Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Компетенция государственных органов Республики Беларусь в области административно-территориального устройства



15.1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА

Под административно-территориальным устройством пони­мается деление территории государства на части. Администра­тивно-территориальное устройство Беларуси - это деление тер­ритории Республики Беларусь на определенные части в целях эффективной организации государственного управления и мест­ного самоуправления, обеспечения законности и правопорядка, реализации прав, свобод и законных интересов граждан Респуб­лики Беларусь.

В соответствии со ст. 9 Конституции территория Республики Беларусь делится на области, районы, города и иные администра­тивно-территориальные единицы.

В целях решения вопросов административно-территори­ального устройства изданы' Закон от 5 мая 1998 г. «Об админис­тративно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Бе­ларусь», Указ Президента Республики Беларусь от 29 сентября 1998 г. № 468 «Об утверждении Положения о порядке решения вопросов, связанных с объединением одноименных администра­тивно-территориальных единиц, имеющих административный центр», Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 1998 г. № 1238, которым утвержден ряд норматив-


ных документов, направленных на реализацию закона, в том чис­ле Порядок учета и регистрации административно-территориаль­ных единиц Республики Беларусь, Порядок наименования и пе­реименования предприятий, учреждений, организаций, железно­дорожных станций и других объектов, расположенных на территории Республики Беларусь, а также физико-географиче­ских объектов, Положение о Топонимической комиссии при Со­вете Министров.

Законом в ст. 2 определены основные принципы администра­тивно-территориального деления:

♦ единства и неотчуждаемости территории Республики Бела-

русь как естественного условия существования и про­странственного предела самоопределения народа, основы его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь;

♦ сочетания общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей террито­рии;

♦ сочетания единой государственной власти Республики Бе­ларусь, осуществление которой основано на принципе раз­деления ее на законодательную, исполнительную и судеб­ную, с местным самоуправлением;

♦ осуществления местными Советами депутатов, исполни­тельными и распорядительными органами своих полномо­чий в пределах границ соответствующих административно-территориальных единиц;

♦ равномерности, сбалансированности и комплексности раз­вития административно-территориальных единиц, взаимо­связи административно-территориального устройства и социально-экономического районирования;

♦ включения в состав территорий более крупных администра­тивно-территориальных единиц территорий менее крупных административно-территориальных единиц,

♦ примерного равенства размеров территории и численности

населения административно-территориальных единиц од­ного вида;

♦ многообразия правовых статусов административно-терри­ториальных и территориальных единиц в соответствии с их назначением, местными особенностями, уровнем соци­ально-экономического развития и другими факторами;

♦ гласности и учета общественного мнения при решении воп­росов административно-территориального устройства.


15.2. ВИДЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЕДИНИЦ БЕЛАРУСИ

Административно-территориальными единицами Республики Беларусь являются территории, в пространственных пределах которых в порядке, предусмотренном законодательством, созда­ются и действуют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.

К административно-территориальным единицам в Республи­ке Беларусь относятся области, районы, сельсоветы, а также го­рода и поселки городского типа, в которых созданы местные Со­веты депутатов, исполнительные и распорядительные органы.

В целях определения пространственных пределов компетен­ции местных Советов депутатов, исполнительных и распоряди­тельных органов для каждой административно-территориальной единицы устанавливаются наименование, границы и админист­ративный центр, в котором располагаются эти органы.

Территории городов в целях оптимальной организации испол­нения решений, связанных с удовлетворением социально-куль­турных и бытовых потребностей граждан, охраной правопорядка и соблюдением законности, при необходимости делятся на терри­ториальные единицы, не являющиеся самостоятельными адми­нистративно-территориальными единицами.

Территория Республики Беларусь делится на территории об­ластей и территории иных административно-территориальных единиц.

Территория области делится на территории районов и городов областного подчинения как административно-территориальных единиц.

Территория района делится на территории сельсоветов, по­селков городского типа, городов районного подчинения, являю­щихся административно-территориальными единицами.

Территории населенных пунктов, не являющихся администра­тивно-территориальными единицами, входящие вместе с другими территориями в пространственные пределы сельсоветов, состав­ляют территорию последних.

Законом предусмотрено, что административно-территори­альная и территориальная единица в связи с необходимостью ус­тановления особого режима государственного управления, обус-


ловленного требованиями национальной безопасности, экологи­ческими и иными требованиями, может объявляться закрытой.

В Законе дано определение населенных пунктов. Населен­ный пункт - компактно заселенная часть территории Респуб­лики Беларусь, место постоянного жительства граждан, имею­щая необходимые для обеспечения жизнедеятельности граж­дан жилые и иные здания и сооружения, собственное наимено­вание и установленные в соответствующем порядке территориальные пределы.

Установлены критерии отнесения населенных пунктов Рес­публики Беларусь к определенным категориям в зависимости от следующих условий:

♦ численности проживающего населения;

♦ уровня развития и специализации производственной и со­циально-культурной инфраструктуры;

♦ государственных функций, осуществляемых на соответст­вующей территории.

К числу населенных пунктов относятся города, поселки город­ского типа и сельские населенные пункты.

Наряду с административно-территориальными единицами предусмотрено создание территориальных единиц Республики Беларусь.

Территориальными единицами Республики Беларусь являются населенные пункты, в которых не создаются местные Советы депу­татов, исполнительные и распорядительные органы, а также терри­тории специального режима использования (заповедники, нацио­нальные парки, заказники, территории исторических памятников и памятников природы, территории оборонного назначения и др.).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.