Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Соотношение системы права и системы законодательства



Выше отмечалось, что право как системная совокупность общеобязательных правил поведения (правовых норм) подраз­деляется на отрасли, подотрасли и институты. В современных условиях большинство ученых-правоведов признает, что ос­новными критериями разделения права на отрасли являются предмет правового регулирования и метод правового регули­рования.

Под предметом правового регулирования понимаются те общественные отношения, которые регулируются нормами права. Отрасли права отличаются друг от друга предметным своеобразием, качественными особенностями регулируемых этими отраслями общественных отношений.

Под методом правового регулирования понимаются обус­ловленные характером общественных отношений (предметом правового регулирования) способы воздействия права на эти общественные отношения Юридическая наука выделяет два основных метода правового регулирования - автономный и авторитарный.

А втономный метод предполагает равноправие, неподчи­ненность друг другу участников правоотношений. Субъекты самостоятельно определяют в рамках закона субъективные права и обязанности по отношению друг к другу, самостоя­тельно защищают свои интересы, т.е. действуют по своему усмотрению, автономно. Правоотношения в этих случаях воз­никают обычно на основе договора. Метод автономии более присущ отрасли гражданского права, в связи с чем его неред­ко называют гражданско-правовым методом.


Авторитарный метод характеризуется тем, что субъекты правоотношений выступают не на основе равенства, а нахо­дятся в определенном соподчинении. Поэтому этот метод на­зывают иногда методом субординации.

Авторитарный метод характерен главным образом для конституционного, административного, уголовного, уголов­но-процессуального права. Юридическими фактами возникно­вения правоотношений в этих случаях являются акты приме­нения права (распоряжения исполнительно-распорядительных органов, постановления судов, различные акты администра­ции учреждений, организаций и т.п.).

С учетом предмета и методов правового регулирования и сформировалась система права Республики Беларусь. Она включает в себя следующие основные отрасли: конституцион­ное право, административное право, гражданское право, семейное право, трудовое право, земельное право, финансовое право, уголовное право, уголовно-исполнительное право, граж­данско-процессуальное право, уголовно-процессуальное право.

Рассмотренные элементы системы права Республики Бела­русь не исключают возможных ее изменений. Развитие и диффе­ренциация общественных отношений как предмета правового регулирования предполагает и развитие системы права, появ­ление новых его отраслей и подотраслей. В настоящее время можно говорить о выделении таких отраслей, как избиратель­ное право, экологическое право, жилищное право.

Наряду с признанием отраслевой системы права, в теории права распространено деление права на частное и публичное, которое возникло еще в Древнем Риме. В настоящее время оно господствует в западной юриспруденции и признается некото­рыми правоведами в нашей стране. В основе деления права на частное и публичное лежит характер взаимоотношений субъектов права (физических лиц и государства).

К системе частного права принято относить те отрасли (нормы права), которые обеспечивают прежде всего интересы частных лиц - гражданское право, семейное, трудовое и т.п. Публичное право включает в себя нормы, в которых выраже­ны общие (публичные) интересы и которые регулируют отно­шения государства, его органов с гражданами и их организациями. Деление права на частное и публичное в со-


временном мире весьма условно, поскольку правовое госу­дарство должно обеспечивать соблюдение и защиту прав и обязанностей всех субъектов права.

Система права представляет собой внутреннюю его струк­туру, объективно обусловленную характером и систе­мой регулируемых правом общественных отношений.

Вместе с тем правовые нормы, составляющие содержание отраслей права, их институтов, должны получить и свое внеш­нее выражение. Такими внешними формами права являются прежде всего различные нормативные правовые акты. Право­вые нормы объективно выражаются в формулировках статей нормативных правовых актов, которые в своей совокупности составляют систему законодательства.

Система законодательства - это совокупность норматив­ных правовых актов, издаваемых и группируемых в со­ответствии со сложившейся системой права и целями (потребностями) государственного управления в той или иной сфере общественной жизни.

Таким образом, система права и система законодатель­ства взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они соотносятся между собой как содержание и форма одного и того же явле­ния - права. На уровне отраслей права это выражается в со­здании кодификационных актов - как правило, кодексов. Так, гражданское право внешнее выражение получило в виде Гражданского кодекса, уголовное право - в виде Уголовного кодекса и т.д. Институты отраслей права выступают в виде разделов кодексов или других кодификационных актов (положе­ний, уставов и т.п.). Нормы права свое внешнее выражение полу­чают в виде статей, пунктов, параграфов нормативных актов.

В то же время нормативные акты не являются единствен­ным выражением внешней формы права. Истории развития права и правовой науки известны различные виды внешней формы права, к которым наряду с нормативными актами отно­сятся правовые обычаи, юридические прецеденты, норматив­ные договоры и др.


В правовой науке формы, при помощи которых закрепля­ются, официально выражаются юридические нормы, получили еще название источников права, поскольку именно из них люди получают, «черпают» необходимую правовую информацию.

Формы (источники) права - это способы объективации (официального выражения, закрепления) правовых норм, при­дания им определенной юридической силы.

В разных странах и в различные исторические периоды преобладающую роль в качестве источников права играли правовые обычаи, нормативные правовые акты, судебные прецеденты, нормативные договоры, юридические доктрины или религиозные писания.

Правовой обычай - это исторически сложившееся и во­шедшее в привычку правило поведения, одобренное и санкци­онированное государством в качестве правовой нормы. Правовой обычай являлся исторически первым источником права, господствовавшим в рабовладельческом и феодальном обществах. Система правовых норм, формирующихся из обы­чаев, получила в юридической науке название обычного пра­ва. На территории Беларуси обычное право превалировало до XVI в. После принятия в 1529 г. Статута Великого Княжества Литовского оно стало исполнять вспомогательную роль. В на­ше время правовые обычаи имеют ограниченное применение, но в некоторых странах еще сохраняют значение одного из ос­новных источников права.

Наиболее распространенной формой (источником) права в большинстве современных стран является нормативный пра­вовой акт - официальный письменный документ субъекта правотворчества, содержащий правовые нормы. Это акт пра­вотворческой деятельности компетентного государственного органа или непосредственно народа (при референдумах), кото­рым устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права.

По сравнению с другими источниками права нормативные правовые акты имеют ряд преимуществ. В них в письменной форме и, как правило, четко и ясно формулируются общеобяза­тельные правовые предписания. Они обладают максимальной доступностью для населения. В силу достаточной определенно­сти их содержания ими легко пользоваться при разрешении кон­кретных юридических дел с учетом требований законности. В случае необходимости в нормативные правовые акты можно


своевременно вносить изменения и дополнения, а также осуще­ствлять контроль за их соответст вием Конституции и другим нормативным правовым актам большей юридической силы.

Следует учитывать, что не во всех странах нормативный правовой акт стал основным источником права.

Суть юридического прецедента заключается в том, что ре­шению суда или иного государственного органа по конкрет­ному юридическому делу придается значение правовой нормьГ Иными словами, юридический прецедент - это решение судеб­ного или административного органа по конкретному делу, которому придается значение образца, эталона для разреше­ния аналогичных дел.

Нормативный договор - это соглашение между субъекта­ми права, содержащее нормативные положения (обязательные для этих субъектов правила поведения) при условии, что их нормативность признается государством. Нормативные догово­ры широко используются в международном праве. В настоящее время они признаются в качестве внутреннего источника пра­ва во всех национальных системах права государств с рыноч­ной экономикой.

На определенных исторических этапах развития общества в качестве источников права выступали юридические доктри­ны. Юридические доктрины это научно обоснованные мне­ния известных ученых-правоведов по вопросам содержания и применения права, в том числе выраженные в комментариях к действующему законодательству.

В ряде современных государств в качестве источника пра­ва выступали и выступают религиозные (священные) писания. Например, Коран в мусульманских странах.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.