Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Критический анализ моделей



Анализ структуры турбулентного потока в пристеночной зоне представляет актуальную задачу для различных отраслей техники. В настоящее время в описании пульсационного движения используют ПРН-модели. Анализ литературы показывает [4], что такие версии весьма успешны в предсказании турбулентных течений. Заметим, что широко используемые в настоящее время двухпараметрические модели [типа (k-e), (k-L), (k-w)] применимы к таким задачам в очень ограниченных случаях и требуют значительной модификации. Данный подход признан бесперспективным. Что касается алгебраических моделей рейнольдсовых напряжений (АМН-моделей), то они вряд ли окажутся универсальными из-за способа построения, опирающегося на допущения об упрощении физического явления.

В связи с этим в настоящей работе поставлены цели: адаптировать различные версии моделей замыкания рейнольдсовых напряжений к оценке развивающихся турбулентных течений в каналах; утвердиться в достоинствах представленных ПРН-моделей в расчете анизотропных пристеночных течений путем сравнения с экспериментальными данными по широкому кругу параметров; оценить замыкающие аппроксимации ПРН-моделей, значения ее численных параметров с целью развить форму модели, рекомендуемую к применению в широкой области технических приложений.

 

2. Математическая модель течения

Общую систему определяющих уравнений, используемую для расчета развивающихся течений несжимаемой жидкости в каналах, из соображений простоты целесообразно дать в тензорной записи. В этом виде уравнения неразрывности, движения и ПРН-модель [5] выглядят следующим образом:

(1)

(2)

(3)

(4)

Здесь .

3. Граничные условия и численный метод решения

Система определяющих уравнений (1)-(4) и замыкающие соотношения записываются в цилиндрической системе координат.

Краевые условия сводятся: к заданию на входе однородных профилей для осевой скорости осредненного течения, нормальных напряжений ( ), кинетической энергии и скорости диссипации ( ,где Tu-интенсивность турбулентности), другие параметры в этом случае равны нулю.

При x= (выход) принято На стенке (r=R) реализуются условия прилипания потока и отсутствия турбулентных пульсаций, а также На оси симметрии (r=0):

, V=W=0,

Численное интегрирование выполняется на неравномерных сетках. Сгущение узлов к твердым поверхностям отвечает замене переменных в исходных уравнениях:

где D-параметр преобразования, обеспечивающий попадание трех- пяти узлов в область .

4. Обсуждение результатов

Расчеты выполнены при следующих параметрах:Re=(0.1¸5)× , D=0.007¸0.1м, =150D, Tu=(0.4¸10)%, рабочее тело - воздух, вода. Сравнение с данными [1-3,11,12] по параметрам U, в развивающемся осесимметричном потоке представлено на рис.1-4. Так, на рис.1 изображены распределения относительной скорости по поперечному сечению в зависимости от y/R ( где y=R-r) в различных выделенных сечениях по длине от x/D канала. Линия 1 соответствует x/D=3, 2-12, 3-41. Сплошная линия относится к ПРН-L-модели, линия (----)-модель Элгобаши M3, (¾ ¾) – модель Сима М2, (¾ - - ¾) – модель Ханжалика M1. Значки: - данные опыта Веске (Re=1.6 ,D=0.01м, Tu=0.43%, воздух). На рис.2 даны распределения по длине трубы (x/D) в различных точках по радиальной координате (y/R). Так, линии 1 отвечают y/R =1, 2-0.3, 3-0.15, 4-0.05. Значки – эксперименты (Re=400000, Tu=0.43%, обозначения те же, что и на рис.1). Из рис.1,2 видно, что результаты теории неплохо согласуются с экспериментом. Отличие расчетных данных, полученных по различным моделям незначительно. Это неудивительно,

 

Рис.1 Рис.2
Рис.3 Рис.1 Профили осевой скорости от поперечной координаты во входной области. Здесь линия – расчет, значки – эксперимент: 1-x./D=3 (■), 2-12 (▲), 3-41 (●); (¾) – ПРН–L, (¾ ¾) – M1, (- - -) – M2, (¾ - - ¾) – M3-модели. Рис.2. Распределения осевой скорости продольной координате в выделенных точках по поперечной координате. Обозначения те же, что и на рис.1, значки – эксперимент: 1-y/R=1 (●), 2-0.3 (■), 3-0.15 (♦), 4-0.05 (▲). Рис.3. Распределение кинетической энергии турбулентности во входной области в зависимости от поперечной координаты. Обозначения те же, что и на рис.1.

 

т.к. все они предназначены для расчета развивающихся внутренних течений. Однако, в области 40£x/D£80 как у оси, так и у стенки (рис.2, линии 1,3,4) имеется некоторое рассогласование, связанное с большей чувствительностью (ПРН-e)-моделей к возмущениям, идущим со входа и от стенки. На рис.3 приведены профили кинетической энергии ( )×103 (где -динамическая скорость) от y/R в сечениях канала x/D=3, 12, 41 (соответственно линии 1-3). Все обозначения, включая значки, отмечающие эксперимент те же, что и на рис.1. Видно, что наилучшее согласие демонстрирует ПРН-L-модель (сплошная линия). Расчеты показывают, что ни одна из ПРН-e-моделей не предсказывает большой максимум достаточно точно, что является их общим недостатком в описании течений с малыми числами Рейнольдса. Данные о характере распределений компонентов тензора рейнольдсовых напряжений приведены на рис. 4. Значки- результаты опытов [11].

Рис.4. Радиальные распределения рейнольдсовых напряжений во входной области. Здесь линия- расчет (обозначения прежние), значки – данные[1,2]: 1-x/D=20 (■), 2-30 (▲), 3-50 (♦), 4-150 (●).

(Re=30000, Re=423500, D=0.1м). Рисунки а)-г) отвечают распределениям в зависимости от y/R для сечений x/D=20 - линия 1, 30-2, 50-3, 150-4. Все модели удовлетворительно описывают течение в области x/D ³30, однако непосредственно во входной зоне имеется рассогласование. Это связано с ограниченностью экспериментальнах данных: отсутствуют значения e, k, на входе. Из рис.4 видно, что предпочтительнее выглядят модели ПРН-L, ПРН-e (М3). Модель М1 (Ханжалика) весьма груба в определении нормальных компонент у стенки (особенно ). Модель М2 занижает большой максимум на участке стабилизированного течения на 12%, завышает максимум на 40% относительно данных. Отклонение М3 в значениях порядка 8%. Использование L-уравнения [10] в ПРН-модели позволяет наиболее точно раскрыть пристеночную узкую зону течения. Из результатов следует, что отличие моделей в ядре канала незначительно. Это говорит о слабом влиянии способа аппроксимации Rij,2 в данных моделях. У стенки М2, М3 близки, поэтому аппроксимация Rij,w в таких моделях достаточно успешна в описании прямоточных течений. В сравнении с ПРН-L- моделью все модели с e- уравнением имеют недостаток в оценке . Последняя характеристика имеет определяющее значение в приcтенном распределении кинетической энергии турбулентности.

В качестве иллюстрации возможностей ПРН-L-модели (в пакете Fluent) в расчете конкретного гидродинамического течения слабосжимаемого газа в сложном канале на рис.5(а-е) дана карта “тонких” пульсационных параметров: поля скорости (а), турбулентной кинетической энергии (б), компонент тензора напряжений Рейнольдса (в-е).

Рис. 5 (а). Поле скорости Рис. 5 (б). Поле турбулентной кинетической энергии
Рис. 5 (в). Осевая нормальная компонента тензора напряжений Рейнольдса Рис. 5 (г) Радиальная нормальная компонента тензора напряжений Рейнольдса
Рис. 5 (д) Окружная нормальная компонента тензора напряжений Рейнольдса Рис. 5 (е) Напряжение сдвига

 

 

Основные выводы

Расчеты показывают, что более точное описание узкой пристенной зоны на базе ПРН-e моделей должно быть связано с поиском лучших аппроксиаций членов диффузии и перераспределения. Модель Элгобаши здесь имеет преимущества в корректности учета анизотропии течения и эффектов, связанных с малыми числами Рейнольдса. Однако численный алгоритм в этом случае является неэкономичным. Алгоритм, построенный на базе ПРН-L- модели, требует на 50% меньше времени в сравнении с остальными при получении установившегося решения. Видно также, что особенности внутренних течений достаточно корректно можно прогнозировать на основе ПРН-L-модели, учитывающих анизотропный характер турбулентности непосредственно у стенки и позволяющих воспроизводить эффекты смещения зон экстремальной интенсивности пульсаций вглубь потока, распада энергосодержащих вихрей и их восстановление, а также элементы перемежаемости.

Заключение

Как показывает вышеизложенный материал, практические результаты работы с современными моделями и модулями программ, методиками численного расчета сложных сдвиговых течений в трубах могут быть сведены к некоторым замечаниям. Так, основные выводы по анализу гидродинамики и теплообмена при турбулентных режимах течений в трубопроводных системах, трубах и каналах с короткими и протяженными участками показывают:

· более точное описание узких пристеночных зон на базе современных алгоритмов, ПРН-e моделей турбулентности должно быть связано с поиском лучших аппроксимаций членов диффузии и перераспределения.;

· Алгоритм, построенный на базе ПРН-L-модели, требует на 50% меньше времени в сравнении с остальными при получении установившегося решения. Видно также, что особенности внутренних течений достаточно корректно можно прогнозировать на основе ПРН-L-модели, учитывающих анизотропный характер турбулентности непосредственно у стенки и позволяющих воспроизводить эффекты смещения зон экстремальной интенсивности пульсаций вглубь потока, распада энергосодержащих вихрей и их восстановление, а также элементы перемежаемости;

· описанные алгоритмы надежны и эффективны в расчете течений с особенностью границ течения, включающих неоднозначные эффекты конвективного и диффузионного взаимодействия;

· интегральный масштаб турбулентности L, уравнение интенсивности пульсаций температур весьма корректны в предсказании механизмов смещения турбулентности, ее вырождения и последующего восстановления;

· детальный анализ проблем, встречающихся при моделировании внутренних течений и теплообмена жидкости со стенками канала вполне возможен на уровне полных транспортных уравнений для тонких параметров.

 

 

Литература

 

  1. Лойцянский Л.Г. Механика жидкости и газа. М.: Гл. ред. физ.- мат. л-ры, 1993. -848с.
  2. Седов Л.И. Механика сплошных сред. Т.2. М.: Гл. ред. физ.- мат. л-ры, 1976. -576с.
  3. Кочин Н.Е., Кибель И.А., Розе Н.В. Теоретическая гидромеханика. М.: Физматгиз, 1963 В 2-х т. -584с.
  4. Лурье М.В. Математическое моделирование процессов трубопроводного транспорта нефти, нефтепродуктов и газа: Уч. пос. – М. ФГУП Изд.-во “Нефть и газ” РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2003. – 336с.
  5. Хант Д.Н. Динамика несжимаемой жидкости. М. Мир, 1967. -183с.
  6. Архипов В.А. Лазерные методы диагностики гетерогенных потоков. Учебное пособие. Томск: Изд–во ТГУ, 1987. -140с.
  7. Харламов С.Н и др. Математические модели течения и теплообмена во внутренних задачах динамики вязкого газа. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1993. - 187с.

8. Бубенчиков А.М., Харламов С.Н. Математические модели неоднородной анизотропной турбулентности во внутренних течениях. -Томск: Изд.-во ТГУ, 2001. -448с.

9. Турбулентные сдвиговые течения 1/ Под ред. Ф. Дурста и др. М.: Машиностроение. 1982. -432c.

10. Флетчер К. Вычислительные методы в динамике жидкостей. М.: Мир,1990. В 2-х т.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.