Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие переходного процесса при смене экономических порядков.



Переход от централизованно регулируемой к рыночной экономике, как и любой переход от одного экономического порядка к другому, сопровождается существенными преобразованиями экономической деятельности. Трансформируются не только отношения форм собственности, институциональная среда, методы хозяйствования и государственного воздействия на экономическую деятельность, но и структура производства и занятости, психология людей. Продолжительность переходного периода, в течение которого происходят эти изменения, достаточно велика — для разных стран она может колебаться от нескольких лет до нескольких десятилетий. Все зависит от первоначального состояния экономики, общественного и государственного устройства страны, менталитета народа, значимости различий действующей экономической системы и системы, идущей ей на смену.

Переходный период включает три направления преобразований:

• первое — демонтаж старого экономического порядка, основная цель которого состоит в ликвидации устаревших экономических структур и механизмов функционирования предшествующей экономической системы, что нередко связано с возникновением кризисной ситуации в национальной экономике;

• второе — становление нового экономического порядка, цель которого — создание необходимых условий, способствующих зарождению новых структур и механизмов. В этой фазе получает развитие новая институциональная среда, обеспечивающая экономическую деятельность в условиях рынка;

• третье — структурная перестройка, целью которой являются регулирующие воздействия государства и рыночных механизмов на национальную экономику, приводящие ее воспроизводственную, отраслевую, региональную и технологическую структуры в состояние, отвечающее новым стратегическим, социально-политическим и экологическим целям.

Таким образом, под переходным и следует понимать процессы преобразования содержания и структуры, мотивации экономической деятельности, адаптации ее к условиям и требованиям внутреннего и внешних рынков, что обусловлено изменениями экономического, государственного и общественного порядка.

Характер переходных процессов определяет два типа переходной экономики. Первый тип базируется на процессах, развивающихся эволюционным путем. Примером могут служить экономические преобразования в Беларуси. Другой тип основывается на радикальной перестройке экономики, так называемой «шоковой терапии», когда новое создается по принципу «разрушения всего старого»(эк-ка Польши, России).

Имеющийся опыт реализации этих процессов показывает, что первый путь мене е разрушителен, требует более низких трансакционных издержек, в социальном плане не вызывает резких социальных потрясений и обнищания народа.

Эволюционный путь развития определяется специфической закономерностью функционирования переходной экономики — инерционностью воспроизводственного процесса, его непрерывностью, которые предопределяют невозможность быстрой замены существующих форм другими . Такая замена деформирует производственный процесс, ведет к спаду производства .

Инерционность воспроизводства в этом смысле предполагает сохранение в переходной экономике старых экономических структур и механизмов, и прежде всего прежних структур производства и управления, преобразование которых также требует времени. Не могут быстро измениться сложившаяся социально-экономическая структура общества, деятельность существующих институтов, хозяйственный механизм и другие составляющие экономики.

Огромное влияние на переходные процессы оказывает состояние кадров. Для них также характерна инерционность, так как кардинальные изменения в содержании знаний и навыков работы кадров невозможно осуществить быстро.

Важной закономерностью переходной экономики является также зарождение и интенсивное развитие новых форм и отношений. Ими могут быть как не свойственные господствовавшей прежде системе формы и отношения (например , институты рыночной экономики) , та к и возникающие путем изменения содержания старых форм (например , государственная собственность в новой форме акционерных обществ , ассоциаций , унитарных и других предприятий или планирование в форме индикативного, не директивного, а рекомендательного в виде государственных прогнозов и программ) .

Однако для этого потребуется создать необходимые условия и решить ряд сложных проблем:

• ликвидировать негативные последствия экономического кризиса на первом этапе переходного периода, сохранить и развить научно-технический, инновационный и кадровы й потенциалы страны;

• обосновать перспективную модель национальной экономики ;

• создать законодательно-нормативную базу, правовые институты, обеспечивающие развитие рыночных отношений ;

• либерализировать все виды экономической деятельности, не запрещенные законом, создать благоприятные условия для становления экономической свободы и конкуренции, развивать предпринимательство , малый и средний бизнес ;

• обеспечить равноправие всех форм собственности;

• сформировать развитую систему рыночной инфраструктуры — валютной , фондовой и товарных бирж , а также многообразие финансовых учреждений ;

• провести структурную перестройку экономики на основе опережающих темпов развития наукоемких ресурсосберегающих экспортоориентированных и импортозамещающих отраслей и производств, внедрить прогрессивные технологии и высокопроизводительную технику;

• использовать преимущества глобализации для становления национальной экономики, увеличения прямых иностранных инвестиций и кредитов ;

• изменить структуру и усовершенствовать всю систему образования, подготовки и переподготовки рабочих и руководящих кадров, менеджеров и экономистов, способных работать в условиях рыночных отношений ;

• значительно повысить роль заработной платы как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула его трудовой активности ;

• разработать и реализовать эффективную систему социальной защиты населения, особенно социально уязвимых слоев и групп, повысить роль государственных минимальных социальных гарантий и поэтапно приблизить их к бюджету прожиточного минимума , снизить необоснованную дифференциацию групп населения по уровню доходов ;

• повысить эффективность методов государственного регулирования экономической деятельности , особенно на начальных этапах переходного периода (правовое обеспечение , установление гибких и стимулирующих параметро в бюджетно-налоговой , денежно-кредитной , ценовой и антимонопольной политики , активизация внешнеэкономическо й деятельности и международного сотрудничества с различными финансовыми организациями Европы и мира , решение проблем занятости, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды) .

Решение данных проблем будет способствовать интеграци и национальной экономики Беларуси в мировую экономическую систему .

35. Проблемы переходного процесса национальных экономик России и стран Восточной Европы.

Источник: Банкаўскi веснiк, СТУДЗЕНЬ 2009

На рубеже 1990-хгг. в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и бывшего Советского Союза начался процесс системного перехода от командно-административной к рыночной экономике. В этой связи эти страны стали называться переходными, трансформационными, транзитивными (transition countries), или странами с переходной, трансформационной, транзитивной экономикой (transition economies). Под переходной экономикой можно понимать совокупность общественных экономических отношений, возникших в среде эволюционного исторического процесса перехода от старой к новой социальной системе.

Переходный период включает в себя два этапа: адаптацию экономики к новым рыночным условиям и ее развитие.

Адаптационный этап к новым условиям в переходной экономике занимает временной промежуток от 3 до 5 лет, а затем экономическая система приобретает новое подвижное равновесие на пути к рыночной экономике. Этап адаптации можно считать завершенным при достижении критической массы преобразований, после которой проявляется положительный эффект от проводимых реформ для всего общества и государства.

Общие особенности внешнеэкономической деятельности и внешних дисбалансов транзитивных стран на этапе адаптации характеризуются рядом следующих экономических явлений, которые были свойственны странам с переходной экономикой на начальном этапе адаптации.

1. Внешняя конкуренция. В связи с высокой государственной монополизацией в производстве и торговле конкуренция между республиками бывшего Советского

Союза и странами СЭВ была практически минимизирована. Например, традиционно крупнейшимипроизводителями в СССР были Россия (61,1% союзного ВВП), Украина (16,2%), Казахстан (4,3%) и Беларусь (4,2%) . Продукция этих стран централизованно распределялась между другими республиками Союза. Кроме того, отдельные крупные заводы были монополистами в этом регионе.

Так, в 1991г. один из белорусскихзаводов производил 90% всего советского полиэстера, а автомобильный завод в Тольятти—58% всех союзных автомобилей. Разрыв старых торгово-экономических связей вызвал необходимость освоения новых рынков и противостояния конкуренции на внешних рынках. В 1990-хгг. с началом трансформационных процессов в странах ЦВЕ наблюдалась переориентация внешнеэкономических связей с традиционно сложившегося в условиях старой системы восточного направления на западное. Кроме того, общей чертой в формирующейся системе управления внешнеэкономическими связями ряда переходных стран стала высокая степень либерализации экспорта и импорта. Например, в Чехии уровень государственного лицензирования экспорта былснижен до 15%, в Румынии—до 20%. Это открыло доступ высококонкурентным товарам из развитых стран. Внешняя конкуренция, которая потребовала модернизации механизмов хозяйствования в долгосрочном периоде, вызвала ухудшение торговых балансов большинства трансформационных стран в краткосрочном периоде. В 1993г. Внешнеторговый дефицит был зафиксирован в Болгарии, Чехии, Эстонии, Венгрии, Польше, Литве, Румынии, Словакии, Словении, Армении, Беларуси, Грузии, Кыргызстане, Таджикистане.

2. Дефицит внешнего капитала. Трансформация внешнеэкономической деятельности транзитивных стран предполагала не только торговую, но и финансовую либерализацию. В период существования Советского Союза мобильность капитала преимущественно приобретала форму распределениягосударственных доходов. Так, такие менее развитые республики, как Киргизия и Узбекистан, ежегодно получали более 10% своего ВНП от других союзных республик. В то же время одни из самых развитых республик Союза Азербайджан и Беларусь порой отдавали более 20 и 15% своего валового национального продукта соответственно. В связи с тем, что иностранные инвесторы рассматривали переходные страны как страны с высоким риском капиталовложений,полноценного замещения внутреннего советского капитала внешним не произошло.

3. Становление национальных валютных систем. Введение национальных валют в бывших республиках Советского Союза предоставило властям возможность проведения девальвации для поддержки национального экспорта в условиях высокой конкуренции и существенных различий в структурах экономик стран—торговых партнеров.

Однако нехватка валютных резервов и отсутствие опыта управления обменным курсом привели к обесценению национальных валют, высокому уровню цен, снижению реальных доходов населения.

4. Высокая инфляция. Страны СНГ в связи с либерализацией цен столкнулись с высочайшим уровнем инфляции. Так, в 1991г. индекс цен производителей промышленной продукции по сравнению с 1990г. в среднем по содружеству вырос в 2,4 раза, а в 1992г. по сравнению с 1991г.—в 21 раз. Инфляция в начале 1990-хгг. в транзитивных странах имела ряд особенностей. Во-первых, недостаточно сильная финансовая инфраструктура столкнулась с большим спросом на кредитные ресурсы. При этом заемщики чаще всего оказывались неплатежеспособными, что заставило банковские институты приостанавливать свои обязательства. Центральные банки в целях предотвращения системного банковского кризиса предоставляли финансовые ресурсы с помощью эмиссии денежных средств. Во-вторых, либерализация цен привела их к уровню мировых. В этих условиях зарубежные экономические субъекты, обладая более высокой покупательной способностью, через повышение платежеспособного спроса вызывали инфляцию. Инфляция в переходных странах делала импортные товары более привлекательными, а также повышала себестоимость экспортируемых товаров, что приводило к внешнеторговому дефициту.

5. Мобильность трудовых ресурсов. Распад Советского Союза и высокая инфляция привели к падению реальных доходов населения, что стало основной причиной оттока рабочей силы из бывших советских республик, особенно среднеазиатских. Кроме того, военные действия в некоторых республиках повысили количество беженцев из этих стран. Кроме того, часть населения эмигрировала в США, Канаду, страны Западной Европы. В 1990— 1991гг. 610тыс. русских евреев эмигрировали в Израиль, что привело к приросту населения этой страны на 7%.

6. Приватизация как стимул развития внешнеэкономической деятельности. Процесс приватизации проходил параллельно с либерализацией и финансовой стабилизацией. Наиболее демонстративно приватизация прошла в России, где программа ваучерной приватизации привела к тому, что к концу 1993г. более 89 000 предприятий оказались приватизированы, в Чехии в 1992г. было приватизировано 988 компаний, в 1994г.—861,в Словакии—503, в Польше— 512, в Словении—1543. Вместе с тем некоторые республики Советского Союза столкнулись с проблемой оценки государственной собственности, и поэтому процесс приватизации у них был менее динамичным.

Развитие внешнеэкономической деятельности транзитивных стран проходило в условиях глобализации. И чем выше степень открытости переходной экономики, тем она более подвержена глобализационным процессам.

36.Политические и социально-экономические предпосылки построения перспективной модели экономики.

По временному фактору следует выделить две группы содержательных предпосылок — нацеленных на краткосрочную и долгосрочную перспективы.

Краткосрочная экономическая политика призвана решать неотложные и ближайшие задачи функционирования экономики страны, поддержания жизненного процесса нации, который нельзя прервать или остановить. К текущим задачам относятся:

· реакции на тенденции и циклы рыночной конъюктуры;

· краткосрочные мероприятия и проекты, рассчитанные на быструю отдачу вложенных средств;

·максимальное использование наличных производственных мощностей;

·совершенствование традиционных технологий и методов ведения хозяйственной деятельности;

·ориентация финансовой сферы, денежной политики на ближайшие цели борьбы с инфляцией, укрепление национальной валюты без должного учета долговременных интересов реального сектора экономики;

·сосредоточение структур экономического управления преимущественно на решении оперативных вопросов сбыта продукции, пополнение оборотных средств, преодоление убыточности и неплатежей.

Долговременными, по сути, являются инвестиции в человеческий капитал, знания, умения, в систему образования, науку и технологии, отдача от которых имеет большой временной лаг. Поэтому данные инвестиции должны носить упреждающий характер.

В число позитивных предпосылок и конструктивных факторов формирования перспективной модели экономики входят:

·выгодное экономико- географическое положение Беларуси;

·развитые системы транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры в целом;

·значительные земельные, водные, лесные ресурсы, запасы важных полезных ископаемых (калийные и каменные соли, сырье для производства строительных материалов и др.);

· достаточно мощная строительная база;

·значительный научно- технический потенциал;

·многоотраслевой промышленный комплекс;

·высокий общеобразовательный уровень населения при низкой цене рабочей силы и сложившаяся система подготовки квалифицированных кадров;

·комплексность развития территорий и сформированность межотраслевых комплексов;

·многовекторные внешэкономические связи, способствующие расширению внешних рынков;

·совершенствующаяся в профессиональном отношении система государственного управления.

В качестве барьеров выступают:

·несовершенство законодательно- нормативной базы, сохраняющей преобладание административных рычагов и бюрократических препон в управлении экономикой;

·недостаточное развитие конкурентной среды на внутреннем рынке товаров и услуг, капиталов, рабочей силы;

·критический уровень износа активной части основных производственных фондов и устаревшие в большей части производственные технологии, неразвитость инновационной и информационно- коммуникационной инфраструктур;

·недостаточный уровень менеджмента, подготовки и переподготовки кадров для работы в рыночных условиях;

·чрезмерное налоговое бремя на товаропроизводителей;

К числу внешних предпосылокотносятся прежде всего учет главных тенденций развития цивилизации, встраивание в мировые процессы глобализации и информатизации, интеграция и сотрудничество в мировом и региональном масштабах.

Важными политическими предпосылками формирования ПМЭ являются:

·построение социального правового демократического государства;

·эволюция общественных структур в направлении институтов современного гражданского общества;

Для успешного построения ПМЭ необходимы предпосылки и преобразование в действующей экономической системе страны (системные условия):

·в реальном секторе — создание эффективной и кокурентоспособной экономики на основе структурной перестройки, модернизации и обновления технологической базы производства, выпуска высокотехнологической наукоемкой продукции, развитие сферы услуг;

·финансовом секторе — формирование финансовых структур и механизмов, ориентированных не только на выживание (быстроокупаемые проекты), но и на долгосрочные крупные проекты национального и международного масштабов;

·институционно - правовой сфере — построение системной законодательной основы, закрепляющей в правовом пространстве принципы и институты социально ориентированной рыночной экономики;

·внешнеэкономической сфере — ориентация на принципы открытости национальной экономики внешнему миру, многовекторности внешней политики, учитывающей первичность суверенитета нации и государства, влияние процессов глобализации, регионализации, информатизации, глубоких перемен в мировом геополитическом пространстве;

·области управления и регулирования социально - экономических процессов — гибкое сочетание прямых и косвенных методов регулирования, решение текущих и перспективных задач на основе новых информационных технологий, совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров.

Важными внутрисистемными предпосылками построения ПМЭ являются поддержание здоровой экономической среды, обеспечение стабильного экономического роста, повышение благосостояния населения и целенаправленное совершенствование в связи с этим макроэкономической политики (бюджетно - налоговой, денежно - кредитной, валютной, ценовой и т.д.)

Приоритетными предпосылками и направлениями преобразований долговременного характера, ориентированными на построение ПМЭ, являются:

· построение структурного и институционального каркаса ПМЭ;

· создание национальной инновационной системы;

· реформирование отношений собственности, развитие рыночных институтов, малого и среднего предпринимательства;

· развитие человеческого потенциала;

· оптимизация роли государства в регулировании и реформировании экономики и социальной сферы;

Представление о том, что либерализация и рыночная свобода быстро приведут к созданию нормальных рыночных отношений, оказалось глубоко ошибочным. Поэтому при переходе к рыночной экономике в решении проблем формирования и функционирования институтов рыночного типа стартовая роль должна отводиться государству. Его стратегическая цель в переходной период — содействие системному формированию новых экономических отношений, создание реальных условий для дальнейшей либерализации и дебюрократизации экономики, устранение административных барьеров при организации и ведении бизнеса. Вместе с тем государство должно жестко контролировать и обеспечивать соблюдение хозяйствующими субъектами законодательства, регламентирующего права собственности и правил поведения на рынках.

Таким образом, базовые принципы белорусской модели свидетельствуют о том, что наша страна отвергает крайности и либерализма, и огосударствленной экономики, выбирает собственный путь построения будущей экономической системы с сильным государством, эффективным рыночным механизмом и его социальной ориентацией. Определение новой роли государства и общества, развитие демократии и общественных отношений повысят эффективность механизмов социального взаимодействия, трансформации экономики и социальной сферы как важных предпосылок построения перспективной модели экономики.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.