Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Древнерусское поучение на 2-ю неделю Великого поста



 

Придите, други и братья, возлюбленное стадо Христово, — еще нечто скажу вам о Святом посте, которого две недели уже прошли. Пост есть десятина всего года. И нам должно, братья, Богу, даровавшему нам жизнь и блюдущему нас по Своей благости, вполне отдавать десятину года, как делали то и древние мужи, которых по справедливости называем святыми, и которых Господь Бог прославил по всей земле, потому что они сохранили Его заповеди. Кто же это? Во-первых, постился Энох и взят на небо с плотью, где и доныне пребывает жив. Постился Ной и спасен был от Всемирного потопа вместе с детьми его, от него и нынешний род людской произошел. Постился также Авраам и наречен "другом Божиим" и стал отцом Пророков, патриархов и всех прочих. Постом очистился Моисей и беседовал с Богом лицом к лицу, и просветилось лицо его, как солнце. Постился пророк Илия и свел огонь с неба на жертву, и испросил у Бога дождь людям жаждующим. Постом пророк Даниил укротил львов и стяжал наименование "мужа желаний". Многие и в Новом законе Господнем освятились постом и спаслись: имен их не вместят и книги всего мира, един Бог ведает Своих угодников.

Но скажет кто-нибудь в себе: "Те святые были крепки, а мы немощны и слабы". Если мы немощны и слабы, то, по крайней мере, отдадим Господу Богу сполна десятину, которой Сам Он требует от нас. Год состоит из трехсот шестидесяти пяти дней; и от всех этих дней в десятину Господь избрал Себе сии дни поста. Сами вы разочтите, ибо хорошо это знаете, а я объясню детям и новопросвященным. Тридцать шесть дней составляют десятую долю трехсот шестидесяти. Пост продолжается семь недель: но из них надобно исключить дни субботние (кроме Великой Субботы) и недельные, потому что они суть праздники Господни; первые — в память покоя Божия от дел, последние — ради Воскресения Господня. А чтобы не пропала десятая доля и пяти (остальных) дней года, надобно причислить к посту время (полдня) от Великой Субботы до Воскресения Господня. Посему-то святые Отцы заповедали поститься до глубокой ночи. Таким образом, семь недель составляют десятину Божию. И если не отдадим ее сполна Богу, то какой дадим ответ? Как получим прощение во грехах, если всегда будем преданы объедению, пьянству, сластолюбию и прочим похотям? Невоздержание было причиной преступления заповеди, а преступление ввело в мир смерть. Адам не сохранил в чистоте поста, который заповедал ему Бог, и предан смерти по телу. А мы после стольких примеров, если не захотим соблюдать всех дней поста в чистоте, умрем смертью душевною (смерть души есть вечная мука), как сказал апостол Павел: «вдовица питающаяся пространно жива умерла» (1 Тим. 5; 6). Сами знаете, как любезен был Богу народ израильский, который Он провел посуху чрез море Чермное, которому послал с неба манну, сотворил для него тьмы чудес и говорил о нем: «сын Мой первенец Израиль» (Исх. 4; 22). Но и того не пощадил Он, когда не соблюл народ поста. Моисей говорил израильтянам по повелению Божиему — поститесь, а они «седоша ясти и пити и восташа играти» (Исх. 32; 6). Предались блужению, и пришел на них гнев Божий, и за любострастие были они возненавидены Богом. Что же будет нам, которые постились одну только неделю, а теперь опять заботимся о сладкой пище?

Но молю вас, братия, видя некоторых, живущих без страха Божиего и пекущихся более о теле, нежели о душе, — не прельщайтесь их примером, они не Богу работают, а своему чреву. Ложными словами они обольщают сердце невинных, но «...кончина их — погибель» (Флп. 3; 19). Как начали, братия, поститься с первого дня, так и продолжайте до Воскресенья Господня. Не принуждаю вас никого держать пост чрез силу, но как кто может, по силе: только не вдавайтесь в слабость. Зависть и клеветы совершенно удалите от себя: иначе одной половиной, — телом, вы будете умилостивлять Бога, а другой прогневлять Его. Освободившись от гнева, ярости, ссор и всяких неправд, в терпении достигайте награды, вам уготованной, о Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава.

(Из рукописного "Сборника" XIV в. Библиотека Троице-Сергиевы Лавры)

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.