Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

III. ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ



III.1. Личность

Понимание личности в психологии. В психологии имеются разные подходы к пониманию личности.

1. Личность может быть описана со стороны своих мотивов я стремлений, составляющих содержание ее “личного мира”, т. е. уникальной системы личностных смыслов, индивидуально свое­образных способов упорядочения внешних впечатлений и внутрен­них переживаний.

2. Личность рассматривается как система черт—относитель­но устойчивых, внешне проявляемых характеристик индивидуаль­ности, которые запечатлены в суждениях субъекта о самом себе, а также в суждениях других людей о нем.

3. Личность описывается и как деятельное “Я” субъекта, как система планов, отношений, направленности, смысловых образе-' ваний, регулирующих выход ее поведения за пределы исходных "планов.

4. Личность рассматривается и как субъект персонализации, т. е. потребности и способности индивида вызывать изменения в •других людях (199, с. 17—18).

Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врождена, 'но возникает в результате культурного и социального развития (53, с. 315).

Личностью является человек, у которого есть своя позиция в жизни, к которой он пришел в итоге большой сознательной рабо­ты. Такой человек не просто выделяется благодаря тому впечат­лению, которое он производит на другого; он сам сознательно вы­деляет себя из окружающего. Он проявляет самостоятельность мысли, небанальность чувств, какую-то собранность и внутреннюю страстность. Глубина и богатство личности предполагают глубину и богатство ее связей с миром, с другими людьми; разрыв этих связей, самоизоляция опустошают ее. Личностью является лишь человек, который относится определенным образом к окружающе­му, сознательно устанавливает это свое отношение так, что оно проявляется во всем его существе (216, с. 676—679).

Личность есть специфически человеческое образование, кото­рое “производится” общественными отношениями, в которое ин­дивид вступает в своей деятельности. То обстоятельство, что при этом меняются и некоторые его особенности как индивида, состав­ляет не причину, а следствие формирования его личности. Форми-

\ т


рование личности есть процесс, прямо не совпадающий с процес­сом прижизненного, естественно текущего изменения природных свойств индивида в ходе его приспособления к внешней среде (144, с. 176—177).

Личность—это социализированный индивид, рассматривае­мый со стороны его наиболее существенных социально значимых свойств. Личность есть такая целеустремленная, самоорганизую­щаяся частица общества, главнейшей функцией которой является осуществление индивидуального способа общественного бытия.

Функции регулятора поведения личности выполняют ее миро­воззрение, направленность, характер, способности.

Личность не только целеустремленная, но и самоорганизую­щаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в чувст­ве “Я”, которое включает в себя представления о себе и само­оценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаб­людению, самоанализу и саморегуляции (74, с. 37—44).

Что значит быть личностью? Быть личностью—это значит иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать так: на том стою и не могу иначе. Быть личностью—это значит осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходи­мости, оценивать последствия принятого решения и держатьзаних. ответ перед собой и обществом, в котором живешь. Быть лич­ностью—это значит постоянно строить самого себя и других, вла­деть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть своим собственным поведением, подчинить его своей вла­сти. Быть личностью—это значит обладать свободой выбора и нести через всю жизнь его бремя (24, с. 92).

В психологии имеется множество попыток выявления ядра лич­ности. Имеющиеся подходы можно систематизировать следующим образом.

1. Существенное разделение понятий “человек”, “индивид”, “субъект деятельности”, “индивидуальность” (в смысле уникаль­ности, неповторимости каждого человека) и “личность”. Следо­вательно, нельзя сводить понятие “личности” к понятиям “чело­век”, “индивид”, “субъект”, “индивидуальность”, хотя, с другой стороны, личность — это и человек, и индивид, и субъект, и ин­дивидуальность, но лишь в той мере, с той стороны, которая ха­рактеризует все эти понятия с точки зрения включенности челове­ка в общественные отношения.

2. Следует различать “расширительное” понимание личности, когда личность отождествляется с понятием человек, и “вершин­ное” понимание, когда личность рассматривается как особый уро­вень социального развития человека.

3. Существуют разные точки зрения на соотношение биологи­ческого и социального развития в личности. Одни включают био­логическую организацию человека в понятие личности. Другие рассматривают биологическое как заданные условия развития


личности, которые не определяют ее психологические черты, а выступают лишь как формы и способы их проявления (А. Н. Ле-

онтьев).

4. Личностью не рождаются—личностью становятся; личность

формируется в онтогенезе относительно поздно.

5. Личность не есть пассивный результат воздействия извне на ребенка, а она развивается в процессе его собственной деятель­ности (180, с. 25—27).

Развитие личности. Личность не может развиваться в рамках одних лишь процессов усвоения, потребления, ее развитие пред­полагает смещение потребностей на созидание, которое одно не

знает границ (144, с. 226).

Можно выделить два типа закономерностей возрастного разви­тия личности:

1) психологические закономерности развития личности, источ­ником которого выступает противоречие между потребностью лич­ности в персонализации (потребностью быть личностью) и объек­тивной заинтересованностью референтных для него общностей принимать лишь те проявления индивидуальности, которые соот­ветствуют задачам, нормам, ценностям и условиям развития этих

общностей;

2) закономерности развития личности как в результате вхож­дения в новые для нее группы, которые становятся для индивида референтными, выступая в качестве институтов его социализации (семья, детский сад, школа, трудовой коллектив и т. д.), так и вследствие изменения его социальной позиции внутри относитель­но стабильной группы.

Переход на следующую возрастную стадию не является спон­танным, он детерминирован особенностями развития общества, что стимулирует формирование у ребенка соответствующей мотивации

(198, с. 19—26).

Развитие личности необходимо связано с ее самоопределением,

с типом и способом разрешения противоречий с социальной дей­ствительностью, собственной жизнью, окружающими людьми.

Исходным уровнем организации жизни и качества личности является как бы растворенность личности в событиях жизни. За­тем, на следующем уровне, личность начинает выделяться, само­определяться по отношению к событиям; здесь изменчивость лич­ности, параллельная изменчивости событий, уже прекращается. На высшем уровне личность не только самоопределяется по отно­шению к ходу отдельных событий, к тем или иным собственным поступкам, желаниям и т. п., но и по отношению к ходу жизни в целом. Личность начинает все более последовательно и опреде­ленно проводить свою линию в жизни, имеющую собственную ло­гику, хотя необязательно ведущую к внешнему успеху или удов­летворению социальных ожиданий (4, с. 34—36).


Структура личности

Структуры индивидуальности и личности. Структуры ин­дивидуальности и личности изображены в виде схемы на втором форзаце слева. При этом приняты следующие определения.

Индивидуальность—совокупность особенностей, отличающих одного человека от другого. Сюда входят как индивидуально не­повторимые особенности функционирования организма, так и те, которые относятся к уникальным свойствам личности.

Личность—это целостная индивидуальность в ее социальном содержании, качестве.

Направленность — важнейшее свойство личности, в котором выражается динамика развития человека как общественного су­щества, главные тенденции его поведения.

Потребность — испытываемая человеком нужда в определен­ных условиях жизни и развития.

Мотивы — связанные с удовлетворением определенных потреб­ностей побуждения к деятельности, отвечающие на вопрос: “Ради чего она совершается?”. Мотив предполагает знание о тех мате­риальных или идеальных объектах, которые способны удовлетво­рить потребность, и тех действиях, которые способны привести к ее удовлетворению.

Мотивация—относительно; устойчивая в индивидуально непо­вторимая система мотивов.

Темперамент—характеристика индивида со стороны нервно-динамических особенностей его психической деятельности.

Способности—психические свойства, являющиеся условиями

успешного выполнения какой-либо одной или нескольких дея-тельностей.

Характер—совокупность стержневых прижизненно формируе­мых свойств—отношений человека к миру, накладывающих от­печаток на все его действия и поступки.

На данной схеме организм и личность составляют единство, соответствующие компоненты—мотивация, темперамент, способ­ности и характер—объединены системообразующими признаками:

эмоциональностью, активностью, саморегуляцией и побуждениями (они на схеме заштрихованы).

Эмоциональность—совокупность качеств, описывающих дина­мику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний; чувствительность к эмоциогенным ситуациям.

Активность—мера взаимодействия субъекта с окружающей действительностью; интенсивность, продолжительность и частота выполняемых действий или деятельности любого рода.

Саморегуляция — регуляция субъектом своего поведения и дея­тельности.

\ Побуждения — мотивационный компонент характера. Воля — потребность в преодолении препятствий; сознательная мобилизация личностью своих психических и физических возмож- •

12ft


ностей для преодоления трудностей и препятствий, для соверше­ния целенаправленных действий и поступков.

Призвание — качество личности, в структуру которого входят способности к данной деятельности; оно соотносится и со склон­ностями, и с характером.

Целеустремленность—направленность характера; объединяет понятие цели и понятие стремления.

Стремление—потребность в таких условиях существования и развития, которые непосредственно не представлены в данной си­туации, но могут быть созданы как результат специально органи-, зеванной деятельности личности (63, с. 18—21).

В психологии была сделана попытка построения монистиче­ской концепции многомерного развития личности (182). В ней предложено пять своего рода “измерений” структуры- личности:

1) пространственно-временные ориентации; 2) потребностно-воле-вые эстетические переживания; 3) содержательные направленно­сти личности; 4) уровни освоения личностью деятельности; 5) фор­мы реализации деятельности (см. второй форзац, справа).

Развитие индивида в личность происходит, согласно этой кон­цепции, в результате разрешения основного противоречия между ограниченностью индивида как биологического существа и уни­версальностью личности как родового общественного существа, реализующего своей деятельностью надиндивидные процессы.

Личность—это активно осваивающий и целенаправленно пре­образующий природу, общество и самого себя человек, обладаю­щий уникальным, динамичным соотношением пространственно-вре­менных ориентации, потребностно-волевых переживаний, содер­жательных направленностей, уровней освоения и форм реализации деятельности, которое обеспечивает свободу самоопределения в поступках и меру ответственности за их последствия (включая и непредсказуемые) перед природой, обществом и своей совестью.

По доминирующей пространственно-временной ориентации можно выделить такие типы личности как: “мемуарист”, “конъюнк­турщик” и “прогнозист”. По потребностно-волевым переживани­ям: “пессимист”, “уравновешенный”, “оптимист”. По содержа­тельным направленностям: “деловой”, “экстраверт” (в том числе и “коллективист”), “игрок”, “интроверт”. По уровням освоения деятельности: “ученик”, “исполнитель”, “любознательный” и “тво­рец”. Типы личности по доминирующим формам реализации дея­тельности: “преобразователь”, “созерцатель”, “оратор”, “мысли­тель” <182, с. 69—70; 182а, с. 6—9).

Согласно (97) личность получает свою структуру из видового строения человеческой деятельности и" характеризуется поэтому пятью потенциалами: познавательным, ценностным, творческим (созидательным, продуктивным), коммуникативным и художест­венным (эстетическим).

Гносеологический (познавательный) потенциал определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность. Эта информация .складывается из знаний о внешнем мире (при-


родном и социальном) и самопознания. Этот потенциал включает в себя психологические качества, с которыми связана познаватель­ная деятельность человека.

Аксиологический (ценностный) потенциал личности определяет­ся обретенной ею в процессе социализации системой ценностных ориентации в нравственной, политической, религиозной, эсте­тической сферах, т. е. ее идеалами, жизненными целями, убежде­ниями и устремлениями. Речь идет здесь, следовательно, о един­стве психологических и идеологических моментов, сознания лич­ности и ее самосознания, которые вырабатываются с помощью эмоционально-волевых и интеллектуальных механизмов, раскры­ваясь в ее мироощущении, мировоззрении и мироустремлении.

Творческий' потенциал личности определяется полученными ею и самостоятельно выработанными умениями и навыками, спо­собностями к действию созидательному и (или) разрушительному, продуктивному или репродуктивному, и мерой их реализации в в той или иной сфере (или нескольких сферах) труда, социально-организаторской и критической деятельности.

Коммуникативный потенциал личности определяется мерой и формами ее общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых ею с другими людьми. По своему содержанию межличностное общение выражается в системе социальных ролей.

Художественный потенциал личности определяется уровнем, содержанием, интенсивностью ее художественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет. Художественная активность лич­ности развертывается и в творчестве, профессиональном или са­модеятельном, и в “потреблении” произведений искусства.

Таким образом, личность определяется не своим характером, темпераментом, физическими качествами и т. п., а тем, 1) что и как она знает, 2) что и как она ценит, 3) что и как она созидает, 4) с кем и как она общается, 5) каковы ее художественные по­требности и как она их удовлетворяет (97, с. 260—262).

Системачерт личности. В психологии существуют два главных направления исследований личности: в основе первого лежит вы­деление в личности тех или иных черт, в основе второго—опреде­ление типов личности.

Черты личности объединяют группы тесно связанных психоло­гических признаков. Приведем несколько примеров факторов

(черт личности) как нормальных психологических характеристик людей.

Фактор А описывает особенности динамики эмоциональных пе­реживаний. Людей с высокими оценками по этому фактору отли­чают богатство и яркость эмоциональных проявлений, естествен­ность и непринужденность поведения, готовность к сотрудничест­ву, чуткое, внимательное отношение к окружающим, доброта и мягкосердечие. Они хорошо уживаются в коллективе, активны в установлении контактов. На противоположном полюсе (при низ­ких оценках по фактору) имеют значение такие черты, как вя­лость аффекта, отсутствие живых, трепещущих эмоций. Эти люди


холодны, жестки, формальны в контактах. Они чуждаются людей, предпочитают общаться с книгами и вещами, стараются работать одни, избегают коллективных мероприятий. В делах точны, обяза­тельны, но недостаточно гибки.

Фактор Е: доминантность (настойчивость, напористость) — конформность (покорность, зависимость). Высокие оценки по фак­тору свидетельствуют о властности, стремлении к самостоятель­ности, независимости, игнорировании социальных условий и авто­ритетов. Эти лица действуют смело, энергично и активно. Живут по своим собственным законам и соображениям, агрессивно от­стаивают свои права на самостоятельность и требуют проявления самостоятельности от окружающих. Человек, имеющий низкую оценку по этому фактору, послушен, конформен, не умеет отсто­ять свою точку зрения, покорно следует за более сильными, усту­пает дорогу другим, не верит в себя и свои способности, поэтому часто оказывается зависимым, берет на себя вину, подчиняется всем обязанностям. Низкая доминантность положительно связана с успешностью обучения во всех возрастных группах.

Фактор / характеризует стремление к соблюдению моральных требований. На полюсе высоких значений фактора находятся та­кие черты, как чувство ответственности, обязательность, добросо­вестность, стойкость моральных принципов, ригидность, застой­ность оценок. Эти лица точны и аккуратны в делах, во всем любят порядок, правил не нарушают, выполняют их буквально даже тогда, когда правила являются пустой формальностью. Человек, имеющий низкую оценку по данному фактору, склонен к непосто­янству, смене оценок, легко бросает начатое дело.

Выделение черт личности предполагает существование конеч­ного набора базисных качеств, а индивидуальные различия опре­деляются степенью их выраженности. Проведенные в этом на­правлении исследования касаются главным образом полноты ана­лиза структуры личности (169, с. 18, 31, 35—36, 39—40, 63).

Чтобы показать характер переменных, охватываемых фактор­ным анализом, приведем список поверхностных черт личности по Кэттелу:

1. Уверенность в себе—покорность. /

2. Интеллектуальность, аналитичность—ограниченность, отсутствие вооб­ражения.

3. Зрелость ума—непоследовательность, подверженность влиянию.

4. Непостоянство, суетность—рассудительность, стоицизм, сдержанность.

5. Невротичность — отсутствие невротичности.

6. Черствость, цинизм — мягкость.

7. Своевольность, эгоизм—доброта, ненавязчивость, терпимость.

8. Ригидность, тираничность—покладистость, дружелюбие.

9. Злобность, черствость—добросердечие, обходительность.

10. Аутизм—реализм.

11. Сильная воля, добросовестность—вялость, непоследовательность, им­пульсивность.

12. Интеллектуальность — простота, недисциплинированный ум.

13. Отсутствие уверенности, инфантильность—зрелость, тактичность.

14. Асоциальность, шизоидность—открытость, идеализм, готовность сотруд­ничать.

О Заказ 1417 \yj


15. Веселость, энтузиазм, остроумие—ощущение несчастья, разочарован­ность, неповоротливость.

16. Активность, нервозность — самообладание, ригидность, конформизм.

17. Невроз, психопатия—эмоциональная зрелость.

18. Чрезмерная чувствительность, экспрессивность—флегматичность.

19. Злость, мелочность—естественность, дружелюбие, открытость.

20. Эмоциональность — неэмоциональность.

21. Подъем, экспрессивность, разнообразие интересов—замкнутость, спо­койствие, ограниченность.

22. Доступность, теплота, сентиментальность—замкнутость, холодность, ми­зантропия.

23. Ветреность, тщеславие, притворство — заурядность, безыскусность.

24. Агрессивность, параноидальность — надежность, добросердечность.

25. Эстетические интересы, независимость суждений.

26. Беспокойство, эмоциональность, гипоманиакальность—спокойствие, тер­пеливость, скромность.

27. Инфантильность, эгоцентричность — эмоциональная зрелость, устойчи­вость к фрустрации.

28. Непостоянство, бесхарактерность, недостаточный реализм — цельность, стойкость.

29. Душевная и физическая сила, бодрость — неврастения.

30. Предприимчивость, вспыльчивость — заторможенность, робость. 3). Общительность, пылкость—любовь к уединению, робость. 32 Меланхолия.

33. Жестокость, твердость — интроспекция, чувствительность, боязливость.

34. Воображение, интроспекция, конструктивность—степенность, скупость.

35. Ловкость, решительность—искренность, мягкость (168а, с. 230—231).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.