Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

I. ТИПОЛОГИЧЕСКОЕ (ВОЗРАСТНОЕ) РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКА



Фридман Л. М., Кулагина И. Ю.

«Психологический справочник учителя»

Предисловие

Общеизвестно, что от знаний, педагогического мастерст­ва, активной, страстной позиции учителя в решающей степени за­висит успех перестройки системы народного образования. В каких же знаниях сейчас больше всего нуждается учитель, и тем более будущий учитель?

По нашему убеждению, учителя особенно нуждаются в психо­логических знаниях. Ведь перестройка школы на передний план выдвигает задачу воспитания ученика, всестороннее его развитие, а еще К. Д. Ушинский указывал, что если мы хотим воспитать ребенка всесторонне, так же всесторонне нужно его изучить. А правильно изучать своих учащихся учитель сможет, лишь глубо­ко зная общие закономерности развития ребенка, психологические закономерности развития его способностей, интересов, склонно­стей и других, индивидуальных и личностных особенностей.

Учителю в условиях перестройки школы надо многому на­учиться заново, а в ряде случаев и во многом переучиться. Надо научиться слушать и слышать каждого ученика, видеть его внут­ренние побуждения и стремления, направленность его потребно­стей и мотивов, научиться влиять на эту направленность, обрести гуманный и демократичный стиль общения, и взаимодействия с учащимися. Не менее важно учителю научиться слушать и самого себя, свое внутреннее состояние, чутко улавливать степень осуще­ствления поставленных перед собой целей, сбои в решении от­дельных учебных и воспитательных задач, характер своих повсе­дневных взаимоотношений с учащимися, с их родителями, со свои­ми коллегами, с тем, чтобы своевременно корректировать свою работу, свое поведение. Всему этому учитель и будущий учитель смогут научиться лишь на базе глубоких, осмысленных знаний психологии.

Конечно, основные психологические знания учитель и студент получают, изучая курс психологии во время обучения в пединституте. Но, как показывает практика работы учителей, этого со­вершенно недостаточно. Каждый учитель и студент нуждаются, кроме учебников по психологии, в разнообразной дополнительной психологической литературе с тем, чтобы углубить свои знания, психологически осмыслить свой опыт, многие вопросы школьной жизни, которые в учебниках и лекциях по психологии не рас­сматриваются.

 

Данная книга и предназначена для того, чтобы помочь учите­лю и студенту расширить и углубить свою психологическую под­готовку. Книга представляет собой своеобразный справочник, в котором читатель найдет краткие справки-объяснения наиболее важных, для учителя психологических вопросов. Эти справки зна­комят читателей как с новейшими исследованиями психологиче­ских проблем, так и с основополагающими достижениями психо­логии по вопросам, имеющим наибольшее значение для учителя в современных условиях.

Справочник состоит из пяти разделов. Первые три раздела посвящены достаточно полной психологической характеристике основного объекта педагогической деятельности учителя — школь­ника, его развития в ученические годы. В первом разделе рас­сматриваются вопросы типологического (возрастного) развития школьника, на которое учитель может влиять мень­ше всего, но в то же время учитель должен его учитывать, опираться на закономерности этого развития. Во втором разделе рас­смотрены вопросы индивидуального развития школь­ника, на которое влияние школы и учителя достаточно значимо. Наконец, в третьем разделе излагаются вопросы личностного развития учащихся, которое во многом определяется харак­тером жизни школы, деятельностью учителя.

В четвертом разделе рассмотрены психологические вопросы деятельности и общения, в процессе которых и проис­ходит развитие школьников. Последний, пятый, раздел справоч­ника посвящен непосредственно вопросам профессиональной дея­тельности учителя—воспитанию и обучению школь­ников.

Каждый раздел в свою очередь состоит из ряда тем, а каждая тема — из нескольких пунктов. В каждом пункте приведены один или несколько текстов, большая часть которых представляет со­бой достаточно свободное изложение выбранных мест из разных источников. Эти тексты снабжены библиографическими ссылками. Тексты без библиографических ссылок принадлежат авторам.

Источниками текстов являются малоизвестные учителям ста­тьи из журнала «Вопросы психологии» за последние годы, неко­торые монографии (в том числе и переводные) и статьи из раз­личных сборников, а также ряд работ основоположников советской психологии (Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, А. А. Смирнова и др.).

Советская психология—это живая, развивающаяся наука. Ряд вопросов не получил в ней еще окончательного решения. Идет серьезное обсуждение важнейших проблем возрастной и педаго­гической психологии, и по многим из них у психологов имеются различные взгляды. Думается, что учителю полезно познакомиться не с какой-либо одной точкой зрения на некоторые проблемы, а с различными, чтобы выработать собственные взгляды, которые он может проверить в своей повседневной работе.

Справочник построен так, что он не требует от читателя си­стематического прочтения с первой до последней страницы, хотя многим это будет полезно. Полный перечень всех рассмотренных вопросов приведен в содержании, которое может служить предмет­ным указателем. Поэтому читатель, интересующийся каким-либо отдельным вопросом, может установить, рассматривается ли он, или нет, и если он имеется в содержании, найти его изложение на указанных страницах.

Ни авторы, ни издательство не имеют опыта создания подоб­ных книг. Поэтому мы обращаемся ко всем читателям с просьбой высказать свое мнение о данной книге. Отзывы, замечания и пред­ложения просьба направлять по адресу: 129846, Москва, 3-й про­езд Марьиной рощи, 41, издательство «Просвещение», редакция литературы по педагогике и психологии.

 

I. ТИПОЛОГИЧЕСКОЕ (ВОЗРАСТНОЕ) РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКА

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.