Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные теоретические положения



1. Богатство.Главной проблемой экономической науки на всехстадиях ее развития является богатство (или разные его интерпре­тации—выгода, прибыль, полезность). Есть даже шутливое опре­деление того, кто такой экономист, согласно которому — это бед­ный человек, дающий советы, как разбогатеть. В экономическойтеории проблема богатства рассматривается на различных уров­нях — человека, фирмы, общества.Древневосточная экономическая мысль рассматривала прежде всего богатство государства. Так, в древнеиндийском сочинении «Артхашастра» (Г/ в. до н. э.) богатство определяется как «земля, населенная людьми», которые платят налоги. Поэтому достаток у народа гарантирует богатство государя. В древнекитайском энцик­лопедическом сочинении «Гуань-цзы» (IV в. до н. э.) также счи­талось необходимым «сделать государство богатым и народ доволь­ным». Эта задача возлагалась на государя и его чиновников.

2. Способы увеличения богатства.Поскольку речь шла преждевсего о богатстве государства, пополняемого за счет сбора нало­гов, в древневосточных сочинениях давались рекомендации, каксделать поступление налогов наиболее полным. Эти рекоменда­ции относились к разным слоям общества, из которых выделялисьтри. В древнекитайском сочинении «Шанцзюнь шу» (IV в. до н. э.)утверждалось: «Земледелие, торговля и управление — три основ­ные функции государства. Земледельцы обрабатывают землю, тор­говцы доставляют товары, чиновники управляют народом».

А. Крестьяне.На Древнем Востоке крестьяне считались осно­вой государства не только потому, что они были производителями главных предметов потребления и основными налогоплательщика­ми. Автор «Шанцзюнь шу» Шан Ян писал: «Государство добива­ется процветания земледелием и войной». И добавлял: «А когда все помыслы обращены к земледелию, то люди просты и ими можно легко управлять». Одной из наиболее результативных форм управ­ления Шан Ян считал «круговую поруку», т.е. взаимную ответ­ственность членов крестьянской общины, прежде всего при упла­те налогов. Он даже предлагал распространить принцип «круго­вой поруки» на все сферы государственного управления.

Б. Торговцы. Несмотря на признание необходимости торговли,все авторы древневосточных сочинений проявляли антипатию кторговцам. В «Артхашастре» торговцы даже названы «ворами, неносящими имени воров», предполагая, что они недоплачиваютналоги государству. Действительно, проконтролировать доходыторговцев было значительно сложнее, чем доходы крестьян. ШанЯн писал: «...торговцы наловчились постоянно менять место сво­его пребывания». В качестве контрмеры он предлагал в целом уве­личить налогообложение купцов: «Если резко повысить пошли­ны, взимаемые на заставах ирынках, то земледельцы возненави­дят торговцев, а те усомнятся в доходности торговли и утратятпредприимчивость».Кроме того, чтобы доходы торговцев могли быть легче опре­делены, а также для стабилизации положения на рынке древне­восточными авторами предлагалась государственная фиксация цен. Это нередко было и на практике — в некоторых сводах зако­нов древневосточных государств прямо указывались цены на ос­новные товары.

В. Чиновники. Авторы древневосточных сочинений прекрасно видели, что сбор налогов — только половина дела. Важно также, чтобы их не растаскивали по дороге в царскую казну. Против чи­новников-казнокрадов в «Артхашастре» рекомендуется применять наряду с официальным контролем тайный контроль путем внедре­ния правительственных агентов под видом слуг, торговцев и т.п. Правда, рекомендации свои Каутилья, автор «Артхашастры», за­канчивает пессимистически: «Так же как нельзя распознать, пьют ли воду плавающие в ней рыбы, нельзя определить, присваивают ли имущество чиновники, приставленные кделам».

3. Государственное регулирование экономики.Для древневосточ­ных обществ было в основном типично прямое государственное регулирование экономических отношений путем законов и ука­зов даже в сфере рыночных отношений. Выше уже говорилось оприменении фиксированных государственных цен. Типичным было также использование государственной монополии на произ­водство и продажу или только на продажу определенных товаров. Правда, осуществление государственной монополии вызывало иногда дискуссии. Так, в 120 г. до н. э. в Китае была введена го­сударственная монополия на производство соли ижелеза. Дохо­ды государства возросли, но население жаловалось на высокие цены и плохое качество этих товаров. В 81 г. до н. э. в связи со вступлением на престол нового императора вопрос об этом был вынесен на обсуждение, которое получило отражение в сочине­нии «Янь те лунь». Сторонники государственной монополии доказывали, что она приносит большой доход государству и явля­ется фактором безопасности, так как контролируются стратегичес­ки важные товары. Противники же указывали на неэффективность государственного производства, поскольку здесь работают рабы и преступники, которые «применяют свою силу далеко не полнос­тью», в результате чего изделия получаются низкого качества и до­рогие, «для народа непосильные». Указывалось также на неради­вость и злоупотребления чиновников, управляющих этими про­мыслами.

Наряду с прямым государственным регулированием некоторые китайские мыслители предлагали косвенное регулирование эко­номики. Например, Ли Куй (IV в. до н. э.) выдвинул идею «амба­ров справедливости», согласно которой в урожайные годы налоги надо увеличивать и накапливать продукты в государственных ам­барах, а в неурожайные — продавать накопленные запасы по низ­ким ценам или даже раздавать голодающим. Авторы трактата «Гу-ань-цзы» предлагали «справедливую (государственную) торговлю зерном» для сезонного выравнивания цен — осенью закупать зер­но «не слишком дешево», а весной продавать «не слишком доро­го». «Вместо того чтобы уравновешивать при помощи налогов, — рекомендовали они, — регулируйте при помощи денег».

Помимо конкретных рекомендаций в области рыночного ре­гулирования в «Гуань-цзы» присутствует и идея общетеоретичес­кого принципа экономического равновесия, проявляющегося в соотношении спроса и предложения на рынке: «Рынок — это то, по чему знают порядок или беспорядок в состоянии хозяйства


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.