Валюта — национальная денежная единица , участвующая в междун торг овых и финансовых операциях на законодательно закрепленной основе .
Валютный курс ( важнейший элемент валют сис-мы ) — это цена дене жной ед-цы одной страны , выраж в денежных единицах др стран или в межд валютны х единицах .
В соответствии с действующей класс и ф и к а ц и е й М В Ф выдел я ю т 8 валютных режимов : отсутс т в и е собств платежного ср-в а , валютное управление , обычная привязка курса , привязка курса в рамках коридора , ползущая привязка ,ползущий коридор, управляемое плавание, свободное плавание
Валютное регулирование - составляет часть валютной политики и вкл принципы , методы и формы осуществления в стране вал операций .Поскольку изменения вал курса им е ю т ощутимые последствия для эк - к и , то он явл важным объектом регулирования со стороны гос- в а как внутри страны ,так и в межгосударственных отношениях .
Среди действий правительства , влияющих на вал курс ,можно выделить меры прям ого и косвенного регулирования . К последним в условиях открытой экономики относит с я поч т и вес ь арсенал денежно - кредитной и финансовой политики. На курс национальной валюты влияют кол-во денег, находящихся в обращении, реальные нормы процента , темпы инфляции и др. Государство может использовать и методы прямого воздействия : валютные интервенции , дисконтную ( дисконт - процен т , взимаемы й банком) пол- к у и валютные ограничения .
Цель валютных интервенций ( операци й на вал рынке ) центральных банков — противодействовать снижению курса нац валюты и л и ,наоборот , его повышению. В зарубежных странах широко прим дисконтная политика, заключ в манипулировании учетным процентом. Стремясь повысить курс валюты, центральный банк повышает учетный п р о ц е н т , ч т о с т и м у л и р у е т при т о к и н о с т р а нн ы х к а п и т а л о в . В р е з у л ь т а т е у л у ч ш а е т с я состоя н и е п л а т е ж н ог о б а л а н с а , и в а л ю т н ы й к у р с п о в ы ш а е тс я. Н а в а л ю т н ы й к у р с о к а з ы в а ю т в л и я н и е валютные ограничения, т . е . с о в о к у п н о с т ь мероп р и я т и й и н о р м а т и в н ы х п р а в и л , уст а н о в л е н н ы х в з а к о н о д а т е л ь н о м и л и а д м и н и с т р а т и в н о м п о р я д к е и н а п р а в л е н н ы х н а о г р а н и ч е н и е о п е р а ций с в а л ю т о й , з о л от о м и д р у г и м и в а л ю т н ы м и ц е н н о с т я ми. С о б ъ е м о м и м е т о д а м и п р и м е н я е м ы х г о с у д а р с т в о м в а л ю т н ы х о г р а н и ч е н и й н а п р я м у ю с в я з а н о п о н я т и е конвертируемости (обратимости) валюты. С т о ч к и з р е н и я р е ж и м а о б р а т им о с т и , р а з л и ч а ю т с в о б о д н о к о н в е р т и р у е м у ю в а л ю т у ( С К В ) , ч а с т и ч н о к о н в е р т и р у е м у ю и н е к о н в е р т и р у е м у ю . С К В о б л а д а е т , к а к п р а в и л о ,п о л н о й в н е ш н е й и в н у т р е н н е й о б р а т и м о с т ь ю .С ф е р а е е о б м е н а р а с п р о с т р а н я е т с я н а вс е без и с к л ю ч е н и я к а т ег о р и и в л а д е л ь ц е в денежных с р е д с т в и вс е в и д ы в н е ш н е э к о н о м и ч е с к и х о п е р а ц и й . С К В м о ж е т б е с п р е п я т с т в е н н о о б м е н и в а т ьс я н а л ю б у ю д р у г у ю и н о с т р а н н у ю в а л ю т у , в т о м ч и с л е н а ч а ст и ч н о к о н в е р т и р у е м у ю и н е к о н в е р т и р у е м у ю . В н а с т о я щ е е в р е м я к ч и с л у С К В о т н о с я т с я д о л л а р ы С Ш А и К а н а д ы , ф у н т с т е рл и н гов, е в р о , я п о н с к а я и е н а , ш в е й ц а р с к и й ф р а н к .
Валютная политика к а к о б о б щ е н и е в ы ш е у к а з а н н ы х ф орм и м е т о д о в р е г у л и р о в а н и я в а л ю т н ы х о т н о ш е н и й с л у ж ит и н с т р ум е н т о м о б е с п е ч е н и я р а в н о в е с и я в в а л ю т н о й с ф е р е и е е н а ц е л е нн о с т и н а с о з д а н и е у с л о в и й у с т о й ч и в о г о экономи ч е с к о г о и с о ц и а л ь н о г о р а з в и т и я , с д е р ж и в а н и е р о с т а б е з р а б о т и ц ы и и н ф л яц и и , п о д д е р ж а н и е р а в н о в е с и я п л а т е ж н о г о б а л а н с а с т р а н ы . В о к т я б р е 2 0 0 0 г . Н а ц и о н а л ь н ы м с о б р а н и е м Р е с п у б л и к и Б е л а р у с ь б ы л п р и н я т Б а н к о в с к и й ко д е к с , в к о т о р о м б ы л и сфор м у л и р о в а н ы и з а к р е п л е н ы клю ч е в ы е п о н я т и я и с о в р е м е н н ы е н о р м ы в а л ю т н о г о р е г у л и р о в а н и я в с т р а н е . Они были дополнены и закре п л е н ы в Законе Р е с п у б л и к и Б е л а р у с ь «О в а л ю т н о м р е г у л и р о в а н и и и в а л ю т н о м к о н т р о л е » от 2 2 и ю л я 2 0 0 3 г . № 2 2 6 - 3 . Валютная политика страны о п р е д е л я е т с я к а к с о в о к у п н о с т ь м е р в оз д е й с т в и я н а с ф е р у в а л ю т н ы х о т н ош е н и й в и н т ер е с а х д о с т и ж е н и я с т р а т е г и ч е с к и х и т а к т и ч е с к и х ц е л е й госуд а р с т в а . ,
О с н о в н ы м и н а п р а в л е н и я м и в а л ю т н о й п о л и т и к и явл я ю т с я : • у к р е п л е н и е н а ц и о н а л ь н о й в а л ю т ы ;
• у к р е п л е н и е в а л ю т н о - ф и н а н с о в о г о м е х а н и з м а
• п о в ы ш е н и е п л а т е ж е с п о с о б н о с т и и к р е д и т о с п о с о б н о с т и с т р а н ы
• п р и в л е ч е н и е н а в ы г о д н ы х д л я с т р а н ы у с л о в и я х ино с т р а н н ы х и н в е с т и ц и й
• п р о т и в о д е й с т в и е н е ж е л а т е л ь н о м у в ы в о з у з а г р а н и ц у оте ч е с т в е н н о г о и и н о с т р а н н о г о к а п и т а л о в .
П р а к т и к а к у р с о в о г о р е г у л и р о в а н и я в Б е л а р у с и и других с т р а н а х с п е р е х о д н о й э к о н о м и к о й п о к а з ы в а е т , что с у щ е с т в у ю т т р и ц е л и в а л ю т н о й п о л и т и к и . П е р в а я и з н их з а к л ю ч а е т с я в в ыр а в н и в а н и и п л а т е ж н о г о б а л а н с а , в перв у ю о ч е р е д ь б а л а н с а тек у щ и х о п е р а ц и й , т . е . в о б е с п е ч е н и и к о н к у р е н т о с п о с о б н о с т и с т р а н ы н а в н е ш н и х р ы н к а х . Эт а ц е л ь д о с т и г а е т с я п у т е м ис п о л ь з о в а н и я р е ж и м а п л а в а ю щ е г о ку р с а . В т о р а я с т р а т е г и ч е с к а я ц е л ь — п о д д е р ж а н и е п а р и т е т а п о к у п а т е л ь н о й с п о с о б н о с т и , ч т о д о с т и г а е т с я с п о м о щ ь ю п о д д е р ж а н и я р е а л ь н о г о к у р с а ' н а п о с т о я н н о м у р о в н е . Т р е т ь я ц е ль с о с т о и т в д о с т и ж е н и и ф и н а нс о в ой стабилизации на основе фиксации номинального обменного к у р с а и п о д ч и н е н и я э т о й ц е л и д е н е ж н о - к р е д и т н о й , бюдж е т н о - н а л о г о в о й , и н в е с т и ц и о н н о й п о л и т и к и и д р .
50 Инфляция в экономике РБ. Антиинфляционная политика.
Инфляция представляет собой сложное экономическое явление, которое по-разному объясняют различные научные школы. Сторонники монетаристского подхода определяют инфляцию как снижение покупательной способности денег, их обесценение или как переполнение финансовых каналов бумажными деньгами, что приводит к их обесценению. Причину они видят в нарушении макроэкономического равновесия из-за превышения совокупного спроса над предложением или инфляционного разрыва между ними, который вызывает рост цен. Экономисты, не разделяющие чисто монетаристских взглядов, сторонники кейнсианства, теорий «структурной инфляции» и «экономики предложения», считают, что инфляция — это совокупный рост цен в экономике. И нарушение макроэкономического равновесия вызывается удорожанием факторов производства, ведущим к росту издержек на единицу продукции. Инфляционные процессы могут проявляться в неудовлетворенном спросе населения на товары и услуги, в избыточности сбережений и т.д. Поэтому появилась концепция структурной инфляции, которая как бы синтезирует теории инфляции спроса и издержек. Структуралисты считают, что причина инфляции коренится в несбалансированности экономики, неэластичности предложения и слабой мобильности факторов производства. . В зависимости от темпов роста показателей инфляции различают три вида инфляции: ползучую (темп роста цен до 10 % в год), галопирующую (до 500 % в год) и гиперинфляцию (более 50 % в месяц). Инфляция, сопровождаемая падением производства, называется стагфляцией (стагнация + инфляция). Различают также скрытую (подавленную) и открытую инфляцию. Первая существует, как правило, в планово-административной экономике и проявляется в товарном дефиците, ухудшении качества товаров, вторая — в росте цен на товары и услуги.Инфляционные процессы в Беларуси:Первый период (1991 —1994 гг.). Это был самый трудный период, связанный с углублением экономического кризиса из-за разрыва хозяйственных связей с республиками бывшего СССР, разрушением единой рублевой зоны, переходом на национальную денежную систему, построением институтов белорусской государственности, цены вырастали в год более чем в 20 раз.В 1994 г. среднемесячная заработная плата (в перерасчете на доллары) составляла 20—25 дол. США. Второй период (ноябрь 1994—1996 гг.). В результате осуществления комплекса антиинфляционных мер монетарной политики была достигнута определенная финансовая стабилизация на макроэкономическом уровне. Изменение ситуации было связано с переходом к жесткой денежно-кредитной политике, которая выразилась в ограничении темпов роста денежной массы путем сокращения объемов прямого централизованного кредитования коммерческих банков, увеличении доли аукционного размещения кредитных ресурсов по рыночным ставкам, в политике положительных реальных процентных ставок. Поддержание реальных процентных ставок на положительном уровне и стабилизация обменного курса белорусского рубля, связанная с резким снижением денежного предложения в национальной валюте, обеспечили устойчивое преимущество рублевых срочных сбережений по доходности относительно финансовых инструментов в свободно конвертируемых валютах (СКВ). Третий период (1997—1999 гг.). Высокая инфляция в республике в 1998—1999 гг. имела ярко выраженный монетарный характер и была обусловлена главным образом экспансионистской денежно-кредитной политикой, в том числе эмиссионным кредитованием государственных программ в области жилищного строительства и АПК, административным поддержанием официального обменного курса белорусского рубля (на завышенном уровне по сравнению с его рыночными котировками) Несмотря на высокие темпы экономического роста, инфляция в 1999 г. выросла до максимального в данном периоде уровня — 350 % за год, а уровень монетизации ВВП по рублевой денежной массе снизился до 6 %. Четвертый период (2000—2003 гг.) имело место снижение темпов инфляции до 208 % за год. По итогам 2001 г. рост ИПЦ составил 146,0 % , в 2002 г. — 134,8 % , в 2003 г. — 125,4 % Среднемесячная заработная плата (в долларовом эквиваленте) в декабре 2000 г. составила 76 дол. США. В 2002 г. реальная заработная плата повысилась на 7,7 % . В 2003 г. среднемесячная заработная плата выросла до 140 дол. США. Тем не менее Медленные темпы структурной перестройки народного хозяйства, технологического переоборудования предприятий, проведения разгосударствления и приватизации, развития рыночных институтов и прочего создают долговременные предпосылки развития инфляционных процессов.Антиинфляционная политика Сторонники кейнсианской точки зрения на инфляцию настаивают на более активной роли государства в регулировании экономики, включая временное замораживание цен и заработной платы, налоговое стимулирование предпринимательства, сбережений населения, поддержку жизненно важных отраслей и производств. Ортодоксальная программа чисто монетаристского характера основана на максимальном расширении сферы действия рыночных регуляторов при ограничении роли и функций государства, его вмешательства в экономику. Всю совокупность мер антиинфляционной политики, применяемых в Беларуси, можно условно разделить на три группы: комплекс мер по ограничению издержек и ресурсосбережению; комплекс мер по ограничению монетарных факторов инфляции и комплекс мер по структурному регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования. Первый комплекс включает меры:
• по регулированию заработной платы в составе себестоимости продукции;
• поиску путей удешевления импортных энергоносителей, сырья и материалов, комплектующих изделий;
• снижению материало- и энергоемкости продукции на основе внедрения наукоемких ресурсосберегающих технологий;
• реструктуризации и финансовому оздоровлению предприятий, включая оптимизацию процентных ставок, формирующих себестоимость продукции, налоговых ставок и обязательных платежей;
• сокращению трансакционных издержек и др. Второй комплекс охватывает меры:
• по регулированию объема и структуры денежной массы;
• проведению эффективной процентной политики по кредитам и депозитам;
• сокращению скорости оборота денег;
• регулированию резервных требований;
• ограничению бюджетного дефицита;
• регулированию доходов населения;
• сокращению бартерных операций, неплатежей;
• стабилизации белорусского рубля и др. Третий комплекс предусматривает меры:
• по государственному регулированию цен на продукты и услуги первой необходимости;
• государственному регулированию цен на товары монополистов;
• регулированию конкурирующего ввоза товаров и услуг;
• регулированию уровня рентабельности;
• стимулированию удовлетворения спроса за счет роста производства;
• ограничению инфляционных ожиданий;
• ликвидации ценовых перекосов, диспропорций и других инфляционных потенциалов.
Указанные меры реализуются в правительственных программах и прогнозах. Кроме того, руководством страны ежегодно утверждаются Основные направления денежно-кредитной политики, реализуемые Национальным банком страны