Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие, социальное назначение и форма государства. Правовое государство



Государство как явление социальное является продуктом общественного развития. С развитием общества не только по­является и преобразуется государство, но и изменяются его


цели и задачи, функции и структура. В соответствии с этим из­меняются и представления о государстве, о его роли и предназ­начении. В связи с этим нередко высказывается мнение о том, что невозможно дать общее, всеобъемлющее определение го­сударства, которое бы отражало все его признаки и свойства, характерные для всех исторических периодов его развития. Но с таким мнением согласиться трудно, поскольку, во-пер­вых, любое государство обладает набором таких универ­сальных признаков, которые проявляются на всех этапах его развития, и, во-вторых, в определении может быть отражена динамика этих признаков, в частности — сущности госу­дарства.

Не случайно большинство определений государства, даваемых государствоведами во второй половине XIX - на­чале XX в., включало в себя три основных элемента - народ, публичную власть (государственные органы) и территорию.

Во второй половине XX в. обозначился социологический подход к определению государства. Рядом ученых государство стало рассматриваться как объединение членов различных социальных слоев, групп, основанное на общечеловеческих принципах справедливости, обеспечиваемых верховной властью, осуществлении «общих дел».

Марксистская трактовка государства отличалась классо­вым подходом к определению государства. Исходя из того, что распад кровнородственных (родовых) связей и формиро­вание моногамной семьи, общественные разделения труда и появление частной собственности вели к появлению классов, Ф. Энгельс считал неизбежной борьбу между ними, в ходе ко­торой классовый антагонизм порождает государственное вме­шательство в виде диктатуры господствующего класса. Выполнение государством функций «общих дел» всегда при­знавалось марксизмом, но ему отводилась второстепенная роль, а первостепенное значение придавалось насильственной стороне государственной власти.

В современных цивилизованных гражданских обществах неуклонно возрастает социальная составляющая государ­ственной деятельности и одновременно сокращается, посте­пенно исчезает доля ее классового содержания.


Государство, следовательно, - это политико-территориаль­ная, суверенная организация управления обществом, со­стоящая из особого аппарата, обеспечивающего посредством правовых предписаний первоначально инте­ресы господствующих классов, а по мере сглаживания классовых противоречий осуществляющего на правовой основе все более широкие общесоциальные функции.

Из приведенного определения видно, что сущность госу­дарства, рассматриваемая как выражение и обеспечение им определенных социальных интересов, по мере исторического развития общества меняется.

Из сущности государства вытекает и его социальное на­значение. Если в классово антагонистическом обществе соци­альное назначение государства заключалось в создании и обеспечении правопорядка, служащего интересам господству­ющего класса, то в современном гражданском обществе, пре­одолевшем классовые противоречия, социальное назначение государства проявляется в обеспечении посредством права объективно возможных благ для всех слоев общества, всех его членов - с учетом их социального положения и личных воз­можностей.

Поэтому современное демократическое государство может характеризоваться как орудие и средство обеспечения социально­го компромисса и достижения всеобщего благосостояния.

Сущность и социальное назначение государства проявля­ются в его функциях, в его многогранной деятельности. В науч­ной и учебной литературе под функциями государства принято понимать основные направления деятельности государства по осуществлению важнейших задач, стоящих перед ним на опре­деленных исторических этапах развития общества.

Точнее было бы говорить не о направлениях, а об основных видах деятельности, поскольку всякая функция - это деятель­ность, а не ее направление. К тому же функции государства в отличие от функций многочисленных его органов, предназна­ченных для специальных видов деятельности, охватывают дея­тельность всего государственного аппарата, каждого его органа. Отдельные государственные,дрганы_могут.яграть ли-


дирующую роль в осуществлении той или'иной функции госу­дарства. Однако все функции конкретных государственных органов подчинены функциям i осударства и не могут им про­тиворечить.

Возникновение и изменение функций государства зависит от содержания задач, которые встают перед обществом в ходе его развития. На различных исторических этапах'приоритетны-ми становя i ся особые задачи, а следовательно, появляются со­ответствующие функции. Выполнение основных задач ведет к исчезновению функций по их реализации.

В науке общей теории государства и права функции госу­дарства принято классифицировать на внутренние и внешние, постоянные и временные.

К внутренним функциям современного государства, в том

числе белорусского, относятся:

а) экономическая функция, которая выражается в выработке
и координации государством основных направлений развития
экономики страны в наиболее оптимальном режиме. При этом
очень важным и сложным является вопрос о пределах вмешатель­
ства государства в хозяйственные отношения, связанные с предпри­
нимательской деятельностью^ Речь идет о таких рычагах, как
налогообложение, кредитованиеуфинансовое стимулирование и др.;

б) социальная функция, содержанием которой является
обеспечение социальной защищенности каждого члена обще­
ства вне зависимости от ei о способности непосредственно уча­
ствовать в производстве материальных и духовных благ;

в) идеологическая функция, которая заключается в деятель­
ности государства по научной разработке, разъяснению и под­
держке определенной гуманистической идеологии, в том числе
патриотической, политической, нравственной, религиозной,
культурной, обеспечивающей соответствующую направлен­
ность образования, воспитания, деятельности государствен­
ных средств' массовой информации;

г) функция охраны конституционного строя, прав и сво­
бод граждан, обеспечения законности и правопорядка,
содер­
жанием которой, является реализация принципов правового
государства - верховенства закона, равенства всех перед за-


коном, разделения властей, строгого соблюдения основных прав и свобод человека, неотвратимости наказания за правона­рушение и др.;

д) экологическая функция, предполагающая установление и
обеспечение рационального режима природопользования, гаран­
тирование нормальной для человека среды обитания, своевре­
менной и максимальной защиты от экологических катастроф;

е) социально-культурная функция, состоящая во всесторон­
нем обеспечении развития национальной культуры - народного
образования, науки, литературы, других видов искусства,
средств массовой информации.

К внешним функциям государства относятся:

а) обеспечение обороноспособности страны, которое пред­
полагает поддержание достаточного уровня военной защиты
общества, гарантирующего национальную безопасность, госу­
дарственный суверенитет и территориальную целостность;

б) взаимовыгодное сотрудничество с другими государ­
ствами,
включающее установление и развитие экономических,
политических, культурных и иных отношений, гармонично со­
четающих интересы государства с интересами других стран.
Для Республики Беларусь особенно важным является расшире­
ние иностранных инвестиций, интеграция в международные сооб­
щества, обмен опытом, приобретенным в различных сферах
государственного, хозяйственного и культурного строительства;

в) участие в обеспечении мира и коллективной безопаснос­
ти стран мирового сообщества,
основанное на международно-
правовых актах и предполагающее всесторонний учет интересов
и национальных особенностей народов и межгосударственных
объединений.

По продолжительности действия функции государства подразделяются на:

постоянные (осуществляются на всех этапах развития го­сударства);

» временные (заключаются в решении определенных за­дач, имеющих, как правило, чрезвычайный, ограниченный во времени характер).


У государства, как и у любого другого общественного яв­ления, наряду с его сущностью и социальным назначением, ре­ализуемым в его деятельности, в его функциях, должна быть и особая форма. Вне формы содержание не может быть реализова­но надлежащим образом.

Под формой государства понимается организация (структу­ра) государственной власти, обусловленная его сущнос­тью и социальным назначением.

Форма государства - сложное явление, которое складывается в зависимости от исторических, экономических и национальных условий, уровня развития демократии, политической и правовой культуры общества. В связи с этим формы различных государств отличаются друг от друга. Тем не менее в настоящее время в форме любого государства принято различать три основных элемента форму правления, форму государственного устрой­ства и политический (политико-правовой) режим.

Форма правления представляет собой структуру высших ор­ганов государственной власти, порядок их образования и взаимодействия между собой и с населением.

Формы правления различаются в зависимости от того, осу­ществляется ли государственная власть одним лицом, ее на­следующим, или же она принадлежит избираемым на определенное время органам В первом случае имеет место мо­нархическая форма правления, во втором - республиканская.

Монархия характеризуется такими политико-правовыми свойствами, как пожизненное пользование властью главой го­сударства, занятие трона по наследству или по праву родства; представительство государства монархом по своему усмотре­нию, юридическая безответственность монарха.

Когда власть монарха (царя, короля, императора, шаха) ничем не ограничена, такая форма правления называетсадбсси-лютной монархией Если же монарх не обладает всей полнотой власти, то форма правления определяется как ограниченная^ монархия. В свою очередь, ограниченная монархия подразде­ляется на дуалистическую и парламентарную


Дуалистическая монархия предполагает разделение госу­дарственной власти между монархом и парламентом, исполни­тельная власть принадлежит монарху, а законодательная -парламенту. Однако во многих случаях парламент находится в зависимости от монарха, который обладает правом вето в отношении принимаемых парламентом законов, правом рос­пуска парламента, а также вправе издавать нормативные акты, имеющие большую нормативную силу, чем законы.

Парламентарная (конституционная) монархия отличает­ся тем, что правовой стал ус монарха фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законода­тельная власть полностью принадлежит парламенту, исполни­тельная - правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Судебная власть осу­ществляется независимыми судами. Парламентарная монархия в современных условиях является фактически формальной, симво­лической властью монарха, который «царствует, но не правит».

Республика - это форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органа­ми, избираемыми, как правило, непосредственно населением на определенный срок.

Характерные признаки республиканской формы правления: » осуществление государственной власти не по собственно­му (личному) бесконтрольному праву, а по поручению народа;

• разделение властей на законодательную, исполнитель­ную и судебную,

« несение юридической ответственности главой государ­ства, членами избранных коллегиальных органов (депутата­ми) в случаях и в порядке, предусмотренных законом;

« взаимная ответственность государства (всех его орга­нов) и граждан.

Современные республики подразделяются на два основ­ных вида парламентарные и президентские.

Парламентарная республика характеризуется верховен­ством парламента в организации и деятельности государ--ственной власти. Правительство в такой республике форми-


руется парламентским путем из числа членов тех партий, ко­торые имеют большинство голосов в парламенте. Правитель­ство, его члены несут ответственность за свою деятельность перед парламентом. Правительство осуществляет свои полно­мочия до тех пор, пока пользуется доверием парламентского большинства. В противном случае оно либо уходит в отстав­ку, либо через главу государства добивается роспуска парла­мента и назначения досрочных парламентских выборов. Глав­ными функциями парламента являются законодательная деятельность, контроль за исполнительной властью, принятие государственного бюджета и контроль за его исполнением, определение основных направлений социально-экономическо­го развития страны, решение важнейших вопросов внешней политики.

Глава государства в парламентарной республике (прези­дент) избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией, в которую включаются некоторые другие должностные лица. Президент имеет право роспуска парламента, обнародует законы, издает указы, соответствую­щие законам, назначает главу правительства, является глав­нокомандующим вооруженными силами и обладает рядом других полномочий. Однако на практике президент в парла­ментарной республике не оказывает существенного влияния на осуществление государственной власти.

Президентская республика характеризуется следующими основными чертами:

- внепарламентский метод избрания главы государства
(прямые или косвенные выборы президента);

- президент сосредоточивает в своих руках полномочия
главы государства и главы правительства, правительство
формируется президентом (зачастую с согласия парламента);

- ответственность правительства перед президентом;

- президент является верховным главнокомандующим;

- парламент в случае грубого нарушения президентом кон­
ституции, злоупотребления им властью, совершения преступ­
ления вправе возбудить против него процесс отстранения от
власти (так называемый импичмент);


- президент не обладает правом роспуска парламента. В президентской республике принцип разделения властей реа­лизуется более последовательно, чем в парламентарной.

Кроме парламентарных и президентских республик суще­ствуют и так называемые смешанные (полупрезидентские) республики. Они отличаются своеобразным сочетанием основ­ных черт обоих типов республиканской формы правления, а также новых, не известных ни одному из рассмотренных клас­сических типов республик, черт. Одним из признаков, прису­щих исключительно республикам смешанного типа правления, является, в частности, возможность роспуска парламента или одной из его палат по инициативе президента в случае конф­ликта между правительством и парламентом. К таким смешан­ным типам республиканской формы правления относят и Республику Беларусь.

В последнее время выделяют еще и суперпрезидентские республики, которые характеризуются концентрацией в руках президента полномочий различных ветвей власти.

Под формой государственного устройства понимают нацио­нально-территориальное или административно-территори­альное деление государства и обусловленные им взаимо­отношения между общегосударственными органами и органами власти частей, из которых состоит государство.

В общей теории государства и права выделяют три основ­ные формы государственного устройства: унитарное госу­дарство, федерацию и конфедерацию.

Унитарное (простое) государство - единое, цельное го­сударственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые полностью подчиняются центральным органам власти и, следовательно, государствен­ным суверенитетом не обладают.

В унитарных государствах существует единая система выс­ших органов власти - законодательных, исполнительных, су­дебных; имеется одна конституция, применяется единая система законодательства; существует одно гражданство; имеются еди­ные вооруженные силы; функционируют единая денежная, на­логовая и кредитная системы. В таких государствах могут


присутствовать элементы национальной автономии, что, одна­ко, не меняет их унитарного характера.

К сложным формам государственного устройства относят­ся федерация и конфедерация.

Федерация - это союзное государство, субъекты которого обладают самоограниченным государственным суверенитетом.

В различных странах федеративное государственное уст­ройство имеет свои уникальные особенности, которые обуслов­ливаются историческими условиями образования конкретной федерации (политическими, национальными, религиозными, культурными, географическими и др.).

Тем не менее существуют характерные юридические при­знаки для большинства федераций. Так, в федеративном госу­дарстве его территория состоит из территорий входящих в него субъектов. В таком государстве существуют как общефе­деральные органы власти, так и высшие государственные органы субъектов федерации (республик, штатов, земель, кан­тонов); действует как федеральное законодательство, так и законодательство субъектов федерации, которое должно соот­ветствовать федеральному; граждане субъектов федерации являются одновременно гражданами всей страны.

Для федерации характерно единство денежной, финансово-кредитной и налоговой систем, наличие единых федеральных вооруженных сил, хотя субъекты федерации в ряде случаев мо­гут иметь собственные внутренние войсковые формирования.

Определенная самостоятельность субъектов федерации оп­ределяется, как правило, либо на основе специального норма­тивного акта (нормативного договора), либо конституции союзного государства и конституций его субъектов.

Конфедерация в отличие от федерации представляет собой не союзное государство, а союз государств.

Государства, образующие конфедерацию, полностью со­храняют самостоятельность, имеют собственные высшие госу­дарственные органы. Конфедерации создаются в целях решения определенных межгосударственных задач (полити­ческих, экономических, военных). Для координации совмест­ных действий члены конфедерации создают общие специальные


органы (советы, комитеты), которые функционируют в четко определенных пределах.

Как показывает исторический опыт, конфедерации носят временный характер. Они либо преобразуются в федерации (США, Германия, Швейцария), либо распадаются (Австро-Венгрия, Речь Посполитая и др.). Признаки конфедерации имеются у Содружества Независимых Государств (СНГ).

В качестве третьего элемента формы государства боль­шинством государствоведов рассматривается политико-правовой резким, под которым понимается совокупность методов и средств осуществления государственной власти.

Политико-правовые режимы весьма разнообразны. Исто­рии известны деспотические, абсолютистские режимы, режимы рабовладельческой и феодальной демократии, военно-поли­цейские, фашистские, авторитарные, либерально-демократи­ческие и др. Все многообразие политико-правовых режимов принято сводить к двум основным разновидностям - демокра­тическим и недемократическим.

К демократическим политико-правовым режимам можно отнести режимы античной демократии, феодальной демокра­тии, либеральной демократии, плюралистической демократии.

Современный демократический политико-правовой режим характеризуется следующими чертами:

* он возможен только в правовом государстве, связанном
правом, обеспечивающим верховенство закона;

» гарантирует плюрализм в общественно-политической жиз­ни, проявляющийся в свободной деятельности различных полити­ческих партий, других общественных • организаций и объединений, действующих в рамках закона и представляю­щих интересы различных социальных групп и слоев граждан­ского общества;

« обеспечивает права человека и гражданина, защиту личности от произвола и беззакония независимым и бесприст­растным судом;

* предоставляет свободу личности в выборе сферы обще­
ственной деятельности, в том числе экономической, гаранти­
рует равную защиту и равные условия для развития всех форм
собственности;


« создает эффективные механизмы прямого участия насе­ления в осуществлении государственной власти (референду­мы, выборы и др.);

« при демократическом режиме в равной мере учитывают­ся интересы как большинства, так и меньшинства населения.

Юридические гарантии демократического режима закреп­лены в Конституции Республики Беларусь и текущем законо­дательстве страны.

К недемократическим режимам различного политическо­го содержания относят деспотический, тоталитарный (в том числе фашистский, военно-диктаторский, фундаменталистско-религиозный), авторитарный режимы.

Современные недемократические режимы характеризуют­ся наличием в различной степени таких черт, как господство одной официальной идеологии, одной политической партии или организации (движения), одной или некоторых форм соб­ственности, ограничение личных и политических прав граж­дан, отсутствие условий для роста благосостояния населения, злоупотребление карательными мерами воздействия на инако­мыслящих, милитаризация общественной жизни, утверждение примата государства, его органов над правом, влекущее засобой чиновничий произвол, нарушение законности и право­порядка. Недемократические режимы противоречат принци­пам правового государства.

Современное понимание правового государства скла­дывалось тысячелетиями в результате объективного развития общества и правовой науки. В ходе общественного прогресса оно наполнялось новым содержанием, соответствующим конкретным политико-правовым условиям современного об­щества.

Правовое государство - этогосударство, осуществляющее управление делами гражданского общества посредством издания законов, закрепляющих и гарантирующих неотъемлемые права и свободы человека, которые выра­жают интересы всех слоев (социальных групп) населе­ния, и самоподчиняющееся праву («связанное правом»).


Выделим основные черты правового государства:

• единственным источником государственной власти яв­
ляется народ, его суверенная воля;

• четкое разделение государственной власти на законода­
тельную, исполнительную и судебную при условии, что эти
ветви власти уравновешивают и сдерживают друг друга в
рамках закона;

» демократизм законотворчества, обеспечивающий зак­репление в праве воли большинства народа с учетом интере­сов меньшинства;

« верховенство права над государством, т.е. подчинение государства, всех его органов праву («связанность государ­ства правом»);

• верховенство закона в национальной правовой системе,
строгая субординация нормативных актов по юридической силе;

« правовое закрепление и обеспечение неотъемлемых прав и свобод человека;

» взаимная ответственность государства и личности в об­ласти осуществления прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;

• наличие эффективных организационно-правовых средств
контроля и надзора за осуществлением конституционной за­
конности и обеспечением правопорядка;

• установление и реализация юридической ответственно­
сти за совершение правонарушений с обеспечением принципа
равенства всех перед законом.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.