Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Региональная экономическая политика в Республике Беларусь.



Устойчивое развитие экономики – это постоянный рост социально-экономического и научно-технического потенциалов, способных удовлетворить возрастающие потребности нынешнего и будущих поколений в товарах и услугах на основе созданной оптимальной территориально-отраслевой структуры, обеспечивающей сбалансированное использование климатических условий, радикальное снижение потребления невозобновляемых ресурсов, сохранение биологического равновесия и благоприятной окружающей среды. (Мороз монография)

Государственная региональная экономическая политика является составной частью государственной социально-экономической политики страны и представляет собой деятельность государства по регулированию развития страны в региональном аспекте и заключается в применении высшими органами государственной власти и управления различных методов и средств воздействия на функционирование регионов.

Объектами РЭП являются административно-территориальные образования: области, г. Минск, административные районы, города, посёлки городского типа, сельские советы.

Субъектами РЭП выступают республиканские и местные органы власти и управления и местные органы самоуправления.

РЭП реализуется в три этапа.

Основной целью региональной политики в стране на первом этапе (2001 -2005 гг.) остается осуществление начатых преобразований по формированию структуры хозяйства регионов, наиболее полно отвечающей местным условиям и потребностям проживающего здесь населения.

Реализация намечаемых на первом этапе мер региональной политики позволит стабилизировать положение на местах, создаст предпосылки для динамичного развития регионов. Вместе с тем по окончании этого этапа сохранится экономическая основа регионального неравенства. Регионы будут отличаться по уровню социально-экономического развития и непроизводственной сферы, занятости населения, экологическим условиям.

Главной целью региональной политики на втором этапе (2006 - 2015 гг.)должно стать снижение дифференциации экономических условий и возможностей для развития внутриреспубликанских регионов. Основными задачами в связи с этим должны стать:

• формирование пространственной структуры региональной экономики, способствующей выравниванию экономических возможностей регионов;

• поддержка регионов, находящихся в более сложных экономических и экологических условиях.

По первому направлению главной задачей государства становится создание предпосылок экономического выравнивания регионов путем избирательной государственной поддержки развития их хозяйственно-экономической деятельности. Для этого необходимо сосредоточить усилия на формировании хозяйственных структур, позволяющих создать достаточную финансовую основу их функционирования и базирующихся на разделении функций территорий в зависимости от сложившихся условий (экономических, природных, экологических, историко-культур­ных, геополитических).

В регионах, постоянно ощущающих финансовую зависимость от центра, основное внимание должно быть сосредоточено на развитии хозяйственных структур (промышленных предприятий, обслуживающих производств, туристических объектов, системы рекреационных услуг, предприятий сферы производственного и социального обслуживания и других хозяйственных объектов). В итоге это должно существенно увеличить налоговую базу таких территориальных образований, приблизив ее к среднереспубликанскому уровню. Осуществление такой политики позволит в дальнейшем уменьшить саму основу экономического неравенства, будет способствовать созданию более равных возможностей территорий в финансовой сфере и позволит сократить объём централизованно распределяемых ресурсов на цели регионального развития. Значительно снизится вследствие этого уровень дотационных расходов государства, с помощью которых целесообразно решать лишь про­блемы единовременного экономического выравнивания.

Задачи второго направления должны решаться при государственном содействии развитию регионов, объективно оказавшихся в более неблагоприятных условиях. Механизм такого содействия, как правило, заключается в применении различных методов перераспределения государственных финансовых ресурсов в пользу территорий, оказавшихся в затруднительном положении.

По мере становления и развития постиндустриального общества должно происходить смещение приоритетов в направлении преимущественного развития сферы обслуживания населения, создания условий для гармоничного развития личности, поэтому в региональной политике доминирующим станет социальный аспект развития. Главной целью региональной политики на третьем этапе (после 2015 г.)должно быть создание благоприятных условий жизнедеятельности и среды обитания для всего населения независимо от места его проживания.

В РБ приоритеты и задачи государственной региональной политики зафиксированы в основных государственных прогнозах и программах. В частности, в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. (НСУР-2020) намечены самые общие направления данного вида политики. В НСУР-2020 определены стратегические направления развития укрупненных проблемных регионов − основных объектов региональной политики белорусского государства, в том числе: депрессивных регионов, Солигорского промышленного района, Новополоцкого промышленного узла, Белорусского Полесья, Белорусского Поозерья; приграничных регионов, Минского столичного округа, а также территорий, загрязненных в результате катастрофы на ЧАЭС, имеющих официальный статус региона экологического бедствия.

В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы в качестве основной задачи региональной экономической политики определено обеспечение роста благосостояния населения независимо от мест его проживания на основе повышения уровня комплексного развития производительных сил и конкурентоспособности экономики регионов. При общем росте благосостояния населения важнейшей задачей становится опережающее увеличение доходов и улучшение условий проживания жителей там, где эти показатели ниже, чем в среднем по стране.

Для улучшения уровня и качества жизни населения в таких регионах в текущем пятилетии предусматривается:

− создать условия для повышения инновационной и инвестиционной деятельности, развития предпринимательства, особенно по производству потребительских товаров и оказанию бытовых услуг;

− активизировать развитие новых сфер приложения труда особенно в районах, где имеются объективные предпосылки для их формирования (приграничный сервис, обслуживание транспортных коридоров, туризм и др.);

− обеспечить приоритетное развитие производств и видов деятельности, ориентированных на использование местных ресурсов;

− повысить комплексность развития социальной инфраструктуры, прежде всего в районах с более низким уровнем обеспеченностью населения услугами;

− обеспечить государственную поддержку проблемных регионов (регионы с существенной долей неэффективно работающих предприятий, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС), а также малых городов с одним градообразующим предприятием.

Особое внимание со стороны государства в текущем пятилетии намечается уделить развитию малых и средних городов. Для этой цели разработана и реализуется Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних поселений на 2007–2010 годы.

К достоинствам проводимой в настоящее время в Республике Беларусь государственной региональной политики следует отнести то, что в настоящее время регионально ориентированные меры в нашей стране разрабатываются и реализуются практически всеми министерствами и другими республиканскими органами государственного управления Республики Беларусь. В качестве основных недостатков современной государственной региональной политики в Беларуси следует отметить:

− недостаточно полное и эффективное использование внутренних резервов обеспечения устойчивого социально-экономического развития, находящихся в самих регионах Беларуси, слабая правовая, организационная и финансовая поддержка местных инициатив;

− ориентация действующей системы государственного регулирования преимущественно на использование не стимулирующих, а перераспределительных налогово-бюджетных и других инструментов воздействия на экономику и социальную сферу регионов, которые, как и прежде, сопровождаются многочисленными и часто неэффективными административными мерами. (Фатеев В.С.,доктор экономических наук, профессор, Белорусский государственный экономический университет)

32.Региональный структурный анализ национальной экономики.

В Беларуси в качестве внутриреспубликанских регионов выступают области и г. Минск, которые существенно различаются как по уровню социально-экономического развития, так и по структуре хозяйства.

Регион (от лат . regio, regionis — область, местность, т.е. конкретная территория) можно определить как часть территории страны со специфическими природными, историческими и демографическими условиями, специализацией и комплексным развитием производства, единой производственной и социальной инфраструктурой. Как социально-экономическая системарегион представляет собой часть территории, на которой создан и развивается относительно самостоятельный хозяйственный комплекс, имеющий свою специфику в территориальном разделении труда. С воспроизводственной точки зрения регион не является замкнутой системой. Он тесно связан с другими территориям и в условиях межрегиональной интеграции и межрегионального обмена. Своеобразие природных, экономических и демографических условий определяет специфику хозяйства каждого региона — специализацию, отраслевую структуру, уровень социально-экономического развития.

Основой экономического потенциала регионов является промышленность, уровень развития которой, структура и специализация сложились в результате территориального разделения труда, наличия городских поселений и их транспортного положения, обеспеченности водными и минерально-сырьевым и ресурсами. Наибольший удельный вес в производстве промышленной продукции в стране имеют Гомельская область (22, 3 %) и Минск (21, 0 %), тогда как доля Гродненской области составляет 8,6 % , а Могилевской — 8,2 % .

Одной из отраслей специализации в регионах является пищевая промышленность, а в Брестской и Гродненской областях ей принадлежит первое место. Во всех областях, кроме Витебской, видное положение занимает машиностроение, которое в Минске является главной отраслью промышленности. Большинство регионов (кроме Брестской области и Минска) выделяются высоким уровнем развития химической и нефтехимической промышленности, в Минской и Могилевской областях она значительно преобладает над другим и отраслями. Ведущую роль в экономике Витебской и Гомельской областей играют отрасли топливно-энергетического комплекса. Для структуры промышленности всех регионов характерно преобладание отраслей, выпускающих средства производства. Территориальные пропорции с/х производства Беларуси обусловлены различиям и в уровне развития и размещения основных отраслей специализации, обеспеченности трудовым и ресурсами и основными средствами с/х назначения, почвенными, климатическими, экологическими и другим и особенностями регионов.

Социально-экономическое развитие регионов во многом зависит от наличия производственной инфраструктуры, особенно транспортной системы. Ведущую роль играет железнодорожный и автомобильный транспорт. Наибольшая плотность железных дорог — в Брестской, Витебской и Могилевской областях; наименьшая — в Минской. В Беларуси наблюдается достаточно выраженная региональная дифференциация обеспеченности учреждениям и социальной инфраструктуры. Самая благоприятная ситуация наблюдается в Минске, где основные показатели ее развития существенно выше, чем в среднем по стране. Выше средне республиканских значений и большинство параметров обеспеченности объектам и социальной сферы в Витебской, Гродненской и Могилевской областях.

В каждом из регионов сформировался специфический социально-экономический комплекс.

Наиболее крупным по численности населения и социально-экономическому потенциалу регионом является г. Минск, который выделяется в качестве самостоятельной административно-территориальной единицы и является единственным в стран е городом республиканского подчинения. На долю Минска в 2004 г. приходилось 18 % населения, 20, 5 % трудовых ресурсов, 21 % продукции промышленности, 29, 4 % розничного товарооборота и 37, 6 % платных услуг, оказываемых населению страны.

В столице сосредоточено около 73 % всех работающих в науке и научном обслуживании и 35 % — в финансировании, кредитовании и страховании.

Минск является крупнейшим индустриальным центром страны. Здесь функционируют около 3900 промышленных предприятий и производств, 275 из них на самостоятельном балансе. Для столичной индустрии характерен высокий уровень концентрации производства.

Функционирование СЭЗ в регионах

Подробная инфа о предприятиях по каждой из областей Шимов НЭ стр 387

33.Состояние, факторы и тенденции развития регионов.

Основными целям и совершенствования территориальной структуры экономики и повышения комплексного развития отдельных регионов являются достижение структурно-технологической сбалансированности производства, преодоление диспропорций в развитии межотраслевых и региональных хозяйственных комплексов, отдельных отраслей и территорий, эффективное использование имеющихся и потенциальных конкурентных преимуществ регионов. Эти цели определяются общей стратегией формирования хозяйственного комплекса Беларуси как суверенного государства.

В условиях перехода к рыночной экономике при повышении цен на привозное сырье необходимы структурные изменения, которые способствовали бы снижению зависимости производства от поставок дорогостоящих ресурсов. Поэтому в областях (Гомельская, Витебская, Могилевская), где такие отрасли имеют значительный удельный вес, следует принять меры по сокращению производства материало- и энергоемкой продукции и увеличению выпуска продукции наукоемких производств при одновременном проведении активной политик и ресурсе - и энергосбережения, вовлечения в хозяйственный оборот вторичных ресурсов и попутных продуктов на базе внедрения научно-технических достижений. Это позволит наиболее эффективно использовать такие факторы конкурентоспособности регионов, как развитый производственный потенциал, наличие высококвалифицированной рабочей силы.

Структурная перестройка требуется прежде всего в крупных городах. Именно здесь имеется ряд конкурентных преимуществ в виде мощного экономического потенциала, развитой производственной и инновационной инфраструктуры, квалифицированной рабочей силы, а, кроме того, сосредоточено наибольшее число предприятий, нуждающихся в реструктуризации.

Во всех регионах целесообразно повысить темпы развития производств, обеспеченных местным и сырьевым и ресурсами. В первую очередь это относится к пищевой промышленности (все области и г.Минск), промышленности строительных материалов (Брестская, Гомельская, Гродненская, Могилевская области), лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отрасли (Брестская, Витебская, Гомельская, Могилевская).

Развитие аграрной сферы определяется необходимостью сочетания интересов регионов и страны в целом в более полном обеспечении населения продовольствием и увеличении экспортных поставок продукции.

Важнейшим направлением структурной перестройки с/х производства является совершенствование его размещения и специализации по экономическим зонам в соответствии с наличием важнейших факторов, определяющих его конкурентоспособность, а именно:

• естественного плодородия с/х угодий, технологической пригодности для возделывания определенных видов сельскохозяйственных культур;

• обеспеченности трудовым и ресурсами (дифференциация регионов на трудообеспеченные, трудонедостаточные, трудоизбыточные) ;

• производственных средств, необходимой производственной и социальной инфраструктур .

Приоритетное развитие во всех регионах должна получить социальная сфера, важнейшая задача которой — создание условий предоставления населению гарантированного минимума социально значимых услуг в соответствии с утвержденным и социальным и стандартам и независим о от мест а проживания.

Особое внимание следует уделить развитию социальной инфраструктуры агрогородков и малых городов как центров обслуживания жителей близлежащих сельских поселений.

Совершенствованию структуры региональных социально-экономических комплексов буду т способствовать:

• увеличение в отраслевой структуре промышленного производства всех регионов дол и отраслей, связанных с использование м местных ресурсов, особенно в Витебской и Минской областях ;

• приоритетное развитие сферы услуг и снижение удельного веса с/х в общей структуре экономик и регионов.

Важнейшей задачей экономического развития регионов следует считать более эффективное использование имеющихся и потенциальных факторов повышения конкурентоспособности:

• выгодно е географическое положение (Брестская , Гродненская области, г.Минск) ;

• высокий уровень развития производственного и инновационного потенциалов (г.Минск , Витебская , Гомельская , Минская области);

• более благоприятные условия для ведения с/х производства (Гродненская, Брестская, Минская области);

• наличие историко-культурной среды и соответствующей инфраструктуры для развития туризма, отдыха, рекреационной деятельности (Брестская, Гродненская, Витебская, Минская области и г.Минск) .

Проблемы каждого региона необходимо решать исходя из общереспубликанских задач и с учетом местных интересов и особенностей. С целью обеспечения устойчивого развития страны государственная региональная политика должна быть направлена на создание в каждом регионе ресурсо-финансового потенциала, достаточного для решения основных задач социально-экономического развития. Не менее важны рациональное использование социально-экономического и экологического потенциалов регионов, преимуществ территориального разделения труда, а также обеспечение комплексного развития региональных инфраструктурных систем, сокращение разрыва в уровне и качестве жизни в городах различных категорий и сельской местности.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.