Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Упражнение № 4. «Стили поведения и этика коммуникации»



Цель:Сформировать первичную установку на использование конструктивных стилей поведения и общения в межличностном взаимодействии.

Тренер обращает внимание членов группы на то, что основной целью тренинга является приобретение навыков конструктивной коммуникации.

Он говорит о том, что каждый в жизни выбирает определенный стиль поведения и общения в различных ситуациях взаимодействия с другими людьми. Существует пять основных коммуникативных стилей: сотрудничество, соперничество, компромисс, избегание (уход) и приспособление.

Для анализа стилей общения личности в конфликтологи пользуются сеткой К. Томаса и Р. Килмена. Она дает возможность спрогнозировать исходы переговоров субъектов, остроту протекания возникшего противоречия (конфликта), возможные ресурсные потери сторон.

Тренер демонстрирует таблицу №1 на флипчарте и комментирует ее.

Мера, в которой Вы стараетесь удовлетворить свои собственные интересы               Активное действие
  Соперничество выигрывает А, проигрывает Б     Сотрудничество выигрывают А и Б
      (i) Компромисс    
      А и Б делят выигрыш и потери     Пассивное действие
  Игнорирование (избегание) Проигрывают А и Б     Приспособление проигрывает А, выигрывает Б
             
               

Мера, в которой Вы стараетесь удовлетворить интересы другой стороны

Эта таблица (Сетка К. Томаса – Р. Килмена) отражает стили (стратегии) поведения субъектов не только конфликте, но и в любой ситуации субъект-субъектного взаимодействия. Уже в самой коммуникативной стратегии заложены основы этической культуры личности. Так например, сотрудничество – всегда проявление этического общения человека. Тот же, кто ориентирован на соперничество, уже изначально выражает свою конфликтную, неэтичную направленность в поведении и общении. В стратегическом плане представленные стили могут быть или позитивными (сотрудничество, компромисс) или негативными (соперничество, избегание). Однако если стиль является ситуативным, то есть представляет собой тактические действия субъекта, то нельзя его оценивать однозначно знаком «+» или «-». Каждая тактика может оказаться как положительной, так и отрицательной.

Для того, чтобы участники лучше усвоили суть коммуникативных и поведенческих стратегий, тренер предлагает членам группы заполнить индивидуальные таблицы (См. таблица №2). На работу отводится до 5 минут.

Таблица № 2

Комплексная матрица анализа возможных типов поведения

Возможный подход Плюсы подхода Минусы подхода Возможная реакция другой стороны Вероятность реакции Желательность реакции Итоговая оценка
Уклонение            
Приспособление            
Конкуренция            
Компромисс            
Сотрудничество            

 

После заполнения таблицы, тренер предлагает членам группы сравнить свои результаты и обсудить их.

Таблица позволяет проанализировать ряд возможных тактик поведения в конфликтном взаимодействии, определить их целесообразность для выбора наиболее оптимальной стратегии с учетом конкретной ситуации.

Осуществив такой анализ, тренер предлагает участникам заполнить таблицу проектов предложений. На работу отводится до 5 минут.

Таблица № 3.

Проекты предложений

Ваши предложения к оппоненту выбравшему стиль общения с вами Аргументация предложений по выбору собственного стиля в создавшейся ситуации
Компромисса  
Избегания  
Сотрудничества  
Приспособления  
Соперничества  

 

Таблица дает возможность аргументировано подойти к построению переговорного процесса с учетом норм коммуникативной этики.

Примечание:После заполнения таблицы проводится коллективное обсуждение результатов.

 

Для того, чтобы определить стиль поведения субъекта нарушающего коммуникативную этику, тренер предлагает членам группы обратиться к графам типичных конфликтных реакций и проанализировать их.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.