Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Типология агентов модернизации.



Попытаемся теперь взглянуть на общую картину процессов модернизации в том виде, как она видится с учетом роли «газелей». На схеме представлена матрица «Степень технологичности — динамика спроса», где оба параметра подразделены на высокую, среднюю и низкую степень своего проявления. В ее правом столбце расположены хорошо узнаваемые типажи инновационных процессов.

Невостребованный инноватор. Такая неудачливая категория инноваторов существует во всем мире, но в России она особенно обширна, поскольку нашей примитивизировавшейся экономике часто бывают не нужны даже объективно перспективные инновации. Именно на доводку продукции этого типа инноваторов до кондиций, востребованных рынком, нацелены насаждаемые государством бизнес-инкубаторы и технопарки.

Далее следует позиция, условно названная нами шаткий инноватор. Спрос на его продукт существует, но ограничен по объему и динамике. Инноватор не вырастает до международно значимого размера и потому остается в зоне потенциального вытеснения с рынка или поглощения. Судя по тому, что весьма скромный рубеж оборота в 100 млн долларов преодолели лишь считаные российские высокотехнологичные компании, а до 1 млрд не дорос никто, именно в этом неустойчивом положении находится большинство сильных фирм нашего хайтека. Помочь таким фирмам государству много сложнее: как искусственно создать спрос в размерах десятков и сотен миллионов долларов?

И только внизу столбца расположены звезды инноваций, продукция которых не только высокотехнологична, но и рождает масштабный и динамичный спрос. Эти фирмы являют собой витрину хайтека. Соответственно, созвездие русских Apple и Google видятся как сияющая цель политики модернизации. Беда, однако, в том, что непонятно, как их взрастить. Рискнем утверждать, что в рамках программ стимулирования хайтека это может случиться лишь в случае маловероятного везения: придумать такую инновацию, которая сразу потрясет мир, суметь правильно раскрутить ее, а потом не отдать свое детище в лапы могущественных конкурентов — это почти чудо.

Обратимся теперь к нижней строке матрицы. Вся она представлена быстрорастущими фирмами, в том числе «газелями». Как мы видели, даже низкотехнологичные «газели» способны быть потребителями инноваций (или генераторами спроса на них). Пример «Лорри» представляется нам в этом смысле показательным. Принадлежность к низкотехнологичной отрасли не только не помешала фирме предъявить спрос на продвинутую навигационную систему, но и подтолкнула ее к этому. Если не делать ставку на инновации — чем привлечешь клиента, если все умеют делать примерно одно и то же?

Но выгода тут двусторонняя. Создатель инновационных решений (РНТ) сам критически зависит от сотрудничества с квалифицированными и заинтересованными клиентами, подобными «Лорри». Ведь созданная РНТ инновационная платформа АТ-10 достаточно сложна. В программно-аппаратном отношении это интеллектуальная сеть, в которой происходит распределенная логическая обработка данных. АТ-10 не имеет аналогов на мировом рынке и в качестве таковой получила Зворыкинскую премию 2010 года.

Очевидно, что только во взаимодействии, возможно, даже в совместной разработке с продвинутым пользователем она сможет развить свои достоинства. Не ради же предприятий, из-под палки оснащающих свои машины системами ГЛОНАСС, совершенствовать такой продукт: в прессе уже появлялась информация, что порой они крепят навигаторы к панели на двойной скотч, без подключения к проводам. Для контраста: на сайте «Лорри» висит информация, что «двух лидеров рынка — “Лорри” и РНТ — связывают партнерские отношения, развитие которых может привести к созданию отраслевого решения в области мониторинга и контроля движения транспортных средств».

Однако еще более перспективной представляется ситуация, когда динамичный спрос рождает продукция не низко-, а среднетехнологичной «газели». По опыту рассмотренных нами кейсов конкретных фирм представляется, что чаще всего такая фирма берет на себя функции интегратора инноваций. Якобы примитивный полуприцеп «Тонар» на самом деле делают всего девять стран в мире. И в нем под общей крышей российской конструкции сочетаются лучшие мировые достижения гидравлики, пневматики, технологий окраски и т. п.

Производитель электроинструмента «Интерскол» — формально тоже не бог весть какой хайтек — и вовсе устраивает фантастическую кооперацию. На заводе в Быково итальянский пятикоординатный роботизированный обрабатывающий центр, столь дорогой и сложный, что требует круглосуточного онлайн-контроля нагрузок заводом-изготовителем, производит машины российской конструкции (развивающей традиции одной из сильнейших в мире научных школ советского ВНИИСМИ). Это не мешает «Интерсколу» заказывать разработку части своих машин итальянской инжиниринговой фирме Coledos.

При этом фирма первой в мире внедряет в производство электроинструмента революционный вентильный двигатель, разработанный по ее заказу учеными Новосибирского госуниверситета и производимый на Ижевском механическом заводе. Поставщик литых алюминиевых заготовок для «Интерскола», калужский «Литформ», уже заменил под заказы этой фирмы свое оборудование на суперсовременное. Одновременно «Интерскол» присматривается к возможности поставить на свои изделия чудо-резцы из кубического бора (в том числе и в нановерсии) компании «Микробор» и волоконные лазеры «ИРЭ-Полюс».

Целая плеяда российских и иностранных производителей высокотехнологичной продукции растет на предъявляемом «Интерсколом» спросе на инновации.

Движущей силой удачной модернизации не могут быть только высокотехнологичные предприятия разной степени рыночной успешности (правая кромка матрицы «Степень технологичности — динамика спроса»). При любом уровне господдержки, не подкрепленной заинтересованностью других субъектов экономики, слишком многие инновации окажутся невостребованными. Революционные изменения хозяйства происходят тогда, когда возникает синергия фирм — создателей инноваций и фирм — носителей рыночного успеха, то есть когда работает весь юго-восточный угол матрицы.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.