Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

А. Многоотраслевые ярмарки.



Г.А.Тульчинский, С.В. Герасимов, Т.Е.Лохина

II. Виды специальных событий. стр.121- 175

ВЫСТАВКИ, ЯРМАРКИ

Мировая выставочно-конгрессная деятельность сегодня — это более 2,5 тыс. выставочных мероприятий в год, около 3 млн м2 выставочных площадей, более 250 тысяч участников и более 20 млн. посетителей выставочных мероприятий. Это серьезная индустрия, которая сформировалась и имеет огромные перспективы развития. Так, по экспертным оценкам, оборот в сфере выставочно-ярмарочной деятельности составляет примерно 200–300 млн. долл.в год. Экономическая эффективность от деятельности 58 выставочных организаций, являющихся членами Союза выставок и ярмарок, может составить в 2010 году от 100 до 110 млн. долл.Сегодня можно провести четкую параллель между сферой международных отношений и сферой бизнеса, они охватывают разные вопросы и преследуют разные цели в своей деятельности, но тем не менее имеют много общих черт. Нет необходимости говорить о том, что сложность и многоплановость отношений, существующих в дипломатии, присутствует в полной мере и в сфере бизнеса. Стремительно увеличивается количество игроков на деловом рынке, происходит постоянная диверсификация проблем и вопросов, связанных с развитием бизнеса, отношениями между деловыми партнерами, взаимодействием между государственными структурами, предпринимателями и клиентами, появляются новые технологии и управленческие решения. Усиление взаимозависимости между всеми участниками делового пространства зачастую требует организации таких мероприятий, как конгрессы, конференции, круглые столы, семинары.

Примечательно, что основное отличие в подходе к организации конгрессно-выставочных мероприятий между Россией и зарубежными странами заключается в том, какой вид организации занимается разработкой и реализацией мероприятия. Так, в нашей стране большая часть отраслевых событий деловой жизни организуется несколькими ведущими конгрессно-выставочными операторами. При этом следует отметить, что одним из главных условий запуска любого подобного проекта является наличие у мероприятия поддержки профильных органов государственной власти — отраслевых министерств, ведомств, агентств и комитетов, первые лица которых, как правило, становятся членами организационных и программных комитетов. Одновременно с этим указанные структуры самостоятельно проводят открытые заседания по насущным тематикам.

В Европе и Северной Америке можно наблюдать ситуацию, противоположную российской, - здесь подавляющее большинство крупных отраслевых конгрессных мероприятий инициируется и воплощается в жизнь отраслевыми объединениями - ассоциациями, союзами, конфедерациями. В руках именно этих структур сосредоточена наиболее актуальная и полная информация о той или иной отрасли, также эти

организации находятся в непосредственной тесной связи с ведущими отраслевыми специалистами, которые, как правило, являются одновременно и первыми лицами компаний членов отраслевых объединений.

В настоящее время в нашей стране активно разрабатывается положение «О порядке организации выставочно-конгрессной деятельности в Российской Федерации». Проект направлен на качественное развитие выставочно-конгрессной деятельности как одного из важнейших инструментов продвижения товаров и услуг на внутренний и внешний рынки. К этой работе активно подключаются регионы и территориальные торгово-промышленные палаты. В процессе содействия развитию выставочно-ярмарочной деятельности проект положения неоднократно обсуждался на заседаниях российского Союза выставок и ярмарок, Экспоклуба, а недавно необходимость такого документа была подтверждена решением Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Государственной Думы Федерального собрания РФ.

Стоит отметить, что еще в 2001 году в структуре Правительства РФ была сформирована Комиссия по развитию выставочно-ярмарочной деятельности, одной из основных функций которой также стало обсуждение проблем развития конгрессного бизнеса и выработка путей их решения. Весной того же года этим органом была разработана концепция развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации, а также план реализации основных направлений данной концепции. В рамках концепции рассматриваются вопросы, связанные с подготовкой и проведением выставочно-конгрессных мероприятий на территории России, а также с участием российских организаций в выставках и ярмарках за рубежом.

Одной из основных задач Комиссии стала разработка федерального закона о выставочно-ярмарочной деятельности. Однако эта идея на данный момент так и не воплощена в жизнь. В современной выставочной терминологии в рамках выставочно-ярмарочных мероприятий, носящих рыночный, коммерческий характер и позволяющих экспоненту использовать все маркетинговые инструменты в процессе презентации результатов своей хозяйственной деятельности, различают выставку, ярмарку и выставку-ярмарку.

Под выставкой понимается организационное мероприятие по продвижению продукта с заранее обусловленным количеством участников, сроком и местом проведения. Понятие выставки-ярмарки, представленное в Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации от 29 марта 2001 года, не выявляет отличительные особенности выставок и ярмарок: «Выставка-ярмарка - это рыночное мероприятие, на котором экспоненты представляют на основе выставочных образцов производимые товары и услуги».

В объединенной Европе принято отличать понятие «выставка» от понятия «ярмарка» не только качественным составом посетителей, но также масштабами и локализацией события. Деление идет на: «крупные торговые ярмарки», которые не привязаны к конкретным категориям продуктов и полностью открыты для публики; «показы и выставки-ярмарки» для специализированной, профессиональной аудитории; наконец, выставки, которые не связаны с жестким календарем и «соответствуют интересам группы субъектов экономической деятельности», решивших «выставить свои продукты в заданном месте и в заданное время за пределами сети крупных ярмарок и международных показов». Таким образом, целью ярмарки является предоставление ее участникам-экспонентам возможности выставить образцы своего

производства, продемонстрировать новые достижения и новые технологии для заключения торговых сделок. Цель выставки — показать достижения одной страны или разных стран в одном или нескольких отраслях производства, науки и техники.

Целесообразно отметить несколько важных (особенно в плане PR) особенностей подготовки и проведения такой комплексной акции, как выставка. Внимания выставка заслуживает прежде всего потому, что в ее организации используются практически все средства и методы рекламы и PR, маркетинговых и социальных коммуникаций. Выставка как бы собирает их в фокус, интегрирует в чрезвычайно интенсивной форме.

Выставка обладает особенными коммуникационными возможностями, которые недоступны иным средствам коммуникаций. Например, дает возможность не только реально и осязаемо представить товар, но и показать его в действии. С профессиональным техническим представлением здесь непосредственно и неразрывно связывается лично полученная информация, возможность диалога. Без этого не обойтись на

этапе принятия решений о приобретении современной сложной продукции ввиду большого числа предложений, их разнообразия, технической сложности и широких возможностей применения. Значимость обмена опытом и переговоров возрастает - личные контакты и доверительные отношения между деловыми партнерами сегодня являются наиболее весомым фактором для принятия решений. Вот почему для множества видов продукции выставку не заменят даже доведенные до совершенства информационные технологии. Близость к покупателю как стратегический фактор успеха становится ключевой позицией в конкуренции и на международном, и на внутреннем рынках. На выставке непосредственное восприятие потребителем нового вида товара или его прототипа можно очень быстро проверить. Реакция потребителей становится бесценным материалом для изучения и определения направлений развития производства. Наряду с этим выставка дает хорошие возможности для поддержания

контактов с постоянными клиентами.

Выставка представляет собой модель рынка со всей полнотой его связей и возможностей. Она дает наилучшую возможность (а возможно, и единственную) встретить в одном месте и в одно время потребителя продукции, инвестора или делового партнера. Безусловно, многие цели маркетинга могут быть достигнуты и иными способами, но только выставка позволяет вступить в контакт со столь многими компетентными специалистами за короткий отрезок времени. Поэтому здесь можно достичь наименьшей стоимости контракта. По расчетам экономистов, совершение обычной сделки по продажам требует

затрат, в четыре раза превышающих средние расходы на сделку, которая заключается при помощи выставки.

Выставки имеют место как при изучении состояния рынка и выхода на него, так и в условиях обостренной конкуренции, которая заставляет предприятие держаться на определенном уровне и, кроме того, искать пути к завоеванию новых рынков. С этой точки зрения выставка есть интегрированное коммуникативное средство, объединяющее в себе маркетинг, рекламу и PR. Выставка является необходимым компонентом

инфраструктуры рынка: с одной стороны, как форма развития коммуникаций, с другой - как обратная связь с потребителем.

По целям и практическим функциям выставки можно разделить на две принципиально разные группы:

_ мероприятия, где преследуются только информационные, пропагандистские, т. е. некоммерческие цели

_ мероприятия, где во главе угла стоят коммерческие цели с торговыми, дилерскими и дистрибьюторскими отношениями.

Кстати, в настоящее время в связи с демонополизацией рынков сформировалась и третья группа, а именно выставочные мероприятия, где и коммерческие и некоммерческие цели совмещаются.

Основная задача любой выставки - привлечение как можно большего количества участников и посетителей на выставочное мероприятие для максимального обеспечения полезных человеческих контактов.

Перед организаторами и участниками некоммерческих выставок стоят следующие четыре задачи, которые конкретизируются в зависимости от статуса выставки:

- информирование специалистов и общественности;

- популяризация и пропаганда новаций для внедрения;

- освоение и расширение производства, а также поиск партнеров для производственной и внедренческой кооперации;

- просвещение будущих профессиональных кадров.

Современный выставочный продукт - это гибкий инструмент, предлагающий экспоненту широкий спектр продвижения. Основные этапы подготовки участия в выставке сводятся к принятию следующих мер: постановка целей и задач участия в выставке; анализ ситуации до открытия выставки; планирование бюджета; определение целевой аудитории; выбор экспонатов (стенд и его дизайн); планирование маркетинговой и PR-кампаний до, после и во время выставки; координация персонала компании, имеющего непосредственное отношение к участию в ней; набор, обучение и координация персонала на стенде; деятельность после выставки (анализ и отчет).

На выставочных мероприятиях происходит активный обмен информацией - коммуникация. При этом сначала экспонент (через стенд, рекламу, экспонаты, персонал) выступает как источник информации, а посетитель - в роли получателя информации, но потом так, же активно вступает в процесс информационного обмена. Коммуникация, безусловно, - центральная функция выставки. (Отметим, что инструменты коммуникативной политики предприятия - это связь с общественностью, реклама, личные продажи, стимулирование продаж, изучение рынка, единый фирменный стиль.)

Слово «выставка» - производное от глагола «выставлять». Выставочное искусство и его синоним «искусство экспонирования» означают: выставлять что-нибудь напоказ, показывать, демонстрировать. Слова «экспозиция» и «экспонировать» заимствованы из латинского языка («расстановка, расположение»), в русском они приобрели множество оттенков. Искусство экспонирования прошло долгий путь развития.

Оно имеет множество исторических корней, художественных и архитектурных школ и традиций, обширный практический опыт, характеризуется сменой парадигм и наличием великих имен авторов-зачинателей и последователей. Самыми древними примерами выставления чего-либо напоказ (экспонирования) можно считать церемонии преподнесения даров и подарков. К искусству экспонирования (умелой расстановке и приукрашиванию предметов) приходилось прибегать уже при натуральном обмене, существовавшем задолго до появления денег и возникновения торговли. Споры о том, кто положил начало искусству выставлять вещи напоказ - церковники, воины, мастеровые или купцы, - зашли в тупик еще 100 лет назад и больше не поднимаются.

Выставка - это способ визуального оповещения (информирования) о чем-либо новом, лучшем или редком, а также способ установления контактов для достижения каких-либо целей. Поэтому главной, часто неосознаваемой функцией первых выставок было оповещение кого-нибудь о чем-нибудь значительном.

Идея проведения национальных торгово-промышленных выставок, инициированных государством, принадлежит Франции. В 1878 году в Париже на берегу Сены стартовала первая французская выставка, которой Наполеон решил отметить свое триумфальное возвращение из Итальянского похода.

Выставка собрала более 100 участников. Экспонатура выставки включала ручные, настольные и настенные часы, украшения и драгоценности, текстиль, изделия из кожи, стекла, керамики, химические продукты, мебель, боевое и спортивное оружие, научный и хирургический инструмент, печатную продукцию. Успех ее был так велик, что Наполеон включил выставки в арсенал своих самых излюбленных политических средств. С 1819 года реализуется идея почетного вельможи, в то время министра внутренних дел Франции Франсуа Нефшато - сделать национальные выставки регулярными с периодичностью один раз в четыре года. По примеру Франции, регулярные выставки сразу же были учреждены в Америке, Австрии, Пруссии, Баварии и Богемии.

С массовым производством товаров и услуг выставки множатся. Зарождается вид деятельности - выставочное дело. Одновременно формируются методика, техника и технология

экспонирования. Но искусство экспонирования по-прежнему остается одним из основополагающих элементов выставочного дела. Выставки в своем развитии далеко шагнули за рамки их давнего понимания как демонстрации продукции определенной категории для специалистов и широкого круга посетителей. Процесс эволюции выставочного бизнеса повлек за

собой развитие и совершенствование терминологии, в результате чего появился ряд новых понятий, определений и трактовок, связанных с организацией, проведением и участием в выставках.

Ярмарки и торги.Ярмарки как крупные праздничные торги тоже известны с незапамятных времен. Они возникали обычно вместе с образованием крупных торговых и религиозных центров. Ярмарки и праздничные базары устраивались уже в Древнем Китае, Персии, Турции и Индии. Купцы и ремесленники ценили выгоду от умения показать товар лицом и поэтому на торгах и ярмарках старались занять хорошее место и украсить свой товар. Но на ярмарках, рынках и базарах специально оформленная товарная и предметная фактура больше служила для привлечения внимания покупателей, установления контактов и общения в коммерческих целях. Здесь показ не являлся самоцелью, задача — продать товар, хотя сами торги и ярмарки устраивались празднично и красочно оформлялись. Как правило, крупные торги и ярмарки приурочивались к религиозно-церковным празднествам, а рынки и базары чаще всего располагались у стен монастырей и мечетей. Скорее всего, товары купцов и ремесленников, перекочевывая во дворцы, церкви и соборы, преобразовывали их интерьеры, а купцы, ремесленники и строители, молясь в храмах и мечетях, впитывали подсмотренные здесь приемы и способы, производящие наибольшее впечатление. И теперь установить, кто у кого позаимствовал искусство экспонирования, кто на кого оказал большее влияние в совершенствовании и использовании искусства выставляться, невозможно.

Отличительной чертой ярмарок является то, что они, как правило, предполагают непосредственное осуществление прямых продаж экспонентами демонстрируемой продукции.

Кроме того, ярмарка представляет собой кратковременное, через периодически определенный промежуток времени проводимое в одном месте мероприятие. Иначе ярмарки можно назвать торговыми выставками, на которых используются все доступные механизмы торговли и маркетинга — почто вые рассылки, телемаркетинг, торговая реклама, рекламные щиты, связи с общественностью, «раскрутка» и сотни других инструментов. Выставочно-ярмарочное мероприятие — это не только активный проводящий канал товаров и услуг на рынок и один из основных видов продвижения новых технологий, научно-технических достижений и передового производственного опыта, но и современная «смотровая» площадка.

 

 

Организационные формы выставочно-ярмарочного мероприятия весьма широки и способны удовлетворить любые маркетинговые запросы субъектов рынка. Сегодня общая система выставочно-ярмарочных услуг концентрируется вокруг более 30 разновидностей выставочных мероприятий, в том числе: выставки, салоны, ярмарки, аукционы, фестивали, недели, рынки, выставки-симпозиумы, дегустации, биржи, салоны-конференции и т. д. Многие мероприятия на первый взгляд схожи между собой, но существуют различия и особенности, которые заключаются в способах организации, проведения и участия, в целях проведения, составе посетителей и участников и т. д.

Как уже говорилось, выставки и ярмарки могут включать в свою программу другие специальные события:

Конгрессные мероприятия - съезд, собрание (обычно, рассматривающие вопросы международного значения) являются неотъемлемой частью программы выставки. Имеют сложную структуру мероприятий, обширную географию участников, широкий общественный резонанс.

Форум - массовое собрание, съезд. По структуре и технологии подготовки сходен с конгрессными мероприятиями.

Конференция - большое собрание, совещание представителей каких-либо государств, организаций, групп. Имеет более практический, научный характер, более однородна по структуре и проблематике. Один из традиционных типов деловых мероприятий на выставке.

Семинар - групповое занятие по специальной подготовке для повышения квалификации. Имеет практический, методический характер, число участников более ограничено. Распространенный тип делового мероприятия на выставке.

Симпозиум - совещание, конференция по специальному научному вопросу. Предметом симпозиума может стать узкоспециальный аспект двусторонних отношений, экономического сотрудничества и др. Предполагает профессиональную аудиторию.

Круглый стол - обсуждение, дискуссия по актуальной теме, проблеме, событию. Принцип организации- равноправие участников.

В рамках выставки организуются также профессиональные «цеховые» мероприятия, которые проводят в виде совещаний, заседаний профессионального клуба, объединения, союза и специальные показы и демонстрации.

Совещание - заседание, собрание, посвященное обсуждению какого-либо специального вопроса, как правило, отраслевого характера. Участники совещаний получают наглядный демонстрационный материал в виде экспонатуры выставки, участники выставки -профессиональную (и часто влиятельную) аудиторию.

Заседание профессионального клуба, объединения, союза - заседание специализированной аудитории по поводу обсуждения вопросов, касающихся деятельности заседающих организаций. Такое мероприятие является важным инструментом привлечения целевой аудитории на выставку, поскольку здесь можно услышать квалифицированную информацию, узнать мнения специалистов в той или иной области, состояние и перспективы развития.

Специальные показы и демонстрации используются для демонстрации комплексных технологических и иных процессов, новинок в различных отраслях. В рамках выставки можно посетить образовательные мероприятия, что для представителей российских предприятий крайне необходимо, поскольку большинство из них пока не владеют всем комплексом маркетинговых средств и инструментами маркетинговой политики, не знают основ поведения на выставке и взаимодействия с посетителем. Это связано с тем, что они не обладают сегодня персоналом, имеющим специальное образование в данной области и владеющим научными основами маркетинга. Но подавляющее большинство наших участников выставок в той или иной степени все же ставят для себя и решают эти задачи, правда, пока неосознанно, спонтанно. Посещение образовательных мероприятий (тренингов и консультаций) — лучший способ этому научиться. На тренингах проводят в рамках выставки кратко-рочные курсы повышения квалификации. На консультацонных пунктах осуществляется работа специалистов на выставке, оказывающих методическую и правовую помощь по специфическим вопросам отраслевого рынка.

 

Выставки могут быть очными (реальными)и заочными (виртуальными).Под очным участием подразумевают непосредственное участие предприятия в выставке с арендой стенда для работы на нем собственного или ангажированного персонала. Заочное участие предполагает публикацию информации о предприятии в каталоге выставки и/или рекламный блок о производимых товарах/услугах.

Большая степень интерактивности достигается на Интернет-выставках, которые являясь Интернет-ресурсом, изначально нацелены не только на демонстрацию, но и на обмен информацией между различными участниками процессов коммуникации. Часто Интернет-выставка, или виртуальная выставка, используется в качестве дополнения к реальной выставке и проходит в Сети параллельно. Действующая самостоятельно Интернет-выставка на данный момент - редкость, но такие проекты начинают появляться.

Отличие виртуальных выставок от реальных заключается в том, что в качестве места и площади выставки в них используется пространство интернета, каналы связи между организатором, участником и посетителем (это каналы интернета) и т. д. Указанный вид выставок обладает рядом особенностей: во-первых, количество ее участников не ограничено; во-вторых, организация участия компании в такой выставке достаточно проста и требует гораздо меньших затрат по сравнению с участием в реальной выставке; и в-третьих, виртуальные выставки обладают гораздо более широким охватом, так как географический фактор не играет большой роли. В связи с совершенно иным способом формирования и уровнем затрат (по сравнению с реальными) виртуальные выставки располагают условно бесконечным пространством (оно ограничивается только возможностями используемого для проведения выставки интернет-ресурса), также не имея объективных причин по ограничению времени. Именно поэтому интернет-выставки длятся, как правило, значительно дольше реальных, даже если они их просто дублируют. Виртуальные выставки в настоящее время играют хоть и

второстепенную по сравнению с обычными роль, но тем не менее являются важным и неотъемлемым элементом выставочно-ярмарочной деятельности. Интернет-выставки находятся на начальном этапе развития и еще не успели получить широкого распространения, но это явление продолжает становиться все более популярным, и все большее количество компаний прибегает к использованию Интернет-стендов как одного из инструментов маркетинга.

Согласно концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности (одобрена Комиссией Правительства РФ по выставочно-ярмарочной деятельности — протокол № 3 от 19 марта 2001 г. п. 1.1.4.) выставки-ярмарки принято классифицировать на основании пяти основных признаков:

- географический состав экспонентов (в зависимости от того, какие страны/регионы они представляют);

- тематика (отрасль);

- значимость мероприятия для экономики города/региона/страны;

- территория (на территории какой страны проводится выставочное мероприятие);

- время функционирования (в зависимости от продолжительности работы).

В соответствии с отраслевой принадлежностью выставляемых экспонатов выставки подразделяются:

- на универсальные;

- специализированные (многоотраслевые и отраслевые).

По масштабу выставки различаются:

- на всемирные (международные выставки, на которых страны демонстрируют свои достижения в области экономики, науки, техники и культуры) - в частности, к таким выставкам относятся всемирные универсальные выставки «ЭКСПО»;

- международные (характеризуются участием в них фирм из разных стран, число иностранных участников должно составлять не менее 10% от общего числа экспонентов, выставочное оборудование и предоставляемый набор услуг должны соответствовать международным стандартам);

- с международным участием (с числом иностранных участников менее 10% от общего числа участников);

- национальные (с участием фирм отдельно взятой страны);

- межрегиональные (демонстрирующие продукцию и услуги производителей из нескольких регионов);

- местные (региональные) — с участием фирм только того региона/города, где проводится выставка-ярмарка.

Выставки могут проводиться как внутри страны, так и за рубежом.

По времени функционирования выставки различаются:

- постоянно действующие (0,5–1 год и более);

- временные (0,5–5 месяцев);

- краткосрочные (от 1–5 дней до 0,5 месяцев);

По отраслевому (тематическому) признаку выставки подразделяются:

- на универсальные (реализуются различные продовольственные и непродовольственные товары, посещают 5–10 тыс. человек в день, причем их отличительной особенностью является высокий уровень розничных продаж);

- специализированные многоотраслевые (проводятся на уровне региона, с числом посетителей от 1 тыс. до 3 тыс. человекв день, причем это представители различных отраслей);

- Узкоспециализированные или отраслевые (представляются не только товары, продукты питания, но и новые образцы оборудования, новые технологические линии для производства товаров, привлекают узкий круг специалистов, число посетителей небольшое, от 500 до тыс. человек в день).

Преимущества специализированных отраслевых выставок состоят в следующем:

1. Концентрация в одном месте в указанное время наиболее важной части рынка определенной отрасли, и в результате предлагаемые услуги, продукция и идеи гораздо быстрее находят своего адресата.

2. Налаживание полезных контактов с потенциальными партнерами.

3. Демонстрация собственных новинок компаний-экспонентов; проводятся консультации и переговоры, изучение конкурентной среды и наглядное сравнение практически со всеми конкурентами отрасли.

4. Процесс организации выставки объединяет организаторов и экспонентов с государственными структурами и общественными объединениями, оказывая воздействие на формирование промышленной политики.

Таким образом, выставка способствует интенсивному развитию как отдельно взятого предприятия, так и всей экономики в целом. Присвоение отраслевой специализации выставке является сложной задачей, поскольку многие отрасли производства и услуг взаимосвязаны, пересекаются между собой, однако данный классификатор важен при выборе предприятиями и посетителями выставки.

Для определения классификации выставки по отраслям экономики существует общепринятый в международной практике классификатор, который является основой приотраслевой классификации выставок международными объединениями (Союз выставок и ярмарок России, стран Балтии и СНГ, Союз международных выставок и ярмарок, Общество добровольного контроля статистических данных и др.).

А. Многоотраслевые ярмарки.

А1.Ярмарки технических и потребительских товаров.

А2.Ярмарки технических товаров.

А3.Ярмарки потребительских товаров.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.