2. Понятие о дизонтогенезе. Параметры, определяющие характер дизонтогенетического развития.
3. Особенности дизонтогенетического развития детей с речевыми расстройствами.
4. Проблема периодизации психического развития детей с речевой патологией.
5. Характеристика симптомокомплексов речевых нарушений при различных патогенетических механизмах в контексте общего психического развития (лингвистические, паралингвистические и кинетические средства коммуникации, особенности познавательной сферы, аффективные процессы, особенности поведения).
Самостоятельная работа.
1. На основе данных психолого-педагогической литературы составьте характеристику речевой и неречевой симптоматики при различных нарушениях речи.
Тема 5. Дифференциация нарушений речевого развития
с сенсорной, интеллектуальной и эмоциональной патологией
Вопросы:
1. Сопоставительный анализ алалии и других речевых нарушений. Диагностически значимые показатели.
2. Сопоставительный анализ алалии и нарушений слуха. Диагностически значимые показатели.
3. Сопоставительный анализ алалии и интеллектуальных нарушений. Диагностически значимые показатели.
4. Сопоставительный анализ алалии и задержки речевого развития. Диагностически значимые показатели.
Самостоятельная работа.
1. Подберите диагностический и речевой материал для обследования ребенка 5 лет с тяжелым нарушением речи и для обследования ребенка 5 лет с нарушением интеллекта.
3. Организация консультативной деятельности логопеда.
4. Формы взаимодействия логопеда с учителями, воспитателями в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми.
5. Формы взаимодействия логопеда с родителями ребенка с речевой патологией.
Самостоятельная работа.
1. Разработайте годовой план консультативной деятельности логопеда в ДОУ для детей с ОНР.
2. Разработайте конспект беседы с родителями ребенка с речевой патологией.
Литература
1. Блейхер В.М. Патопсихологическая диагностика / В. М. Блейхер, И.В. Крук.– Киев: Здоровье, 1986.
2. Венгер А.А. Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения / А.А. Венгер, Г.Л. Выгодская, Э.И. Леонгард.– М.: Просвещение, 1972.
3. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В. И. Лубовской.– М.: Педагогика, 1989.
4. Логопедия / под ред. Л.С. Волковой.– М., 1989.
5. Филичева Т.Е., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии / Т.Е. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В.Чиркина.– М.: Просвещение, 1989.
6. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду / Т.Е. Филичева, Н.А. Чевелева.– М., 1987.
7. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / под ред. Е.А. Стребелевой.– М., 1998.
Тема 7. Психолого-педагогическая диагностика и комплектация
специальных учреждений для лиц с нарушениями речи
Вопросы:
1. Типы специальных учреждений для лиц с нарушениями речи.
2. Принципы комплектования специальных учреждений для лиц с нарушениями речи.
3. Организация деятельности, цели и задачи ПМПК.
4. Диагностика пространственных, временных и количественных понятий в системе комплексного знания о функциональном базисе речи и специфике ее нарушений.
5. Особенности изучения умственного развития детей с различными патогенетическими формами речевых нарушений.
Самостоятельная работа.
1. Изучите материалы обследования ребенка с нарушением речи на ПМПК. Определите для него тип учреждения.
2. Подберите инструментарий для диагностики пространственных, временных и количественных понятий у детей с речевой патологией 5, 6, 7 лет.
Литература
1. 3абрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С. Д. Забрамная.– М, 1995.
2. 3абрамная С.Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях / С. Д. Забрамная.– М., 1985.
3. Методы психолого-педагогического изучения аномальных детей / под ред. В.И. Лубовского. 1981
4. Дети сироты: консультирование и диагностика развития / под ред. Е.А. Стребелевой.М, 1998.
5. Стребелева Е.А. Ранняя диагностика умственной отсталости / Е. А. Стреблева // Дефектология.– 1994.– №1.
6. Диагностика умственного развития дошкольников / под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской.– М.: Педагогика, 1978.
7. Основы возрастной диагностики психического развития в раннем возрасте. Минск, 1993.