Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Темы докладов и рефератов. 1. Архетипические черты в космогонических мифах разных народов.



1. Архетипические черты в космогонических мифах разных народов.

2. Мотив змееборства как центральный сюжет мифологий племен, достигших уровня государственности.

3. Цена человеческих страстей в истории мифологии и прочтение этой проблемы А. Камю в «Мифе о Сизифе».

4. Томас Манн о судьбе библейского мифа в XX в.

5. Архетип и символ.

Список литературы

1. Аверинцев С.С. Аналитическая психология К.-Г. Юнга и закономерности творческой фантазии / С.С. Аверинцев //О современной буржуазной эстетике. – Вып. 3. – М., 1972. – С. 110–155.

2. Аверинцев С.С. Архетип / С.С. Аверинцев // Мифы народов мира. – Т. 1. – М., 1991. – С. 110–111.

3. Бауер В., Дюмотц И., Головин С. Энциклопедия символов. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1995.

4. Борзова Е.П. История мировой культуры / Е.П. Борзова. – СПб. : Изд-во «Лань», 2005.

5. Кармин А.С. Культурология: учебник для вузов / А.С. Кармин. – СПб. : Изд-во «Лань», 2004.

6. Манн Т. Иосиф и его братья / Т. Манн //Собр. соч.: в 9 т. – М.: 1960. –Т. 9. – С. 172–191.

7. Мелетинский Е.М. Аналитическая психология и проблема происхождения архетипических сюжетов / Е.М. Мелетинский // Вопр. филос. – 1991. – № 10. – С. 41–47.

8. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах / Е.М. Мелетинский. – М. : РГГУ, 1994. – С. 5–68.

9. Пендикова И.Г. Архетип и символ в рекламе: учеб. пособие / И.Г. Пендикова, Л.С. Ракитина; под ред. Л.М. Дмитриевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

10. Руткевич А.М. Архетип / А.М. Руткевич //Культурология. ХХ в. Словарь. – СПб. : 1997. – С. 51-55.

11. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности / О.М. Фрейденберг. – М. : Наука, 1978.

12. Юнг К.Г. Архетип и символ / К.Г. Юнг. – М. : Прогресс, 1994.

13. Юнг К.Г. К феноменологии духа в сказке / К.Г. Юнг // Культурология. ХХ век. Антология – М., 1995. – С. 331–377.

14. Юнг К.Г. Человек и его символы / К.Г. Юнг. – СПб. : Универ. кн., 1996.

Семинар № 9. Миф как феномен культуры

4 часа

1. Загадка мифа. Спектр подходов к концепции мифа (историко-этнографический, филологический, философский).

2. Миф как целостная, символическая и сакральная реальность.

3. Мышление человека архаики.

4. Миф, ритуал, социальность (магия, эзотеризм, инициация).

5. Миф и религия.

Словарь терминов

Антропогонические мифы – мифы о происхождении человека.

Астральные мифы – очень древние мифы о происхождении звезд (наряду с солярными и лунарными), в которых они нередко изображаются людьми, некогда жившими на земле и по какой-то причине поднявшимися на небо.

Бинарные оппозицииважнейшая характеристика архаического мышления, содержанием которого является осмысление резких противоположностей, таких как верх-низ, правое-левое, мужское-женское, свой-чужой, священное-профанное, добро-зло и др.

Лиминальность(лат. limen – порог, грань) – промежуточная, нейтральная фаза обрядов перехода, сопровождающих любую перемену места, состояния, социального положения и статуса.

Мифологема– образно-смысловая единица мифа, транслирующая универсальные идеи.

Ритуал:

а) инсценировка мифа, который выступает как объяснение или обоснование совершаемого ритуала, его истолкование;

б) упорядоченное символическое поведение, не поддающееся рациональному объяснению в терминах средств и целей.

Этиологические мифы (греч. aitia – причина) – объяснительные мифы, мифы повествования, в которых разъясняется происхождение какого-либо явления природы или социальной жизни.

Материалы к семинару

«Случилось так, что был выбран Нджогони, мой добрый друг. Выбор пал на него отчасти потому, что он происходил из хорошей семьи, но главным образом потому, что он был любимцем народа и мог собрать большинство голосов. Я не думаю, что Нджогони хотя бы в малейшей степени догадывался о своем повышении. Утром седьмого дня (после смерти бывшего короля) он шел по берегу, как на него неожиданно накинулись все жители деревни и приступили к церемонии (которую следует считать лиминальной в комплексе погребальных обрядов и обрядов введения в должность), предшествующей коронации и долженствующей отвратить от притязаний на корону любого человека, кроме самого честолюбивого. Вокруг него собрались тесным кольцом и стали подвергать его разнообразным оскорблениям, какие только может измыслить самое грязное сборище. Некоторые плевали ему в лицо; другие били его кулаками; третьи пинали его; другие бросали в него омерзительные предметы; те же, кто не сумел пробраться к нему сквозь толпу и мог достать до бедняги лишь голосом, неустанно проклинали его самого, его отца, мать, сестер, братьев и всех предков вплоть до самых дальних. Посторонний наблюдатель не дал бы и цента за жизнь того, кто сегодня должен был короноваться.

Посреди шума и драки я уловил слова, которые все мне объяснили; через каждые несколько минут мужчины, наносившие особо жестокие удары, восклицали: «Ты еще не король наш; мы немного потешимся над тобой. А скоро мы будем выполнять твою волю».

Нджогони вел себя как настоящий мужчина и будущий король. Он был терпелив и принимал все издевательства с улыбкой. Через полчаса его увели в дом старого короля. Здесь его усадили, и на короткое время он опять стал жертвой проклятий.

Затем все умолкли, и старейшины поднялись и торжественно провозгласили (все повторяли за ними): «Теперь мы избираем тебя королем; мы обязуемся слушать тебя и подчиняться тебе».

Наступила тишина; шелковый головной убор, символ королевской власти, был принесен и возложен на голову Нджогони. Затем на него надели красную мантию и оказали ему величайшее уважение – те самые люди, которые только что измывались над ним» (В. Тэрнер. Символ и ритуал. – М. : Наука, 1983. – С. 235. В. Тэрнер цитирует отчет о церемонии выборов «короля» одного из центрально-африканских племен, составленный в середине XIX в).

Вопросы к тексту

1. Какой ритуал описан в данном тексте?

2. Каковы видоизмененные формы этого ритуала в современной культуре?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.