Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Темы докладов и рефератов. 1. Миф «вечного возвращения» в традиционалистской трактовке М



1. Миф «вечного возвращения» в традиционалистской трактовке М. Элиаде.

2. Диалектика мифа А.Ф. Лосева.

3. Л. Леви-Брюль об особенностях первобытного мышления.

4. Структурно-семиотический подход к исследованию мифа.

5. Символика красного, черного и белого, цветов в мировой культуре.

6. Б. Малиновский. Магия и религия: функциональный подход.

7. Шаманизм как проявление мифологического сознания.

8. Индоевропейский пласт в мифологии.

9. Миф в современной культуре: политические, научные и художественные.

Список литературы

1. Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. – М.: Наука, 1988.

2. Евзлин М. Космогония и ритуал / М. Евзлин. – М.: Радикс, 1993.

3. Леви-Строс К. Колдун и его магия / К. Леви-Строс // Структурная антропология. – М.: 1983. – С. 147–164.

4. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении /
Л. Леви-Брюль. – М. : Педагогика, 1994.

5. Лосев А.Ф. Диалектика мифа / А.Ф. Лосев //Философия. Мифология. Культура. – М. : 1991. – С. 27, 59, 68-69, 71–72, 76–80, 82–83.

6. Менар Р.Ж. Мифы в искусстве старом и новом / Р.Ж Менар. – М. : Гелиос, 2007.

7. Мифология. Энциклопедия / гл. ред. Е. М. Мелетинский. – М. : Большая Российская энциклопедия, 2003.

8. Рошаль В.М. Полная энциклопедия символов / В.М. Рошаль. – М. : Сова / АСТ, 2006.

9. Тайлор Э.Б. Миф и обряд в первобытной культуре / Э.Б. Тайлор; пер. с англ. Д.А. Коробчевского. – Смоленск : Русич, 2000.

10. Токарев С.А. Ранние формы религии / С.А. Токарев. – М. : Наука, 1990.

11. Тэрнер В. Символ и ритуал / В. Тэрнэр. – М. : Наука, 1983. –
С. 37–39, 47–73, 93.

12. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь: исследование магии и религии /
Д.Д. Фрэзэр. – М. : Политиздат, 1983.

13. Элиаде М. Аспекты мифа / М. Элиаде; пер. В. Большаков. – М. : Акад. Проект, 2005.

14. Элиаде М. Космос и история / М. Элиаде. – М. : Наука, 1987.

15. Элиаде М. Словарь религии, обрядов и верований / М. Элиаде, И. Кулиано. – М. : Рудомино, 1997.

Семинар № 10. Сказка как источник мифологической

и исторической информации

2 часа

I. ИСТОЛКОВАНИЕ СМЫСЛА СКАЗКИ

«Жили-были дед да баба, была у них курочка Ряба...»

Из поколения в поколение передается эта русская народная сказка, каждый ее помнит. Человек может в совершенстве овладеть русским языком, усвоить подробности русской истории, изучить географию страны, быть искушенным в российской словесности, архитектуре, живописи, науке и религии, но если он не помнит маленькой сказки «Курочка Ряба», можно не сомневаться – он инородец. Но задумывались ли вы над тем, в чем, собственно говоря, смысл этой истории про деда, бабу и курочку?

Попробуйте в нем разобраться. Интерпретируйте символы, образы этой сказки. Ответьте на поставленные ниже вопросы.

 

КУРОЧКА РЯБА

Жили-были дед да баба, была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко, не простое яичко – золотое. Дед бил, бил – не разбил, баба била, била – не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и ... разбилось! Плачет дед, плачет баба, а курочка кудахчет: «Не плачь, дед! Не плачь, баба! Я снесу вам яичко другое: не золотое, а простое!»

Вопросы к тексту

1. Почему, несмотря на примитивность сюжета, отсутствие захватывающих приключений и морали (поучения), эта сказка рассказывается каждому поколению русских детей?

2. Кто такие дед (варианты – мужик, старик) и баба?

3. Почему курочка – Ряба (не «пеструшка», например)?

4. Что символизирует собой Мышка, и почему ей удалось разбить золотое яйцо?

5. Почему яйцо – золотое?

6. Как вы истолкуете обещание Курочки снести другое (простое) яйцо?

7. Знаете ли вы другие сказки (можно других народов), где фигурируют яйцо, мышь, дед, баба и птицы, несущие яйца?

II. РУССКАЯ ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА КАК ИСТОЧНИК
МИФОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

1. Как древние славяне представляли себе устройство мира:

а) как устроено небо и как туда попасть?

б) космогонические мифы и их детали в русских сказках;

в) как устроено подземное царство, какие пути ведут туда и обратно?

г) герои подземного царства, их отношение с миром живых людей.

2. Жизнь и смерть, душа и тело: их взаимосвязь в волшебных сказках.

3. Животные в волшебных сказках, их роль в судьбе главных героев сказки.

4. Огонь, его образное воплощение и мифологическая роль.

5. Роль волшебных предметов и магических формул (заклинаний) – какие особенности сознания древних славян закодированы в сказке?

 

III. ИСТОРИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
В ВОЛШЕБНЫХ СКАЗКАХ

Какие реалии древнего быта «зашифрованы» в следующих сюжетах?

1. Герой сказки – младший сын (крестьянина, купца, царя и т.д.) женится на заточенной в высоком замке (тереме) царевне (варианты заточения невесты – в волшебном саду, на дне моря, в подземном царстве, у Кощея бессмертного) и воцаряется после того, как победит всех других претендентов на ее руку.

2. Герой отправляется добывать себе невесту (вариант – царю по его заданию), в пути к нему присоединяются друзья (братья, побратимы), после многих испытаний и даже смерти героя, он оживает и женится на добытой невесте.

Вариант

Герой сказки живет в лесу с командой друзей (братьев), охотится или разбойничает, после многих приключений и неоднократной смерти женится, иногда при этом изменяется его облик (становится красивым, сильным, умнеет, приобретает новые умения, меняет имя и т.д.).

3. Героиня сказки перед тем, как выйти замуж, должна выполнить множество невыполнимых заданий и проявить волшебные умения, заснуть или побывать в заточении (вариант – в подземном царстве, побывать в лягушачей или звериной шкуре), чтобы потом «жить долго и счастливо».

4. Героиня родит ребенка, зачав его каким-то волшебным способом, ребенок потом воцаряется.

IV. СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ И НАСТАВЛЕНИЯ: «СКАЗКА – ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК, ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ УРОК»

1. Какова роль табу в сказках? Какие табу вы встречали в русских сказках?

2. Сказка как путь передачи знаний и умений. Какие качества молодого поколения приветствовались в сказках? Что осуждалось?

3. Сказка как средство воспитания национального характера и менталитета.

 

Словарь терминов

Аллегория – иносказание.

Анимизм (лат. anima – душа) – представление, согласно которому каждая вещь имеет свой дух (душу) и способна взаимодействовать с человеком.

Антропоморфизм (греч. anthropos + morphe – очеловечивание) – представление о том, что животные, растения, явления неживой природы, стихии обладают человеческими свойствами: мыслями, чувствами, волей (напр.: говорить «человеческим языком» с человеком и между собой).

Космогонический миф (греч. kosmogonia) – миф, объясняющий про­ис­хождение, устройство мира.

Мифология (греч. mithos – предание, сказание и logos – наука, рассказ):

а) фантастическое отражение действительности, возникающее в результате одушевления природы и всего мира в первобытном сознании;

б) наука, изучающая образы этого отражения – мифы, сказания.

Сакральный (лат. sacri) – священный, относящийся к ритуалу, культу.

Солярный миф – имеющий отношение к солнечному культу.

Табу (полинезийск.) – религиозный запрет на слово, действие и т.д., нарушение которого влечет за собой наказание.

Тотемизм – представление о сверхъестественном родстве человека или его рода с животными, деревьями или другими элементами природы.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.