Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ТРИДЦАТЬ ЧЕТВЕРТОЙ



Цель этой главы заключается в объяснении того, что человек обязан бояться Аллаха, обращаясь к Нему с надеждой и трепетом. Взглянув на свои прегрешения и вспомнив о справедливости Аллаха и суровости Его наказания, он обязан преисполниться страха и боязни пред Аллахом, а осознав всеобщую и частную добродетель Алла­ха, Его всеобъемлющее милосердие — еще с большей надеждой устремиться к Аллаху.

Будучи покорным Ему, он обязан испрашивать у своего Господа всяческих благ за свою покорность, боясь того, что она может быть отвергнута из-за ее недостаточности. Совершив же грех, человек обязан просить своего Господа принять его покаяние и простить ему то, что он совершил, испытывая при этом страх быть наказанным по причине недостаточной искренности своего покаяния и склонности к греховным деяниям.

Пребывая в благе и довольстве, человек должен испрашивать у Аллаха их продолжения и увеличения, стремясь выразить Ему свою благодарность, при этом он должен бояться, что при недостаточной благодарности Аллах может лишить его этих благ. А в беде и горе он должен просить у Аллаха избавления от этого и ждать радости разрешения трудностей. Он также должен испрашивать награды за проявленную стойкость и терпение, боясь при этом одновременного возникновения двух несчастий: того, что его может миновать желанная награда, и что с ним может случится что-либо плохое, если он не проявит должного терпения.

Верующий муваххид в любой ситуации обязан пребывать в страхе и надежде, что является его долгом и несет пользу, так как посредством этого человек обретает счастье.

Раб Аллаха должен избегать двух вредных качеств: чрезмерного страха, приводящего к отчаянию в милости Аллаха и Его помощи, а также избытка надежды, ибо это ведет к чувству безопасности от хитрости Аллаха и Его наказания. Если это происходит с человеком, то он теряет те необходимые чувства страха и надежды, которые являются одними из важнейших столпов таухида и требований веры.

Отчаяние в милости Аллаха и разочарование в Его помощи имеют в своей основе два порицаемых обстоятельства:

1) раб Аллаха позволяет себе чрезмерности, осмеливается совершать прегрешения, упорно продолжая их, отваживается на непослушание Аллаху, прекращает стремиться к милости Аллаха, совершая деяния, исключающие получение такой милости. В конце концов это становится свойством натуры, привычкой, в чем и состоит цель Шайтана. Если человек доходит до такого предела, то обрести добро он сможет только искренним покаянием и решительным отказом от прежнего образа жизни;

2) раба Аллаха может охватить сильный страх за совершенные его руками преступления, что ослабляет его уверенность в безграничном милосердии Аллаха и возможности прощения. По своему невежеству человек полагает, что Аллах не простит его и не ниспошлет ему милость, даже в случае его покаяния и раскаяния. Воля человека слабеет, и он теряет надежду на милосердие Аллаха. Это относится к недопустимым и вредным проявлениям, являясь следствием недостаточного знания раба Аллаха о своем Господе и о своих правах, а также следствием малодушия, беспомощности и униженности.

Если бы человек знал своего Господа и не предавался лени, то осознал бы, что даже минимальное усилие с его стороны связывает его с Господом, обеспечивает Его милость, щедрость и великодушие.

Чувство же безопасности от хитрости Аллаха также обусловлено двумя губительными причинами:

— первая из них заключается в том, что раб Аллаха отказывается от религии и проявляет безразличие к познанию своего Господа и Его прав. В силу собственной нерадивости он продолжает быть небрежным и неисполнительным в отношении своих обязанностей, погрязает в греховных деяниях, в результате чего из его сердца исчезает страх пред Аллахом, и в нем не остается веры, так как истинная вера подразумевает обязательное наличие страха пред Аллахом и Его наказанием как в этом, так и в ином мирах;

— вторая причина состоит в том, что человек поклоняется, пребывая в невежестве, восхищаясь самим собой и обольщаясь собственными деяниями. Пребывая в невежестве, человек позволяет себе вольности в своих делах, не испытывая при этом никакого страха. При этом он считает, что занимает высокое положение пред Алла­хом и находится в безопасности от Его хитрости, самоуспокоенно полагаясь на свою слабую и низменную душу. В итоге он оказывается брошенным на произвол судьбы и лишается любой удачи, поскольку он сам причинил себе зло.

Из данного разъяснения становится ясной несовместимость всего вышеперечисленного с таухидом.

Глава35

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.