Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие и назначение референдума



17.2. Организация и проведение референдумов в Республике Беларусь

17.1. ПОНЯТИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА

Референдум - (от лат. referendum - то, что должно быть сооб­щено) - голосование избирателей, посредством которого прини­маются важные государственные или самоуправленческие реше­ния. В отличие от выборов голосование на референдуме придает юридическую силу не мандату какого-либо лица, а решению како­го-либо вопроса. Если соблюдены установленные Конституцией и законодательством условия, то принятое путем референдума ре­шение считается решением народа, и его юридическая сила, как показывает мировая практика, выше юридической силы законов, принятых Парламентом.

Решение на референдуме может приниматься посредством утвердительного или отрицательного ответа избирателей на пос­тавленный вопрос либо посредством выбора между различными вариантами предлагаемого решения (народный выбор в мировой практике встречается очень редко).

Голосование избирателей часто называют плебисцитом (от лат. plebiscitum - решение народа). С юридической точки зрения, разницы между референдумом и плебисцитом нет. Как правило, в мировой практике плебисцитом называют референдум по воп­росам, имеющим для страны судьбоносное значение (например, плебисцит о государственной принадлежности и спорной терри­тории, о форме правления и т.д.).

Референдум является основной формой непосредственной (прямой) демократии и может быть использован как противовес представительной, как средство обойти Парламент и принять го­сударственное решение вопреки ему.

Референдумы делятся на обязательные и консультативные (рекомендательные, факультативные), республиканские (госу­дарственные) и местные.


Право участия в референдуме

Как принято в мировой практике, в референдуме имеют пра­во принимать участие все лица, обладающие активным избира­тельным правом. Но если условия получения активного избира­тельного права различны при выборах в палаты Парламента, то участие в референдуме обусловливается активным избиратель­ным правом по выборам в нижнюю палату, избираемую наибо­лее широким кругом лиц. Этот принцип действует и при проведе­нии местных референдумов. Голосование на референдуме рав­ное, т.е. каждый избиратель имеет такое же число голосов, как и любой другой. Причем вес каждого голоса одинаковый.

Избиратели на референдуме голосуют непосредственно «за» или «против» предлагаемого решения. Сам же процесс голосова­ния такой же, как и на выборах.

Предмет референдума

Предмет референдума - это вопрос, подлежащий рассмотре­нию посредством народного голосования.

Консультативный референдум может проводиться и не прово­диться. Его назначают в зависимости от рассмотрения органа, компетентного назначать референдум либо по инициативе груп­пы граждан какой-либо административно-территориальной еди­ницы. Предметом этого референдума может стать любой вопрос, за исключением вопросов или проектов, вынесение которых на голосование запрещено Конституцией или законами.

Обязательный референдум проводится в случаях, когда иным образом решение по определенному вопросу не может быть при­нято. Референдумы, посредством которых решаются вопросы о принятии или изменении Конституции, называются конституци­онными.

Как правило, не могут выноситься на местные референдумы вопросы о бюджете, налогах, кадровых вопросах, отнесенных к ведению представительных органов.

Инициатива назначения референдума

Как свидетельствует мировая практика, право назначать об­щенациональный референдум принадлежит обычно Главе госу­дарства или Парламенту (а иногда им обоим) либо по инициативе


групп избирателей, Правительства, групп депутатов Парламента, региональных органов власти.

Государственные органы инициируют проведение референду­мов, как правило, для решения следующих задач: для разрешения конфликта между ними; принятия государственного решения, требующего обязательности референдума; придания особого ав­торитета своим решениям.

Право инициативы референдума, предоставляемой группам избирателей, дает им возможность реализовывать свой полити­ческий интерес, иногда вопреки выраженному или молчаливому сопротивлению государственных органов, придав ему силу обще­национального интереса. В мировой практике референдум, про­водимый по инициативе избирателей, называется петиционным, ибо группа избирателей должна подписать петицию с требовани­ем провести референдум по определенному вопросу.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.