Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные теоретические положения. 1. Теория развития общества.Ибн-Хальдун считал, что обще­ство развивается циклически



1. Теория развития общества.Ибн-Хальдун считал, что обще­ство развивается циклически. В рамках каждого цикла он выде­лял три этапа. Важным отличительным признаком каждого этапа является уровень развития экономики. «Знай, — писал Ибн-Халь­дун, — что условия, в которых живут поколения, различаются в зависимости от того, как люди добывают средства к существова­нию». Первый этап он называет «дикостью». Здесь люди имеютприсваивающее хозяйство, т.е. занимаются охотой и сбором съедоб­ных растений. На втором этапе, называемом «примитивностью», появляется производящее хозяйство в виде земледелия и ското­водства. На третьем этапе, называемом Ибн-Хальдуном «цивили­зацией», появляются ремесло и торговля, концентрирующиеся в городах. (Отсюда и название «цивилизация», происходящее от латинского «цивилис» — городской.У Ибн-Хальдуна применяет­ся соответствующее арабское слово.)

С переходом на стадию цивилизации, по теории Ибн-Хальду­на, появляется и государство, означающее переход от равенства и племенной демократии к отношениям неравенства и господства. В отличие от племенного вождя, бывшего первым среди равных и возглавлявшего племенное ополчение, эмир опирается на наем­ных воинов и чиновников. Государство, по мнению Ибн-Хальду­на, — это аппарат насилия над собственным народом.

В связи с этим на третьем этапе у Ибн-Хальдуна появляется деление на естественные и неестественные способы приобретения богатства, т.е. систематизация экономических отношений. Ес­тественным способом Ибн-Хальдун считает труд, неестественным — насилие (со стороны государства). К естественным способам от­носится сельское хозяйство, ремесло и торговля. Как мы видим, поскольку критерием деления является уже не «цель», как у Ари­стотеля, а «способ», торговля тоже считается естественной трудо­вой деятельностью. «Общество, его существование и оживленность его рынков — все это связано с трудами людей, с их деятельнос­тью и активностью, имеющей целью осуществление интересов и достижение приобретений». К неестественным способам Ибн-Хальдун относит налоги («налоги и поборы образуют основу го­сударства»), монопольную государственную торговлю («эмиры... занимаются приобретением продукции у земледельцев... и навя­зывают им ту цену, какую захотят, а затем продают их в свое вре­мя подданным своего государства по цене, которую назначат»), а также судебные конфискации и военную добычу.

Третий этап развития общества, представляя наивысший его уровень, несет в себе, по мнению Ибн-Хальдуна, и семена его ги­бели. Аппетиты государства постепенно растут, что приводит к «измышлению государем новых видов сборов», однако одновре­менно это порождает снижение деловой активности людей, «стес­нение и тягость, исчезновение доходов, а это убивает их надеж­ды, связанные с торговлей». «И если люди отвратятся от добыва­ния средств к существованию и забросят приобретение, то на рынках... наступит застой... и люди рассеются... ища пропитание в других землях... и разрушатся города. А с их разрушением разрушится государство и власть». Речь идет о том, что, желая полу­чить больше налогов, государство будет получать их все меньше, казна опустеет, будет нечем платить армий, и это государство бу­дет завоевано соседями. Но для населения данного региона история будет продолжаться. Если, например, завоевателями были соседние племена, то у них со временем тоже появится государство и да­лее, по мнению Ибн-Хальдуна, все пойдет по указанной схеме.

2. Цена товаров, согласно Ибн-Хальдуну, определяется соот­ношением спроса и предложения. Со стороны спроса цена опре­деляется полезностью вещи и «местом, которое занимает данное изделие среди других видов изделий». Со стороны предложения цена «определяется затраченным трудом», причем в ней учиты­вается не только труд непосредственного производителя, но и его материальные издержки, т.е. цена также «включает в себя (труд) других, так плотничество использует дерево, ткачество — пряжу и (таким образом) труда в этих ремеслах больше». Кроме того, Ибн-Хальдун указывал, что введение косвенных налогов ведет к росту цен облагаемых товаров.

3. Торговая прибыль возникает как разница между ценой про­дажи и покупки товара. «Прибыли человек добивается, или накап­ливая товары и ожидая повышения цен на них, или перевозя их вдругую страну, где на эти товары больший спрос».

4. Деньги. По мнению Ибн-Хальдуна, золото и серебро изна­чально являются деньгами, выполняя функции средства измере­ния, платежа и накопления. «Господь создал два металла — золо­то и серебро, — писал он, — чтобы они были мерой всякого дви­жимого имущества», «они — основа приобретения, накопления исокровища».


6. . Меркантилизм - учение эпохи первоначального накопления капитала. Отличительные черты раннего меркантилизма-монетаризма (XV - XVI в.в.) и позднего меркантилизма (XVII-XVIII в.в.)

Характеристика эпохи

Активизация экономической жизни в европейских странах на­чинается еще в XII—XIII вв. благодаря увеличению численности населения, развитию торговли, росту безопасности дорог и т.д. Постепенно множатся торговые связи, торговый оборот стимули­рует развитие промышленности, развивается кораблестроение. Но в XV в. этот процесс приобретает новое качество. Начинается эпо­ха Великих географических открытий.

Поиск новых земель и рынков был в первую очередь спрово­цирован острым дефицитом драгоценных металлов, которые в ту эпоху выполняли функцию денег. Этот дефицит возник из-за ро­ста торговых операций. Помимо этого европейские страны стре­мились найти новые, морские пути в Индию — источник пряно­стей. Сухопутный путь на Восток через Сирию и Малую Азию был единственным и контролировался венецианскими купцами. Дру­гие страны (Испания, Португалия, позднее Англия) оказывались исключенными из этих внешнеторговых операций. Помимо это­го сухопутная торговля велась с помощью большого количества перекупщиков, что значительно удорожало товар. В конце концови этот путь был перекрыт в результате завоевания турками Визан­тии в 1453 г.

Стремление найти новые возможности достичь Индии приве­ло к освоению морских путей вдоль Африки, а с возрождением идеи круглой Земли — и к организации экспедиций на Запад, ре­зультатом которых стало открытие Америки. В результате на про­тяжении XVI—ХУН'вв. осваиваются новые территории и устанав­ливаются новые торговые связи (Испания — Перу и Мексика, Ан­глия и Франция — Северная Америка, Россия — Северная Азия).

Успехи внешней торговли значительно меняют облик Европы. Хлынувший поток драгоценных металлов из новых земель при­водит к первой инфляции, так называемой «революции цен» (рост цен в 2—4 раза за период с 30-х гг. до конца XVI в.). Растут торго­вые обороты и торговые прибыли, начинается активный процесс накопления капиталов, постепенный рост и модернизация про­мышленности (появление мануфактур) с целью переориентации ее на товарное производство (а не мелкое, соответствовавшее нуж­дам почти полунатурального хозяйства). Активно растут и усили­ваются города.Меняется политическое устройство европейских стран — на­чинается формирование централизованных государств. Рост внеш­ней и внутренней торговли создает экономическую базу для ин­теграции разрозненных территорий внутри стран. Улучшаются средства коммуникации. В то же время купцы начинают поддер­живать королей в их борьбе за единовластие против феодалов. Они заинтересованы в развитии торговли, а для этого необходимо сня­тие многочисленных таможенных барьеров между отдельными феодальными владениями, строительство и защита дорог, введе­ние единого налогового законодательства. Все эти преобразования может осуществить только сильная центральная власть.

Растет и социальный статус купечества. За свою поддержку купцы получают средства из казны на организацию торговых экс­педиций, политическую и военную поддержку при ведении тор­говых войн и колониальных завоеваний.

В интеллектуальной жизни также происходят важные измене­ния. Начинается борьба за освобождение науки от влияния тео­логии. Развивается экспериментальная наука. Она дает первые практические результаты, которые порождают огромный опти­мизм в отношении способностей человеческого разума управлять миром. В философии также идет борьба за освобождение от бо­гословской традиции мышления. Формируется альтернативный метод анализа — эмпирический, опирающийся не на абстрактные рассуждения, а на опыт. В частности, большой вклад в развитие но­вого метода внес английский философ Фрэнсис Бэкон (1561—1626).

В целом наука и мышление приобретают практический харак­тер, они отказываются от исследования абстрактных категорий и обращаются к повседневным проблемам.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.