Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Детей с речевыми расстройствами



Тема 4. Характеристика психического развития

детей с речевыми нарушениями

Вопросы:

1. Общие закономерности аномального развития.

2. Понятие о дизонтогенезе. Параметры, определяющие характер дизонтогенетического развития.

3. Особенности дизонтогенетического развития детей с речевыми расстройствами.

4. Проблема периодизации психического развития детей с речевой патологией.

5. Характеристика симптомокомплексов речевых нарушений при различных патогенетических механизмах в контексте общего психического развития (лингвистические, паралингвистические и кинетические средства коммуникации, особенности познавательной сферы, аффективные процессы, особенности поведения).

Самостоятельная работа.

1. На основе данных психолого-педагогической литературы составьте характеристику речевой и неречевой симптоматики при различных нарушениях речи.

2. Проведите обследование ребенка с речевой патологией. Опишите симптомы речевого нарушения.

Тема 5. Дифференциация нарушений речевого развития

с сенсорной, интеллектуальной и эмоциональной патологией

Вопросы:

1. Сопоставительный анализ алалии и других речевых нарушений. Диагностически значимые показатели.

2. Сопоставительный анализ алалии и нарушений слуха. Диагностически значимые показатели.

3. Сопоставительный анализ алалии и интеллектуальных нарушений. Диагностически значимые показатели.

4. Сопоставительный анализ алалии и задержки речевого развития. Диагностически значимые показатели.

Самостоятельная работа.

1. Подберите диагностический и речевой материал для обследования ребенка 5 лет с тяжелым нарушением речи и для обследования ребенка 5 лет с нарушением интеллекта.

2. Проведите обследование. Сопоставьте результаты.

Раздел 3. Организация и содержание

Диагностической деятельности логопеда

Тема 6. Организация диагностической

деятельности логопеда (1-ое занятие)

Вопросы:

1. Организация диагностической деятельности логопеда.

2. Наглядно-дидактические средства диагностической деятельности логопеда.

3. Психолого-педагогическое изучение детей в процессе индивидуального обследования.

4. Диагностическая роль, содержание и структура фронтальных (групповых) логопедических занятий.

5. Психолого-педагогическая документация ребенка с речевыми нарушениями.

6. Содержание диагностической деятельности логопеда в структуре медико-психолого-педагогической консультации.

Самостоятельная работа.

1. Подберите диагностический и речевой материал для индивидуального обследования ребенка и для фронтального обследования детей 6 лет с ОНР.

2. Составьте речевой профиль группы 2 года обучения с ОНР.

3. Обследуйте ребенка с ОНР и заполните речевую карту.


Тема 6. Организация диагностической

деятельности логопеда (2-ое занятие)

Консультативно-диагностическая и методическая работа логопеда

с учителями, воспитателями и родителями ребенка с речевой патологией

Вопросы:

1. Характеристика требований, предъявляемых к специалисту-логопеду как диагносту.

2. Профессионально-этические аспекты психолого-педагогической диагностики.

3. Организация консультативной деятельности логопеда.

4. Формы взаимодействия логопеда с учителями, воспитателями в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми.

5. Формы взаимодействия логопеда с родителями ребенка с речевой патологией.

Самостоятельная работа.

1. Разработайте годовой план консультативной деятельности логопеда в ДОУ для детей с ОНР.

2. Разработайте конспект беседы с родителями ребенка с речевой патологией.

Литература

1. Блейхер В.М. Патопсихологическая диагностика / В. М. Блейхер, И.В. Крук.– Киев: Здоровье, 1986.

2. Венгер А.А. Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения / А.А. Венгер, Г.Л. Выгодская, Э.И. Леонгард.– М.: Просвещение, 1972.

3. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В. И. Лубовской.– М.: Педагогика, 1989.

4. Логопедия / под ред. Л.С. Волковой.– М., 1989.

5. Филичева Т.Е., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии / Т.Е. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В.Чиркина.– М.: Просвещение, 1989.

6. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду / Т.Е. Филичева, Н.А. Чевелева.– М., 1987.

7. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / под ред. Е.А. Стребелевой.– М., 1998.

 

Тема 7. Психолого-педагогическая диагностика и комплектация

специальных учреждений для лиц с нарушениями речи

Вопросы:

1. Типы специальных учреждений для лиц с нарушениями речи.

2. Принципы комплектования специальных учреждений для лиц с нарушениями речи.

3. Организация деятельности, цели и задачи ПМПК.

4. Диагностика пространственных, временных и количественных понятий в системе комплексного знания о функциональном базисе речи и специфике ее нарушений.

5. Особенности изучения умственного развития детей с различными патогенетическими формами речевых нарушений.

Самостоятельная работа.

1. Изучите материалы обследования ребенка с нарушением речи на ПМПК. Определите для него тип учреждения.

2. Подберите инструментарий для диагностики пространственных, временных и количественных понятий у детей с речевой патологией 5, 6, 7 лет.

Литература

1. 3абрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С. Д. Забрамная.– М, 1995.

2. 3абрамная С.Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях / С. Д. Забрамная.– М., 1985.

3. Методы психолого-педагогического изучения аномальных детей / под ред. В.И. Лубовского. 1981

4. Дети сироты: консультирование и диагностика развития / под ред. Е.А. Стребелевой.М, 1998.

5. Стребелева Е.А. Ранняя диагностика умственной отсталости / Е. А. Стреблева // Дефектология.– 1994.– №1.

6. Диагностика умственного развития дошкольников / под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской.– М.: Педагогика, 1978.

7. Основы возрастной диагностики психического развития в раннем возрасте. Минск, 1993.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.