Курс предусматриваетформирование следующих профессиональных знаний и умений:
Студенты должны знать:
основные дифференциально-диагностические признаки, характерные для речевых нарушений и соответствующих определенному возрастному периоду психического развития, патологических новообразований, обусловленных спецификой дизонтогенетического развития;
основные психолого-педагогические показатели, лежащие в основе выделения показаний для обоснования адекватных условий обучения и воспитания (специализированное учреждение для детей с речевыми нарушениями, общеобразовательные учреждения для нормально развивающихся детей, семейное воспитание и обучение, дом ребенка и т.д.).
Студенты должны уметь:
осуществлять психолого-педагогическое изучение детей разного возраста на основе знания специфических характеристик психической деятельности детей с речевыми нарушениями;
определять содержание психолого-педагогического обследования, обосновывать выбор диагностических методов и средств, а также формы организации психолого-педагогического взаимодействия с целью получения необходимой информации;
использовать данные логопедического обследования в общей системе психолого-педагогической характеристики ребенка с целью создания целостной картины развития, определения основных проблем и компенсаторных возможностей, а также обоснования коррекционно-развивающих программ, обеспечивающих максимальное развитие потенциальных возможностей;
овладеть методами функционального взаимодействия специалистов, участвующих в комплексном изучении детей с речевыми нарушениями (на примере работы консилиума, диагностического разбора, консультативного приема и т.д.);
моделировать педагогический процесс в соответствии с задачами диагностического исследования, обеспечивая отбор содержания учебного материала, особое структурирование заданий в соответствии с критериями дифференцированного предъявления, а также оценку результата индивидуальной или групповой деятельности обучаемых.
Объем дисциплины
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов по формам обучения
Очная
Очно-заочная
Заочная
№№ семестров
Аудиторные занятия:
лекции
практические и семинарские занятия
лабораторные работы (лабораторный практикум)
Самостоятельная работа
ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ
Текущий контроль
(количество и вид текущего контроля, №№ семестров)
Самостоят. раб., реферат – 5 сем.;
Самостоят. раб., реферат – 9 сем.;
Курсовая работа
(№семестра)
Виды промежуточного контроля
(экзамен, зачет) – №№ семестров
экзамен–5сем.
Зачет – 9 сем.
Распределение часов по темам и видам учебной работы
Форма обучения очная
Названия разделов и тем
Всего часов по учебному плану
Виды учебных занятий
Аудиторные занятия, в том числе
Самостоя-тельная работа
лекции
Практ. занятия, семинары
Лабор. работы
Раздел 1.Теоретические основы психолого-педагогической диагностики детей с речевыми нарушениями
1.Оценка речи как высшей психической функции
2. Методы психолого-педагогической диагностики детей с речевыми нарушениями
3. Принципы психолого-педагогической диагностики детей с речевыми нарушениями
Раздел 2.Особенности дизонтогенетического развития детей с речевыми расстройствами
4. Характеристика психического развития детей с речевыми нарушениями
5. Дифференциация нарушений речевого развития (различных типологических вариантов) с сенсорной, интеллектуальной и эмоциональной патологией
Раздел 3. Организация и содержание диагностической деятельности логопеда
6. Организация диагностической деятельности логопеда
7. Психолого-педагогическая диагностика и комплектация специальных учреждений для лиц с нарушениями речи