Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц



Для правильного применения нормативных правовых ак­тов важно точно знать, с какого момента начинает действо­вать тот или иной акт и когда его действие прекращается. Определение времени начала действия нормативного акта свя­зано со временем его официального опубликования.

В Республике Беларусь под официальным опубликованием нормативных правовых актов понимается доведение их до все­общего сведения путем воспроизводства текстов нормативных правовых актов в издании «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь» и иных официальных изданиях, определяемых Президентом Республики Беларусь. Такими иными официальными изданиями в соответствии с Положени­ем об официальном опубликовании и вступлении в силу право­вых актов Республики Беларусь, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 10 декабря 1998 г. № 22 ', являются газеты «Советская Белоруссия», «Звязда», «Народ­ная газета», «Рэспублша».

1 Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1998. № 35. Ст. 888; 1999. № 28. Ст. 786; НРПА. 2000. Х« 117. 1/1873.


Датой официального опубликования нормативного право­вого акта считается день выхода в свет официального изда­ния, в котором помещен этот акт. В случае разновременного опубликования нормативного акта в нескольких официальных изданиях дата официального опубликования нормативного акта определяется по дате первоначального опубликования.

Декреты Президента Республики Беларусь и законы после подписания Президентом, а также в случаях, когда в соответ­ствии с Конституцией закон считается подписанным, подлежат немедленному и обязательному официальному опубликова­нию. Указы Президента нормативного характера подлежат обязательному официальному опубликованию, если иное не установлено актами самого Президента или законом. Поста­новления Совета Министров Республики Беларусь норматив­ного характера подлежат официальному опубликованию, если иное не установлено Советом Министров или законом. Иные нормативные правовые акты могут быть официально опубли­кованы после включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

Нормативные правовые акты могут быть опубликованы в изданиях, не являющихся официальными, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, переданы по­средством иных способов распространения информации. Однако опубликование их в изданиях, не являющихся официальными, является неофициальным и ссылки на такие публикации не допускаются.

Законодательством предусматриваются различные вари­анты вступления нормативных правовых актов в силу. Соглас­но ст. 104 Конституции и ст. 65 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» законы страны, а так­же декреты Президента вступают в силу через 10 дней после их официального опубликования, если в этих актах не установ­лен для этого иной срок. Указы Президента, постановления Правительства и иные нормативные правовые акты вступают в силу со дня включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в этих актах не установлен иной срок. Постановления палат Парламента вступают в силу с момента их принятия, если иное не предусмотрено в самих постановлениях.


Когда речь идет об иных сроках вступления нормативных актов в силу, отличных от указанных выше, то имеется в виду, что в одних случаях такие акты вводятся в действие со време­ни, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие, в других - с момента принятия акта или его опубликования. При этом следует учитывать, что в Республике Беларусь законы не могут вступать в силу с мо­мента их принятия Парламентом, поскольку Конституцией предусмотрена процедура подписания закона Президентом страны.

Необходимо иметь в виду, что согласно действующему законодательству Республики Беларусь нормативные акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования.

Не менее важное значение для обеспечения эффективного действия нормативного правового акта имеет определение вре­мени его действия и утраты им юридической силы. Норматив­ный правовой акт действует бессрочно, если в его тексте не оговорено иное.

Утрата нормативными актами юридической силы происхо­дит при наступлении определенных обстоятельств: во-первых, в связи с истечением срока действия акта, если он был принят на определенный срок; во-вторых, вследствие прямой отмены нормативного акта путем указания об этом в новом акте соот­ветствующей юридической силы; в-третьих, когда норматив­ный акт фактически заменяется новым актом, регулирующим по-иному те же общественные отношения. Последний вариант является самым неудачным, поскольку может повлечь серьез­ные погрешности в правоприменении.

С действием нормативных правовых актов во времени не­разрывно связаны такие юридические категории, как «пере­живание закона» и «обратная сила закона».

Переживание нормативного правового акта означает та­кую ситуацию, когда отмененный акт продолжает действо­вать в отношении правоотношений, возникших ранее на основании его норм. Такое положение нередко складывается в связи с тем, что некоторые правоотношения (арендные, кре­дитные, подрядные и др.) являются длящимися и их невозмож-


но привести в соответствие с новым законодательством без ущерба для интересов сторон и подрыва стабильности имуще­ственных отношений.

Обратная сила закона означает распространение действия нормативного правового акта на те отношения, которые суще­ствовали еще до его вступления в юридическую силу. Однако, как правило, закон обратной силы не имеет и распространяет свое действие только на те отношения, которые возникают после вступления его в силу.

Исключение (в соответствии со ст. 104 Конституции и ст. 67 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь») составляют случаи, когда закон смягчает или от­меняет юридическую ответственность, либо когда в самом нормативном правовом акте или в акте о введении его в дей­ствие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на определенные отношения, возникшие до его вступления в силу.

В то же время в упомянутой статье Закона «О норматив­ных правовых актах Республики Беларусь» установлено, что обратной силой обладают нормативные акты, которые иным образом (кроме отмены или смягчения ответственности) улуч­шают положение лиц, на которых распространяется действие соответствующих актов. Это нормативное положение не соот­ветствует принципам, выработанным юридической наукой, и норме ч. 6 ст. 104 Конституции.

В отличие от действия нормативных правовых актов во вре­мени, их действие в пространстве связано с определением терри­тории, на которой их нормы подлежат обязательной реализации.

В международном праве под территорией государства по­нимается часть земного шара, которая принадлежит опреде­ленному государству и находится под его суверенной властью. В состав территории государства входят: вся суша в пределах его границ, включая недра; внутренние (национальные) и тер­риториальные воды (прибрежные воды морей и океанов опре­деленной ширины); воздушное пространство в пределах границ государства; военные суда (морские и воздушные) под флагом государства; невоенные суда под флагом государства


в открытом море и в международном воздушном простран­стве; космические корабли (станции) со знаком государства, зарегистрировавшего объект. К территории государств при­равниваются территории их посольств, консульств, миссий, находящихся за рубежом.

В соответствии с международным принципом территори­ального верховенства как составной части государственного суверенитета нормативные правовые акты высших и цент­ральных органов государства действуют на всей территории государства или на обозначенной в них части этой террито­рии. Нормативные акты местных государственных органов действуют в пределах той территории, на которую распрост­раняется их юрисдикция. Эти теоретические положения нашли нормативное закрепление в ст. 68 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»: «Нормативные пра­вовые акты республиканских государственных органов имеют обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, нормативные правовые акты органов местного управления и самоуправления - на соответствующей территории Республи­ки Беларусь».

С действием нормативных правовых актов в пространстве
тесно связано их действие по кругу лиц. По общему правилу
нормативные акты государства действуют в отношении всех
субъектов права, находящихся на его территории. Это - граж­
дане данного государства, лица без гражданства, граждане
других государств (иностранцы), лица с двойным граждан­
ством, а также все организации, функционирующие на терри­
тории государства. —

Соответствующее положение закреплено в ч. 2 ст. 68 на­званного выше Закона: «Действие нормативных правовых ак­тов, за исключением случаев, установленных законом и международными договорами Республики Беларусь, распрос­траняется на граждан и юридических лиц Республики Бела­русь, а также находящихся на территории Республики Беларусь иностранных граждан, лиц без гражданства и иност­ранных юридических лиц». Однако в приведенной правовой норме не названы иные организации, кроме юридических лиц, которые действуют на территории страны.


Некоторые нормативные правовые акты распространяют свое действие лишь на определенные категории лиц, государственных органов, организаций. Так, Закон Республи­ки Беларусь от 26 февраля 1991 г. «О милиции»1 действует в отношении органов милиции и их сотрудников. Определенные акты распространяются только на военнослужащих, пенсионе­ров, инвалидов и т.п.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства на ее террито­рии пользуются правами и свободами и несут обязанности наравне с гражданами страны, если иное не определено Кон­ституцией, законами и международными договорами Респуб­лики Беларусь. Так, в отношении этих лиц, находящихся (проживающих) на территории Беларуси, имеются некоторые правовые ограничения: они не могут избирать и быть избран­ными в представительные органы государства, участвовать в референдумах; не могут выполнять обязанности по несению воинской службы; не вправе занимать определенные государ­ственные должности, состоять на службе в органах внутрен­них дел.

Существуют некоторые особенности, связанные с распрос­транением действия определенных нормативных правовых ак- -тов на граждан, независимо от места их нахождения. Так, согласно ст. 10 Конституции гражданину Беларуси гаранти­руется защита и покровительство государства как на его тер­ритории, так и за ее пределами.

Определенные лица пользуются на территории Республики Беларусь правом экстерриториальности. Так, в соответствии с международными соглашениями главы иностранных госу­дарств и правительств, сотрудники иностранных дипломати­ческих представительств, члены их семей и некоторые другие иностранные граждане в силу их определенной служебной при­надлежности обладают дипломатическим иммунитетом. Эти лица пользуются правом личной неприкосновенности и не под­лежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме.

1 Ведомости Верховного Совета БССР. 1991. № 13; Ведомости Верхов­ного Совета Республики Беларусь. 1992. 15. Ст. 254, № 32. Ст. 520; 1995. № 17. Ст. 182; 1996. № 21. Ст. 380; Ведомости Нацио­нального собрания Республики Беларусь. 1998. № 28. Ст. 458; НРПА. 2000. № 50. 2/166.


Вопросы уголовной или административной ответственнос­ти дипломатических представителей иностранных государств в случаях совершения ими соответствующих правонарушений на территории страны пребывания разрешаются дипломати­ческим путем. Дипломаты пользуются иммунитетом от граж­данско-правовой юрисдикции, за исключением случаев, предусмотренных Венской конвенцией о дипломатических от­ношениях от 18 апреля 1961 г.

В то же время дипломатические представители обязаны уважать законы государства пребывания, не вмешиваться в его внутренние дела.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.