Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Особенности профессионального самоопределения в подростковом возрасте



 

Выбор профессии можно рассматривать как кратковременный акт и как процесс. Выбор профессии как процесс представляет собой профессиональное самоопределение, в котором чело­век выбирающий профессию, должен выступать прежде всего как субъект, а не как объект изучения и воздействия, играющий пассивную роль. Е.А.Климов считает профессиональное самоопределение процессом развития личности как субъекта труда. Содержанием профессионального самоопределения личности выступает ее профессиональное са­мосознание, а также информация о мире профессий и рынке труда [15, c. 29].

Профессиональное самосознаниеэто осознание себя пред­ставителем определенной профессии, своей принадлежности к определенной профессиональной группе. Оно включает в себя профессиональное самопознание, самооценивание, самоотноше­ние и самовоспитание, что отражается в профессиональной Я-концепции личности, являющейся совокупностью представле­ний о себе как субъекте профессиональной деятельности. Основным структурным компонентом профессионального само­сознания и Я-концепции является самооценка, оценочное сужде­ние о себе, своих качествах, помогающие выстраивать собственную профессиональную идентичность. Адекватные профессиональная Я-концепция и самооценка являются важным условием успеш­ности профессионального самоопределения личности [50, c. 44].

Методологические основы психологического подхода к проблеме изучения самоопределения были заложены С.Л. Рубинштейном. Проблема профессионального самоопределения рассматривалась им в контексте проблемы детерминации, в свете выдвинутого им принципа – внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия: «Тезис, согласно которому внешние причины действую через внутренние условия так, что эффект действия зависит от внутренних свойств объекта, означает, по существу, что всякая детерминация необходима как детерминация другим, внешним, и как самоопределение (определение внутренних свойств объекта)» [48, c. 394].

В исследованиях профессионального самоопределения существует два подхода. Первый рассматривает самоопределение как естественный процесс, возникающий на определенном этапе онтогенеза и существующий как личностное новообразование старшего школьного возраста. Так, С.П. Крягжде отмечает, что на начальном этапе профессионального самоопределения оно носит двойственный характер: осуществляется либо выбор конкретной профессии, либо выбор только ее ранга, профессиональной школы – социальный выбор. Если конкретное профессиональное самоопределение еще не сформировалось, то девушка (юноша) пользуется обобщенным вариантом, откладывая на будущее его конкретизацию. Профессиональное самоопределение неразрывно связывается с такой существенной характеристикой юношеского возраста, как устремленность в будущее; с осознанием себя как члена общества, с необходимостью решать проблемы своего будущего. Второй подход рассматривает самоопределение как искусственно организуемый процесс, который встроен в определенную практику –профориентацию – и только в этом контексте приобретает свою осмысленность и ценность. Это ставшие классическими исследования в области профессиональной ориентации и профессиональном консультировании Е.А. Климова, А.Е. Голомшток. Особенностью всех этих исследований является все более усиливающееся внимание к личностным аспектам профессионального самоопределения .

Психологическаятеория профессионального выбора была разработана Ф. Парсонсом, им были сформулированы следующие посылки [53, c. 138]:

А) каждый человек по своим индивидуальным качествам, прежде всего по профессионально значимым способностям, наиболее оптимально подходит к единственной профессии;

Б) профессиональная успешность и удовлетворённость профессией обусловлены степенью соответствия индивидуальных качеств и требований профессии;

В) профессиональный выбор является, в сущности, сознательным и рациональным процессом, в котором или сам индивид или профконсультант определяет индивидуальную диспозицию психологических или физиологических качеств и соотносит её с уже имеющимися диспозициями требований различных профессий.

Среди характеристик профессионального выбора Ф. Парсонс выделяет, прежде всего, осознанность (сознательность) и рациональность, которую он понимает скорее как компромисс между способностями, интересами и ценностями индивида и возможностью их реализации в различных профессиях.

Взгляд Д. Холланда на профессиональное самоопределение имеет другое направление. Для Холланда процесс профессионального развития ограничивается, во-первых, определением самим индивидом личностного типа, к которому он относиться, во-вторых, отысканием профессиональной сферы, соответствующий данному типу, в-третьих, выбором одного из четырёх квалификационных уровней этой профессиональной сферы, что определяется развитием интеллекта и самооценки. Главное внимание уделяется описанию личностных типов, которые характеризуются как моторный, интеллектуальный, социальный, адаптационный, эстетический, стремящийся к власти. Данная теория указывает, что каждый человек по своим индивидуальным качествам и прежде всего по профессионально значимым способностям, наиболее оптимально подходит к единственной профессии. Профессиональный выбор является сознательным и рациональным процессом, в котором сам старшеклассник определяет индивидуальную диспозицию психологических качеств и соотносит её с уже имеющимися диспозициями требований различных профессий [51, c. 37].

Однако Э. Гинзберг, разработавший одну из первых теорий профессионального развития, особо подчеркивал временные аспекты при выборе: старшеклассник должен осознать временную перспективу с тем, чтобы уметь отказаться от немедленного удовлетворения потребностей, если при этом ему будет труднее достичь профессиональных конечных целей. В своей теории компромисса с реальностью обращал внимание, что выбор профессии – это развивающийся процесс, всё происходит не мгновенно, а в течение длительного периода. Этот процесс, включает в себя серию «промежуточных решений», совокупность которых и приводит к окончательному выбору. Каждое промежуточное решение важно, так как оно в дальнейшем обеспечивает свободу выбора и возможность достижения новых целей. Например, решение не поступать в колледж, а вместо этого пройти курс коммерции в средней школе – делает впоследствии затруднительным получение высшего образования. На исправление допущенных ошибок требуется много времени, сил, а иногда и денег. По мере того как дети взрослеют, они приобретают знания, и своё окружение и приобретают способность делать осознанный выбор. Как правило, такой выбор подразумевает сравнение идеала и реальности [53, c. 140].

Профессиональное самоопределение – это не только момент выбора, но и динамический профессиональный процесс, характерный для всех этапов жизни человека, осуществляемый в системе учебно-воспитательной работы. Выделяют следующие этапы профессионального самоопределения:

1. I этап (I – III (IV) классы) – пропедевтический.

В этот период при определенных условиях у младших школьников пробуждаются любовь и добросовестное отношение к труду, возникает понимание его роли в жизни человека и общества, проявляется интерес к профессии родителей и ближайшего окружения, формируется нравственная установка выбора профессии, интерес к наиболее распространенным. Все это возможно, если учащиеся систематически участвуют в различных видах познавательной, игровой, общественно-полезной, трудовой деятельности.

2. II этап (V – VII классы) имеет поисковую направленность: у подростковвозникают профессиональные намерения, они постепенно осознают свои интересы, способности, общественные ценности, связанные с выбором профессии и своего места в обществе. Этому способствует включение учащихся в деятельность, согласованную с профилем продолжения образования в старших классах и будущей профессиональной деятельности [34, c. 16].

3. III этап (VIII – IX классы) –это период развития профессионального самосознания, когда у школьников появляется личностный смысл выбора профессии, приобретается опыт соотношения общественных целей выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях, постижения реальных возможностей.

4. IV этап (X – XI классы) происходит уточнение социально-профессионального статуса. С учетом предшествующих этапов обучения осуществляется профориентационная деятельность на базе углубленного изучения учебных предметов, к которым у старшеклассников проявились устойчивый интерес и способности. Особое внимание уделяется формированию профессионально важных качеств в избранном виде труда, контролю и коррекции профессиональных планов, способами оценки результатов, достижений в избранной деятельности, самоподготовке к ней и саморазвитию

Подростковый возраст (от 11–12 до 14–15 лет) является переходным, наиболее кризисным периодом жизни большинства детей, поскольку именно в этом возрасте все компоненты личности начинают бурно развиваться, претерпевая значительные изменения. Для этого возраста характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах развития. Появляется подростковое чувство взрослости, что приводит к типичным возрастным конфликтам и преломлению самосознания подростка. Это период завершения детства: возникает обращенность в будущее. По мнению Л.И.Божович, жизненные планы и перспективы подростка составляют «аффективный центр». У него появляется личностная потребность в нахождении себя в социуме, в получении образования, интересной профессии, обеспечивающей достойное будущее [2, c. 284].

Важнейшей особенностью подросткового возраста, которую важно учитывать в учебно-воспитательной работе и организации профессиональной ориентации с целью профессионального самоопределения, является рост самосознания и интерес к собственному «Я». В частности, возросший интерес к своему внутреннему миру подростки могут удовлетворять в ходе индивидуальных бесед с педагогом или психологом, выполнения тестовых заданий, различных диагностических методик, в том числе направленных на выявление профессионально важных качеств и особенностей личности, склонностей и интересов и т. п. Выбор профессии носит непостоянный характер и меняется из класса в класс, что выбранная или планируемая для выбора профессия не соответствует его психофизиологическим или интеллектуальным возможностям. Данное обстоятельство предопределяет необходимость профориентационной работы в направлении развития самопознания, самоанализа, а также детальной профинформации с изложением требований, предъявляемых к специалистам данной профессии, для корректировки выбора. Многие подростки отличаются заниженной самооценкой своей личности, у многих имеются ложные понятия о чувстве собственного достоинства, чести, совести, о способах самоутверждения в общении со сверстниками и взрослыми. Поэтому содержание профориентационной работы с ними должно, помимо всего прочего, помочь им обрести веру в себя, в свои силы и возможности, пробудить желание стать жизнестойкими людьми. Начало профориентационной работы в подростковом возрасте, которая будет способствовать формированию позитивной жизненной перспективы и наметке профессиональной траектории, позволит избежать отклонений в поведении подростка (психологической неустойчивости, аффективности, возбудимости, агрессивности), а также «бичи» современного общества –алкогольной или наркотической зависимости, которыми наиболее подвержены представители именно этой возрастной категории [34, c. 15].

Профессиональный выбор рассматривается как принятие личностью решения относительно вступления во взрослую жизнь в качестве субъекта общественного труда, профессиональной деятельности. При соответствии профессионально важных качеств личности, обусловленных ее ведущими тенденциями, профессиональному эталону, представленному требованиями профессии к человеку, профессиональный выбор, а затем и профессиональ­ная деятельность приобретают личностный смысл. Принятию решения способствует личная профессиональная перспектива (по Е.А.Климову и Н.С.Пряжникову), которую составляют [40, c. 128]:

· осознание ценности профессионального труда;

· ориентировка в социально-экономической ситуации, прогно­зирование ее изменения;

· знание мира профессионального труда;

· выделение ближних и дальних профессиональных целей;

· представление о своих возможностях и ограничениях;

· представление о сущности и смысле своего будущего профес­сионального труда;

· сформированные основное и резервные профессиональные намерения.

На выбор профессии влияют различные факторы. Согласно Э. Роу, к их числу относятся социо-экономический статус, этническая принадлежность, интеллект, специальные способности, профессии родителей, а также семья, подкрепляющая те или иные образцы профессиональной карье­ры и выступающая как модель определенного образа жизни, источника формирования жизненных ценностей и убеждений. Отношения между родителями и детьми способствуют формированию у детей установок, потребностей и интересов, одним из проявлений которых становится выбор профессии. У детей, находящихся в центре внимания семьи, может сформироваться потребность в принадлежности к группе, любви и уважении других. Их будут привлекать профессии, связанные с общением, работа в области культуры, искусства или развлечений. У детей, которым родители уделяют мало внимания и которые испытывают недо­статок любви и уважения, может развиться интерес к про­фессиям, требующим уединения. Они скорее могут посвятить се­бя науке, технике, тем видам деятельности, где не предполагает­ся прямое интенсивное общение [9, c. 52].

Виды специальной подготовки (училище, ссуз, вуз, различ­ного рода курсы) и профессия могут выбираться под давлением многих обстоятельств: мнения окружающих, экономических соображений, внешней атрибутики или других обоснований, которые не всегда учитывают индивидуальные особенности человека. Выбор профессии может быть продиктован социальным заказом или связан с необходимостью трудовой адаптации в сложившейся социо-экономической ситуации. Человек часто соизмеряет зара­ботную плату, степень отдаленности работы от дома, ее престиж­ность с уровнем своих притязаний.

На профессиональный выбор личности оказывают влияние индивидуальная ситуация оптанта (условия и экономические возможности семьи), ощущение себя богатым или бедным. Отсутствие денег у выходцев из семей с низким материальным уровнем побуждает их выбирать профессии с высоким заработком, организовывать коммерческую деятельность вопреки семейной традиции, склонностям и способностям. У детей из обеспеченных семей возможности выбора профессиональной деятельности шире и больше связаны с личными предпочтениями.

Следуя работам Е.А.Климова, можно выделить основные факторы выбора профессии выпускниками школ и допускаемые при этом ошибки.

Факторы выбора профессии [15, c. 23]:

· личные профессиональные планы, профессиональные наме­рения;

· интересы, способности и склонности;

· уровень притязаний;

· позиция старших членов семьи;

· позиция друзей, товарищей;

· позиция классного руководителя, школьных учителей;

· информированность о профессии.

Ошибки при выборе профессии:

· отношение к выбору профессии как к чему-то неизменному;

· ориентация на престижность профессии;

· увлечение внешней или частной стороной профессии;

· выбор профессии под влиянием значимых других;

· перенос отношения к представителю профессии на саму профессию;

· отождествление школьного учебного предмета с профессией;

· неадекватные представления о профессии;

· неадекватные представления о себе как субъекте будущей профессиональной деятельности.

К мотивам, побуждающим человека заниматься определен­ным видом профессиональной деятельности, Е. П. Ильин относит: ориентацию на социальные ценности, в том числе пре­стиж; наличие интереса, склонностей, способностей; материаль­ную обеспеченность [50, c. 36].

Личность стремится к усвоению тех ценностей, которые соответствуют ее целям и интересам, среди которых самоутверждение в обществе, ближайшей социальной среде; признание родных, друзей; самосовершенствование и самовыражение; интересная работа; реализация своих способностей, творческий характер труда; общение с людьми; достижение профессионализма; материаль­ные ценности, хороший заработок; профессиональная карьера.

Успешность профессионального выбора в большой степени зависит и от сформированности внутренней позиции личности как активно действующего субъекта, которая постепенно выстраивается под влиянием актуализации соответствующих потребностей, особенно общественных, таких, как потребность в труде, профессиональной деятельности, потребность в достижении, выражающейся в способности добиваться поставленной цели, а также потребности в самоактуализации, проявляющейся в стремлении реализовать себя, свои интересы, склонности и способности.

Перечисленные потребности, а также профессиональные интересы; стремления, перерастающие в профессиональные намерения (когда осознаются условия и средства достижения цели); социально-психологическая установка, как готовность совершить профессиональный выбор; профессиональные идеалы; личностно-значимые ценности трудовой и профессиональной деятельно­сти; мотивация профессионального выбора составляют профес­сиональную направленность личности, которая рассматривается как установка на определенный вид профессиональной деятель­ности, принятие ее целей и задач [6, c. 20].

Профессиональная направленность личности, ее индивидуально-типологические (темперамент, характер, способности) и психофизиологические особенности, особенности познавательных процессов, а также анатомо-морфологические характеристики относятся к профессионально важным качествам, сложному интегральному образованию, рассматриваемому как способности к профессиональной деятельности, куда входят и общие способности.

Уровень развития интеллекта рассматривается в качестве предиктора успешности профессиональной деятельности: для каждой профессии существует нижний пороговый уровень его развития, ниже которого возможности индивида в овладении профессией ограничены. Интеллект выступает и верхним ограничителем потенциальных творческих достижений индивида, уровень которых зависит также от его мотивации, компетентно­сти и связан с содержанием деятельности [41, c. 73].

Таким образом, выбор профессии, или профессиональное самоопределение основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Профессиональное самоопределение представляет собой выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта и соотнесения их с требованиями профессии. Содержание определения высвечивает двусторонность явлений выбора профессии: с одной стороны, тот, кто выбирает (субъект выбора), с другой стороны - то, что выбирают (объект выбора). И субъект и объект обладают огромным выбором характеристик, чем объясняется неоднозначность явления выбора профессии. На выбор профессии влияют внешние и внутренние фак­торы. На ус­пешность профессионального самоопределения также большое влияние оказывают содержание, методы и формы профориентационной работы, в которой важное место отводится изучению личностных и индивидуальных свойств (потребностно-мотивационная сфера, темперамент, характер, способности), а также их психодиагностике. Не менее важным является и формирование профессиональной направленности и профессиональной «Я-концепции» личности, являющейся совокупностью представлений о себе как субъекте профессиональной деятельности, что способ­ствует совершению профессионального выбора и профессиона­лизации.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.