1. Теория развития общества.Ибн-Хальдун считал, что общество развивается циклически. В рамках каждого цикла он выделял три этапа. Важным отличительным признаком каждого этапа является уровень развития экономики. «Знай, — писал Ибн-Хальдун, — что условия, в которых живут поколения, различаются в зависимости от того, как люди добывают средства к существованию». Первый этап он называет «дикостью». Здесь люди имеютприсваивающее хозяйство, т.е. занимаются охотой и сбором съедобных растений. На втором этапе, называемом «примитивностью», появляется производящее хозяйство в виде земледелия и скотоводства. На третьем этапе, называемом Ибн-Хальдуном «цивилизацией», появляются ремесло и торговля, концентрирующиеся в городах. (Отсюда и название «цивилизация», происходящее от латинского «цивилис» — городской.У Ибн-Хальдуна применяется соответствующее арабское слово.)
С переходом на стадию цивилизации, по теории Ибн-Хальдуна, появляется и государство, означающее переход от равенства и племенной демократии к отношениям неравенства и господства. В отличие от племенного вождя, бывшего первым среди равных и возглавлявшего племенное ополчение, эмир опирается на наемных воинов и чиновников. Государство, по мнению Ибн-Хальдуна, — это аппарат насилия над собственным народом.
В связи с этим на третьем этапе у Ибн-Хальдуна появляется деление на естественные и неестественные способы приобретения богатства, т.е. систематизация экономических отношений. Естественным способом Ибн-Хальдун считает труд, неестественным — насилие (со стороны государства). К естественным способам относится сельское хозяйство, ремесло и торговля. Как мы видим, поскольку критерием деления является уже не «цель», как у Аристотеля, а «способ», торговля тоже считается естественной трудовой деятельностью. «Общество, его существование и оживленность его рынков — все это связано с трудами людей, с их деятельностью и активностью, имеющей целью осуществление интересов и достижение приобретений». К неестественным способам Ибн-Хальдун относит налоги («налоги и поборы образуют основу государства»), монопольную государственную торговлю («эмиры... занимаются приобретением продукции у земледельцев... и навязывают им ту цену, какую захотят, а затем продают их в свое время подданным своего государства по цене, которую назначат»), а также судебные конфискации и военную добычу.
Третий этап развития общества, представляя наивысший его уровень, несет в себе, по мнению Ибн-Хальдуна, и семена его гибели. Аппетиты государства постепенно растут, что приводит к «измышлению государем новых видов сборов», однако одновременно это порождает снижение деловой активности людей, «стеснение и тягость, исчезновение доходов, а это убивает их надежды, связанные с торговлей». «И если люди отвратятся от добывания средств к существованию и забросят приобретение, то на рынках... наступит застой... и люди рассеются... ища пропитание в других землях... и разрушатся города. А с их разрушением разрушится государство и власть». Речь идет о том, что, желая получить больше налогов, государство будет получать их все меньше, казна опустеет, будет нечем платить армий, и это государство будет завоевано соседями. Но для населения данного региона история будет продолжаться. Если, например, завоевателями были соседние племена, то у них со временем тоже появится государство и далее, по мнению Ибн-Хальдуна, все пойдет по указанной схеме.
2. Цена товаров, согласно Ибн-Хальдуну, определяется соотношением спроса и предложения. Со стороны спроса цена определяется полезностью вещи и «местом, которое занимает данное изделие среди других видов изделий». Со стороны предложения цена «определяется затраченным трудом», причем в ней учитывается не только труд непосредственного производителя, но и его материальные издержки, т.е. цена также «включает в себя (труд) других, так плотничество использует дерево, ткачество — пряжу и (таким образом) труда в этих ремеслах больше». Кроме того, Ибн-Хальдун указывал, что введение косвенных налогов ведет к росту цен облагаемых товаров.
3. Торговая прибыль возникает как разница между ценой продажи и покупки товара. «Прибыли человек добивается, или накапливая товары и ожидая повышения цен на них, или перевозя их вдругую страну, где на эти товары больший спрос».
4. Деньги. По мнению Ибн-Хальдуна, золото и серебро изначально являются деньгами, выполняя функции средства измерения, платежа и накопления. «Господь создал два металла — золото и серебро, — писал он, — чтобы они были мерой всякого движимого имущества», «они — основа приобретения, накопления исокровища».
6. . Меркантилизм - учение эпохи первоначального накопления капитала. Отличительные черты раннего меркантилизма-монетаризма (XV - XVI в.в.) и позднего меркантилизма (XVII-XVIII в.в.)
Характеристика эпохи
Активизация экономической жизни в европейских странах начинается еще в XII—XIII вв. благодаря увеличению численности населения, развитию торговли, росту безопасности дорог и т.д. Постепенно множатся торговые связи, торговый оборот стимулирует развитие промышленности, развивается кораблестроение. Но в XV в. этот процесс приобретает новое качество. Начинается эпоха Великих географических открытий.
Поиск новых земель и рынков был в первую очередь спровоцирован острым дефицитом драгоценных металлов, которые в ту эпоху выполняли функцию денег. Этот дефицит возник из-за роста торговых операций. Помимо этого европейские страны стремились найти новые, морские пути в Индию — источник пряностей. Сухопутный путь на Восток через Сирию и Малую Азию был единственным и контролировался венецианскими купцами. Другие страны (Испания, Португалия, позднее Англия) оказывались исключенными из этих внешнеторговых операций. Помимо этого сухопутная торговля велась с помощью большого количества перекупщиков, что значительно удорожало товар. В конце концови этот путь был перекрыт в результате завоевания турками Византии в 1453 г.
Стремление найти новые возможности достичь Индии привело к освоению морских путей вдоль Африки, а с возрождением идеи круглой Земли — и к организации экспедиций на Запад, результатом которых стало открытие Америки. В результате на протяжении XVI—ХУН'вв. осваиваются новые территории и устанавливаются новые торговые связи (Испания — Перу и Мексика, Англия и Франция — Северная Америка, Россия — Северная Азия).
Успехи внешней торговли значительно меняют облик Европы. Хлынувший поток драгоценных металлов из новых земель приводит к первой инфляции, так называемой «революции цен» (рост цен в 2—4 раза за период с 30-х гг. до конца XVI в.). Растут торговые обороты и торговые прибыли, начинается активный процесс накопления капиталов, постепенный рост и модернизация промышленности (появление мануфактур) с целью переориентации ее на товарное производство (а не мелкое, соответствовавшее нуждам почти полунатурального хозяйства). Активно растут и усиливаются города.Меняется политическое устройство европейских стран — начинается формирование централизованных государств. Рост внешней и внутренней торговли создает экономическую базу для интеграции разрозненных территорий внутри стран. Улучшаются средства коммуникации. В то же время купцы начинают поддерживать королей в их борьбе за единовластие против феодалов. Они заинтересованы в развитии торговли, а для этого необходимо снятие многочисленных таможенных барьеров между отдельными феодальными владениями, строительство и защита дорог, введение единого налогового законодательства. Все эти преобразования может осуществить только сильная центральная власть.
Растет и социальный статус купечества. За свою поддержку купцы получают средства из казны на организацию торговых экспедиций, политическую и военную поддержку при ведении торговых войн и колониальных завоеваний.
В интеллектуальной жизни также происходят важные изменения. Начинается борьба за освобождение науки от влияния теологии. Развивается экспериментальная наука. Она дает первые практические результаты, которые порождают огромный оптимизм в отношении способностей человеческого разума управлять миром. В философии также идет борьба за освобождение от богословской традиции мышления. Формируется альтернативный метод анализа — эмпирический, опирающийся не на абстрактные рассуждения, а на опыт. В частности, большой вклад в развитие нового метода внес английский философ Фрэнсис Бэкон (1561—1626).
В целом наука и мышление приобретают практический характер, они отказываются от исследования абстрактных категорий и обращаются к повседневным проблемам.