Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЧАСТЬ II. ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ ПЛЕМЕНА В СОСТАВЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ НАРОДНОСТИ




 


Распространены жальники преимущественно в ареале сопок. Известны такие погребения и на вос­точном побережье Чудского озера, и в окрестностях Пскова и Изборска, отражая проникновение словен новгородских в эти земли (карта 32).

Отдельные изолированные жальники найдены и за пределами очерченной территории. Таковы жаль­ники в Витебской обл.— Каховка, Дубровка, Стволь-но, Путилковичи (Штыхов Г. £., 1971, с. 39, 47, 59, 85). Очевидно, это — тоже следы новгородского рас­селения. Однако в Ярославско-Костромском По­волжье и в Волго-Клязьмепском междуречье жаль­ники неизвестны. По-видимому, новгородское рас­селение в эти края осуществлялось прежде чем курганный обряд погребения был вытеснен жаль-ничными захоронениями.

На территории Новгородской земли отмечено боль­шое количество древних каменных крестов (карта 33). Большинство из них — намогильные, но извест­ны также памятные и так называемые поклонные кресты, ставившиеся на дорогах или вделанные и стены христианских церквей. Первый научный обзор этих памятников был сделан А. А. Сгшцыным (Спи-цын А. Л., 19036. с. 201-234).

К числу памятных относится Стерженский крест, поставленный на городище при впадении Волги в оз. Стерж, на пути из Новгорода во Владимирскую землю. Надпись на нем гласит: «6641(1133) месяца июля 11 день почах рыти реку сию яз Иваико Пав-ловиц и крест сь поставих» (Колосов В. И., 1890). Очевидно, крест поставлен в память о произведен­ных здесь работах по углублению русла. Другой крест — Эстляндский — находится не на древнерус­ской территории, в 75 км к северо-западу от Нар­вы, и имеет немецкую надпись конца XVI в.

Несомненно памятным является каменный крест, стоящий при входе на Изборское (Труворово) горо­дище и обычно называемый Труворовым (рис. 13). Как сообщают летописи, в 1303 г. это городище — детинец древнего города Изборска — было оставлено жителями. Город был перенесен на Жеравыо гору, более отвечающую условиям обороны того времени (Псковские летописи, с. 14). Очевидно, в XIV или XV в. изборяне поставили памятный крест при въезде на старое городище, связанное летописной ле­гендой с одним из братьев-варягов Трувором, приз­ванным на заре образования древнерусского госу­дарства. Крест выделяется большими размерами. Высота его наземной части превышает 2,2 м. Форма креста своеобразна: два боковых и верхний концы его слегка расширяются от центра к краям, а ниж­ний конец не имеет расширения, его стороны почти параллельны. Надпись на Труворовом кресте тради-ционпа: ЧРЬ, СЛА, ТСЪ, ХЪ, НИКА (Царь славы Иисус Христос Ника). В средокрестии высечен вось­миконечный крест на подножии.

Памятных каменных крестов известно очень не­много, хотя обычай ставить их бытовал в Новгород­ской и Псковской землях вплоть до XVII в. Так, в 1657 г. у северной стены Изборской крепости был поставлен каменный крест » память о сражении из-боряп с литовцами.

Храмовые кресты, вделанные в стены церквей, датируются в основном XIV—XVI вв., хотя обычай этот сохранялся и в XVII—XVIII вв. Он характерен


для новгородской и псковской архитектуры позднего времени. А. А. Спицын выделяет среди храмовых крестов три типа: с лопастными концами и прямым основанием; равноконечные лопастные с ободком; восьмиконечные.

Среди придорожных наибольший интерес пред­ставляют следующие: большой Нерльский крест с надписью церковного характера, поставленный близ Боголюбова на берегу Клязьмы, при впадении в нее Нерли (История культуры, 1951, с. 298, рис. 196); крест с надписью «Игнач крест», стоявший на доро­ге из Новгорода в Тверь; крест в самом начале вол­ховских порогов. Впрочем, придорожных крестов известно довольно много, они ставились на водных и на сухопутных путях, главных и второстепенных. Самую большую группу каменных крестов со­ставляют намогильные. В отличив от поклонных и памятных, они характеризуются меньшими размера­ми и относительной массивностью. Ставились они или непосредственно в землю у могилы, или на спе­циальных плитах с отверстием. По форме они часто повторяют памятные и поклонные, но имеются и оригинальные.

Вслед за А. А. Спицыным, небольшое исследова­ние этим памятникам посвятил И. А. Шляпкин (Шляпкин И. А., 1906), разделивший каменные четы­рехугольные кресты по форме на девять типов. К ним в настоящее время добавляется десятый — изборский тип крестов (Седов В. В., 1976а, с. 102-107).

Наиболее характерные формы намогильных ка­менных крестов Новгородско-Псковской земли пред­ставлены в табл. LVI: одни не имеют никаких надписей, на других высечены кресты разных форм, на третьих сделаны надписи, состоящие из тради-ционных монограмм, как и на Труворовом кресте, и лишь очень немногие содержат надписи с именами погребенных.

Так, на каменном кресте, стоявшем на месте ста­ринного кладбища в д. Войносолово, надпись гласит; «Хростъ раба б[о]жия Савы Тарасина кузнеца» (табл. LVI, 11). Крест был надгробием деревенского, кузнеца Саввы Тарасина, датируется XIV—XV вв. (Седов В. В., 1962а, с. 311-314).

Среди крестов, находящихся в с. Воймерицы б. Боровичском уезде (табл. LVI, 4, 5), один имеет надпись: «Мироуславоу и Лазоревы братья и мати Мирослава поставили хрестъ. Славоне делале» (Спи­цын А. А., 19036, с. 208). Он относится к XII в. В Изборске внутри деревянной часовни стоит крест, на котором, помимо обычных монограмм, высочена надпись: «Ле[та] 700 миро[м] поставлен кр[ес]т на рабе б[о]жии на Степане». Этот памятник в 1492 г. установлен миром-общиной над могилой, очевидно чем-то прославившегося изборянина Степана (Се­дов В. В., 1976а, с. 103-105).

Каменные кресты весьма распространены в обла­сти расселения словен новгородских. В Псковской земле они известны главным образом там, где встре­чаются и жальничные могилы. Датируются кресты временем от XII до XVI в., а намогильные ставились преимущественно в XIV—XVI вв.

Каменные намогильные кресты, изредка встреча мые на территории Витебской обл., главным обраао: в се северных районах (Штыхов Г. В., 1971, с. 31—89) скорее всего связаны с расселением, новгородских



 


ГЛАВА 7. ПЛЕМЕНА СЕВЕРА

 


 


 

Карта 33. Распространение каменных крестов вНовгород-

ской земле

Цифрами обозначены наиболее известные кресты / — Килпола; 2 — Войносолово; 3 — Рабитицы; 4 — Ольгин Крест; 5— Малая Руя; 6 — Гостицы; 7 —Гостиж Бор; 8 — Засторонье; 9 — Верхоляны; 10 — Изборск; 11 — Куланово; и—Петровское; 13 — Подмошье; 14 — Новгород; 15 —Оку-ловка; 16 — Воймерицы; 17 — Горусово; 18 — Конецкое; 19 — Загороды (Лопастицкий крест); 20 — Волгино-Верховье (Стержепский крест); 21 — Троица; 22 — Старица; 23 — Кур­ский Рядок-Тугаповичи

словен. В более южных районах древней Руси они единичны (Спицын Л. А., 19036, с. 204; ШтыховГ. В., 1971, с. 104, 106, 145, 178,209).

На верхней Волге в д. Иворово Старицкого р-на зафиксирован случай постановки каменного креста на кургане. Поскольку в основании этого кургана есть кольцевая обкладка из валунов, очевидно, он остав­лен: новгородскими переселенцами. Погребение в кур­гане с каменным крестом было совершено в саркофа­ге из белого камня (Комаров К. И., Елкина А. К., 1976, с. 226-238).


Картина развития погребальных древностей, нари­сованная здесь, касается главным образом основного региона словен новгородских, т. е. той части Новго­родской земли, которая была занята славянами еще в период сооружения сопок. Другие области словен­ской территории характеризуются заметным своеоб­разием, что в основном обусловлено относительно поздней славянизацией местного финиоязычного на­селения.

В XI в. словене новгородские активно осваивают Ижорское плато и нижние течения Луги и Плюссы, прежде занятые водью (Седов В. В., 19536, с. 190— 229). Культурное воздействие славян на водское на­селение выразилось в распространении среди води обряда сожжения мертвых и сооружения курганов. Уже в XI в. появляются немногочисленные водские курганные погребения. Они находятся рядом со сла­вянскими погребальными насыпями, а иногда и в од­них могильниках ними. В XII в. число славянских курганов в северо-западных районах Новгородской земли заметно увеличивается. В это время водские курганы сооружаются не только внутри словенской


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.