Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СЕМИНАР-ТРЕНИНГ КОММУНИКАТИВНОЙ ЭТИКИ



ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

(Теоретческие основы общения)

Для того, чтобы представить, о какой категории человеческой жизнедеятельности пойдет речь в тренинге коммуникативной культуры, постараемся лаконично раскрыть теоретические основы общения.

В психологии общением называется взаимодействие между людьми, в процессе которого между ними возникают субъективные межличностные отношения (В.А. Семиченко). Кроме того общение рассматривается как многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Психический контакт в данном случае характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь между людьми (А.В. Петровский).

Виды общения многообразны. Для их рассмотрения целесообразно сначала обратиться к теоретической модели общения. Она состоит из таких компонентов как: содержание, цель, участники, средства, тип устанавливающихся между участниками связей, форма и результат общения.

Содержание общения – это информация, которая передается от одного участника общения другому. По содержанию преобразовательных контактов виды общения на производственные, учебные, семейные, практически-бытовые, межличностные, научно-теоретические.

В содержательном аспекте различают:

1. Деятельностное общение, связанное с определенными организационно-техническими процессами, в ходе реализации которых люди вступают во взаимодействие;

2. Материальное общение, когда люди обмениваются продуктами и предметами деятельности;

3. Когнитивное общение, в процессе которого осуществляется обмен знаниями и способами их интерпретации.

4. Кондиционное общение, осуществляемое как однонаправленное влияние или обмен эмоциональными или функциональными состояниями.

5. Мотивационное – заключается в передаче другому установок, убеждений, готовности к действиям, локальных побуждений.

Цель общения – то, ради чего осуществляется данное взаимодействие.

По целям общение делят на целевое и инструментальное (как элемент какой либо деятельности).

По типу связей, которые устанавливаются между участниками общение бывает: одно и дву-направленное. Первое это монолог, а второе – диалог.

Различают: непосредственное и опосредованное общение (через третье лицо, вещь, письмо).

По средствам общение делится на вербальное и невербальное (через мимику, пантомимику, телесные контакты, через прямые сенсорные контакты).

Общение напоминает своеобразную пирамиду состоящую из 4-х граней: мы обмениваемся информацией; мы взаимодействуем с другими людьми; мы познаем их; переживаем собственное состояние, возникающее в результате общения.

Структура общения представлена тремя ее сторонами:

 

КОММУНИКАЦИЯ ИНТЕРАКЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ
Коммуникативная сторона Интерактивная сторона Перцептивная сторона

 

Коммуникативная (коммуникация) состоит в обмене информации между субъектами.

Интерактивная – заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. не только в обмене знаниями, идеями, но и действиями.

Перцептивная - означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Коммуникативная сторона общения позволяет представить нам общение как обмен информацией. Информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. В.Н.Мясищев коммуникацию представлял как интерсубъектный процесс.

Специфика межличностной коммуникации раскрывается в ряде процессов и феноменов: психологической обратной связи, коммуникативных барьерах, коммуникативном влиянии и существовании различных уровней передачи информации. Основная цель информационного обмена в общении – выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных ситуаций или проблем.

Для межличностного общения характерен механизм обратной связи. Она может быть прямой и косвенной. Косвенная обратная связь – это завуалированная форма передачи партнеру психологической информации (риторические вопросы, иронические замечания, неожиданные для партнера эмоциональные реакции и др.). В этом случае коммуникатор сам должен догадываться, что хотел ему сообщить партнер по общению.

В процессе коммуникации перед участниками общения стоит задача не только обменяться информацией, но и добиться ее адекватного понимания партнерами. То есть в межличностной коммуникации как особая проблема выделяется интерпретация сообщения, поступающего от коммуникатора к реципиенту.

Во-первых, форма и содержание сообщения существенно зависят от личностных особенностей самого коммуникатора, его представлений о реципиенте (ОБРАЗ) и отношения к нему, а также от ситуации общения.

Во-вторых, посланное им сообщение не остается неизменным – оно трансформируется, изменяется под влиянием индивидуально-психологических особенностей личности реципиента, а также отношения последнего к автору, самому тексту и ситуации общения.

Психологические препятствия на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению называется коммуникативным барьером.Есть барьеры понимания, барьеры отношения, барьеры социально-культурных различий. Определенную роль здесь играют предубеждения и установки, а также аффекты.

Барьеры отношений формируются на основе субъективного жизненного опыта, привычек, стереотипов. На этой основе может появляться доверие или недоверие, отторжение, агрессия. Барьеры коммуникативного взаимодействия проявляются и в стилях взаимодействия (избегание, приспособление, сотрудничество, соперничество), позициях (НАД и ПОД).

Созвучны функциям – аспекты общения.

Л.П.Буева выделяет следующие аспекты исследования общения:

þ информационно-коммуникативный (общение рассматривается как вид личностной коммуникации, в ходе которой осуществляется обмен информацией).

þ интерактивный (общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе кооперации);

þ гносиологический (человек рассматривается как субъект и объект социального познания);

þ аксиологический (общение изучается как обмен ценностями);

þ нормативный (выявляются место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения индивидов, а также анализируется процесс передачи и закрепления норм реального функционирования в обыденном сознании стереотипов поведения).

ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ

Контактная Информационная Побудительная Координационная 5. Понимания 6. Эмотивная 7. Установления отношений 8. Оказания влияния.

А.А. Брудный выделяет:

а) начальные функции общения:

1. Активационная – побуждающая к действию;

2. Интердиктивная – запрещения, торможения;

3. Дестабилизирующая – угроза, оскорбление.

б)основные функции:

1. Инструментальная – координации путем общения;

2. Синдикативная – создания общности, группы;

3. Самовыражения;

4. Трансляционная.

 

Р.Якобсон выделяет функции речи:

1. Эмотивная – отношение говорящего (коммуникатора) к слушающему (реципиенту);

2. Конативная – побуждение адресата к действию, приказ;

3. Реферационная – выражение мыслей;

4. Поэтическая – демаркация реального и воображаемого;

5. Фактическая – поддержание контакта;

6. Метаязыковая – уточнение, регуляция собственного высказывания.

В теории коммуникации известны два типа коммуникации:

а) аксиальный – когда сигналы направлены единичным приемникам информации;

б) ретиальный – когда сигналы направлены множеству приемников информации.

В социальной психологии выделяют следующие средства общения: речь; оптико-кинестетическая система знаков (жесты, мимика, пантомима); паралингвистическая; экстролингвистическая система (интонации, паузы); система организации пространства и времени коммуникации; система контакта глазами.

 

4.2. СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ СЕМИНАРА-ТРЕНИНГА

КОММУНИКАТИВНОЙ ЭТИКИ

 

Тренинг коммуникативной этики состоит из системы относительно самостоятельных, но логически взаимосвязанных между собой занятий. В структуру каждого занятия входит комплекс: упражнений на знакомство, аналитических упражнений, «подвижек и релаксов», упражнений на самоосознание, на развитие рефлексии и эмпатии. Основу занятий составляет коммуникативный блок, состоящий из двух модулей: теоретического и практического. Практический модуль коммуникативного блока представляет собой упражнения на формирование различных коммуникативных способностей.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.