Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Систематизация законодательства. В ст. 1 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» законодательство



В ст. 1 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» законодательство определяется как система нор­мативных правовых актов, регулирующих общественные от­ношения в республике.

От понятия «законодательство» следует отличать понятие «законодательные акты». В той же статье названного Закона записано: «законодательные акты - Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, декреты и указы Пре­зидента Республики Беларусь».

Законодательство, следовательно, включает в себя огром­ное количество всех нормативных актов, издаваемых многочисленными органами государства и имеющих различ­ную юридическую силу. Содержащиеся в них нормативные предписания подвержены постоянным изменениям и нередко противоречат друг другу. Все это усложняет пользование таким нормативно-правовым массивом. Поэтому юридической нау­кой вырабатываются и постоянно совершенствуются средства, направленные на упорядочение действующего законодатель­ства, на облегчение поиска и использования нужных норматив­ных правовых актов, устранение противоречий между ними, пробелов в законодательстве и, в конечном счете, на обеспече­ние квалифицированного решения юридических дел с соблюде­нием требований конституционной законности. Эти средства охватываются понятием «систематизация законодательства».


Под систематизацией законодательства понимается дея­тельность компетентных государственных органов по упорядочению множества нормативных правовых актов, приведению их во внутренне согласованную систему.

Посредством систематизации достигается не только согла­сованность нормативных правовых актов, но и устраняется их неоправданная множественность, не всегда обоснованное дуб­лирование правовых норм, выявляются основания для отмены устаревших нормативных актов, ликвидации пробелов в за­конодательстве.

В правовой науке и правотворческой практике различают три основных вида систематизации нормативных правовых актов: инкорпорация, кодификация и консолидация.

Инкорпорация - это такой вид систематизации норматив­ных правовых актов, при котором они объединяются в различ­ные сборники, собрания законодательства в определенном порядке, но без изменения их нормативного содержания.

При инкорпорации нормативные правовые акты, с учетом внесенных в них законодателем изменений и дополнений, группируются по определенным признакам: по отраслевому, по хронологическому, по юридической силе, реже - по алфа­виту и другим возможным основаниям.

Инкорпорацией может охватываться все действующее за­конодательство страны или его часть (нормативные акты Пар­ламента, нормативные акты Президента, акты, регулирующие трудовые, жилищные и иные отношения, и т.п.).

Поскольку инкорпорацию могут осуществлять как госу­дарственные органы и учреждения, так и негосударственные организации и отдельные лица, то в зависимости от этого она подразделяется на официальную и неофициальную.

* Официальная инкорпорация заключается в издании сборников нормативных актов органами, принявшими эти акты, или обслуживающими их учреждениями. Сборники тако­го рода являются официальными источниками нормативных правовых установлений, на которые можно ссылаться в право­применительной деятельности.

Особой разновидностью официальной инкорпорации явля­ется периодическая хронологическая инкорпорация. С января 1999 г. это Национальный реестр правовых актов Республики


Беларусь, который включает в себя нормативные и иные пра­вовые акты Президента, Парламента, Правительства Респуб­лики Беларусь, республиканских органов государственного управления, областных, Минского городского Советов депу­татов и областных, Минского городского исполнительных комитетов.

» Неофициальная инкорпорация может производиться лю­быми организациями, учреждениями (в том числе научными и учебными), специалистами по их собственной инициативе. Это могут быть сборники нормативных правовых актов, состав­ленные группой ученых-правоведов или специалистов-практи­ков по определенным отраслям или институтам права (например, сборник нормативных актов по охране труда и тех­нике безопасности или хрестоматийный сборник нормативных актов по истории государства и права Беларуси).

Такого рода инкорпоративные сборники издаются без специальных указаний или разрешения правотворческих ор­ганов, но на них нельзя ссылат ься при разрешении юридичес­ких дел. Однако они имеют важное информационное значение, обеспечивают доступность нормативных актов, в том числе в сфере подготовки и повышения квалификации специалистов.

Кодификация - это такой вид систематизации норматив­ных правовых актов, при котором множество таких актов, регулирующих определенную сферу общественных отноше­ний, перерабатывается в единый кодификационный акт, со­держащий систематизированное изложение соответствующих правовых норм.

В отличие от инкорпорации кодификация представляет собой одновременно и акт правотворчества, поскольку пред­полагает издание нового нормативного акта вместо множе­ства различных, но связанных единым предметом правового регулирования. При кодификации происходит существенная переработка нормативно-правового материала, в ходе которой устраняются противоречия между нормативными актами, выяв­ляются и устраняются пробелы в законодательстве, отменяются устаревшие правовые нормы, разрабатываются новые.

В настоящее время наиболее распространенными видами кодификационных актов Республики Беларусь являются ко­дексы, положения, уставы, правила.


Консолидация - это особый вид систематизации законода­тельства, сочетающий в себе черты инкорпорации и кодифика­ции. Следует признать, что консолидация является высшей формой систематизации законодательства, поскольку приво­дит к наиболее эффективным и устойчивым результатам этой деятельности.

Наличие у консолидации черт инкорпорации заключается в том, что она предусматривает объединение в одном издании раз­личных действующих нормативных правовых актов. Присутствие же у нее черт кодификации проявляется в том, что при таком объе­динении допускается переработка нескольких нормативных ак­тов, регулирующих один и тот же вид общественных отношений, в единый нормативный акт (например, нескольких декретов и ука­зов по вопросам налогообложения - в один декрет).

В настоящее время в Республике Беларусь началась подго­товка к созданию Свода законов нашей страны. Законом «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (ст. 74) предусмотрено, что все действующие законодательные акты Республики Беларусь (Конституция, законы, декреты и указы Президента Республики Беларусь) подлежат включе­нию в Свод законов.

Свод законов Республики Беларусь - официальное издание, которое будет поддерживаться в контрольном состоянии, т.е. постоянно обновляться по мере принятия новых законода­тельных актов и внесения в них изменений и дополнений.

Работа по учету и систематизации нормативных правовых актов, поддержанию их в контрольном состоянии в учрежде­ниях, организациях и на предприятиях ведется обычно в их юридических службах с использованием различных способов.

Наиболее простым из таких способов является журналь­ный учет поступающих нормативных актов.

Более совершенным является картотечный учет, который позволяет группировать нормативные акты по основным клас­сификационным признакам (предметному, хронологическому, субъектному и др.).

Наиболее совершенным и перспективным является компью­терный учет, который может быть локальным и централизован­ным. Он позволяет использовать самые разнообразные формы систематизации при создании всеобъемлющего банка данных.


Раздел П.

Основы

конституционного права Республики Беларусь


Глава 3

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.