Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Слово любви ревнующим о двуперстии



 

Из церковной истории можно узнать, что еще в самые апостольские времена крестное знамение рукою на себе изображали; но как и какие персты к сему изображению слагали, — о том в древних повествованиях нимало не упоминается. Теперь мы по церковному обычаю, когда изображаем на себе Крест, слагаем три перста, соединяя вкупе большой палец, указательный и средний, а оставшиеся два пригибаем к ладони. А вы, называющие себя старообрядцами, слагаете большой палец с двумя последними, а указательный и средний оставляете прямостоящими. Если хотим ведать, какое перстосложение истиннее, то надобно знать, какое сложение перстов согласно с верой, а какое нет, ибо вера содержится в уме и в сердце, а не в пальцах. Ежели спросить вас: для чего вы три перста, большой с последними, соединяете, — вы отвечаете, что таким де соединением трех перстов мы Святую Троицу изображаем. Весьма похвально. Опять спросим вас: что вы оставшимися двумя перстами, указательным и средним, изображаете?— вы отвечаете, что изображаете ими два во Христе соединенных естества, Божеское и человеческое. Опять-таки похвально.

Спросите же теперь и вы нас: что мы изображаем тремя перстами — большим, указательным и средним? Мы вам тотчас отвечаем, что изображаем ими Святую Троицу. Ежели опять вы спросите: что мы изображаем оставшимися двумя перстами? — мы вам ответим, что изображаем ими два во Христе соединенных естества. Так какое же теперь осталось между вами и нами несогласие? Никакого нет! Будем ли мы за пальцы браниться, когда в вере о Святой Троице согласны?

Да вы де не те пальцы слагаете, — говорите вы нам. Но сила не в пальцах, а сила в том, чтобы ими изображалась Святая Троица. Не в том сила, какие персты слагать, — а только бы вера о Святой Троице была не повреждена. А вы и сами не порицаете нас, что мы де неправо веруем во Святую Троицу. Так о чем же спорить, за что разлучаться? Поистине, не за что.

Здесь можете вы нам сказать, что ежели не в том сила, как персты слагать, так зачем было и вводить прежде не всеми употребляемое трехперстное сложение. На сие ответствуем, что это сделано для того, чтобы в обычах церковных не иметь несходства с Греческой Православной Церковью, от которой мы как веру, так и все предания приняли. А потому праведным было, чтобы с ней во всем согласовываться. И многие из Греции приезжающие знатного духовного чина люди, меж ними и святейшие восточные патриархи, недоумевали, как мы, будучи с ними одной веры и в совершенном молитвенном единении, в перстосложении не сходствуем. А для того пришли в рассуждение, что справедливым будет и в сем обычае с Греческой Церковью совершенно согласиться.

И кто бы подумал, чтобы те за пальцы стали спорить, которые в вере согласны? На это вы говорите, что и в Греции де обычай, чтоб по-нашему персты слагать, — обычай испорченный, а прежде де там такого не было. На сие ответствуем, что нельзя и такого сказать, ибо греческой веры люди находятся во всем свете в разных местах. И если перстосложение было испорчено в так называемой собственно Греции, то могло бы оно неповрежденным остаться на многочисленных островах Средиземного моря, где живет неисчислимое множество людей греческой веры. Если бы оно испорчено было и на островах, то могло бы целым остаться в Африке, в Египте или в Аравии, на Синайской горе или в Палестине, в Иерусалиме или в Сирии и в Анатолии. Но нет, во всех этих пространнейших странах благочестивого исповедания греческого люди так персты слагают, как и мы. А хотя бы и во всех тех греческой веры странах перстосложение было "испорчено", — так оно могло бы "целым" остаться у других народов, которые также греческого исповедания, а с греками или сообщения не имеют, или весьма удалены от них местом, например, у болгар, молдаван, валахов, далматинов, сербов, кроатов, словенов, грузин, также у многих православных христиан, под областью Польской обитающих. Однако все эти народы до единого при изображении Креста персты слагают также, как и мы. Так откуда же все сии народы приняли этот обычай?! Поистине, нельзя и придумать, как бы могло введено быть такое обыкновение меж столь различными народами, — разве сказать, что они его от самых апостольских времен приняли. А потому невозможно сказать, чтобы сложение перстов в Греческой Православной Церкви было неправое.

Сей обычай и мы себе присвоили. Однако со всем тем Церковь наша веру не зиждет на пальцах, но основывает ее в уме и в сердце. Если вера о Святой Троице непорочна, то какими бы пальцами ее не изображать, — нет беды спасению нашему. А ежели кто о Святой Троице неправо мудрствует, то как бы он персты не слагал, по-вашему или по-нашему, тогда сложение перстов никого не спасет и ничему не поможет. Так перестаньте же вы о сложении перстов так много волноваться. Это одно упорство, —чтобы в вере о Святой Троице быть согласными, а за пальцы спорить. Ведайте доподлинно, что осудит вас сама Святая Троица за то, что вы, настаивая на пальцах, любовь нарушаете. А любовь приятнее Святой Троице, нежели сложение перстов всех рук, сколько их ни есть на свете. Не о том спорьте, как разделенные персты соединять, — а о том больше думайте, как бы разделенные от Церкви души соединить во единое стадо под водительство единого Пастыря Иисуса Христа.

(Из книги "Увещевание во утверждении истины")

 

Наша Небесная Матерь

 

Пресвятая Дева Мария есть Матерь Божия и Матерь наша, Матерь всех христиан. Она — Матерь Божия по человечеству, а наша Матерь по благодати. Она — Матерь Божия, потому что рожденный от Нее есть воистину Сын Божий и Бог; Она — Матерь христиан, потому что Ее Сын и Бог любил называть Себя «Сыном Человеческим», не стыдился и верующих нарицать Своими «братиями» (Евр. 2; 11). Итак, братие, все мы — дети Богоматери! Как Матерь Божия, Она обладает всеми неистощимыми дарами Духа Божия, а как Матерь христиан, Она преизобильно изливает на них все сии дарования. Как Матерь Божия, Она имеет дерзновение у Сына и Бога Своего больше всех Ангелов и всех святых Божиих; как Матерь христиан, Она являет нам, своим детям, такие милости, каких не может нам оказать никто из Ангелов или из святых Божиих.

Не правда ли, братие, ведь все мы согрешаем на всяк день и час, на каждую минуту. Спроси о том каждый у своей совести. Горе нам, грешным! Вся жизнь наша есть как бы одна непрерывная цепь самых тяжких беззаконий. Сколько нечистот в наших помыслах, сколько греха в словах наших, сколько лукавства в делах! Все это видит Господь наш, видит и терпит, потому что он долготерпелив... Но когда мы своей неблагодарностью, своим упорством во зле вконец прогневляем правосудие Божие и возжигаем против себя Его праведный гнев, — тогда Он отлагает Свое долготерпение, Он грозит нам казнью, смертью, конечной погибелью. Он как бы говорит нам то, что говорил некогда иудеям: «О роде неверный и развращенный! Доколе буду в вас? Доколе терплю вам?» (Мф. 17; 17). «Роде неверный» — не потому неверный, чтобы не имел ты веры, а потому что нет у тебя ни единого дела, достойного веры. «Роде развращенный» — развращенный потому, что ты не имеешь страха предо Мною, ты ни во что поставил Закон Мой, удалился от любви Моей, следуешь только своим пожеланиям, своим лукавым похотениям... «Доколе буду в вас? Доколе терплю вам?»— Долго ли буду снисходить вам долготерпением и кротостию Моею?

Говоря так, прогневанный Господь потрясает обнаженным мечом правосудия Своего, как говорит Пророк: «...оружие сего очистит, лук Свой напряже и у готова и, и в нем у готова сосуды смертным» (Пс. 7; 13), —«...Стрелы сильного изощрены» (Пс. 119; 4). И пускает Он первую стрелу Свою на грешных людей, и уязвляет болезнями продолжительными; пускает другую стрелу и лишает их благополучия, смиряя нищетой гордое око; пускает еще бесчисленные стрелы и поражает нас разными бедствиями: горят наши жилища, тонут корабли, пустеют города от голода и мора, войны и всяких напастей... И куда убежим, где укроемся мы, окаянные грешники, от сего грозного гнева и ярости Сына Божия? — Нет у нас другого средства ко спасению, кроме сердечного покаяния и ходатайства за нас Церкви Божией на земле и святых Божиих на небе! Подумайте же теперь —за нас приносят общие молитвы здесь, на земле, все святители и патриархи, весь освященный собор и иноческий чин, а наипаче на небесах — все святые Божий, весь лик Пророков и Апостолов, все множество мучеников, преподобных и девственников, — нам просят милости и прощения все чины Ангельские, припадая пред Престолом Величества Божия. Но ведь одно ходатайство Матери Божией имеет несравненно большую силу, чем совокупные молитвы всей Церкви земной и небесной! И лишь только увидит праведный во гневе Своем Судья Свою Святейшую и Возлюбенную Матерь, за нас молящуюся, Он тотчас же отложит гнев Свой, тотчас же воззрит на нас с обычным Ему милосердием и изречет нам вожделенное прощение: «много бо может моление Матернее ко благосердию Владыки!» Подумайте только, — Кто просит? Кого и за кого просит? Просит Матерь Божия, которая больше всех святых Божиих имеет дерзновение пред Богом. Другие святые просят за нас, как за братий своих, а Пресвятая Дева — как за детей. Теперь примите во внимание и рассудите: возможно ли, чтобы не была оказана милость? И вот, праведный Судья отлагает оружие, оставляет гнев и дарует прощение грешникам...

Вот какую милость являет Пресвятая Дева Мария нам, христианам! Какую же честь, какое благоговение должны иметь к Ней мы, братие? Она — Матерь Божия и Матерь наша. Мы должны почитать Ее, как Матерь нашу,— таков долг природы, утвержденный на законе Божием. Но еще несравненно более должны мы благоговеть пред Нею, как пред Матерью Божией. Как Матерь Божию, Ее благоговейно чествуют сами святые Божий, сами Ангелы Небесные. Кто не воздает должной чести своей матери, тот недостоин называться человеком. Кто не почитает и не имеет благоговения пред Матерью Христовою, тот не достоин именоваться христианином. Кто посмеет хвалиться, что он — верный раб Иисуса Христа, если он не чтит Его Пречистую Матерь? Или как можно благоговеть пред Сыном, если не имеешь должного уважения к Его Матери? Нет! Если я, к своему несчастию, потеряю всякий стыд, дойду до глубокого падения, но притом не утрачу должного благоговения к Матери Божией, и во всяком злоключении, телесном ли или душевном, буду к Ней прибегать, то крепко уповаю, что получу себе в болезнях моих исцеление, в скорбях — утешение и найду верный путь к прощению грехов, а чрез то и от самого ада избавлюсь при помощи Царицы Небесной... Я не боюсь погибели, пока нахожусь под Ее покровом, но если потеряю должное к Ней благоговение, вот тогда я уже должен буду признать себя навеки погибшим!

Сироты, лишившиеся родителей своих, странные, не имеющие, где главу преклонить, убогие, дошедшие до крайней нищеты, немощные, скорбные, плененные, грешные — не тужите! Есть у вас матерь — Матерь Божия! Эта Матерь попечется о сиротстве вашем, Она приютит вас в странствии, Она подаст вам в печали утешение, из плена освобождение, в грехах прощение! По морским волнам плавающие! Призывайте на помощь Приснодеву, — Она будет для вас тихим пристанищем. Посуху путешествующие! Призывайте Матерь Божию, — Она будет вам помощницей в бедственных обстоятельствах. Поселяне, землю возделывающие! Призывайте Ее, Владычицу,— Она благословит ваши труды изобилием плодов земных. Дети и юноши, в школах обучающиеся! Призывайте Деву Марию, — Она просветит ваш разум во учении книжном. Духовные и миряне, мужья и жены, — призывайте Богоматерь во всех ваших нуждах и телесных и душевных, Она будет Вам заступницей в настоящей жизни, будет предстательницей в час смертный, ходатаицей за вас в День Судный. Все христиане, от малого до великого, все, покланяющиеся имени Иисуса Христа, почитайте и благоговейте к имени Девы Марии, Матери Иисусовой и нашей. Пусть сии святейшие имена будут запечатлены в сердцах ваших. Пусть не сходят они с уст ваших. Ими начинайте и оканчивайте ваши молитвы. Пусть сии имена будут первыми словами вашими по пробуждении от ночного сна, и с ними отходите ко сну. С ними в церковь входите и из церкви выходите. С ними начинайте и ими кончайте всякое дело ваше. Зато в последний час ваш, когда будете дух свой предавать, сподобитесь узреть с одной стороны Иисуса Христа, с другой — Его Матерь Пречистую, и вкупе с Ними да прославитесь во Царствии Небесном! Аминь.

(Из "Поучительных слов " святителя Илии Минятия)

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.