призвал к совместным действиям России и других славянских стран в борьбе с османскими завоевателями. Более того, автор специально ввел в содержание описание Чигиринских походов, чтобы показать, как можно реализовать идею общности и предотвратить дальнейшие захваты турками славянских территорий.

Отдельного упоминания заслуживает отношение автора к историческим источникам. В основе методики работы И. Гизеля лежала компилятивность.

В 17 веке возникает особая литра о Сибири – исторические, географические описания. Первые сибирские летописи отличаются большой пышностью слога, риторическими оборотами, вымышленными диалогами и содержат описание Сибири, торжественное введение и заключительную часть о торжестве христианства в Сибири, которая была раньше местом «вогнеждения» зверей и «водворения» сиринов, а стала прибежищем христианства. Особое место в Сибирских летописях занимает прославление Ермака и его казаков. Основная цель Строгановской летописи — доказать участие Строгановых в покорении Сибири.

 

Вопрос № 16.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.