Устойчивое развитие экономики – это постоянный рост социально-экономического и научно-технического потенциалов, способных удовлетворить возрастающие потребности нынешнего и будущих поколений в товарах и услугах на основе созданной оптимальной территориально-отраслевой структуры, обеспечивающей сбалансированное использование климатических условий, радикальное снижение потребления невозобновляемых ресурсов, сохранение биологического равновесия и благоприятной окружающей среды. (Мороз монография)
Государственная региональная экономическая политика является составной частью государственной социально-экономической политики страны и представляет собой деятельность государства по регулированию развития страны в региональном аспекте и заключается в применении высшими органами государственной власти и управления различных методов и средств воздействия на функционирование регионов.
Объектами РЭП являются административно-территориальные образования: области, г. Минск, административные районы, города, посёлки городского типа, сельские советы.
Субъектами РЭП выступают республиканские и местные органы власти и управления и местные органы самоуправления.
РЭП реализуется в три этапа.
Основной целью региональной политики в стране на первом этапе (2001 -2005 гг.) остается осуществление начатых преобразований по формированию структуры хозяйства регионов, наиболее полно отвечающей местным условиям и потребностям проживающего здесь населения.
Реализация намечаемых на первом этапе мер региональной политики позволит стабилизировать положение на местах, создаст предпосылки для динамичного развития регионов. Вместе с тем по окончании этого этапа сохранится экономическая основа регионального неравенства. Регионы будут отличаться по уровню социально-экономического развития и непроизводственной сферы, занятости населения, экологическим условиям.
Главной целью региональной политики на втором этапе (2006 - 2015 гг.)должно стать снижение дифференциации экономических условий и возможностей для развития внутриреспубликанских регионов. Основными задачами в связи с этим должны стать:
• формирование пространственной структуры региональной экономики, способствующей выравниванию экономических возможностей регионов;
• поддержка регионов, находящихся в более сложных экономических и экологических условиях.
По первому направлению главной задачей государства становится создание предпосылок экономического выравнивания регионов путем избирательной государственной поддержки развития их хозяйственно-экономической деятельности. Для этого необходимо сосредоточить усилия на формировании хозяйственных структур, позволяющих создать достаточную финансовую основу их функционирования и базирующихся на разделении функций территорий в зависимости от сложившихся условий (экономических, природных, экологических, историко-культурных, геополитических).
В регионах, постоянно ощущающих финансовую зависимость от центра, основное внимание должно быть сосредоточено на развитии хозяйственных структур (промышленных предприятий, обслуживающих производств, туристических объектов, системы рекреационных услуг, предприятий сферы производственного и социального обслуживания и других хозяйственных объектов). В итоге это должно существенно увеличить налоговую базу таких территориальных образований, приблизив ее к среднереспубликанскому уровню. Осуществление такой политики позволит в дальнейшем уменьшить саму основу экономического неравенства, будет способствовать созданию более равных возможностей территорий в финансовой сфере и позволит сократить объём централизованно распределяемых ресурсов на цели регионального развития. Значительно снизится вследствие этого уровень дотационных расходов государства, с помощью которых целесообразно решать лишь проблемы единовременного экономического выравнивания.
Задачи второго направления должны решаться при государственном содействии развитию регионов, объективно оказавшихся в более неблагоприятных условиях. Механизм такого содействия, как правило, заключается в применении различных методов перераспределения государственных финансовых ресурсов в пользу территорий, оказавшихся в затруднительном положении.
По мере становления и развития постиндустриального общества должно происходить смещение приоритетов в направлении преимущественного развития сферы обслуживания населения, создания условий для гармоничного развития личности, поэтому в региональной политике доминирующим станет социальный аспект развития. Главной целью региональной политики на третьем этапе (после 2015 г.)должно быть создание благоприятных условий жизнедеятельности и среды обитания для всего населения независимо от места его проживания.
В РБ приоритеты и задачи государственной региональной политики зафиксированы в основных государственных прогнозах и программах. В частности, в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. (НСУР-2020) намечены самые общие направления данного вида политики. В НСУР-2020 определены стратегические направления развития укрупненных проблемных регионов − основных объектов региональной политики белорусского государства, в том числе: депрессивных регионов, Солигорского промышленного района, Новополоцкого промышленного узла, Белорусского Полесья, Белорусского Поозерья; приграничных регионов, Минского столичного округа, а также территорий, загрязненных в результате катастрофы на ЧАЭС, имеющих официальный статус региона экологического бедствия.
В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы в качестве основной задачи региональной экономической политики определено обеспечение роста благосостояния населения независимо от мест его проживания на основе повышения уровня комплексного развития производительных сил и конкурентоспособности экономики регионов. При общем росте благосостояния населения важнейшей задачей становится опережающее увеличение доходов и улучшение условий проживания жителей там, где эти показатели ниже, чем в среднем по стране.
Для улучшения уровня и качества жизни населения в таких регионах в текущем пятилетии предусматривается:
− создать условия для повышения инновационной и инвестиционной деятельности, развития предпринимательства, особенно по производству потребительских товаров и оказанию бытовых услуг;
− активизировать развитие новых сфер приложения труда особенно в районах, где имеются объективные предпосылки для их формирования (приграничный сервис, обслуживание транспортных коридоров, туризм и др.);
− обеспечить приоритетное развитие производств и видов деятельности, ориентированных на использование местных ресурсов;
− повысить комплексность развития социальной инфраструктуры, прежде всего в районах с более низким уровнем обеспеченностью населения услугами;
− обеспечить государственную поддержку проблемных регионов (регионы с существенной долей неэффективно работающих предприятий, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС), а также малых городов с одним градообразующим предприятием.
Особое внимание со стороны государства в текущем пятилетии намечается уделить развитию малых и средних городов. Для этой цели разработана и реализуется Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних поселений на 2007–2010 годы.
К достоинствам проводимой в настоящее время в Республике Беларусь государственной региональной политики следует отнести то, что в настоящее время регионально ориентированные меры в нашей стране разрабатываются и реализуются практически всеми министерствами и другими республиканскими органами государственного управления Республики Беларусь. В качестве основных недостатков современной государственной региональной политики в Беларуси следует отметить:
− недостаточно полное и эффективное использование внутренних резервов обеспечения устойчивого социально-экономического развития, находящихся в самих регионах Беларуси, слабая правовая, организационная и финансовая поддержка местных инициатив;
− ориентация действующей системы государственного регулирования преимущественно на использование не стимулирующих, а перераспределительных налогово-бюджетных и других инструментов воздействия на экономику и социальную сферу регионов, которые, как и прежде, сопровождаются многочисленными и часто неэффективными административными мерами. (Фатеев В.С.,доктор экономических наук, профессор, Белорусский государственный экономический университет)
32.Региональный структурный анализ национальной экономики.
В Беларуси в качестве внутриреспубликанских регионов выступают области и г. Минск, которые существенно различаются как по уровню социально-экономического развития, так и по структуре хозяйства.
Регион (от лат . regio, regionis — область, местность, т.е. конкретная территория) можно определить как часть территории страны со специфическими природными, историческими и демографическими условиями, специализацией и комплексным развитием производства, единой производственной и социальной инфраструктурой. Как социально-экономическая системарегион представляет собой часть территории, на которой создан и развивается относительно самостоятельный хозяйственный комплекс, имеющий свою специфику в территориальном разделении труда. С воспроизводственной точки зрения регион не является замкнутой системой. Он тесно связан с другими территориям и в условиях межрегиональной интеграции и межрегионального обмена. Своеобразие природных, экономических и демографических условий определяет специфику хозяйства каждого региона — специализацию, отраслевую структуру, уровень социально-экономического развития.
Основой экономического потенциала регионов является промышленность, уровень развития которой, структура и специализация сложились в результате территориального разделения труда, наличия городских поселений и их транспортного положения, обеспеченности водными и минерально-сырьевым и ресурсами. Наибольший удельный вес в производстве промышленной продукции в стране имеют Гомельская область (22, 3 %) и Минск (21, 0 %), тогда как доля Гродненской области составляет 8,6 % , а Могилевской — 8,2 % .
Одной из отраслей специализации в регионах является пищевая промышленность, а в Брестской и Гродненской областях ей принадлежит первое место. Во всех областях, кроме Витебской, видное положение занимает машиностроение, которое в Минске является главной отраслью промышленности. Большинство регионов (кроме Брестской области и Минска) выделяются высоким уровнем развития химической и нефтехимической промышленности, в Минской и Могилевской областях она значительно преобладает над другим и отраслями. Ведущую роль в экономике Витебской и Гомельской областей играют отрасли топливно-энергетического комплекса. Для структуры промышленности всех регионов характерно преобладание отраслей, выпускающих средства производства. Территориальные пропорции с/х производства Беларуси обусловлены различиям и в уровне развития и размещения основных отраслей специализации, обеспеченности трудовым и ресурсами и основными средствами с/х назначения, почвенными, климатическими, экологическими и другим и особенностями регионов.
Социально-экономическое развитие регионов во многом зависит от наличия производственной инфраструктуры, особенно транспортной системы. Ведущую роль играет железнодорожный и автомобильный транспорт. Наибольшая плотность железных дорог — в Брестской, Витебской и Могилевской областях; наименьшая — в Минской. В Беларуси наблюдается достаточно выраженная региональная дифференциация обеспеченности учреждениям и социальной инфраструктуры. Самая благоприятная ситуация наблюдается в Минске, где основные показатели ее развития существенно выше, чем в среднем по стране. Выше средне республиканских значений и большинство параметров обеспеченности объектам и социальной сферы в Витебской, Гродненской и Могилевской областях.
В каждом из регионов сформировался специфический социально-экономический комплекс.
Наиболее крупным по численности населения и социально-экономическому потенциалу регионом является г. Минск, который выделяется в качестве самостоятельной административно-территориальной единицы и является единственным в стран е городом республиканского подчинения. На долю Минска в 2004 г. приходилось 18 % населения, 20, 5 % трудовых ресурсов, 21 % продукции промышленности, 29, 4 % розничного товарооборота и 37, 6 % платных услуг, оказываемых населению страны.
В столице сосредоточено около 73 % всех работающих в науке и научном обслуживании и 35 % — в финансировании, кредитовании и страховании.
Минск является крупнейшим индустриальным центром страны. Здесь функционируют около 3900 промышленных предприятий и производств, 275 из них на самостоятельном балансе. Для столичной индустрии характерен высокий уровень концентрации производства.
Функционирование СЭЗ в регионах
Подробная инфа о предприятиях по каждой из областей Шимов НЭ стр 387
33.Состояние, факторы и тенденции развития регионов.
Основными целям и совершенствования территориальной структуры экономики и повышения комплексного развития отдельных регионов являются достижение структурно-технологической сбалансированности производства, преодоление диспропорций в развитии межотраслевых и региональных хозяйственных комплексов, отдельных отраслей и территорий, эффективное использование имеющихся и потенциальных конкурентных преимуществ регионов. Эти цели определяются общей стратегией формирования хозяйственного комплекса Беларуси как суверенного государства.
В условиях перехода к рыночной экономике при повышении цен на привозное сырье необходимы структурные изменения, которые способствовали бы снижению зависимости производства от поставок дорогостоящих ресурсов. Поэтому в областях (Гомельская, Витебская, Могилевская), где такие отрасли имеют значительный удельный вес, следует принять меры по сокращению производства материало- и энергоемкой продукции и увеличению выпуска продукции наукоемких производств при одновременном проведении активной политик и ресурсе - и энергосбережения, вовлечения в хозяйственный оборот вторичных ресурсов и попутных продуктов на базе внедрения научно-технических достижений. Это позволит наиболее эффективно использовать такие факторы конкурентоспособности регионов, как развитый производственный потенциал, наличие высококвалифицированной рабочей силы.
Структурная перестройка требуется прежде всего в крупных городах. Именно здесь имеется ряд конкурентных преимуществ в виде мощного экономического потенциала, развитой производственной и инновационной инфраструктуры, квалифицированной рабочей силы, а, кроме того, сосредоточено наибольшее число предприятий, нуждающихся в реструктуризации.
Во всех регионах целесообразно повысить темпы развития производств, обеспеченных местным и сырьевым и ресурсами. В первую очередь это относится к пищевой промышленности (все области и г.Минск), промышленности строительных материалов (Брестская, Гомельская, Гродненская, Могилевская области), лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отрасли (Брестская, Витебская, Гомельская, Могилевская).
Развитие аграрной сферы определяется необходимостью сочетания интересов регионов и страны в целом в более полном обеспечении населения продовольствием и увеличении экспортных поставок продукции.
Важнейшим направлением структурной перестройки с/х производства является совершенствование его размещения и специализации по экономическим зонам в соответствии с наличием важнейших факторов, определяющих его конкурентоспособность, а именно:
• естественного плодородия с/х угодий, технологической пригодности для возделывания определенных видов сельскохозяйственных культур;
• обеспеченности трудовым и ресурсами (дифференциация регионов на трудообеспеченные, трудонедостаточные, трудоизбыточные) ;
• производственных средств, необходимой производственной и социальной инфраструктур .
Приоритетное развитие во всех регионах должна получить социальная сфера, важнейшая задача которой — создание условий предоставления населению гарантированного минимума социально значимых услуг в соответствии с утвержденным и социальным и стандартам и независим о от мест а проживания.
Особое внимание следует уделить развитию социальной инфраструктуры агрогородков и малых городов как центров обслуживания жителей близлежащих сельских поселений.
Совершенствованию структуры региональных социально-экономических комплексов буду т способствовать:
• увеличение в отраслевой структуре промышленного производства всех регионов дол и отраслей, связанных с использование м местных ресурсов, особенно в Витебской и Минской областях ;
• приоритетное развитие сферы услуг и снижение удельного веса с/х в общей структуре экономик и регионов.
Важнейшей задачей экономического развития регионов следует считать более эффективное использование имеющихся и потенциальных факторов повышения конкурентоспособности:
• выгодно е географическое положение (Брестская , Гродненская области, г.Минск) ;
• высокий уровень развития производственного и инновационного потенциалов (г.Минск , Витебская , Гомельская , Минская области);
• более благоприятные условия для ведения с/х производства (Гродненская, Брестская, Минская области);
• наличие историко-культурной среды и соответствующей инфраструктуры для развития туризма, отдыха, рекреационной деятельности (Брестская, Гродненская, Витебская, Минская области и г.Минск) .
Проблемы каждого региона необходимо решать исходя из общереспубликанских задач и с учетом местных интересов и особенностей. С целью обеспечения устойчивого развития страны государственная региональная политика должна быть направлена на создание в каждом регионе ресурсо-финансового потенциала, достаточного для решения основных задач социально-экономического развития. Не менее важны рациональное использование социально-экономического и экологического потенциалов регионов, преимуществ территориального разделения труда, а также обеспечение комплексного развития региональных инфраструктурных систем, сокращение разрыва в уровне и качестве жизни в городах различных категорий и сельской местности.