Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Раздел 1. Теоретические основы психолого-педагогической



диагностики детей с речевыми нарушениями

Тема 1. Оценка речи как высшей психической функции

Содержание темы. Психолого-педагогическая диагностика в логопедии. Оценка речи как высшей психической функции, характеристика личности ребенка. Отношение между речью и психикой. Место речи в психической деятельности. Соотношения: речь- сознание; личность; мышление; память; восприятие; эмоции и другие категории психики. Проблема связи речи и мышления. Значение знаний о соотношении речи и психики для логопеда.

Основания, позволяющие распознавать те или иные отклонения и типизировать их в соответствии с имеющимися в науке представлениями. Методологические требования к средствам психолого-педагогического исследования, проводимого с целью диагностики. Основы конструирования и проверки по критериям научности разрабатываемого содержания, методов и форм организации деятельности ребенка в процессе диагностического исследования.

Основополагающие идеи отечественных дефектологов и психологов о единстве биологических и социальных факторов в развитии, о единстве основных закономерностей развития нормального и аномального ребенка, о специфических особенностях развития аномальных детей, о первичных и вторичных дефектах.

 

Тема 2. Методы психолого-педагогической диагностики

детей с речевыми нарушениями

Содержание темы. Методологические требования к средствам психолого-педагогического исследования, проводимого с целью диагностики.

Методы и приемы психолого-педагогического исследования. Методы: беседа, наблюдение, анкетирование, изучение продуктов деятельности детей, изучение сведений клинического обследования (невропатолог, нейропсихолог, психиатр, ЛОР).

Приемы наглядные, словесные, практические.

Наблюдение как метод исследования ребенка с речевой патологией в естественных условиях Основные критерии анализа вербального поведения в процессе разумных видов деятельности.

Схема психолого-педагогического наблюдения. Способы анализа и интерпретация полученных данных.

Изучение истории развития ребенка. Особенности сбора информации в беседе с родителями. Учет их психологических особенностей. Процедуры проведения беседы с родителями. Принципы отбора материала для проведения беседы, учет культурно-образовательного уровня родителей, учет фактора наличия ребенка с отклонениями в развитии и психологических особенностей, психотерапевтическая направленность беседы с родителями. Методы анкетирования в работе с родителями.

Психолого-педагогический эксперимент как фopмa диагностического изучения детей с речевыми нарушениями. Выявление актуального уровня развития и потенциальных возможностей, гипотеза исследования. Содержание, цели и задачи эксперимента Способы анализа полученных результатов. Выводы об эффектности формирующих воздействий, направленных на оптимизацию коррекционного обучения.

Тестирование как метод психолого-педагогической диагностики. Виды тестов, применяемых в специальной педагогике и психологии аномальногоребенка. Критериально-ориентированное тестирование, особенности конструирования. КОРТ на основе определенной содержательной области знания, системы диагностических заданий, процедура тестирования. Заключение о специфических трудностях овладения деятельностью, действием, операцией и возможности целенаправленного управления развитием с учетом своеобразияэтих трудностей.

 

Тема 3. Принципы психолого-педагогической

диагностики детей с речевыми нарушениями

Содержание темы. Задачи и принципы психолого-педагогической диагностики.

Принципы: комплексности, доступности, системного структурно-динамического изучения, качественного анализа структуры дефекта, целостного анализа психического развития ребенка.

Принципы анализа речевых нарушений (Р. Е. Левина): принцип развития, принцип деятельностного подхода, принцип системного подхода, принцип связи и речи с другими сторонами психического развития.

Использование общедидактических принципов в психолого-педагогической диагностике. Учет возрастных особенностей, социального и семейного окружения, этиологических и патогенетических факторов.

Клиническое обследование детей с речевой патологией.

Первичность клинического обследования. Этапы клинического обследования. Сбор анамнеза внутриутробного развития, периода новорожденности, дошкольного возраста и младшего школьного. Соматогенное обследование. Психопатологическое исследование. Электрофизиологическое исследование.

Комплексный подход в оценке ребенка с нарушениями развития. Компетенция специалистов. Специфические методы изучения, интеграция комплексной информации. Взаимосвязь между специалистами, роль логопеда в клинико-психолого-педагогической квалификации типа нарушенного развития.

Системное изучение ребенка как важнейший методологический принцип специальной педагогики и психологии. Типы диагноза (этиологический, симп-томатический, типологический и пр.). Понятие о первичном расстройстве, вторичных, третичных нарушениях. Иерархические отношения между выявленными симптомами.

Онтогенетический и патогенетический принципы Среднестатистические показатели развития психических функций на каждом возрастном этапе. Своеобразие развития функции, обусловленное характером мозговой дисфункции. Социальнозаданный ориентир как критерий компенсированности патологических изменений в процессе обучения. Качественные особенности критериального уровня речевого развития при различных патогенетических механизмах нарушений и учет этих показателей в процеcce психолого-педагогической диагностики.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.