Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Теории международной торговли: - теория абсолютных преимуществ; - теория сравнительных преимуществ - теория конкурентных преимуществ. “Голландская болезнь”



Теория соот-ия факторов произв-ва-теория Хекшера-Олина обращает вним-е на различ-ю наделенность стран факторами произ-ва (трудом и кап-ом,т.к.Хекшер и Олин сосред-сь только на 2факторах). Обилие, избыток одних факторов в стране делает их деш-ми по срав-ю с др, скудными факторами. Согласно теории Хекшера-Олина страна эксп-ет те тов-ы, выпуск кот-х базируется на избыт-х для нее факторах произв-ва, и имп-ет товары, для выпуска кот-х она хуже наделена факторами произв-ва.Парадокс Леонтьева, исследуя внешнюю торговлю США в 1947, 1951 и 1967 гг., указал, что эта страна со срав-но дешевым кап-м и дорогой рабоч.силой уча-ет в м/н торговле не в соотв-ии с теор. Хекшера—Олина: более капиталоемким оказался не экспорт, а импорт. парадокс Леонтьева объясняли по-разному: высококвалиф-ая амер-ая рабоч.сила требует для своей подг-ки больших затрат кап-ла (т.е. амер-й кап-л больше вклад-ся в челов-е рес-сы, чем в производ-ые мощности); на произв-во амер-их эксп-х тов-в затрач-ся в больших объемах имп-ое минеральное сырье, куда были вложены огромные фин-е сре-ва.парадокс Леонтьева явл-ся предуп-ем от прямолинейного исполь-ия теории Хекшера-ОлинаТеорема Рыбчинского Для того чтобы цены на товары оставались пост-ми, неизм-ми д.б. цены на факторы произ-ва. Цены на факторы произ-ва могут оставаться пост-ми, когда отношение факторов, испол-ых в 2отраслях, остается пост-ым.роста одного фактора-увелич-и произ-ва в той отрасли, в кот-й интенсивно примен-ся этот фактор, и сокращении произ-ва в др. отрасли, что приведет к высвобождению фиксир-го фактора, кот-й станет доступен для исп-ия вместе с растущим фактором в расширяющейся отрасли.голла́ндская боле́знь (эффект Гронингена)открытием в конце50-х-60-х г. XX века месторождений прир-го газа в принад-ей Нидерландам части Северного моря.Последов-ий за этим рост экс-та прир-го газа повлёк за собой сущ-ое удорожание нац-ой валюты, что негативно сказалось на др. экспортно-ориентированных отр-х. «голландская болезнь»-рост реал-го обменного курса за счёт увел-я объёмов экс-та одних отра-й, что оказ-т негат-е возд-е на др. отрасли и на эк-ку в целом.голландская болезнь — это когда произв-ые рес-сы перетекают из промыш-ти в сырьевой сектор, а также сектор услуг.Приток кап-ла в страну увел-ет потреб-ий спрос, однако испытывающая давление голландской болезни пром-сть не успевает за ростом дох-в, что усил-ет инф-ю.Теории неотехнол-го направ-я связаны с проц-м радикальной перестройки сисмы м\н разделения труда и м\н торг-ли на основе разв-я последствий науч-технич. революции. теория эффекта масштаба (теория международной торговли на основе монопол-ой конк-ии) (Пола Кругмана) объяс-т, почему сущ-ет торг-ля м\у странами, кот-е один-во наделены фак-ми произ-ва. По мере возр-ия масш-ов произв-ва, кот-е обычно идет в рамках монопол-ой конкур-ии, изд-ки произ-ва каждой ед-цы прод-ии сниж-ся. Теория технол-го разрыва,Если в той или иной отрасли нач-т прим-ся технол-ие новшества, то тем самым страна получает сравн-ые преим-ва. Произ-дя товар с мен-ми издер-ми, она может получить на мир-м рынке доп-ю прибыль. Поэтому эксп-ры заинт-ны в увел-и произ-ва данного то-ра и его реал-и на мир-м рынке.технол-ие новш-ва не м.б узурпированы той или иной страной: пост-но они стан-ся достоянием и др.стран. В рез-те ранее образов-ся технологич-ий разрыв оказ-ся преод-м, а первонач-е преим-ва утрач-ми. Теория жиз-го цикла прод-та(Р.Верноном) новый продукт проходит своеоб-й «жизненный» цикл. в жизни нового прод-та набл-ся фазы внедрения, быстрого роста (расширения), зрелости и старения.Теория абсол-х преим-в(Адам Смит)-стране целесооб-но имп-ть те тов-ы, по кот-м у нее изд-и произ-ва выше, чем у заруб-х стран, и экспор-ть те тов-ы, по кот-м у нее изд-и произ-а ниже, чем за рубежом, т.е. им-ся абсол-е преим-ва.наиболее сильная сторона теории абс-х преим-в-демонстр-ия преим-ва м\н торговли для всех ее участ-в,слабая сторона- она не оставляет в м\н торговле места тем странам, у кот-х все тов-ы произв-ся без абсол-х преим-в перед др.странами.Теория конкурентных преимуществ (Майкла Портера) на основании анализа более 100 отраслей и подотраслей из 10 стран приходит к выводу, что м\н конк-е преим-ва действ-х в этих отр-х и подотр-х нац-х фирм зависят от того, в какой макросреде осущ-ся их деят-ть в собств-й стране. Макросреда опре-ся не только фак-ми произ-ва, но и хар-м спроса на внут-м рынке,развитостью родст-х и смежных отр-й, уровнем менед-та и конк-ии в стране,экон-ой пол-й правит-ва и даже случ-ми событ-ми (войной, неожид-ми изобр-ми и т.д.). Сочетание этих 6 глав-х парам-в опред-т конкур-е преим-ва фирм, подотраслей и стран на мир-м рынке. Соврем-е тенд-ии изме-я конкурентосп-ти1)обостр-сь конкур-я борьба на мир-х рынках в связи с ростом знач-я внешнеэкон-х связей для эк-ки капиталис-х стран, увел-м числа участ-в мир-о обмена, усил-м соперн-ва м\у США, странами Запа.Европы и Японией, разв-м хоз-ва и эксп-х возмож-й освобод-ся гос-в, а также затяжными спадами в эк-ке стран разв-го капитализма.2)ускор-сь измен-е изд-к произ-ва под влиян-м инфл-и, колеб-й курсов валют, сдвигов впропорциях цен , освое-я новых площадей и рес-в. Опред-е общего ур-я и общих тенд-й конкурентосп-ти отд-х стран, так же как и конкурентосп-ти по товар-м групп-м и тов-м, важно для устан-я рацион-х направ-й м\н специал-и, выбора наиболее выгод-х торг-х парт-в по эксп-ту и им-ту .Критер-ми м.б: доход на душу нас-я, ур-нь инфл-и, внешнеторг-ый баланс, темпы роста эк-ки, эффек-ть пром-го произ-ва (выпуск прод-ии на ед. затрат), масштабы внедрения нововведений, роль гос-ва. Прин-ся во вним-е прир-е ископ-е, разв-е инфрастр-ры, ср-ва коммуникации и ряд др. факторов.

 

Билет 28 Абсолютные, относительные, конкурентные преимущества. Факторы конкуренции. Современ. тенденции изменения конкурентоспособности. Показатели конкурентоспособности страны. Конкурентные преимущ-ва - концентрированные проявления превосходства над конкурентами в экономич., технической, организационной сферах деят-ти предприятия, кот. можно измерить экономич. показателями. Абсолютное преимущество - возможность конкретной компании, возникающая вследствие, наприм., особенностей ее размещения, производствен. потенциала, др. объективных условий, производить товар с минимальными издержками произв-ва и обращения в сравнении с др. фирмами, выпускающими тот же или аналогич. товар. Благодаря такому преимуществу удается продавать свой товар по самой низкой цене и обойти конкурентов. Такие возможности может иметь и страна в силу, наприм., своих географич. особенностей. Относительное преимущ-во – преимущ-во одного производителя нового товара перед другими, сост. в том, что у него самые низкие затраты, обусловленные заменой производства старого товара новым. Конкурентное преимущ-во для фирмы явл. внешним, если оно основано на отличит. качествах товара, кот. образуют «ценность для покупателя» ввиду сокращения издержек или повышения эффективности. Внешнее конкурен. преимущ-во увеличивает рыночную силу фирмы, т.е. способность фирмы заставить рынок принять цену товара, более высокую, чем у конкурентов, но не обеспечивающих отличительного качества. Внутреннееконкурентное преимущ-во базируется на превосходстве фирмы в отношении издержек производства, управления фирмой и товаром, кот. создает «ценность для изготовителя» и меньшую себестоимость, чем у конкурента. Это преимущ-во может создаваться благодаря проведению стратегии доминирования по издержкам за счет внедрения организационной и производственной стратегии нововведений фирмы. Фактор конкуренции - совокупность определ. признаков, кот. пользуются покупатели, чтобы сделать выбор между конкурентами. 1. экономич. факторы: - лучшее общеэкономич. состояние рынков, на кот. действует предприятие, выраж. в высокой и среднеотраслевой норме прибыли, небольших сроках окупаемости капиталь. вложений, благоприятной динамике цен, высоком уровне дохода на душу населения, отсутствии неплатежей, инфляции и т.п.; - стимулирующая политика правительства в области инвестиций, кредитных, налоговых, тамож. платежей в товарной сфере; - факторы, стимулирующ. спрос: растущая ёмкость рынка; низкая эластичность спроса; слабая цикличность, сезонность спроса и т.п.; - эффект масштаба, из-за разных возможностей доступа к дешевым сырьевым источникам, технологического превосходства, доступности и стоимости заемного капитала и т.п.; - эффект опыта и экономич. потенциал фирмы. 2.нормативно-правовые акты законы, постановления, привилегии и др. решения органов власти и государства. 3. структурного характера: - высокий уровень интеграции процесса производства и реализации в компании, позволяет реализовать преимущества внутрикорпоративных связей в виде трансфертных внутренних цен, доступа к инвестиционным, сырьевым, производственным, инновационным и информационным ресурсам, общей сбытовой сети; - возможности быстрой экспансии в незанятые сегменты рынка. 4. административные меры: - ограничения со стороны органов государствен. и муниципального управления в выдаче пакетов и лицензий; - квотирование; - усложненный порядок регистрации предприятий; - препятствия в отведении земельных участков, предоставлении производственных, служебных помещений и т.п. 5.уровень развития инфраструктуры рынка: - организованность, открытость рынков труда, капитала, инвестицион. товаров и технологий; - разная степень развития розничной, оптовой, фьючерской торговли; служб по оказанию консалтинговых, информационных, лизинговых и др. услуг; - разный уровень развития межфирменной кооперации. 6. хорошая информированность. наличие банка данных о продавцах, покупателях, рекламной деят-ти, информации об инфраструктуре рынка. 7. демографич. факторы. влияния на объем, структуру спроса на продукцию; увеличение численности целевой группы населения, изменение его половозрастного состава; миграции населения, изменения образовательного, профессиональ. уровня. Показатели конкурентоспособности страны: 1) объём ВВП, выражающей ёмкость отечествен. рынка и потенциал конкурентоспособности националь. экономики; 2) доля расходов на конечное потребление в структуре ВВП и валовых накоплений в конечном потреблении; 3) соотношение средних индексов цен на экспортируемые и импортируемые страной товары и услуги; 4) прирост золотовалютных резервов страны; 5) структура ВВП страны, особенно доля, создаваемая перерабатывающими отраслями промыш-ти; 6) людские, прир. ресурсы, географич. положение страны и климат; 7) накопленные страной знания, связанные с производством товаров и услуг, научные, рыночные, технические; 8) состояние поддерживающих отраслей и др. Националь. конкурентоспособность опред-ся с 1986 г. Всемирным экономич. форумом (ВЭФ) на основе многофакторных моделей, в кот. 381 показатель сводится в 8 групп: 1) внутренний экономич. потенциал; 2) внешнеэкономич. связи; 3) государственное регулирование; 4) финансово–кредитная система; 5) инфраструктура; 6) система управления; 7) научно–технич. потенциал; 8) трудовые ресурсы. Рейтинг страны, её конкурентоспособность опред-ся по количеству баллов, сумма кот. позволяет составить представление об уровне развития производительных сил, и о гибкости хозяйствен. системы. Согласно 4-х факторной модели конкурентоспособности, конкурентоспособность страны опред-ся наделённостью ресурсами: людскими; технологией иинвестициями; капиталом; и внешнеэкономич. фактором. За последние 15–20 лет произошли существен. сдвиги в соотношении и значимости приведённых факторов. Снижается роль природ. ресурсов, повышается роль трудов. ресурсов, валютного фактора, внутреннего и мирового рынков, гибкость и манёвренность националь. экономики. В 1987–1993 гг. самой конкурентоспособной страной была Япония. В 1994 году она опустилась на 3-е место (после США и Германии). Россия в 1995 г. - 48-е место.

 

Билет 29

Под открытостью экономики понимается свобода движения факторов производства в информационной национальной валюте, т.е. это антипод экономическому само обеспечению.

Открытость экономки предполагает целостность национальной экономики интегрированной в мировом хозяйстве с помощью отмены госмонополии внешней торговли по большинству позиций при сохранении стратегически важных направлений. С помощью эффективного использования принципа сравнительных преимуществ в международном разделении труда, активного использования различных форм совместного предпринимательства, организации СЭЗ. Каждая страна производит наименее затратную продукцию в большем объеме чем необходим для последующего обмена. Одним из важнейших критериев открытости экономик является благоприятный инвестиционный климат.

Модель открытой экономики предполагает свободу эконо­мической деятельности как внутри страны, так и за ее преде­лами. Открытая экономика — экономика, где все субъекты экономических отношений могут без ограничений совершать операции на международном рынке товаров, услуг, капиталов и прочих факторов производства. В отличие от закрытой экономики здесь наблюдается свобода внешнеторговых сделок, устанавливается свободный валютный курс, а регулирование про- исходит через валютные резервы и нормативы. Открытая эко­номика означает, что страны активно участвуют в МРТ, экспортируют и импортируют значительную долю выпускаемых товаров и услуг, экспортируют факторы производства (труд, капитал, технологию) и свободны для их импорта, что страны получают и предоставляют кредиты на мировых финансовых рынках и включены в систему международных финансово-эко­номических отношений. Мировой опыт свидетельствует о том, что страны с закрытой экономикой в конце концов становятся беднее, чем те, которые участвуют в мирохозяйственных свя­зях, поскольку первые изолированы от новых идей и техноло­гий, от иностранных инвестиций, информации и т. п. Специ­фической чертой внешнеэкономической политики в открытой экономике является максимальное использование преимуществ внешнеэкономической деятельности для достижения наиболь­шей эффективности функционирования национальной эконо­мики. Открытая экономика исключает государственную моно­полию в сфере внешней торговли и требует активного исполь­зования различных форм совместного предпринимательства, организацию зон свободного предпринимательства, а также подразумевает разумную доступность внутреннего рынка для притока иностранного капитала, товаров, технологий, инфор­мации и рабочей силы.

Степень открытости экономики во многом зависит от обес­печенности природными ресурсами, от численности населения, от емкости внутреннего рынка и от платежеспособного спроса населения. Кроме того, степень открытости экономики будет определяться воспроизводственной и отраслевой структурой на­циональной экономики. Как показывает практика, чем больше в структуре промышленности удельный вес базовых отраслей (ме­таллургии, энергетики), тем меньше относительная вовлечен­ность страны в международное разделение труда, тем меньше степень открытости ее экономики. Можно сказать, что степень открытости экономики страны тем выше, чем более развиты в ней экономические отношения, чем больше в ее отраслевой структуре отраслей с углубленным технологическим разделением труда, чем меньше ее обеспеченность собственными природны­ми ресурсами.

По степени открытости экономики страны можно разделить на следующие группы: страны с относительно зарытой экономи­кой (доля экспорта менее 10 % ВВП); страны с относительно от­крытой экономикой (доля экспорта более 35 % ВВП); страны, располагающиеся между первыми двумя. Исходя из этого крите­рия, странами с наиболее открытой экономикой являются Гон­конг, Сингапур, Новая Зеландия, Швейцария, с наименее от­крытой — Северная Корея, Куба.

Кол-ые индикаторы открытости:

1. Экспортная квота: Эк = Э/ВВП * 100%

Э – V экспорта страны. Эк – показывает какую долю из произведенной в стране продукции страна вывозит за рубеж.

2. Импортная квота: Ик = И/ВВП * 100%

Ик – какую часть продукции нам нужно приобрести.

3. Внешнеторговая квота: ВТк = ВТ/ВВП * 100%

ВТ – внешнеторговый оборот

Факторы влияющие на степень открытости экономики страны:

1. V внутреннего рынка; 2. Уровень экономического развития страны; 3. Степень участия страны в международном производстве.

Экономисты выделяют тенденцию: чем больший вес в структуре экономике занимают базовые отросли, тем меньше участия страны в международном разделении труда -> меньше степень открытости экономики.

 

Однако доля экспорта в ВВП — это не единственный инди­катор открытости экономической системы. В качестве показате­лей, используемых для измерения степени открытости экономи­ки, чаще всего применяются:

1. Показатели, характеризующие активность страны в миро­вой торговле:

• коэффициент внутриотраслевой международной специали­зации:

Показатель колеблется от -100 до +100 (в первом случае страна является исключительно импортирующей тот или иной товар, во втором — исключительно экспортирующей тот или иной товар). Показатели, располагающиеся между крайними точками, характеризуют степень вовлечения страны во внутриот­раслевую международную специализацию;

• экспортная квота — показатель, характеризующий значи­мость экспорта для экономики в целом и отдельных отраслей по тем или иным видам продукции:

Увеличение экспортной квоты свидетельствует как о воз­растающем участии страны в международном разделении труда, так и о росте конкурентоспособности производимой ею про­дукции;

• импортная квота характеризует значимость импорта для народного хозяйства и отдельных отраслей по различным видам продукции:

• внешнеторговая квота определяется как соотношение сово­купной стоимости экспорта и импорта, деленной пополам, к стоимости ВВП в процентах:

• структура экспорта, т. е. соотношение или удельные веса экспортируемых товаров по видам и степени их переработки. Так, высокий удельный вес продукции обрабатывающих отрас­лей в экспорте страны, как правило, свидетельствует о высоком научно-техническом и производственном уровне отраслей, про­дукция которых идет на экспорт;

• структура импорта, особенно соотношение объемов ввози­мых в страну сырья и готовой конечной продукции. Этот пока­затель наиболее ясно характеризует зависимость экономики страны от внешнего рынка и уровень развития отраслей нацио­нальной экономики;

• сравнительное соотношение доли страны в мировом произ­водстве ВВП (ВНП) и ее доли в мировой торговле: чем выше значения их показателей, тем значительнее вовлечена страна в международные экономические отношения.

2. Показатели вывоза капитала (международного движения капиталов):

• объем зарубежных инвестиций (активов) данной страны и его соотношение с национальным богатством страны. Как правило, страна с высоким уровнем открытости экономики имеет большие возможности вложения капитала в эконо­мику других стран;

• соотношение объема прямых зарубежных инвестиций дан­ной страны за рубежом с объемом прямых иностранных инвестиций на ее территории. Это соотношение характери­зует развитие международных интеграционных процессов и тесно связано с эффективностью функционирования и уровнем открытости национальной экономики стран — субъектов инвестирования капитала;

• объем внешнего долга страны и его соотношение с ВВП (ВНП) данной страны.

 

Билет 30

30. Услуги – это экономическая деятельность, непосредственно удовлетворяющая личные потребности членов общества, домашних хозяйств, потребности разного рода предприятий, объединений, организаций, общественные потребности или потребности общества в целом, не воплощенные в материально-вещественной форме.

Одной из важнейшей закономерностей развития экономики во всем мире является повышения роли услуг в национальной экономике.

Соответственно, услуги, поступающие на внешний рынок, образуют мировой рынок услуг.

Структура:

Все многообразие услуг в современной развитой экономике можно сгруппировать в несколько крупных, функционально более или менее однородных подразделений общей весьма разнородной структуры:

Ø Транспорт:

-пассажирский (международная перевозка пассажиров всеми

видами транспорта и оказание сопутствующих услуг)

-грузовой (международная перевозка грузов)

Ø Поездки:

-деловые (командировки)

-личные (например, туризм)

Ø Связь (услуги почтовой, курьерской, телефонной и иной

связи между резидентами и нерезидентами)

Ø Строительство

Ø Страхование

Ø Финансовые услуги

Ø Компьютерные и информационные услуги (например,

консультации в области компьютерных программ, обслуживание

компьютеров и т.д.)

Ø Другие бизнес – услуги:

-посреднические услуги

-лизинг

-прочие деловые, профессиональные и технические услуги

(правовые, управленческие, бухгалтерские, рекламные и иные

услуги, услуги по проектированию, картографии и т.д.)

Ø Личные, культурные, рекреационные услуги:

аудиовизуальные (производство фильмов, программ, дисков и

т.д.)

прочие (показ выставок, проведение мероприятий)

Ø Правительственные услуги (поставка товаров в посольство,

консульство, услуги, оказываемые международными

организациями по сохранению мира)




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.