Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Не инновации, а инвестиции.



Вынесенная нами в подзаголовок максима принадлежит скончавшемуся несколько лет назад крупнейшему современному теоретику и историку фирмы Альфреду Д. Чендлеру. Инновации, не подкрепленные инвестициями, даже коммерчески освоенные инновации, если это малосерийное освоение без основательных капиталовложений, — ничто с точки зрения национальной экономики. Сила влияния «газелей» на модернизационные процессы состоит в том, что внедряемые инновации интегрируются ими в свой быстрорастущий бизнес.

Логично допустить, что для этого нужна постоянная высокая инвестиционная активность. Как ни странно, мы получили возможность убедиться в этом в самое неподходящее время — в начале минувшего мирового кризиса. В ноябре 2008-го — марте 2009 года были проведены две волны анкетирования, в ходе которых «газелей» спрашивали о принимаемых ими антикризисных мерах (в опросе приняли участие 42 фирмы). Оказалось, что лучшим способом обороны «газели» считали экспансию. Так, самой популярной их реакцией на кризис стало выведение на рынок новых продуктов (это ставили своей целью 55% опрошенных). Причем об обратном — о стремлении сузить ассортимент — заявила лишь одна фирма. В 45% анкет сообщалось о запуске новых проектов развития. Наконец, 32% «газелей» разрабатывали новые формы внутреннего управления. То есть реакция на кризис была отчетливо активистской: зажаться и пересидеть кризис типичная «газель» не хотела. Когда освоенные рыночные ниши сузились, «газели» принялись модернизировать самих себя и свою продукцию.

Наиболее показательным в этом плане оказалось отношение к неизбежному в условиях кризиса сокращению издержек (график 1). Ни один из трех наиболее распространенных в других российских фирмах подходов к экономии не устроил «газели». Лишь меньшинство из них (10%) принялось равномерно урезать издержки по всем статьям расходов. Очень немногие искали выход в сокращении расходов на маркетинг, рекламу и IT. Известная позиция, что именно в этих отделах сидят главные дармоеды, как видно, не увлекла «газели». Даже временный мораторий на инициацию новых затратных проектов был введен лишь в 15% таких компаний. Зато неоспоримым фаворитом (65% опрошенных) политики экономии издержек стала концентрация ресурсов на стратегических проектах. Деньги снимались со всех направлений, чтобы их хватило на решение главных задач.

Впрочем, мы долго не знали, сделали ли «газели» то, что обещали в анкетах. Теперь это стало известно (см. график 2). На протяжении последних четырех лет прирост основных средств у «газелей» стабильно был в 3–5 раз более интенсивным, чем у всех средних и крупных предприятий страны с оборотом свыше 300 млн рублей. Причем «газели» не переставали инвестировать даже в кризис. Если прирост основных средств всех средних и крупных компаний составил около 11%, то есть за вычетом инфляции был практически нулевым, то поколение «газелей» 2009 года показало 67-процентный прирост.

Особенно интересно, впрочем, было посмотреть не на поведение текущего поколения «газелей» (сам принцип их отбора предусматривал условие хорошего перенесения рецессии), а на предыдущую генерацию, изрядно потрепанную кризисом (см. схему с «газелями-2008»). В самом деле, из 683 фирм, удовлетворявших критерию отнесения к «газелям» в 2008 году (напомним, для России речь идет о требовании непрерывного многолетнего роста темпом не менее чем 30% в год), подтвердить свой статус на следующий, кризисный год смогли лишь 14,1%. Причем 56,2% «газелей-2008» во время кризиса 2009 года не только не взяли 30-процентную планку роста, но вообще показали сокращение выручки.

Тем более примечательно, что даже в кризисный год «газели-2008» показали более чем солидный 46-процентный прирост основных средств. Вряд ли можно сомневаться, что в основном это были инвестиции в модернизацию. Ведь в условиях падения продаж (а его, как мы сказали, испытала более чем половина этого поколения «газелей») механически увеличивать мощности без их качественного обновления может только сумасшедший.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.