Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Средневековая экономическая мысль России



Экономическое и политическое развитие России обладало опре­деленной спецификой. Во-первых, Восточная Европа в целом отставала от Западной, поскольку «варварские» государства на развалинах Римской империи начали формироваться в конце V в., а Древнерусское государство (Киевская Русь) возникло в конце IX в. Во-вторых, татарское иго, еще больше усилив отставание России, наложило особый отпечаток на ее дальнейшее политическое развитие.В борьбе за освобождение от татар в России на рубежеXV—XVI вв. сложилось централизованное государство. Но если на Западе формирование в это же время централизованных госу­дарств сопровождалось зарождением капитализма, то в России го­сударство, сложившееся по военной необходимости, наоборот, способствовало усилению некоторых черт феодализма, в частно­сти возникновению и развитию крепостного права. Кроме того,«российское государство унаследовало от татар определенные чер|ты восточной деспотии.

Поэтому сочинение, которое было написано на рубеже 40—50-х гг.XVI в. священником Ермолаем (принявшим затем в монашестве имя Еразм) «Благахотящим царям правительница и землемерие», с одной стороны, было написано, как и западно-европейские трак­таты более раннего времени, с использованием богословской ар­гументации, но, с другой стороны, это было сочинение о государ­ственном управлении, подобно рассмотренным выше древневос­точным сочинениям. Кроме того, спецификой взглядов самого Ермолая-Еразма была частичная близость взглядам ранних хрис­тианских богословов, что, очевидно, объясняется присутствовав­шим в это время в российской церкви течением «нестяжателей».

„Рассмотрим несколько примеров.

Богатствооднозначно осуждается Ермолаем: «Понеже бовсякое богатство от властвующих коварств насилием или некими
ухищрениями много сбираемо, от своего же труда много богатстваникому не мощно собрата».

1. Торговая прибыль и ссудный процент.В отношении прибы­ли Ермолай занимает компромиссную позицию, осуждая толькочрезмерно высокую прибыль. Ссудный процент же осуждаетсяполностью. Обращаясь к ростовщику, Ермолай пишет: «Всякое
животное Божьим повелением радтет... твоему же сребру не по­
ложи Бог растения. Ты же противишися Богу, яко не растленно­
му повел еваеши расти».

2. Налоги. Апелляцией к божественному миропорядку аргумен­тирует Ермолай и свое предложение сократить число крестьян­ских податей до одной — ведь и звери и птицы только один раз в год линяют.

 


5. Экономическая мысль феодального общества на Ближнем Востоке

Характеристика эпохи

Мусульманская культура начала формироваться в период араб­ских завоеваний. За сто лет (в VII—VIII вв.) арабы завоевали колоссальную территорию. Арабский халифат был больше Римской империи и простирался от Испании до Индии. В его состав вошли и многие развитые страны, население которых, переходя в ислам, вносило свой вклад в формирование мусульманской культуры. В частности, бывшие византийские провинции Сирия и Египет были проводниками античной культуры ив том числе античной философии в исламском мире. Средневековая исламская филосо­фия, так же как и в Европе, первоначально развивалась в рамках богословия. Наибольший ее расцвет приходится на XI—XII вв., но и позже, несмотря на постепенное усиление в исламском богосло­вии догматизма и мистицизма, в ней встречаются глубокие мыс­лители. Одним из них был уроженец Туниса, философ и историк ВалиэддинАбдаррахман ибн Хальдун (1332—1406), выдвинувший первую в мусульманской философии теорию развития общества, в которой большое место было отведено экономическим пробле­мам.

Предмет и метод

Поскольку Ибн-Хальдун рассматривал развитие общества, предметом исследования была макроэкономика. В методе у него сочетаются позитивный и нормативный подходы. Важным мето­дологическим положением была идея о взаимосвязанности явле­ний окружающего мира. Это «мир упорядоченный и совершен­ный, — писал он, — в котором причины связаны со следствиями, вселенные соединяются со вселенными, одни существующие вещи превращаются в другие». Другим важным методологическим по­ложением был тезис о существовании естественных законов раз­вития общества. «Многие из государственных мужей, — отмечал философ, — обладающие трезвостью в политике, могут обратить внимание на признаки разрушения, которые постигают их госу­дарство, и посчитать, что этого можно избежать... Они считают, что несчастье постигает их государство из-за небрежения или глу­пости тех государственных мужей, которые были до них. Но это не так. Это разрушение природно».

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.