Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Темы докладов и рефератов



1. Локальные местные культуры.

2. Идеи классицизма и регулярный (французский) парк.

3. Идеи Дж. Рескина и пейзажный (английский) парк.

4. Природный ландшафт и жанр пейзажа в живописи.

5. Архитектура и природные материалы.

Список литературы

1. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста / В.И. Вернадский. – М.: Наука, 1988. – С. 128.

2. Гарэн Э. Леонардо да Винчи и «идеальный город» (примечания) / Проблемы итальянского Возрождения. Избранные работы. – М. : Прогресс, 1986. – С. 234-235.

3. Гачев Г.Д. Космо-Психо-Логос: национальные образы мира /
Г.Д. Га­­чев. – М. : Акад. Проект, 2007. – С. 104.

4. Гете И.-В. Поэзия и правда / И.-В. Гете // Избранные философские произведения. – М.: Наука,1964. – С. 182

5. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь / Л.Н. Гумилев. – М. : Клышников-Комаров и К, 1992. – С.18.

6. Замятин Д.Н. Власть пространства: от образов географического пространства к географическим образам / Д.Н. Замятин // Вопросы философии. – 2001. – № 9. – С. 149.

7. Кочедамов В.И. Первые русские города Сибири / В.И. Кочедамов. – М. : Стройиздат, 1978.

8. Лихачев Д.С. Первые семьсот лет русской литературы / Д.С. Лихачев //»Изборник». – М. : Художественная литература, 1969. – С. 8.

9. Петров-Водкин К.С. Пространство Эвклида / К.С. Петров-Водкин // Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркандия. – Л. : Искусство,1982. – С. 500

10. Резун Д.Я. Летопись сибирских городов / Д.Я. Резун, Р.С. Васильевский. – Новосибирск, 1989.

 

Семинар № 3. Архитектоника природного,
предметного и культурного пространства

4 часа

1. Архитектоника как понятие.

2. Архитектоника природного, предметного и культурного пространства города.

3. Образы города в произведениях изобразительного искусства (на примере творчества омских художников).

Материал к семинару

Под архитектоникой традиционно понимается строительное искусство, художественное выражение закономерностей строения, соотношение нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе сооружения или произведения скульптуры. Российский искусствовед и художник-график В.Г. Власов в толковании архитектоники выделяет важное свойство, определяя ее «искусство составления различных частей в единое целое сообразно их смыслу, содержанию или какой-либо идее».

И. Кант одним из первых в философии обратился к этому понятию и использовал его для построения своей философской системы: «архитектоника есть учение о научной стороне наших знаний вообще». Из отечественных ученых ХХ в. архитектоникой и понятием архитектонического серьезно занимался М.М. Бахтин. Будучи сторонником междисциплинарной методологии, ученый увидел в этом понятии диалогическое начало бытия, со-существования субъектов и объектов, которые составляют целое, композиционно завершенное, то есть архитектоническое. «Два принципиально различных, но соотнесенных между собою ценностных центра знает жизнь: себя и другого, и вокруг этих центров распределяются и размещаются все конкретные моменты бытия».

Архитектоника места определяется особенностями взаимосвязей четырех сфер его бытия – природы в ее стройном виде, предметного мира (архитектура, техника, дизайн и т.д.), человеческих сообществха, творящих свою культуру, знания вообще (то есть всеобщего знания в его стройном виде). В их диалоге (вернее, полиологе) составляется бытие места.

Архитектоническое в контексте проблем культурологии возможно рассматривать как интегральноепонятие, наполняющее конкретными значениями бытие и пространство места. Сюда входит, как только что было сказано, природа, предметно-средовой мир, «мир звучащий и молчащий», социокультурные отношения, научная и бытийная рефлексия сообществ и личностей, населяющих данное пространство место.

Задача культуролога - выявить смысл, значение архитектоники места и ее влияние на повседневное бытие человека.

В искусстве архитектоническое рассматривается на примере «предметно-созидательных искусств», куда входят, прежде всего, архитектура (базовая составляющая), предметный мир, дизайн, то есть все то, что составляет целостную овнешненную среду повседневного обитания человека. Исследователь архитектонического С.В. Норенков пишет: «Как органическая целостность оно (архитектоническое – прим. автора) связывает первую (естественную) и вторую (искусственную) природу». Место есть архитектоническое целое и по природным, и по предметным, и по культурныму основаниям.

Контрольные вопросы

1. Дайте развернутое определение «архитектонического».

2. Пространство и его виды.

3. Что такое «хронотоп»?

4. Раскройте понятие «омский трилистник».

5. Назовите имена известных омских архитекторов.

6. Назовите омских художников, скульпторов, в творчестве которых отразился образ Омска.

 

Словарь терминов

Архитектоника(от греч. archi – старший, главный и tektonikos – относящийся к строительству):

а) строительное искусство;

б) художественное выражение закономерностей строения, соотношение нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе сооружения или произведения скульптуры;

в) система связей отдельных частей композиции; искусство составления различных частей в единое целое сообразно их смыслу, содержанию или какой-либо идее; «учение о научной стороне наших знаний» вообще» (И. Кант).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.