Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Валютная политика и валютный контроль



Валюта — национальная денежная единица , участвующая в междун торг овых и финансовых операциях на законодательно закрепленной основе .

Валютный курс ( важнейший элемент валют сис-мы ) — это цена дене жной ед-цы одной страны , выраж в денежных единицах др стран или в межд валютны х единицах .

В соответствии с действующей класс и ф и к а ц и е й М В Ф выдел я ю т 8 валютных режимов : отсутс т в и е собств платежного ср-в а , валютное управление , обычная привязка курса , привязка курса в рамках коридора , ползущая привязка ,ползущий коридор, управляемое плавание, свободное плавание

Валютное регулирование - составляет часть валютной политики и вкл принципы , методы и формы осуществления в стране вал операций .Поскольку изменения вал курса им е ю т ощутимые последствия для эк - к и , то он явл важным объектом регулирования со стороны гос- в а как внутри страны ,так и в межгосударственных отношениях .

Среди действий правительства , влияющих на вал курс ,можно выделить меры прям ого и косвенного регулирования . К последним в условиях открытой экономики относит с я поч т и вес ь арсенал денежно - кредитной и финансовой политики. На курс национальной валюты влияют кол-во денег, находящихся в обращении, реальные нормы процента , темпы инфляции и др. Государство может использовать и методы прямого воздействия : валютные интервенции , дисконтную ( дисконт - процен т , взимаемы й банком) пол- к у и валютные ограничения .

Цель валютных интервенций ( операци й на вал рынке ) центральных банков — противодействовать снижению курса нац валюты и л и ,наоборот , его повышению. В зарубежных странах широко прим дисконтная политика, заключ в манипулировании учетным процентом. Стремясь повысить курс валюты, центральный банк повышает учетный п р о ц е н т , ч т о с т и м у л и р у е т при т о к и н о с т р а нн ы х к а п и т а л о в . В р е з у л ь т а т е у л у ч ш а е т с я состоя н и е п л а т е ж н ог о б а л а н с а , и в а л ю т н ы й к у р с п о в ы ш а е тс я. Н а в а л ю т н ы й к у р с о к а з ы в а ю т в л и я н и е валютные ограничения, т . е . с о в о к у п н о с т ь мероп р и я т и й и н о р м а т и в н ы х п р а в и л , уст а н о в л е н н ы х в з а к о н о д а т е л ь н о м и л и а д м и н и с т р а т и в н о м п о р я д к е и н а п р а в л е н н ы х н а о г р а н и ч е н и е о п е р а ций с в а л ю т о й , з о л от о м и д р у г и м и в а л ю т н ы м и ц е н н о с т я ми. С о б ъ е м о м и м е т о д а м и п р и м е н я е м ы х г о с у д а р с т в о м в а л ю т н ы х о г р а н и ч е н и й н а п р я м у ю с в я з а н о п о н я т и е конвертируемости (обратимости) валюты. С т о ч к и з р е н и я р е ж и м а о б р а т им о с т и , р а з л и ч а ю т с в о б о д н о к о н в е р т и р у е м у ю в а л ю т у ( С К В ) , ч а с т и ч н о к о н в е р т и р у е м у ю и н е к о н в е р т и р у е м у ю . С К В о б л а д а е т , к а к п р а в и л о ,п о л н о й в н е ш н е й и в н у т р е н н е й о б р а т и м о с т ь ю .С ф е р а е е о б м е н а р а с п р о с т р а н я е т с я н а вс е без и с к л ю ч е н и я к а т ег о р и и в л а д е л ь ц е в денежных с р е д с т в и вс е в и д ы в н е ш н е э к о н о м и ч е с к и х о п е р а ц и й . С К В м о ж е т б е с п р е п я т с т в е н н о о б м е н и в а т ьс я н а л ю б у ю д р у г у ю и н о с т р а н н у ю в а л ю т у , в т о м ч и с л е н а ч а ст и ч н о к о н в е р т и р у е м у ю и н е к о н в е р т и р у е м у ю . В н а с т о я щ е е в р е м я к ч и с л у С К В о т н о с я т с я д о л л а р ы С Ш А и К а н а д ы , ф у н т с т е рл и н гов, е в р о , я п о н с к а я и е н а , ш в е й ц а р с к и й ф р а н к .

Валютная политика к а к о б о б щ е н и е в ы ш е у к а з а н н ы х ф орм и м е т о д о в р е г у л и р о в а н и я в а л ю т н ы х о т н о ш е н и й с л у ж ит и н с т р ум е н т о м о б е с п е ч е н и я р а в н о в е с и я в в а л ю т н о й с ф е р е и е е н а ц е л е нн о с т и н а с о з д а н и е у с л о в и й у с т о й ч и в о г о экономи ч е с к о г о и с о ц и а л ь н о г о р а з в и т и я , с д е р ж и в а н и е р о с т а б е з р а б о т и ц ы и и н ф л яц и и , п о д д е р ж а н и е р а в н о в е с и я п л а т е ж н о г о б а л а н с а с т р а н ы . В о к т я б р е 2 0 0 0 г . Н а ц и о н а л ь н ы м с о б р а н и е м Р е с п у б л и к и Б е л а р у с ь б ы л п р и н я т Б а н к о в с к и й ко д е к с , в к о т о р о м б ы л и сфор м у л и р о в а н ы и з а к р е п л е н ы клю ч е в ы е п о н я т и я и с о в р е м е н н ы е н о р м ы в а л ю т н о г о р е г у л и р о в а н и я в с т р а н е . Они были дополнены и закре п л е н ы в Законе Р е с п у б л и к и Б е л а р у с ь «О в а л ю т н о м р е г у л и р о в а н и и и в а л ю т н о м к о н т р о л е » от 2 2 и ю л я 2 0 0 3 г . № 2 2 6 - 3 . Валютная политика страны о п р е д е л я е т с я к а к с о в о к у п н о с т ь м е р в оз д е й с т в и я н а с ф е р у в а л ю т н ы х о т н ош е н и й в и н т ер е с а х д о с т и ж е н и я с т р а т е г и ч е с к и х и т а к т и ч е с к и х ц е л е й госуд а р с т в а . ,

О с н о в н ы м и н а п р а в л е н и я м и в а л ю т н о й п о л и т и к и явл я ю т с я : • у к р е п л е н и е н а ц и о н а л ь н о й в а л ю т ы ;

• у к р е п л е н и е в а л ю т н о - ф и н а н с о в о г о м е х а н и з м а

• п о в ы ш е н и е п л а т е ж е с п о с о б н о с т и и к р е д и т о с п о с о б н о с т и с т р а н ы

• п р и в л е ч е н и е н а в ы г о д н ы х д л я с т р а н ы у с л о в и я х ино с т р а н н ы х и н в е с т и ц и й

• п р о т и в о д е й с т в и е н е ж е л а т е л ь н о м у в ы в о з у з а г р а н и ц у оте ч е с т в е н н о г о и и н о с т р а н н о г о к а п и т а л о в .

П р а к т и к а к у р с о в о г о р е г у л и р о в а н и я в Б е л а р у с и и других с т р а н а х с п е р е х о д н о й э к о н о м и к о й п о к а з ы в а е т , что с у щ е с т в у ю т т р и ц е л и в а л ю т н о й п о л и т и к и . П е р в а я и з н их з а к л ю ч а е т с я в в ыр а в н и в а н и и п л а т е ж н о г о б а л а н с а , в перв у ю о ч е р е д ь б а л а н с а тек у щ и х о п е р а ц и й , т . е . в о б е с п е ч е н и и к о н к у р е н т о с п о с о б н о с т и с т р а н ы н а в н е ш н и х р ы н к а х . Эт а ц е л ь д о с т и г а е т с я п у т е м ис п о л ь з о в а н и я р е ж и м а п л а в а ю щ е г о ку р с а . В т о р а я с т р а т е г и ч е с к а я ц е л ь — п о д д е р ж а н и е п а р и т е т а п о к у п а т е л ь н о й с п о с о б н о с т и , ч т о д о с т и г а е т с я с п о м о щ ь ю п о д д е р ж а н и я р е а л ь н о г о к у р с а ' н а п о с т о я н н о м у р о в н е . Т р е т ь я ц е ль с о с т о и т в д о с т и ж е н и и ф и н а нс о в ой стабилизации на основе фиксации номинального обменного к у р с а и п о д ч и н е н и я э т о й ц е л и д е н е ж н о - к р е д и т н о й , бюдж е т н о - н а л о г о в о й , и н в е с т и ц и о н н о й п о л и т и к и и д р .

50 Инфляция в экономике РБ. Антиинфляционная политика.

Инфляция представляет собой сложное экономическое явление, которое по-разному объясняют различные научные школы. Сторонники монетаристского подхода определяют инфляцию как снижение покупательной способности денег, их обесценение или как переполнение финансовых каналов бумажными деньгами, что приводит к их обесценению. Причину они видят в нарушении макроэкономического равновесия из-за превышения совокупного спроса над предложением или инфляционного разрыва между ними, который вызывает рост цен. Экономисты, не разделяющие чисто монетаристских взглядов, сторонники кейнсианства, теорий «структурной инфляции» и «экономики предложения», считают, что инфляция — это совокупный рост цен в экономике. И нарушение макроэкономического равновесия вызывается удорожанием факторов производства, ведущим к росту издержек на единицу продукции. Инфляционные процессы могут проявляться в неудовлетворенном спросе населения на товары и услуги, в избыточности сбережений и т.д. Поэтому появилась концепция структурной инфляции, которая как бы синтезирует теории инфляции спроса и издержек. Структуралисты считают, что причина инфляции коренится в несбалансированности экономики, неэластичности предложения и слабой мобильности факторов производства. . В зависимости от темпов роста показателей инфляции различают три вида инфляции: ползучую (темп роста цен до 10 % в год), галопирующую (до 500 % в год) и гиперинфляцию (более 50 % в месяц). Инфляция, сопровождаемая падением производства, называется стагфляцией (стагнация + инфляция). Различают также скрытую (подавленную) и открытую инфляцию. Первая существует, как правило, в планово-административной экономике и проявляется в товарном дефиците, ухудшении качества товаров, вторая — в росте цен на товары и услуги.Инфляционные процессы в Беларуси:Первый период (1991 1994 гг.). Это был самый трудный период, связанный с углублением экономического кризиса из-за разрыва хозяйственных связей с республиками бывшего СССР, разрушением единой рублевой зоны, переходом на национальную денежную систему, построением институтов белорусской государственности, цены вырастали в год более чем в 20 раз.В 1994 г. среднемесячная заработная плата (в перерасчете на доллары) составляла 20—25 дол. США. Второй период (ноябрь 19941996 гг.). В результате осуществления комплекса антиинфляционных мер монетарной политики была достигнута определенная финансовая стабилизация на макроэкономическом уровне. Изменение ситуации было связано с переходом к жесткой денежно-кредитной политике, которая выразилась в ограничении темпов роста денежной массы путем сокращения объемов прямого централизованного кредитования коммерческих банков, увеличении доли аукционного размещения кредитных ресурсов по рыночным ставкам, в политике положительных реальных процентных ставок. Поддержание реальных процентных ставок на положительном уровне и стабилизация обменного курса белорусского рубля, связанная с резким снижением денежного предложения в национальной валюте, обеспечили устойчивое преимущество рублевых срочных сбережений по доходности относительно финансовых инструментов в свободно конвертируемых валютах (СКВ). Третий период (19971999 гг.). Высокая инфляция в республике в 1998—1999 гг. имела ярко выраженный монетарный характер и была обусловлена главным образом экспансионистской денежно-кредитной политикой, в том числе эмиссионным кредитованием государственных программ в области жилищного строительства и АПК, административным поддержанием официального обменного курса белорусского рубля (на завышенном уровне по сравнению с его рыночными котировками) Несмотря на высокие темпы экономического роста, инфляция в 1999 г. выросла до максимального в данном периоде уровня — 350 % за год, а уровень монетизации ВВП по рублевой денежной массе снизился до 6 %. Четвертый период (20002003 гг.) имело место снижение темпов инфляции до 208 % за год. По итогам 2001 г. рост ИПЦ составил 146,0 % , в 2002 г. — 134,8 % , в 2003 г. — 125,4 % Среднемесячная заработная плата (в долларовом эквиваленте) в декабре 2000 г. составила 76 дол. США. В 2002 г. реальная заработная плата повысилась на 7,7 % . В 2003 г. среднемесячная заработная плата выросла до 140 дол. США. Тем не менее Медленные темпы структурной перестройки народного хозяйства, технологического переоборудования предприятий, проведения разгосударствления и приватизации, развития рыночных институтов и прочего создают долговременные предпосылки развития инфляционных процессов.Антиинфляционная политика Сторонники кейнсианской точки зрения на инфляцию настаивают на более активной роли государства в регулировании экономики, включая временное замораживание цен и заработной платы, налоговое стимулирование предпринимательства, сбережений населения, поддержку жизненно важных отраслей и производств. Ортодоксальная программа чисто монетаристского характера основана на максимальном расширении сферы действия рыночных регуляторов при ограничении роли и функций государства, его вмешательства в экономику. Всю совокупность мер антиинфляционной политики, применяемых в Беларуси, можно условно разделить на три группы: комплекс мер по ограничению издержек и ресурсосбережению; комплекс мер по ограничению монетарных факторов инфляции и комплекс мер по структурному регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования. Первый комплекс включает меры:

• по регулированию заработной платы в составе себестоимости продукции;

• поиску путей удешевления импортных энергоносителей, сырья и материалов, комплектующих изделий;

• снижению материало- и энергоемкости продукции на основе внедрения наукоемких ресурсосберегающих технологий;

• реструктуризации и финансовому оздоровлению предприятий, включая оптимизацию процентных ставок, формирующих себестоимость продукции, налоговых ставок и обязательных платежей;

• сокращению трансакционных издержек и др. Второй комплекс охватывает меры:

• по регулированию объема и структуры денежной массы;

• проведению эффективной процентной политики по кредитам и депозитам;

• сокращению скорости оборота денег;

• регулированию резервных требований;

• ограничению бюджетного дефицита;

• регулированию доходов населения;

• сокращению бартерных операций, неплатежей;

• стабилизации белорусского рубля и др. Третий комплекс предусматривает меры:

• по государственному регулированию цен на продукты и услуги первой необходимости;

• государственному регулированию цен на товары монополистов;

• регулированию конкурирующего ввоза товаров и услуг;

• регулированию уровня рентабельности;

• стимулированию удовлетворения спроса за счет роста производства;

• ограничению инфляционных ожиданий;

• ликвидации ценовых перекосов, диспропорций и других инфляционных потенциалов.

Указанные меры реализуются в правительственных программах и прогнозах. Кроме того, руководством страны ежегодно утверждаются Основные направления денежно-кредитной политики, реализуемые Национальным банком страны

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.