Уткнуться бы в твои колени И зареветь... И чтоб до белого каленья Стонала медь... Не похоронных оркестрантов, А той трубы, Где медь нечаянных талантов И медь судьбы. И пусть она давно разменяна На медяки, Уткнуться бы в твои колени И без тоски, Без видимых причин, невольно, Дуэтом со свечой Забыться горько-сладкой болью. Так. Ни о чём. Заплакать давними слезами Из детских лет, Святыми, чистыми слезами, Которых нет. Сказать одними лишь глазами (Какой пустяк!) О том, о чём я не сказал бы И век спустя. Сказать тебе, о чём я плачу, Шучу, молчу. Сказать, что не могу иначе И не хочу. Тактичного непониманья Сорвать вуаль. И без прощенья и прощанья Умчаться вдаль. И как по щучьему веленью Отступит грусть. Уткнуться бы в твои колени... Да вот боюсь. Боюсь, что всё переиначит Случайный плач. Боюсь, что больше не заплачет По мне трубач. Боюсь коснуться старой сказки Со словом "вдруг", И беззащитной детской ласки Недетских рук.
25 сентября 1981
СТИХИ СО СЛЕЗОЙ
I
Слёзы – не лучшая в мире штука,
способная стать заменителем звука,
произносимого сердцем боле,
чем умом. Ибо нас научили в школе,
что не верит гордая наша столица
слезам, текущим (хотя и редко)
по некрасивым от плача лицам,
прожигая до самого сердца жилетку.
А потом дополнением к школьной программе
я усвоил (хвала «Кинопанораме»!),
что из жанров искусств, потребляемых нами,
слезы принадлежат мелодраме,
то есть низкому жанру с привкусом фальши.
Собственный опыт учил меня дальше
тому, что слеза зачастую – лишь маска,
употребляемая, как ни грустно,
для того чтобы вызвать нежность и ласку
в ответ, и направить их в нужное русло.
То есть, если быть максимально точным,
сохраняя взгляд сквозь поэзии призму,
слеза – лишь красивая оболочка
горькой пилюли эгоцентризма.
Видимо так и должна объясниться
нелюбовь к слезам российской столицы.
II
Но я был воспитан в провинции, то есть
в странном краю, представляющем помесь
мусульманской деревни с джинсовой Европой,
воспринятой взглядом туриста (галопом).
Где формируют и быт и нравы
кинополотна одной державы,
от нас находящейся к юго-востоку,
имеющей давние тайны, традиции
и чай, вызывающий бурю восторга…
Уже догадались? Конечно, индийские.
Итак, я рос в нашем бурном мире
под знаком «Бродяги», «Любви в Кашмире»
и прочих шедевров кинопроката,
себя не чувствуя виноватым
за слёзы, пролитые совместно
с людьми, сидящими в жёстких креслах
тёмного зала, забыв о проблемах дома
и семьи: от секретаря горкома
до генсека шпаны (кто в кармане с финкой
вместе носит два фотоснимка,
даже от лепшего кореша пряча,
а ночами искренне плача);
то есть, общества по вертикали
срез социальный сидел в кинозале.
Слёзы были естественным актом
бытия, таким же, как сон, питанье
и прочие ежедневные факты,
вообще не стоящие вниманья
поэта. Так как в моей отчизне
иного не ведали стиля жизни,
чем пресловутая мелодрама.
Выражений лиц не меняя годами,
исступлённо и очень упрямо
руки заламывали дамы.
А их кавалеры рыдали страстно,
от скуки, ханжества и пуританства
видя в накале страстей избавленье…
На самом деле – лишь продолженье
этих трёх китов жизни периферийной,
не ведая сами того, творили.
III
Это потом, с переменой места
жительства и переездом в столицу,
хоть и отставную, я стал учиться
со всё возрастающим интересом
возможностям жизни иной. (Заметим
в скобках, что одной из отметин
долголетней жизни в этой столице
есть мысль об отсутствии чёткой границы
периферии в пространстве, то бишь –
думаю тем никого не озлобишь –
столица находится несколько глубже
Эрмитажа, Адмиралтейства,
места жительства или службы –
в тех краях, что зовутся душойи сердцем.
Впрочем, там и провинция, если честно.
Эта мысль не нова, но вполне уместна.)
Это потом уже, в кровь разбивая морду
я научился быть злым и гордым,
не доверять, когда под глазами слякоть,
и хохотать над глаголом «плакать».
Это потом обретал я знание
законов не жизни, но выживания
в нашем, если смотреть не шире
листа газеты, гуманном мире.
Это потом, узнав, что у розы
есть шипы, а в больницах – морги,
истину о неверии в слёзы
я наполнил смыслом простым и горьким.
IV
А тогда в провинции, в школе и дома,
постигая законы Дарвина, Ома,
узнавая, что Пушкин учился в Лицее,
я считал, как и все, слезу панацеей
от бед, обид и житейских печалей.
Поплачешь – и, вроде бы, полегчало.
Даже чувствовал, торжествуя, –
плачу, стало быть, существую!
Как ни крути, но подобные знаки детства
остаются невытравимым наследством
в душе. И, если вдруг посторонние
вскроют сейф моей горькой иронии,
они обнаружат с большим удивлением
среди безбожного нагромождения
тяжких дум и веселья беспечного
обыкновенную склянку аптечную
с этикеткой«ДЕТСКИЕ СЛЁЗЫ».
Это признанье похоже на позу.
И, если Вам нравится, – называйте
меня позёром, но не забывайте,
что отсутствие позы – лишь высшая поза…
Тем более нынче январь, морозы,
во взаимном вранье – никакого резона:
слишком холодно и бессонно.
Поэтому я на полном серьёзе
верю только в тёплые Ваши слёзы…
Январь 1985
*****
… а к Пасхе все внезапно подобреют,
обмениваясь яйцами и хлебом,
немилосердно жён чужих целуя,
забыв произнести «Христос Воскресе!»
Лишь первый дождь прошепелявит что-то,
невнятное, как катакомбы Рима,
и крестный ход, редея год от года,
подагрой маясь и камнями в почках,
прокашляет и провздыхает мимо
пустеющих и рушащихся храмов,
сопровождаемый сопеньем напряжённым
сержантов, продуваемых ветрами,
в шинелях цвета мрамора и дыма
и с лицами, как доменные печи…
Да иноземец вдруг зевнёт от скуки
в отеле фешенебельном напротив.
Да заорёт над кладбищем ворона.
Вот и симфония пасхальной ночи...
Ещё до появления трамвая
тысячелетья два по крайней мере.
Храм Иерусалимский не разрушен,
Империя не выкупана в Тибре.
… и можно жить, часов не наблюдая,
когда в запасе эра христианства,
высматривая силуэт знакомый
то в чёрных дырах хмурых подворотен,
то в мёртвом свете ламп люминисцентных.
Случайно получить благословенье
от скрюченной и набожной старушки
(она детей в Блокаду схоронила,
Христос остался – сын её последний,
единственный, который воскресает
ежевесенне… и слезу смахнула).
И вся-то жизнь, как ожиданье Чуда,
которого, наверное, не случится…
Апрель 1982
*****
Запечатлей её портрет.
Сойди с ума, сто раз упейся,
У пепла всех сожженных грейся –
Запечатлей её портрет.
Сломай классический багет,
Смешай основу краски страстной
И крови бурной и опасной, –
Запечатлей её портрет!
Закройся в скит на много лет,
Кудесничай, волхвствуй, греши,
Но непременно напиши…
Сваргань, сколдуй её портрет!
Воруй, прикидывайся, ври,
Убей за ради тени томной
Стань силой Зла, глухой и тёмной,
Но непременно сотвори,
Запечатлей её портрет!
Быть может, не туманно-дымный,
Быть может, наглый и интимный,
но сотвори её портрет.
Вались к ней в ноги, пей до дна,
Плещи на холст всё, что ты выпил.
Вопи ночной безумной выпью,
Но сотвори на времена
На те, грядущие за нами,
Когда пройдёт немало лет.
Её уже не будет с нами…
Но ты предъявишь всем портрет.
И узнаванья миг волшебный
Убьёт нас или оживит.
Запечатлей и этот вид,
Художник мрачный и целебный.
Закрой все форточки в дому,
Пьянь прогони с прокисшей кухни
И перед нею навзничь рухни:
«Не доставайся никому!»
Но бритву иль огонь не сметь!
Она должна остаться с нами,
Быть может жестом иль глазами,
Или возможностью пропеть
По нашей горестной судьбе
Свою отходную молитву.
Мы сами расчекрыжим бритвы
И вскроем горлышки себе.
А ты один на тыщу лет
Рубись, стенай и убивайся,
Ей как Богине поклоняйся…
И сотвори её портрет!
Такой же силы роковой,
Такой же гипнотично-зыбкий,
С такой же яростной улыбкой…
А там хоть в омут головой!
И пой себе, брат, панихиды,
Жалей себя хоть тыщу лет…
Мы все простим тебе обиды:
Запечатлей её портрет!
Чтоб поколения спустя
Пришли иные имяреки
И, глядя на твои успехи,
Боготворили бы тебя…
Тебя, который ел свой хлеб,
Пил спирт, бодяжил политуру
ругал друзей, писал халтуры,
чтоб только сей создать портрет.
Он станет - памятник тебе
В твоей безвыходной борьбе.
Он станет памятником нам,
Давно ушедшим по домам.
Он станет памятником Ей –
Любви единственной твоей…
2005
ВДОХНОВЕНИЕ
Ангел ждёт тебя за углом,
чтобы ударить по темени пыльным, тяжёлым предметом.
Чтобы ты, наконец, вспомнил о том,
что когда-то был подающим надежды поэтом.
Ангел нервничает, курит вонючий сырой «Беломор»,
суетливо смотрит на циферблат дешёвых часов «Ракета»,
выглядит словно испуганный и растерянный квартирный вор.
Узнать в нём ангела могут только поэты.
Ты – не узнаешь, вальяжно-продажный седеющий журналист,
и испытаешь шок от знакомства с крылатым.
Ангел положит перед тобою чистый белый лист,
всунет в руку перо и скроется куда-то.
Но по его приказу выбегут из русского языка
и побегут врассыпную буквы, слова и строки.
Ты вдруг почувствуешь себя командиром полка,
загоняя их в строй строфы безжалостно и жестоко.
Под твоим пером они обретут неожиданно власть
над умами и душами, маршируя по белым страницам.
А ты разбудишь внутри давно забытую страсть
и вспомнишь, что значит Поэзия, которая за границей
зла и добра существует в измереньи ином,
которая не прощает предательства и возносит в небесные дали,
в которой иной великан себя ощущает как гном,
а сцепление строк на поверку – прочнее стали.
Ты допишешь вот этот стих и, выжатый как лимон,
устало закуришь и вспомнишь ангела, что подарил тебе этот вечер.
А он повернётся тревожно на нарах райских, но тебе улыбнётся он:
мавр своё дело сделал и ушёл отдыхать. До следующей встречи!
15 марта 2005
СОНЕТ СОНЕТОВ
Сонет - устаревшая форма признанья в любви.
Сонет архаичен, консервативен и иерархичен.
Четырнадцать строчек, в которые (как ни зови
Музу на помощь!) обязан ты сам - ироничен,
циничен иль романтичен - впихнуть без остатка всю страсть.
Четырнадцать строчек - экзамен на искренность чувства.
Ты можешь насмешничать горько или свирепствовать грустно,
но должен канон соблюсти, не падая рылом в грязь.
Четырнадцать строк, и понятно: поэт ты или графоман.
За словом лезешь на Джомолунгму, а не в задний краман
штанов. Но даже в раю только изредка попадаешь в десятку мишени.
Сонет - Голгофа поэта. На Страшный Суд
коллеги (такие же неумехи) тебя, гогоча, на руках понесут...
Простит только та, пред которой в сонете ты пал на колени.
Ещё в прошлом тысячелетии
*****
Помните наши ночные прогулки, сударыня?
Долгие бледные сумерки балтийского июня.
Цветастый картон архитектурных декораций.
Пугливые призраки пышных эпох минувших.
На Марсовом поле падшие ангелы греются
возле огня негасимого революцьонной славы.
На набережных развод мостов наблюдают
восторженные стайки тупоголовых туристов.
Город тревожно дремлет, смотрит сны о больном настоящем
и не видит смутного будущего… А мы, сударыня, с Вами
бесцельно бродим по пустым переулкам
и молча глядим друг на друга. Наверное, могли бы сказать
много нежных вещей. Но этот уснувший город
всё говорит за нас, избавляя от словоблудья…
17.04.2005
ИДИЛЛИЯ
Моей маме
Мы будем жить на краю деревни,
Но не станем ходить на балы к царевне.
Мы вообще игнорируем двор и свиту.
Мы возьмём в невесты мне Аэлиту –
Марсианку с кожею голубою.
Будет ангел будить нас своей трубою
Почти армстронговской. Будет жарко
В твоей печи, где томятся щи. Цигаркой
Угощу я нашего почтальона
И узнаю новости со всего района.
А потом напишу поэму о жизни
В нашей печально-пьяной Отчизне.
Будем жить, не вступая с соседями в драку.
Хотя и стоило б. Заведём собаку,
Верного пса Руслана, овчарку.
Вечером ты нальёшь мне дежурную чарку.
А я напишу роман о шпионах
И о любви. Мы будем блюсти законы
Христианского мира, в котором живы,
И от коего нету альтернативы.
Так жизнь и пройдёт понапрасну и безучастливо…
А в конце мы умрём… абсолютно счастливы.
*****
Давайте говорить о чём-нибудь!
О спелости июльского заката,
о смелости сорвавшихся когда-то
за Магелланом в невозможный путь,
чтоб Землю плоскую свернуть в огромный шар
(подумать – страх!.. не то, что сделать шаг)…
Давайте говорить о том, о сём,
о давней радости шальной проделки,
о фонаре с расколотым стеклом
и профилем летающей тарелки,
о тех дорогах, что ведут не в Рим,
о том, что кладбище с родильным домом – рядом…
Давайте обо всём поговорим.
Вот только о поэзии – не надо.
Нет злее этой блажи на Земле –
сизифов труд и пиррова победа…
Всё создаёшь «перпетумобиле»,
а в результате – лишь велосипеды!
Давайте говорить о ерунде,
о том, что на столе вино томится
в стеклянной добросовестной темнице…
Наш долг – не оставлять его в беде!
Давайте говорить о суете,
о той бездарной и бездушной бездне,
о Босхе из соседнего подъезда…
Давайте говорить о красоте,
о женщине, которая одна,
как фотовспышкой, обжигала взглядом,
о сущности понятия «весна»…
Вот только о поэзии – не надо!
Забудем рифм звенящий перебор
и к прозе обратимся с белым флагом…
Поэзия придёт сама собой,
вонзая в сердце чистоту и боль…
…и хлынет кровь строками на бумагу.
Май 1983
MILLENIUM
Вот оно и наступило, Тыщелетье номер третий.
Отыграли увертюру, занавес взметнулся к нёбу
Ненасытной пасти сцены, а на сцене в ярком свете
Кариес архитектуры – два обломка небоскрёбов.
А на заднем плане – море и, пошедшие на принцип,
Охранители свободы, воспеватели победы,
Забывающие в раже, для чего стоят на страже…
Но при этом, как обычно, наши ломят – гнутся шведы.
Да и прочие датчане, англичане, аргентинцы.
Так всегда бывает. Наши, если ломят, так уж ломят.
Оттого стоят на рейде элегантные эсминцы
И орудьями ощеряясь, стерегут наш тихий омут.
Ну, а в омуте, что ясно, черти водятся в избытке,
Мутят воду, предлагая террористов бить в сортирах,
К мусульманцам применяя извращенческие пытки,
Поднимают и проносят по просторам знамя мира.
Это знамя собирает перверзивцев всех конфессий.
Под него бегут, бушуя СПСы – НБПэссы,
Образуя в телевизоре обилие эксцессов.
Значит, будет интересно: шарлатанки-поэтессы
И другие. Вот блондинка с креативными ногами,
У неё 100 граммов мозга и 4-й номер бюста…
К ней скрипят со всей округи семимильными шагами
Козлоногие вампиры из Минздрава и Минюста.
И, нахально угрожая вечной ссылкой в Кондопогу,
Потный воздух сотрясая Ниагарами инструкций,
Заставляют обнажаться недотёпу-недотрогу,
Чтоб к красавициным белям вожделея прикоснуться.
Дальше - дверца. Надпись «СЧАСТЬЕ». И достаточно тротила,
Чтоб войти в неё, «Сезама» исполняя без запинки.
А за дверью ожидает близорукий Чикатилло –
Трудовой посланник Рая с окровавленною финкой.
Видишь сё мурло-зверьё, восклицаешь: «Ё-моё…»
А потом добавишь грустно нечто вовсе не по-русски,
Fuck какой-то или prick, что поганят наш язык
(не годясь и на шашлык).
Но затем под флагом мира, выбрав Вовку командиром,
Заполняем мы всю сцену, заползая и на стену
И стоим настолько прочно, что нас не объедешь точно
Ни ослами, ни слонами и (уж если между нами)
Не облетишь ни за что на свете на корейцкой, на ракете.
Мы такая всем угроза, хотя б количеством навоза,
Что с нами выгодней дружить, чем пытаться пережить.
Мы ж бессмертны как вампиры, хоть не драчуны-задиры.
Мы скорее – дальние родственники,
Пришедшие к вам поселиться навеки.
Когда-то брезгливо звались мы «new-русскими»,
А нынче гордо звучим «ЧЕЛОВЕКИ»!.
Посмотрите, как нас много,
После рассудите здраво,
Подведите же итоги:
Кто там слева, кто там справа,
Кто там в центре? Всюду – мы;
Ни от сумы, ни от тюрьмы
Не собираемся спасаться,
Лучше будем развлекаться.
Чтоб от Немана и до Амура
Сплошь - Империя, блин, гламура!
Вот утробный голос танго
К нам влетает бумерангом,
И кружим мы по паркету,
Внутрь приняв ведро кларету…
И хватаю я за спинку
Мокнущую аргентинку,
И под треньканье Пьяццоллы
Я тащу её по полу
В направлении постели,
Где друг друга мы хотели,
И имели также ловко,
Как ОсвАльд свою винтовку…
Я в её вонзаюсь лоно,
Как Ильич во время оно
В марксовы труды вгрызался
(чем в Истории остался).
Эта страсть – не разведслужба,
А народов наших Дружба,
От которой будут дети
Краше всех на белом свете!
Со славянскими глазами,
Со смоляными волосами,
Умные, как Н.Бердяев,
С ненавистью к негодяям,
Как Эрнесто Че Гевара,
Накурившийся товара
Боливийских партизанов.
В общем, мы поём «осанну»
Новому Тысячелетью,
Чей приход сейчас отметим,
Выскочив из спальни в бар
И пропев: «Аллах акбар!»
И глотнув холодной водки
Для дальнейшей для заводки.
А потом – рубать дубы
Демократам на гробы.
Возрождать Империю
Имени тов. Берии.
А тем, кто жаждет с нами драки –
Резервацию в Ираке,
Там, где Демократия
Примет Вас в объятия.
Мы же во своём Кремле
Утвердимся на Земле
Дикими медведями
Во всех энциклопедиях.
И вполне безнравственно
Станем снова счастливы.
На года и на века…
До свидания! Пока!
Стихи, написанные в Аргентине в сентябре 2001, отреставрированные в СПб в мае 2008
АПОКАЛИПТИЧЕСКОЕ
Мы живём на исходе скрипучих лет, как сказал мудрец. Механизм ослаб и стёрлись все шестерёнки. Даже бесконечности положен счастливый конец, когда не ругаются матом родители при живом ребёнке.
Когда приезжает к пристани последний трамвай, но "Титаник" уже отошёл, издав гудок прощальный, и от запахов моря сгнившего кружится голова, и воронами каркают чайки, предрекая печальный
закат Европы, конец Истории и всякую прочую муть, когда погаснет свет и сломается выключатель, и почуешь виском, как мозги холодит пистолет, и моргает слезливый глаз, как последний предатель.
Боязно на исходе скрипучих лет подыхать от страху в своей скрипучей постели... Привет, товарищ Апокалипсис, привет! Четверо всадников уже на манеже у Чинизелли.
август 2012
ПОЧТИ СОНЕТ
Александру Секацкому
Ах, Александр Куприянович! снилось мне чудо: будто и Маркса, и Ленина Ты повергаешь в прах... Только сны забываются, словно простуда, перенесённая на ногах.
Что остаётся в яви? Сухой остаток недоснятых фильмов и недописанных книг. Да во рту неприятный цианистый горький осадок, словно поллитра граммов, заложенных за воротник.
Ах, Александр Куприянович! Ты не поверишь, но я, побывав и в Раю, и в Чистилище, и в Аду, - всё ещё мальчик в матроске, машущий ручкой поезду с зеками, отбывающему в Караганду, и возмущённый собачьей случкой, происходящей у всех на виду...
Нет, глубину подсознания ты не измеришь никаким эхолотом... А завтра опять на работу.
09.08.2012
До встречи в Венеции…
Ольге Всеволожской
Я не был в Венеции дожей,
не плавал по мутным каналам
в игрушечной хрупкой гондоле
под знойную песнь Арлекина,
Мне Медичи не наливали
в бокал изумрудного яда,
и я не буравил стилетом
друзей беззащитные спины…
За что ж меня мучит ночами
печальная Пьяцца Сан Марко?
Зачем меня сверлит очами
готических стрельчатых арок?
И кровь холодит злым рычаньем
сырых сквозняков, как исчадье
чёрно-белого дантова Ада?..
Зачем я, чудак-неудачник,
включив электрических свечек
слепящий накал, озираюсь
в испуге, и вижу банальный
бардак коммунальной квартиры?
… а сердце колотится в рёбра
безумным гремучим там-тамом,
и где-то в ночи беспробудной
ведут скрипачи перекличку,
чирикая мрачно смычками
по самым пронзительным струнам…
В брутальных балтийских болотах
такая симфония ночи
привычней, чем дальних Венеций
готический сумрачный ужас.
За что же мне эти канцоны
скрипучего меццо-сопрано
на призрачно-вычурном фоне
коварных интриг Ренессанса?..
Я вижу пустыню в тумане
сквозь подслеповатые окна
скандальной и затхлой квартиры
над тусклой медлительной речкой…
И там, в депрессивном мерцанье
мне машет рукой безнадёжно
забытая в сумрачном прошлом
единственная моя dolce vita…
И я выбегаю из дома
в развёрстые невские хляби,
но мне невозможно добраться
до смутной и тающей тени,
и я наблюдаю, как вязнет
в холодном и липком тумане,
в угаре фабричных окраин
её силуэт обречённый…
Моя dolce vita мне молвит:
«Buen noche!..» и далее молча
отчаливает беспечно
в игрушечной хрупкой гондоле
в просторы Маркизовой Лужи
нечайно прочерченным курсом
к надменному острову Лидо…
И я, наконец, понимаю,
за что мне насмешник-Создатель
настойчиво так причитает
ночами Венецией вечной.
Я встречу свою dolce vit’у
там, в этой чудной и увечной
столице счастливых влюблённых
и каверзных козней кровавых…
Я встречу свою dolce vit’у
на Пьяцце Сан Марко невзрачной,
в готической стрельчатой арке,
в смурных кружевах Ренессанса…
Я встречу свою dolce vit’у,
потом, после похорон тихих,
уже не пижон и не барин,
обалдев от дорог и карет…
Я встречу её в бесконечном
бесстрастном посмертном пространстве,
где эта Венеция – только
торжественный зал ожиданья
грядущей пугающей встречи
с Создателем неторопливым…
Где бродят, её не дождавшись,
по вялотекущей Сан Марко
побледневшие хмурые мавры,
забывшие подлости яго,
субтильные стайки ромео,
офелиьи в обнимку с джульеттами
с улыбками, стёртыми вечным
горячим колючим сирокко.
Где бродят Дали и Гала по-сиамски,
безрукий бунтарь Че Гевара
и Троцкий благообразный
с горящим во лбу ледорубом…
И я со своей dolce vit’ой
кручусь в хороводе угрюмом,
оплакивающем беззвучно
упущенные шансы на Чудо.
Мы видим в глазах друг у друга
ТОГДА не испитую нежность…
Но наш поцелуй в диафрагму –
в финале другой киноленты,
которую нам не покажут.
И если ленивый Создатель
до нас снизойти соизволит
когда-нибудь, в перспективе,
осмелюсь к Нему обратиться
с единственной скорбной мольбою:
«Дай шанс нам – неисправимым, –
дозволь happy end иллюзорный:
вовеки в Аду неизбежном
шипеть на одной сковородке!»
16 мая 2009
ПИСЬМО
Ольге Всеволожской
Я потрёпанный, жизнью побитый плэйбой
и противник семейного долга.
Только я почему-то хочу быть с тобой,
и мне кажется это – надолго.
Что случилось, когда повстречал
я тебя на хмельной вечерушке?
У какого такого врача
мне узнать свой диагноз? Лягушка –
ты – царевна или звезда,
в небе вспыхнувшая сверхново?
Говорят, что берёт города
сердцем выкрикнутое Слово…
Я не взял тебя словом, не взял
даже внешностью местного мачо.
Между нами всё время «нельзя»,
и зачем-то никак не иначе.
А я, понимаешь ли, болен тобой,
словно сифилисом или проказой,
обречённый на длительный бой
сам с собою. Уж лучше бы сразу
головой в Грибоедов канал,
или в сердце – стандартную пулю…
Только ты мне настолько нужна,
что я лучше банальную дулю
покажу этой бабке с косой.
И пошла она… вдоль переулка.
За окном – петроградский косой
дождик… Значит не состоится прогулка
наша нынче. Я буду сидеть и грустить,
от балтийской погоды зверея,
и как школьник мечтать, чтобы наши пути
снова пересеклись поскорее.
Потому что ты так необходима мне,
что потею ночами,
тень твою увидав во сне,
а потом просыпаюсь в отчаяньи,
даже тени от тени не увидав
в окружающей скуке утробной…
И гляжу, как голодный удав
на резинового, несъедобного
кролика, на единственный твой портрет,
что храню бережливей, чем паспорт.
Ничего такого в нём вроде бы нет…
Только ты мне нужна. И баста!
Я готов к горизонтам скакать за тобой
оловянным и одноногим
солдатиком сказочным. «Это – Любовь», -
согласятся со мною многие,
прочитавшие эти строки. А, может быть, просто страсть,
безвыходная, как лабиринты
на гравюрах М. Эшера. Всё труднее власть
над собой мне удерживать… «Не один ты
такой остолоп», - утешила ты меня.
Вот оно – чувство локтя и коллектива!..
Я рычу, перепутав во гневе: «Коня мне! Коня!..»
А карету? Да хрен с ней, с каретой! Красивой
и умной (в одном флаконе) мадам
прощаешь многое, если не всё. А куда деваться?
Ты нужна мне здесь и необходима там,
за финальной чертою… Вот так-то, братцы!
12.07.09
*****
Ольге Всеволожской
Она – одна. А я отягощён
семейством, тёщей, кошкой и собакой.
И оттого растерян и смущён
при встречах с ней. Так со своей Итакой
встречался бедолага-Одиссей:
Она или опять мираж в тумане?..
Мне кажется – Она, но вот что странно:
она непознаваема, при всей
узнаваемости внешней. Посмотри:
до тошноты знакомые черты
чуть постаревшей девушки-мечты.
Но ты не разгадал, что у неё внутри,
ну, то есть там, где сердце и душа
(что, в общем-то, важней любого тела).
Она столь безупречно хороша,
что даже сам начальник райотдела
милиции пред ней краснеет как
онанист-курсант. А бизнесмены,
знакомясь, предлагают непременно
и руку с сердцем, и мошну, и каддилак.
Ты спросишь: почему ж она – одна?
А я в ответ тебе пожму плечами.
Я над загадкой этой мучаюсь ночами
и даже днём. Берлинская Стена
в сравненьи с этой девушкой-мечтой –
какой-то несущественный заборчик,
своим паденьем доказавший только порчу
Империи. Но люди-то, что с той,
что с этой стороны – прочней Стены.
А эта девушка-мечта ещё могучей.
Она непроницаема, как куча
«чёрных дыр» Вселенной, или сны
Господа Бога. Петроградский сфинкс,
ещё один и самый симпатичный.
Шемякин плачет! А она отлично
себя здесь чувствует... В соседских окнах финс-
кий хор из радио поёт про красоту
страны Суоми. В телевизоре чечены
крошат ОМОН… А я всё думаю про ту
девушку своей мечты, и постепенно
начинаю понимать: сфинкс – не она,
она – не сфинкс, она – герой другой поэмы
(где также вечные блуждают темы),
про то, как ждёт примерная жена
блуждающего посреди семи морей
героя-мужа (или мужа-остолопа)…
Ты догадался? Это ж Пенелопа!
Как жаль, что я – не ейный Одиссей…
09.07.09
ПИСЬМО БЕЗ ПАРФЮМА
Ольге Всеволожской
Когда я думаю о Тебе, вспоминаются не серые с поволокой
глаза, не румянец ланит, не багрянец уст и не лоб высокой…
Ни цвета воронова крыла, шёлком льющийся волос.
Ни даже глубокий, тёплый гипнотезёрский голос…
Вспоминается, прежде всего, твой магический запах.
Пронзительный, словно терзает гитару Фрэнк Заппа…
Дурманящий, словно партийные массы фюрера веское слово…
Манящий летально, как юниц и парубков флейта Гамельнского Крысолова…
Пленяющий, будто бойца джихада – рота ОМОНа…
И безошибочно узнаваемый посреди миллиона
потных сограждан на жарком пляже в Анталии или Сочи…
Способный, как вой воздушной тревоги, поднять меня среди ночи,
коли приснится… А коли не снится, способный меня – атеиста
заставить молиться искренне Деве Пречистой,
Сыну Её и БиоОтцу этого самого сына,
умоляя вернуть Твой запах, чтоб не было так пустынно
просыпаться на мокрой от слёз отчаянья, стылой подушке…
Прочитав эти строчки, Ты скажешь своей подружке:
«Это ж надо, какая блажь в голове в его-то степенные годы!..»
И она с тобой согласиться: «Псих…», забывая, что от Природы
человек – животное, зверь, плотоядный хищник;
и заглушить инстинкты ему не помогут тыщи
прочитанных книг, прослушанных опер, экскурсий по Эрмитажу…
…и никаких чудесных пилюль от скотства не отыскать в продаже.
А потому, засунув куда – известно, нормы морали,
кодексы чести, правила этикета и прочие трали-вали,
я, одержимый страстью своей безнадёжной,
напролом через все преграды, барьеры, границы, таможни,
как дрессированный пёс за конфетой – на задних лапах –
поспешаю на твой природный, нецивилизованный запах,
наплевав на мненья прохожих, позабыв о насущном хлебе…
Прагматики-американцы зовут это «химией», бэби.
То есть, мы с Тобой – реагенты, стоит только соприкоснуться,
и вокруг начинает сочиться что-то вроде эфирных поллюций,