3. А.Ф. Кони и его вклад в формирование правовой культуры России.
4. Библейские выpажения: «Око за око, зуб за зуб», «Ибо и до закона гpех был в миpе, но гpех не вменяется, когда нет закона» (Ап. Павел, К римлянам, гл. 5, 13).
5. Игровой характер правосудия (по книге Й. Хейзинги «Homo ludens»)
6. Происхождение права из религиозного ритуала.
7. Романтический образ преступника в мировой культуре: мифологема или реальность?
Список литературы
1. Вородавкин С.В. Гуманизм и гуманность как два языка культуры / С.В. Вородавкин. – СПб. : 2004.
2. Достоевский Ф.М. Искания и размышления Ф.М. Достоевский. – М. : Сов. Россия, 1983. – С. 217–229.
3. Ильин И.А. О сущности правосознания / И.А. Ильин. – М. : Юрист, 1993.
5. Кони А.Ф. Собр. соч. Т. 1–2. – М. : Юрид. лит., 1966.
6. Павлов-Сильванский Н.П. Символизм в древнем русском праве / Н.П. Павлов-Сильванский //Феодализм в России. – М. : 1988. – С. 483–506.
7. Пайпс Р. Россия пpи стаpом pежиме / Р. Пайас. – М. : Республика, 1993. – С. 367–415.
8. Сытин С.В. Политико-нравственная доктрина российских правоведов (русская философия права второй половины XIX–начала ХХ в.) / С.В. Сытин // Социально-гуманитарные знания. –2000. – № 5. – С. 245–258.
9. Хартия Европейского Союза об основных правах : комментарий / С.Ю. Кашкин, А.О. Четвериков, Е.А. Чегринец, П.А. Калиниченко; под ред. С.Ю. Кашкина. – М. : Юриспруденция, 2001.
10. Хейзинга Й. Homo ludens / Й. Хейзинг. – М. : Прогресс, 1992. – С. 93-105, 147-149, 196-203.
11. Шелкопляс Н.А.Смертная казнь в России: история становления и развития (IX – середина XIX вв.) / Н.А. Шелкопляс. – Минск: Амалфея, 2000. – С. 111.
Семинар № 8. Культурные архетипы
2 часа
1. Понятие архетипа в аналитической психологии К.-Г. Юнга.
2. Реализация архетипических схем в мифологиях и религиозных представлениях.
3. Архетипические сюжеты в искусстве.
Материал к семинару
«...У каждой жизненной поры есть свои склонности, свои притязания и вкусы, а может быть, и свои особые способности и преимущества. По-видимому, существует какая-то закономерность в том, что в известном возрасте начинаешь постепенно терять вкус ко всему чисто индивидуальному и частному, к отдельным конкретным случаям, к бюргерскому, то есть житейскому и повседневному в самом широком смысле слова. Вместо этого на передний план выходит интерес к типичному, вечно-человеческому, вечно повторяющемуся, вневременному, короче говоря – к области мифического. Ведь в типичном всегда есть очень много мифического... в том смысле, что типичное, как и всякий миф, – это изначальный образец, изначальная форма жизни, вневременная схема, издревле заданная формула, в которую укладывается осознающая себя жизнь, смутно стремящаяся вновь обрести некогда предначертанные ей приметы. ...Та пора, когда художник начинает смотреть на вещи с точки зрения типичного и мифического, составляет важный рубеж в его жизни, этот шаг одухотворяет его творческое самосознание, несет ему новые радости познания и созидания, которые обычно являются уделом более позднего возраста: ибо... если в жизни человечества мифическое представляет собой раннюю и примитивную ступень, то в жизни отдельного индивида это ступень поздняя и зрелая»(Т. Манн. Иосиф и его братья // Собр. соч. : в 9 т.– М., 1960. – Т. 9. – С. 175–176).
Вопросы к тексту
1. Как, по-вашему, соотносится индивидуальность конкретного человеческого сознания с наличием вневременных архетипических схем восприятия жизни?
2. В докладе «Иосиф и его братья» Т. Манн писал о том, что для мифической стадии истории человечества свойственна нерасчлененность коллективного бытия. В эту пору человеческое «я» выделяется из коллектива примерно так, как некоторые изваяния Родена, с трудом выбирающиеся, как бы пробуждающиеся из толщи камня. Как вы считаете, миновало ли современное человечество эту эпоху?
3. Почему Т. Манн подчеркивал мысль о том, что «если в жизни человечества мифическое представляет собой раннюю и примитивную ступень, то в жизни отдельного индивида это ступень поздняя и зрелая»?
4. В чем, по-вашему, заключается способность чувствовать и мыслить в общечеловеческом плане?
5. Какова роль художественного творчества в самопознании человеческой культуры?
Словарь терминов
Архетипы (от греч. Аrche – начало и typos – образ) – первоначальные образы, психически наследуемые матрицы, или формы, составляющие содержание коллективного бессознательного и определяющие саму структуру и вид сознательного. Архетипические схемы лежат в основе общечеловеческой символики, сновидений, мифов, сказок и произведений художественного творчества. Тождественные по своему характеру архетипические мотивы обнаруживаются в несоприкасающихся друг с другом мифологиях и сферах искусства, что исключает объяснение их возникновения заимствованием. Тайна воздействия искусства состоит в особой способности художника почувствовать архетипические формы и точно реализовать их в своих произведениях.
Архетипы культурные – базисные элементы культуры, формирующие устойчивые модели духовной жизни. Формирование культурных архетипов происходит на уровне культуры всего человечества и культуры крупных исторических общностей в процессе систематизации и схематизации культурного опыта (например, архетипы мирового древа, богини-матери, культурного героя, змееборства и др.).