Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Денежные доходы и расходы населения.



Регулирование доходов населения и заработной платы явля­ется одним из приоритетных направлений социальной политики государства, направленной на обеспечение устойчивого рос­та уровня жизни людей и сокращение бедности.

Денежные доходы населения включают оплату труда всех категорий населения, пенсии, пособия, стипендии и другие со­циальные трансферты; доходы от собственности в виде процен­тов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов; доходы от офи­циально неучтенной предпринимательской деятельности и др. Реальные денежные доходы — это денежные доходы, скоррек­тированные на индекс потребительских цен на товары и услуги.

В 2004 г. денежные доходы населения составили 29 537 млрд р., в том числе оплата труда — 16 461 млрд р. (55,7 %), социальные трансферты — 6178 млрд р. (20,9 %), доходы от собственности — 481 млрд р. (1,6 %), доходы от официально неучтенной предприниматель­ской деятельности и другие — 6417 млрд р. (21,8 %).

Оплата труда остаётся тем не менее главным фактором, вли­яющим на рост денежных доходов населения. Номинальная на­численная среднемесячная заработная плата работающих в экономике в 2004 г. составила 350,1 тыс. р.

Денежные расходы и сбережения населения включают рас­ходы на покупку товаров и оплату услуг, обязательные плате­жи и добровольные взносы (налоги и сборы, платежи по страхо­ванию, взносы в общественные организации, проценты, упла­ченные за предоставленные кредиты, и др.), изменение задол­женности по кредитам, покупку иностранной валюты, накоп­ление сбережений во вкладах и ценных бумагах, сальдо покуп­ки-продажи иностранной валюты.

В 2004 г. денежные расходы и сбережения населения соста­вили 29 330 млрд. р., в том числе покупка товаров и оплата ус­луг — 24 448 млрд р. (83,4 %), оплата обязательных платежей и добровольных взносов — 3673 млрд р. (12,5 %), накопление сбережений в депозитах и ценных бумагах, покупка валюты и другие расходы — 1209 млрд. р. (4,1 %).

Более существенные изменения произошли в структуре потребительских расходов населения (по данным обследования домашних хозяйств) – снижение общей сумме потребительских расходов на продукты питания на 16% (с 60% до 44%) за период с 1995 по 2004 год.

В целом уровень достижения рациональных норм и норма­тивов потребления на душу населения по большинству товаров составляет около 60—70 %. Высокая доля потребления продук­тов питания (около 50 %) в общем объеме потребления обычно ассоциируется с низким уровнем жизни населения. По данным международной статистики, нормой считается уровень расхо­дов на питание в структуре потребительских расходов, не пре­вышающий 30 %.

54. Меры государственного воздействия на уровень и качество жизни населения.

Главной целью социальной политики РБ является обеспечение стабильного роста уровня и качества жизни населения и созда­ние условий для развития человеческого потенциала. При этом государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благо­состояние своей семьи, полностью выполнить социальные обя­зательства перед пенсионерами, инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и другими малообеспеченными слоями населения и др.

В соответствии с поставленной целью основными направле­ниями социальной политики должны стать:

• создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;

• обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на действующих и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в част­ном секторе экономики, организации систем подготовки и пе­реподготовки кадров и др.;

• обеспечение общего роста денежных доходов населения и создание условий для повышения их реального содержания и справедливого распределения;

• повышение роли оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда;

• постепенное приближение минимальных и других фикси­рованных доходов к бюджету прожиточного минимума (в пер­спективе — к минимальному потребительскому бюджету) на ос­нове опережающего по сравнению с ростом цен повышения раз­меров минимальных социальных гарантий в области доходов;

• содействие росту доходов от самозанятости и предприни­мательской деятельности, формированию среднего класса как фактора социальной стабильности в обществе;

• улучшение социального обеспечения нетрудоспособных граждан на основе реформирования пенсионной системы и со­циального страхования;

• снижение уровня малообеспеченности и имущественной дифференциации населения;

• повышение степени защиты социально уязвимых групп населения за счет усиления адресной помощи малообеспечен­ным гражданам, рационализации системы льгот.

Совершенствование политики доходов необ­ходимо осуществлять исходя из принципа постепенного пере­носа социальных расходов (оплаты услуг социальной сферы, в том числе жилищно-коммунальных, бытовых и других, а так­же пенсионного обеспечения) из государственного бюджета и внебюджетных фондов на доходы самих граждан. Другим си­стемо образующим принципом политики доходов и инструмен­том регулирования оплаты труда является развитие социально­го партнерства. Этот социальный институт, обеспечивающий взаимодействие государства, бизнеса и гражданского общества в лице трехсторонней системы представительства наемных ра­ботников (профсоюзов и объединений работающих), нанимате­лей (объединений работодателей и частного бизнеса) и органов государственной власти, становится важным средством защиты интересов работающих и влияния на рынок труда. И, наконец, третьим фактором, формирующим рыночное социальное про­странство, является новая роль государства в решении социаль­ных проблем, заключающаяся в его переходе на инструменты тонкой настройки (финансовые, бюджетные, налоговые, кадро­вые, информационные), на системы социальных стандартов в реализации социальной политики.

Приоритетными направлениями является политика повышения оплаты труда, для достижения которой необходимо:

• обеспечение роста заработной платы до уровня, адекват­ного современным требованиям воспроизводства рабочей силы;

• формирование рыночных механизмов регулирования оп­латы труда, усиление стимулирующей роли заработной платы в повышении производительности труда и эффективности про­изводства;

• совершенствование структуры заработной платы, повы­шение доли оплаты труда по тарифным ставкам и окладам;

• регулирование межотраслевых различий в заработной пла­те, повышение уровня заработной платы в сельском хозяйстве и социально-культурных отраслях бюджетной сферы;

• развитие социального партнерства на всех уровнях управ­ления;

• усиление законодательной защиты прав наемных работ­ников на труд и его справедливую оплату.

В области политики денежных доходов и оплаты труда пре­дусматривается;

• повышение реальных денежных доходов в соответствии с ростом ВВП;

• рост реальной заработной платы в соответствии с ростом производительности труда при некотором снижении числен­ности занятых в экономике;

• увеличение доли оплаты труда в ВВП с 33,3 % в 2004 г. до 42 % в 2010 г.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.