Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Организация и методы исследования



 

Организация исследования. В соответствии с поставленными целями и задачами, исследование включало в себя следующие этапы:

1. На первом этапе был проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; определен план исследования, теоретические и методологические составляющие; подобран диагностический инструментарий.

2. На втором этапе на основании подготовительной работы проведено диагностическое исследование.

3. На третьем этапе полученные экспериментальные данные обработаны, на основании чего составлены выводы.

Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между особенностями личности и профессиональными интересами у подростков.

Методики исследования:

Исследование профессиональных интересов и особенностей личности проводилось с использованием методики «Дифференциально – диагностический опросник» Е.А.Климова, опросник «Я умею» и личностный опросник А.Айзенка.

1. Личностный опросник А.Айзенка предназначен для диагностики экстраверсии,интроверсиии нейротизма, включает также девять вопросов, составляющих «шкалу лжи». С помощью «круга Айзенка» на основе полученных показателей по шкалам «Экстраверсии» и «Нейротизма». Опросник Айзенка состоит из 57 вопросов, на которые необходимо дать утвердительный или отрицательный ответ [8, c. 16]. Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в один балл. Методика приведена в Приложении А.

2. Дифференциально – диагностический опросник предназначен для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Используется в процессе профдиагностики подростков и взрослых. Содержание методики: испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+». Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать число знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессии. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное число знаков «+» [8, c. 47]. Методика приведена в Приложении Б.

3. Опросник «Я умею» направлен на исследование субъективной оценки своих способностей и умений. В основе данного опросника лежит классификация профессий Е.А.Климова, что позволяет соотнести результаты двух тестов и выявить насколько оценка профессиональных интересов совпадает с необходимыми способностями и требованиями к данному типу профессии. Опросник «Я умею» приведен в Приложении В.

Характеристика выборки исследования. В исследовании приняли участие 42 подростка в возрасте 14–16 лет, из них 25 девушек и 17 юношей.

База исследования. Исследовательская работа проводилась в Учреждении образования «Средняя школа № 6» г.Слуцка.

 

 

Результаты исследования

 

В ходе эмпирического исследования нами были получены индивидуальные данные профессиональных интересов подростков, представленные в Приложении В, сводные данные отображены ниже (рисунок 2.1).

Рисунок 2.1 – Профессиональные интересы подростков

На основании полученных данных, мы видим, что наибольшей популярностью среди подростков пользуются профессии типа «человек- человек». Данный тип профессии как наиболее привлекательный выбрали 14 (33%) подростка. Ведущим предметом труда в данном типе профессиональной деятельности являются отдельные люди, их группы, коллективы. Примером профессий такого профиля можно назвать профессию медицинской сестры, врача, воспитателя детских дошкольных учреждений, учителя, библиотекаря, продавца, социального педагога или социального работника, психолога, юриста, специалиста по рекламе или продажам и ряд других. Люди этих профессий должны обладать рядом характерных индивидуальных положительных качеств: любовь и уважение к человеку, доброта, выдержка, чуткость, внимательность и т.д.

Предпочтение типу профессий «человек – художественный образ» выразили 10 подростков (24%). Основной предмет труда в данном типе профессий- художественный образ, его части, элементы, свойства. Это архитектор, скульптор, художник-оформитель, дизайнер, модельер, закройщик, портной, швея, фотограф, парикмахер, ювелир, кондитер, писатель, журналист, музыкант, композитор, столяр по производству художественной мебели и ряд других. Эти профессии, как правило, связаны с творчеством, нестандартным подходом к чему-либо вроде бы известному.

Тип профессий «человек – знак» выбрали 8 подростков (19%). Ведущим предметом труда в данном типе профессий являются условные знаки, коды, формулы. Это имеет место в профессиях программиста, чертёжника, телеграфиста, редактора, переводчика, архивиста, экономиста, бухгалтера, статистика, поскольку цифры или буквы– это знаковая система. Каждая из этих профессий, в свою очередь, обуславливает свои специфические требования. Например, аккуратность, внимательность, усидчивость и так далее.

Интерес к профессиям типа «человек – природа» высказали 6 подростков (14%). Предметом труда в данном типе профессий являются живые организмы, биологические и микробиологические процессы, животные, лесное, парковое и декоративное хозяйство. Это профессии агронома, овощевода, цветовода, садовода, озеленителя, лесовода, ветеринарного врача, микробиолога, эколога и ряд других. Каждая из них имеет свою специфику, но общее для всех этих профессий – любовь к природе и животным, стремление сделать окружающий мир более привлекательным, не повредить природе и животным.

Предпочтение к профессиям типа «человек – техника» высказали 4 подростка (10%). Ведущим предметом труда в данном виде профессиональной деятельности являются технические системы, вещественные предметы, разнообразные материалы или виды энергии. Наиболее часто встречающиеся профессии этого направления: токарь, слесарь, радиомеханик, механик по ремонту, инженер, водитель транспорта, сборщик приборов, специалист по телекоммуникационным системам, компьютерной технике, проектированию, производству и обслуживанию радиоэлектронных средств и систем управления, микроэлектронике и т.д. Профессии этого характера присутствуют практически на всех предприятиях, в целом ряде фирм, совместных предприятий, во многих отраслях хозяйствования.

Полученные данные могут быть связаны с тем, что для подросткового возраста потребность в общении является ведущей. Во-вторых, профессии, связанные с взаимодействием с другими людьми достаточно распространены. В настоящее время все более популярными, востребованными и престижными становятся профессии «человек – художественный образ», типа дизайнера, менеджера по рекламе, модельера, парикмахера и т.д. Поэтому подростки испытывают симпатию к данным типам профессий.

Проведем сравнительный анализ профессиональных предпочтений у юношей и девушек. На рисунке 2.2 представлен средний балл профессиональных предпочтений по гендерному признаку.

 

Рисунок 2.2–Сравнение профессиональных предпочтений юношей и девушек

 

Результаты исследования указывают на то, что для юношей наиболее предпочитаемыми являются профессии типа «человек-техника» (37%) и «человек-знак» (25%). Для девушек – «человек-художественный образ» (33%) и «человек-человек» (29%).

 

Таблица 2.1– Профессиональные предпочтения юношей и девушек

Тип профессии Общий балл Юноши Девушки
Человек – человек 4,4 3,9 4,8
Окончание таблицы 2.1
Человек – знак 3,9 4,0 3,7
Человек – техника 3,6 5,1 2,1
Человек – природа 3,7 3,6 3,9
Человек – художественный образ 4,4 3,4 5,5

 

Для сравнения достоверности различий в двух группах (юношей и девушек) был использован критерий Манна-Уитни. Критерий позволяет выявлять различия между малыми выборками, когда n1•n2≥3 или n1=2, n2≥5. Эмпирическое значение критерия U отражает то, насколько вели­ка зона совпадения между рядами. Поэтому чем меньше Uэмп, тем более вероятно, что различия достоверны. Если Uэмп.>Uкp005, Но принимается (т.е. различия в двух выборках не являются статистически значимыми). Если UэмпUкp_005, Но отвергается (т.е. различия в двух выборках являются статистически значимыми).

 

Таблица 2.2 –Достоверность различий типа профессии у юношей и девушек

Тип профессии Пол Среднее значение U p
Человек – человек Юноши 3,9 82,357 0,954
Девушки 4,8
Человек – знак Юноши 4,0 95,152 2,547
Девушки 3,7
Человек – техника Юноши 5,1 72,226 0,034*
Девушки 2,1
Человек – природа Юноши 3,6 81,347 2,595
Девушки 3,9
Человек – художественный образ Юноши 3,4 63,427 0,05*
Девушки 5,5

* Корреляция значима на уровне 0.05 (2- сторонняя).

** Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторонняя).

 

Критические значения коэффициента Манна-Уитни при сравнении двух выборок объемом 21 и 16 человек составляет U= 84, при уровне значимости р≥0,05; и U= 67, при уровне значимости р ≥ 0,01.

Критерий Манна-Уитни по типу профессии «человек-техника» равен 72,226, при уровне значимости р≥0,034. Значения критерия Манна-Уитни, полученного в исследовании, ниже показателей критического значения критерия Манна-Уитни, т.е. Uэм ≤Uкр (72,226 84). Уровень значимости р≥0,034 указывает на то, что зависимость между переменными является статистически достоверной, т.е. различия в двух выборках являются статистически достоверными.

Поскольку у юношей средний балл по типу профессии «человек-техника» выше, чем у девушек, то это указывает, что у юношей более выражено предпочтение данного типа профессий.

Критерий Манна-Уитни по типу профессии «человек- художественный образ» равен 63,427, при уровне значимости р≥0,05. Значения критерия Манна-Уитни, полученного в исследовании, ниже показателей критического значения критерия Манна-Уитни, т.е. Uэм ≤Uкр (63,427 84). Уровень значимости р≥0,05 указывает на то, что зависимость между переменными является статистически достоверной и вероятность ошибки составляет 5%.

У девушек средний балл (5,5 балла) по типу профессии «человек- художественный образ» выше, чем у юношей (3,4 балла), то это указывает, что у девушек более выражено предпочтение данного типа профессий.

Полученные результаты могут быть объяснены следующим образом. Во-первых, в группу профессий типа «человек-техника» входят преимущественно мужские профессии, такие как токарь, слесарь, радиомеханик, механик по ремонту, инженер, водитель транспорта, специалист по телекоммуникационным системам, компьютерной технике и т.д. Данные профессии кроме профессиональных знаний требуют и физической силы, например, работа на предприятии тяжелой промышленности.Во-вторых, в настоящее время все более популярными, востребованными и престижными становятся профессии «человек – художественный образ», типа дизайнера, менеджера по рекламе, модельера, парикмахера и т.д. Девушки более склонны к деятельности, связанной с искусством, они больше интересуются модой, эстетикой, оформлением. Также считается, что творческие профессии менее тяжелые в физическом плане и поэтому более подходят для женщин.

Анализ результатов опросника «Я умею» позволил получить следующие данные.

Подростки наиболее высоко оценивают свои способности и умения, связанные с общением и взаимодействием (средний балл 13,4) и творческой деятельностью (средний балл 13,1). Юноши и девушки считают, что у них есть способности по ухаживанию за животными, они умеют ориентироваться в природных явлениях (средний балл 11,2). Свои умения, связанные с типом профессии «человек – знак» подростки оценивают средне (9,4 баллов). По мнению подростков, хуже всего развиты способности, связные с техникой (средний балл 6,4). На рисунке 2.3 представлен средний балл профессиональных способностей подростков.

 

Рисунок 2.3– Средний балл профессиональных способностей по типу профессии

 

Для изучения соответствия профессиональных интересов с необходимыми способностями и требованиями к данному типу профессии использовался корреляционный анализ (коэффициент Спирмена). В Приложении Г представлена таблица взаимосвязи профессиональных интересов и способностей учащихся.

Обнаружены статистически значимые корреляции профессиональных интересов и профессиональных способностей по следующим типам профессий:

· человек – человек (r=0,31, при р≥0,022);

· человек- художественный образ (r=0,348, при р≥0,010);

· человек – знак (r=0,363, при р≥0,007);

· человек- техника (r=0,733, при р≥0,001).

Результаты корреляционного анализа свидетельствуют о том, что для подростков характерна средняя степень взаимосвязи профессиональных интересов и профессиональных умений, склонностей к следующим типам профессий: «человек-человек», «человек-художественный образ», «человек–знак». Сильная степень взаимосвязи установлена для профессий типа «человек–техника». А интерес к профессиям «человек-природа» не связан с соответствующими склонностями и умениями подростков. Возможно, это связно с тем, что профессиональные умения в профессиях типа «человек-природа» для подростков связны с сельскохозяйственным трудом и воспринимаются как не престижные. Для подростков более востребованными являются умения общаться и быть творческим человеком, уметь играть на музыкальных инструментах и писать стихи. Однако, в целом профессиональные умения соответствуют профессиональным склонностям подростков, следовательно, выдвинутая гипотеза верна. Профессиональные склонности и интересы у подростков совпадают с необходимыми способностями и требованиями к данному типу профессии.

В ходе эмпирического исследования личности подростков нами были получены данные, представленные в П. Г, сводные данные отображены ниже (табл. 2.3.1).

Таблица 2.3 – Показатели особенностей личности подростков

Показатели по шкале Количество %
1. Преобладание черт экстраверта
2. Преобладание черт интроверта
3. Эмоциональная устойчивость
4. Эмоциональная не устойчивость

 

У подростков преобладают черты экстраверта. Преобладание черт экстраверта характерно для 23 (55%) подростков. Полученные результаты характеризуют подростков как общительных, оптимистичных, добродушных молодых людей, которые любят вечеринки, перемены, постоянно стремятся к новой деятельности. Предпочитают движение и действие.

Интроверсия характерна для 19 (45%) учеников. Преобладание черт интроверта характеризует подростков как спокойных и застенчивых молодых людей. Они обладают ровным, несколько сниженным фоном настроения, озабочены личными проблемами, сдержанны, замкнуты, избегают рассказывать о себе и своих переживаниях, а переживаниями других людей не интересуются, книги предпочитают людям. Любят строить планы на будущее, тщательно обдумывают свои поступки, не доверяют побуждениям и увлечениям, строго контролируют свои чувства, редко бываютнесдержанны и возбудимы.

Для большинства подростков (60%) характерна эмоциональная неуравновешенность, высокий уровень нейротизма. Этих подростков отличает эмоциональность, импульсивность, неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности.

Для 17 подростков (40%) характерны высокие показатели эмоциональной устойчивости, что свидетельствует о хорошем уровне адаптации, сдержанности, умении контролировать эмоциональные реакции, хорошей приспособляемости.

Рисунок 2.4 – Выраженность свойств личности

 

Следовательно, наиболее распростаренными личностными особенностями подростков являются экстраверсия и нейротизм. Преобладание черт интроверта и эмоциональная устойчивость встречаются менее часто.

Подростки, у которых преобладают черты экстраверта, ориентированы внешний мир, раскрыты происходящим событиям, активны, инициативны, склонены к риску. Подростки открыто высказывают свое мнение, легко знакомятся и также легко расстаются с людьми. Они хорошо работают в коллективе.

Подростки, у которых преобладают черты интроверта, ориентированы на свой внутренний мир и свои впечатления от внешних факторов. Они часто с трудом входят в новые контакты, поэтому имеют узкий круг друзей. Стремятся к тишине, стараются защититься от обилия новой информации. Внешне спокойны, выглядят задумчивыми, как правило, молчаливы. Они обычно не любят неожиданностей. Хорошо работают в одиночку.

Показатель по шкале экстраверт – интроверт нельзя соотносить с параметрами «хорошо-плохо». Экстраверты, например, помимо сильных качеств, имеют еще и слабые. Это импульсивность, поверхностность в чувствах, разбросанность. Интроверты же сильны тем, что обладают настойчивостью, умеют вдумчиво работать, глубоки в своих эмоциях и размышлениях.

Подростки также различаются и по качеству нейротизма. Это качество обеспечивает эмоциональную устойчивость человека.Подростки с высоким нейротизмом часто бывают вспыльчивыми, нервными, чрезмерно впечатлительными, с трудом привыкают к новой обстановке. Подростки с низким нейротизмом отличаются уравновешенностью, стабильностью, большим самоуважением, устойчивостью к стрессовым ситуациям. Каждый из этих типов («неустойчивых» или «устойчивых») имеет свои плюсы и минусы. Люди с высоким нейротизмом, как правило, тонкие, отзвывчивые, склонны к сочувствию. Их можно сравнить со скрипкой: на легкое прикосновение они отвечают мелодичным звуком. Люди с низким нейротизмомзачастую бывают толстокожими. Они напоминают барабан: не чувствуют намеков, им нужно говорить все прямо «в лоб». Но такие люди очень работоспособны, они могут выстоять в самой сложной ситуации и не потерять самообладания.

Представим список наиболее подходящих для подростков профессий.

1. Преобладание черт интроверта и высокого нейротизма – не стоит выбирать профессии, связанные с частыми и интенсивными контактами с людьми. Это профессии бизнесмена, менеджера, учителя, продавца. Наиболее подходящий является работа, где можно трудиться за письменным столом, где можно заняться предметным трудом – исследованием, творчеством, что-то мастерить, конструировать, моделировать и т.п

2. Преобладание чертэкстраверта и высокого нейротизма –нежелательно выбирать профессии операторского типа: летчика, шофера, диспетчера. Вы будете скучать без общения с людьми, у Вас могут часто случаться ошибки в работе – аварии, поломки и др. Не выбирайте также профессии на конвейерном производстве, связанные с монотонией.

3. Преобладание чертинтроверта и низкого нейротизма–подойдет профессия операторского типа, но противопоказана работа, предполагающая общение с людьми (руководителя, предпринимателя, педагога, журналиста, общественного деятеля).

4. Преобладание черт экстраверта и низкого нейротизма–наилучшим образом подходят профессии менеджера, руководителя, бизнесмена. В тех областях, где предусмотрено интенсивное общение с людьми, Вы всегда добьетесь успеха.

Итак, можно сделать вывод, что каждый тип человеческого характера хорош по-своему. Большинство людей проявляют черты как первого, так и второго типа. Нужно только знать о своих достоинствах и недостатках и уметь использовать их в сфере бизнеса.

Для выявления взаимосвязи между особенностями личности и профессиональными интересами был использован коэффициент корреляции Спирмена. Полученные результаты представлены в таблице 2.4.

 

Таблица 2.4 – Показатели взаимосвязи профессиональных интересов и особенностей личности подростков

    Человек-человек Человек худож. образ Человек-знак Человек-природа Человек-техника
Экстраверсия r 0 ,410(*) 0,628 0,763 0,4334 0,087
р 0,022 0,147 0,124 0,214 0,530
Окончание таблицы 2.4
Нейротизм r 0,628 0,532 -0,348(**) 0,483 0,346
р 0,147 0,072 0,010 0,367 0,219

* Корреляция значима на уровне 0.05 (2- сторонняя).

** Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторонняя).

 

Обнаружены статистически значимые корреляции профессиональных интересов и особенностей личности у подростков:

· человек – человек и экстраверсия (r=0,410, при р≥0,022);

· человек – знак и нейротизм (r= - 0,348, при р≥0,010);

Полученные результаты могут быть объяснены следующим образом. Подростки с преобладанием черт экстраверта предпочитают заниматься разнообразной работой, где они постоянно получают новые задания. Наиболее эффективно подростки с чертами экстраверта выполняют те виды работ, в которых они могут проявить свою способность работать продуктивно при динамичной и разнообразной работе, там, где требуется быстрая реакция, а вместе с тем – уравновешенность, ловкость, живость, подвижность. Подростки с преобладанием черт экстраверта предпочитают работать с людьми – обучение, воспитание, обслуживание клиентов, реклама, предпринимательская деятельность.

Эмоционально устойчивые подростки характеризуются спокойствием, уравновешенностью, настойчивостью. Способны легко придерживаться определенного распорядка в жизни, системы в работе, не отвлекается по пустякам, в работе любит порядок, выполняет ее спокойно и методично. Лучше всего выполняют работы, ориентированные на дальнюю перспективу, требующие равной затраты сил, длительного и методичного усилия. Наиболее эффективно выполняют те виды работ, в которых они могут проявить свою способность работать настойчиво и упорно, строго следовать определенному распорядку, системе, где необходима усидчивость, устойчивость, внимание, терпение.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.