Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Темы докладов и рефератов. 1. Дело Веры Засулич.



1. Дело Веры Засулич.

2. Истоpия суда присяжных в России.

3. А.Ф. Кони и его вклад в формирование правовой культуры России.

4. Библейские выpажения: «Око за око, зуб за зуб», «Ибо и до закона гpех был в миpе, но гpех не вменяется, когда нет закона» (Ап. Павел, К римлянам, гл. 5, 13).

5. Игровой характер правосудия (по книге Й. Хейзинги «Homo ludens»)

6. Происхождение права из религиозного ритуала.

7. Романтический образ преступника в мировой культуре: мифологема или реальность?

Список литературы

1. Вородавкин С.В. Гуманизм и гуманность как два языка культуры / С.В. Вородавкин. – СПб. : 2004.

2. Достоевский Ф.М. Искания и размышления Ф.М. Достоевский. – М. : Сов. Россия, 1983. – С. 217–229.

3. Ильин И.А. О сущности правосознания / И.А. Ильин. – М. : Юрист, 1993.

4. Кармин А.С. Культурология : учебник для вузов / А.С. Кармин. – СПб. : Изд-во «Лань», 2004.

5. Кони А.Ф. Собр. соч. Т. 1–2. – М. : Юрид. лит., 1966.

6. Павлов-Сильванский Н.П. Символизм в древнем русском праве / Н.П. Павлов-Сильванский //Феодализм в России. – М. : 1988. – С. 483–506.

7. Пайпс Р. Россия пpи стаpом pежиме / Р. Пайас. – М. : Республика, 1993. – С. 367–415.

8. Сытин С.В. Политико-нравственная доктрина российских правоведов (русская философия права второй половины XIX–начала ХХ в.) / С.В. Сытин // Социально-гуманитарные знания. –2000. – № 5. – С. 245–258.

9. Хартия Европейского Союза об основных правах : комментарий / С.Ю. Кашкин, А.О. Четвериков, Е.А. Чегринец, П.А. Калиниченко; под ред. С.Ю. Кашкина. – М. : Юриспруденция, 2001.

10. Хейзинга Й. Homo ludens / Й. Хейзинг. – М. : Прогресс, 1992. –
С. 93-105, 147-149, 196-203.

11. Шелкопляс Н.А.Смертная казнь в России: история становления и развития (IX – середина XIX вв.) / Н.А. Шелкопляс. – Минск: Амалфея, 2000. – С. 111.

Семинар № 8. Культурные архетипы

2 часа

1. Понятие архетипа в аналитической психологии К.-Г. Юнга.

2. Реализация архетипических схем в мифологиях и религиозных представлениях.

3. Архетипические сюжеты в искусстве.

Материал к семинару

«...У каждой жизненной поры есть свои склонности, свои притязания и вкусы, а может быть, и свои особые способности и преимущества. По-видимому, существует какая-то закономерность в том, что в известном возрасте начинаешь постепенно терять вкус ко всему чисто индивидуальному и частному, к отдельным конкретным случаям, к бюргерскому, то есть житейскому и повседневному в самом широком смысле слова. Вместо этого на передний план выходит интерес к типичному, вечно-человеческому, вечно повторяющемуся, вневременному, короче говоря – к области мифического. Ведь в типичном всегда есть очень много мифического... в том смысле, что типичное, как и всякий миф, – это изначальный образец, изначальная форма жизни, вневременная схема, издревле заданная формула, в которую укладывается осознающая себя жизнь, смутно стремящаяся вновь обрести некогда предначертанные ей приметы. ...Та пора, когда художник начинает смотреть на вещи с точки зрения типичного и мифического, составляет важный рубеж в его жизни, этот шаг одухотворяет его творческое самосознание, несет ему новые радости познания и созидания, которые обычно являются уделом более позднего возраста: ибо... если в жизни человечества мифическое представляет собой раннюю и примитивную ступень, то в жизни отдельного индивида это ступень поздняя и зрелая»(Т. Манн. Иосиф и его братья // Собр. соч. :
в 9 т.– М., 1960. – Т. 9. – С. 175–176).

 

Вопросы к тексту

1. Как, по-вашему, соотносится индивидуальность конкретного человеческого сознания с наличием вневременных архетипических схем восприятия жизни?

2. В докладе «Иосиф и его братья» Т. Манн писал о том, что для мифической стадии истории человечества свойственна нерасчлененность коллективного бытия. В эту пору человеческое «я» выделяется из коллектива примерно так, как некоторые изваяния Родена, с трудом выбирающиеся, как бы пробуждающиеся из толщи камня. Как вы считаете, миновало ли современное человечество эту эпоху?

3. Почему Т. Манн подчеркивал мысль о том, что «если в жизни человечества мифическое представляет собой раннюю и примитивную ступень, то в жизни отдельного индивида это ступень поздняя и зрелая»?

4. В чем, по-вашему, заключается способность чувствовать и мыслить в общечеловеческом плане?

5. Какова роль художественного творчества в самопознании человеческой культуры?

 

Словарь терминов

Архетипы (от греч. Аrche – начало и typos – образ) – первоначальные образы, психически наследуемые матрицы, или формы, составляющие содержание коллективного бессознательного и определяющие саму структуру и вид сознательного. Архетипические схемы лежат в основе общечеловеческой символики, сновидений, мифов, сказок и произведений художественного творчества. Тождественные по своему характеру архетипические мотивы обнаруживаются в несоприкасающихся друг с другом мифологиях и сферах искусства, что исключает объяснение их возникновения заимствованием. Тайна воздействия искусства состоит в особой способности художника почувствовать архетипические формы и точно реализовать их в своих произведениях.

Архетипы культурные – базисные элементы культуры, формирующие устойчивые модели духовной жизни. Формирование культурных архетипов происходит на уровне культуры всего человечества и культуры крупных исторических общностей в процессе систематизации и схематизации культурного опыта (например, архетипы мирового древа, богини-матери, культурного героя, змееборства и др.).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.