1. Богатство.Главной проблемой экономической науки на всехстадиях ее развития является богатство (или разные его интерпретации—выгода, прибыль, полезность). Есть даже шутливое определение того, кто такой экономист, согласно которому — это бедный человек, дающий советы, как разбогатеть. В экономическойтеории проблема богатства рассматривается на различных уровнях — человека, фирмы, общества.Древневосточная экономическая мысль рассматривала прежде всего богатство государства. Так, в древнеиндийском сочинении «Артхашастра» (Г/ в. до н. э.) богатство определяется как «земля, населенная людьми», которые платят налоги. Поэтому достаток у народа гарантирует богатство государя. В древнекитайском энциклопедическом сочинении «Гуань-цзы» (IV в. до н. э.) также считалось необходимым «сделать государство богатым и народ довольным». Эта задача возлагалась на государя и его чиновников.
2. Способы увеличения богатства.Поскольку речь шла преждевсего о богатстве государства, пополняемого за счет сбора налогов, в древневосточных сочинениях давались рекомендации, каксделать поступление налогов наиболее полным. Эти рекомендации относились к разным слоям общества, из которых выделялисьтри. В древнекитайском сочинении «Шанцзюнь шу» (IV в. до н. э.)утверждалось: «Земледелие, торговля и управление — три основные функции государства. Земледельцы обрабатывают землю, торговцы доставляют товары, чиновники управляют народом».
А. Крестьяне.На Древнем Востоке крестьяне считались основой государства не только потому, что они были производителями главных предметов потребления и основными налогоплательщиками. Автор «Шанцзюнь шу» Шан Ян писал: «Государство добивается процветания земледелием и войной». И добавлял: «А когда все помыслы обращены к земледелию, то люди просты и ими можно легко управлять». Одной из наиболее результативных форм управления Шан Ян считал «круговую поруку», т.е. взаимную ответственность членов крестьянской общины, прежде всего при уплате налогов. Он даже предлагал распространить принцип «круговой поруки» на все сферы государственного управления.
Б. Торговцы. Несмотря на признание необходимости торговли,все авторы древневосточных сочинений проявляли антипатию кторговцам. В «Артхашастре» торговцы даже названы «ворами, неносящими имени воров», предполагая, что они недоплачиваютналоги государству. Действительно, проконтролировать доходыторговцев было значительно сложнее, чем доходы крестьян. ШанЯн писал: «...торговцы наловчились постоянно менять место своего пребывания». В качестве контрмеры он предлагал в целом увеличить налогообложение купцов: «Если резко повысить пошлины, взимаемые на заставах ирынках, то земледельцы возненавидят торговцев, а те усомнятся в доходности торговли и утратятпредприимчивость».Кроме того, чтобы доходы торговцев могли быть легче определены, а также для стабилизации положения на рынке древневосточными авторами предлагалась государственная фиксация цен. Это нередко было и на практике — в некоторых сводах законов древневосточных государств прямо указывались цены на основные товары.
В. Чиновники. Авторы древневосточных сочинений прекрасно видели, что сбор налогов — только половина дела. Важно также, чтобы их не растаскивали по дороге в царскую казну. Против чиновников-казнокрадов в «Артхашастре» рекомендуется применять наряду с официальным контролем тайный контроль путем внедрения правительственных агентов под видом слуг, торговцев и т.п. Правда, рекомендации свои Каутилья, автор «Артхашастры», заканчивает пессимистически: «Так же как нельзя распознать, пьют ли воду плавающие в ней рыбы, нельзя определить, присваивают ли имущество чиновники, приставленные кделам».
3. Государственное регулирование экономики.Для древневосточных обществ было в основном типично прямое государственное регулирование экономических отношений путем законов и указов даже в сфере рыночных отношений. Выше уже говорилось оприменении фиксированных государственных цен. Типичным было также использование государственной монополии на производство и продажу или только на продажу определенных товаров. Правда, осуществление государственной монополии вызывало иногда дискуссии. Так, в 120 г. до н. э. в Китае была введена государственная монополия на производство соли ижелеза. Доходы государства возросли, но население жаловалось на высокие цены и плохое качество этих товаров. В 81 г. до н. э. в связи со вступлением на престол нового императора вопрос об этом был вынесен на обсуждение, которое получило отражение в сочинении «Янь те лунь». Сторонники государственной монополии доказывали, что она приносит большой доход государству и является фактором безопасности, так как контролируются стратегически важные товары. Противники же указывали на неэффективность государственного производства, поскольку здесь работают рабы и преступники, которые «применяют свою силу далеко не полностью», в результате чего изделия получаются низкого качества и дорогие, «для народа непосильные». Указывалось также на нерадивость и злоупотребления чиновников, управляющих этими промыслами.
Наряду с прямым государственным регулированием некоторые китайские мыслители предлагали косвенное регулирование экономики. Например, Ли Куй (IV в. до н. э.) выдвинул идею «амбаров справедливости», согласно которой в урожайные годы налоги надо увеличивать и накапливать продукты в государственных амбарах, а в неурожайные — продавать накопленные запасы по низким ценам или даже раздавать голодающим. Авторы трактата «Гу-ань-цзы» предлагали «справедливую (государственную) торговлю зерном» для сезонного выравнивания цен — осенью закупать зерно «не слишком дешево», а весной продавать «не слишком дорого». «Вместо того чтобы уравновешивать при помощи налогов, — рекомендовали они, — регулируйте при помощи денег».
Помимо конкретных рекомендаций в области рыночного регулирования в «Гуань-цзы» присутствует и идея общетеоретического принципа экономического равновесия, проявляющегося в соотношении спроса и предложения на рынке: «Рынок — это то, по чему знают порядок или беспорядок в состоянии хозяйства