Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Государственное регулирование экономики



Государственное регулирование развития экономики — это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма.

Все негативные стороны рыночной экономики могут служить объяснением причин усиления роли государства в экономике. Именно сглаживание, предотвращение отрицательных последствий действия рыночных регуляторов — цель экономической деятельности государства.

Исходя из вышеизложенного, можно определить следующие основные экономические функции государства (правительства):

§ обеспечение правовой базы функционирования частного бизнеса;

§ зашита конкуренции. Господство монополий наносит вред всему обществу, поэтому антимонопольная деятельность и поддержание конкуренции становятся функциями государства;

§ перераспределение доходов через систему прогрессивного налогообложения и систему трансфертных платежей (пенсии, пособия, компенсации и т. п.);

§ финансирование фундаментальной науки и охрана окружающей среды;

§ изменение структуры производства в целях корректировки распределения ресурсов;

§ контроль и регулирование уровня занятости, цен, темпов экономического роста;

§ финансирование производства или непосредственное про- изводство общественных товаров и услуг.

Государственное влияние на экономику осуществляется по двум основным направлениям:

§ через государственный сектор;

§ посредством воздействия на функционирование частного сектора экономики с помощью разнообразных экономических инструментов (государственное регулирование экономики).

Государственное регулирование экономики

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

По объектам воздействия государственное регулирование экономики означает деятельность по регулированию трех взаимосвязанных частей воспроизводственного процесса: регулирование ресурсов, регулирование производства, регулирование финансов.

По уровням региональной иерархии государственное регулирование сосредоточено на двух основных направлениях: федеральном и региональном уровнях.

Общая стратегия государственного регулирования экономики базируется на следующих принципах:

§ при прочих равных условиях предпочтение следует отдавать рыночным формам организации экономики. На практике это означает, что государство должно финансировать только те социально значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес (из- за малой прибыльности);

§ государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса. Игнорирование этого принципа способно привести к искусственному доминированию государственных предприятий над частными;

§ государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности;

§ государственное вмешательство в рыночные процессы более эффективно, если оно имеет рыночную форму;

§ усиление государственного регулирования осуществляется в целях контроля общехозяйственных кризисов, а также процессов в сфере межгосударственных экономических отношений.

Методы и цели государственного регулирования экономики

К основным целям государственного регулирования экономики относятся:

§ минимизация неизбежных негативных последствий рыночных процессов;

§ создание финансовых, правовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;

§ обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.

Методы достижения этих целей подразделяются:

§ на прямые (или дирижистские);

§ косвенные (или экономические).

Прямые методы государственного регулирования экономики основываются на административно-правовых способах воздействия на деятельность тех или иных субъектов хозяйствования (меры запрета, разрешения, ограничения).

Косвенные регуляторы отличаются от дирижистских методов тем, что они не ограничивают свободу экономического выбора, а наоборот, дают дополнительные стимулы при принятии рыночного решения. Основная область их применения — вся экономическая среда. Косвенные методы регулирования предполагают использование средств и возможностей финансовой и кредитно-денежной систем страны.

Указанные методы взаимосвязаны.

Можно назвать следующие средства (инструменты) государственного регулирования экономики:

§ административно-правовые инструменты;

§ финансовая (налоговая) система;

§ кредитно-денежная система государства;

§ государственная собственность;

§ государственный заказ.

Наряду с перечисленными инструментами государственного регулирования экономики, имеющими внутриэкономическую направленность, существует арсенал средств внешнеэкономического регулирования.

Практически все рычаги воздействия на процесс воспроизводства внутри страны оказывают существенное влияние на внешнеэкономические связи: изменение учетной ставки, налогообложения; новые льготы и субсидии на инвестиции в основной капитал; и др.

 

Билет 23

Общая хар-ка развитых стран. Соцциально-экономические модели. МВФ в число развитых стран включ. Зап. Европу (кроме Турции), США, Канаду, Австралию, Новую Зеландию. С 1997 года входят: Тайвань, Южная Корея, Сингапур, Гонконг, Израиль. ООН к этим странам добавляет ЮАР. Организация экономич. сотрудничества и развития включает в число развитых стран Мексику (под давлением США), Турцию, Польшу, Венгрию, Чехию, Кипр и Эстонию. (все новые члены ЕС – в этой группе). Группа промышленно развитых стран включает около 30 государств. Их отличает: 1) высокий уровень развития экономики, 2) преобладание отраслей обрабатывающей промыш-ти и сферы услуг в ВВП, 3) высокое качество и уровень жизни населения. В этих странах создается осн. доля миров. промышлен. произв-ва. На их долю приходится более 70 % мирового внешнеторгового оборота, в т.ч. около 90% экспорта машин и оборудования. Лидеры группы переходят на более высокую ступень постиндустриального и информационного общества, в кот. новейшие технологии и информационные системы внедряются во все сферы жизни. Высокоразвитые индустриальные страны выделяются многоотраслевым технически и технологически оснащенным хозяйством. Его отрасли и экономич. районы между собой связаны, образуя мощные производственные и территориальные комплексы. Сложились благоприятные пропорции между производством средств производства и потребительских товаров, между растениеводством и животноводством, между отраслями высоких технологий и традиционными производ-ми в тяжелой и легкой промыш-ти. При этом новейшие достижения технологии внедряются во все сферы экономики и жизни населения. Материальное произв-во постепенно уступает свое значение сфере услуг, информации, туризму, банковскому делу. Поэтому об индустриальных странах говорят как о вступивших в эпоху постиндустриального и информацион. развития. Эти страны тесно взаимосвязаны, на них приходится осн. по стоимости часть мирового торгового обмена. В таких странах при сохраняющемся многообразии внутренних географич. различий уже нет диспропорций в уровне социально-экономич. развития между районами. Но в ряде стран все еще сохраняются менее развитые и находящиеся в упадке «депрессивные» районы. Производство и др. сферы экономики постепенно из крупнейших центров «уходят» на территории между ними — в «межагломерационное пространство». Размещение экономич. активности по территории становится равномерным. Возрастает значение средних и малых городов, сельской местности, где развиваются туризм и др. отрасли сферы рекреации. В этой группе стран выделяется обладающая особенно крупным экономич. потенциалом «большая семерка» - США, Канада, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия. В конце 1997 г. эта группа превратилась в «большую восьмерку» в рез-те вхождения России. Новой попыткой определения уровня не только экономич-го, но и социального развития страны явл. использование нового синтетич. показателя – индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП, индекс человечес. развития). «человеческое развитие» - приумножение дохода, здоровья и образования людей, сохранение окруж. среды, свобода слова, действий и т.д. «Индекс развития человеч. потенциала» включает харак-ку 3-х осн. целей обществен. прогресса: долгую здоровую жизнь, расширение и обновление знаний, средств существования, гарантирующих достойный уровень жизни. ИРЧП признан как универсальный сопоставимый показатель. Расчёт показателя явл. следствием образования Единой системы социально-демографич. статистики (ЕССДС), кот. начала внедряться в национ. и междунар. статистич. службы. ЕССДС - из 12-ти блоков статистич. данных: демография, окруж. среда, урбанизация и жилище, здравоохранение и питание, образование, экономич. активность, социальное обеспечение, досуг и культура, использование времени, обществен. порядок, социальные отношения, политич. деят-ть. Распространение получил рейтинг стран по качеству жизни: • ВВП на душу населения; • Степень удовлетворения системой здравоохранения страны; • Степень соблюдения граждан. свобод; • Уровень безработицы; • Комфорт семейной жизни; • Климатич. условия; • Политич. стабильность; • Безопасность; • Степень реализации равенства полов; • Уровень развития обществен. жизни; • Степень удовлетворения уровнем комфортности проживания. В 2003 году “первая десятка”: Ирландия, Швейцария, Норвегия, Люксембург, Швеция, Австралия, Исландия, Италия, Дания, Испания. США - 13 место, Япония – 17. Россия - 105 место. В сер. 90-х годов ХХ века провозглашена необх-ть смещения акцентов с темпов экономич. роста на развитие и сформулированы новые цели развития: экономика для человека, а не человек для экономики. В наст. время ИРЧП рассчитан для 200 стран и иллюстрирует большие контрасты в уровне социально-экономич. развития между странами мира. Рейтинг уровня развития страны, ИРЧИ не может служить основой для опред-ния типа страны, т.к. одного показателя мало, но может служить вспомогательным инстр-том для класс-ции. Соврем. глобализация протекает в капиталистич. формах, кот. противоречат принципам равноправия и взаимной выгоды и базируются на силе и монополизме, а не на свободной конкуренции участников. Это ведет к сохранению и увеличению разрыва в уровнях развития между индустриально развитыми и экономич. менее развитыми странами. Видно, какую материальную выгоду получают США, страны Зап. Европы и Япония от миров. торговли и прямых инвестиций за рубежом. Давление сильных конкурентов на развивающиеся страны усугубляет их отставание.2/3 внешнеторгового оборота промышл. развитых стран приходится на их взаимный товарооборот и 1/3 реализуется на рынках развивающихся стран. Положение третьего мира противоположное: меньше 1/3 экспорта - на взаимную торговлю, а вдвое больше продается на рынках метрополий. Сильнее перекос прослеживается в статистике вывоза капитала. Это свид-ет об экономич. завис-ти развивающегося мира, и о узости его рынков, что обусловлено низким уровнем жизни населения. Но гл. роль в экономич. подъеме стран играют внутренние условия, в т.ч. политика госуд-ва. Это доказывает опыт Китая, и «азиатских тигров» Южной Кореи, Тайваня, Сингапура, Малайзии, Таиланда и Индонезии, сумевших в последние десятилетия выдвинуться в катег. «новых индустриальных стран».

 

Билет 24

Общая харак-ка развивающихся стран. Дифференциация развивающихся стран. В группу развивающихся стран входит самое большое число государств мира (150). К этой группе – Бразилия, Тувалу, Индия, Республика Корея, Сомали, Буркина-Фасо и др. Общие черты социально-экономич. развития: колониальное прошлое, предопределившее территор-ную структуру и аграрно-сырьевую специализацию хоз-ва; особенности участия в междунар. разделении труда; неравноправное положение в миров. хоз-ве, зав-сть от иностран. капитала; огромная внешняя задолженность; наличие проблем — демографической, экологической, продовольственной, низкий уровень жизни большей части населения и др. Но среди развивающихся есть страны, по соц.-экономич. развитию приблизившиеся к уровню промышленно развитых. Это – Турция, Бразилия, Аргентина, Мексика, Индия, Респ. Корея, Тайвань, Сингапур, Сянган. В развивающихся странах проживает более половины миров. населения, но на их долю приходится менее 20% продукции обрабатывающей промыш-ти мира и только 30% продукции сельск. хоз-ва. Осн. различия между развитыми и развивающ. странами и в территор-ной структуре хоз-ва. Выразители интересов развивающихся стран -“Группа 77” (130 гос-в) и “Движение неприсоединения” (100 развивающ. стран). Они выступают за равноправие, независ-сть и внедрение междунар. отношений нового мирового экономич. порядка (НМЭП). Некот. госуд-ва, относящиеся к категории развивающ-ся, по ряду показателей (ВВП на душу населения, уровню развития отраслей промыш-ти), не только приближаются к развитым странам, но порой и превосходят их. Это страны Азии (Респ. Корея, Тайвань, Сингапур и др.). Но осн. харак-ки социально-экономич. и политич. развития развивающ. стран — структура экономики, завис-ть от иностран. капитала, размеры внешней задолженности, территор. структура хоз-ва, уровень развития демократии и др. — относят их к развивающимся. Во многих развивающ. странах имеются различ. социально-экономич. уклады — от примитивной присваивающей экономики и натурального хоз-ва до современного товарного капиталистического. Натуральные и полунатуральные уклады распространены на значительной территории, хотя исключены из общей хозяйств. жизни стран. Товарные уклады связаны с внешним рынком, что ставит националь. экономику стран в зависимость от мирового рынка. Многоукладная, дезинтегрированная экономика — одна из главн. отличительных черт развивающ. стран. Большая группа развивающ. стран не определили своего "лица" в междунар. экономике и политике. Это молодые госуд-ва, получившие независ-ть. Глав. отличит. черта экономики стран внешнеориентированного развития капитализма - существование экспортоориентированных анклавов горнодобывающей промыш-ти, контролируемых иностран. капиталом и слабо связанных с националь. экономикой. Осн. доходы они получают от разработки месторождений и экспорта полезных ископаемых (нефть – Венесуэла, Иран, Ирак). Страны внешнеориентированного развития - развивающ. гос-ва Азии, Африки, Латинск. Америки. Экономика Колумбии, Эквадора, Перу, Боливии, Парагвая, Египта, Марокко, Туниса, Малайзии, Таиланда, Филиппин и др., ориентирована на экспорт полезных ископаемых и продукции тропического земледелия. Особенностью участия многих стран в междунар. разделении труда явл. "черный" бизнес — произв-во и нелегальные операции с наркотиками, экспорт оружия для нелегальных движений и трудовая иммиграция в богатые страны. В этой группе выделяются уровнем экономич. развития, развитым национальным капиталом и уровнем развития обрабатывающей промыш-ти новые индустриальные страны (НИС) – Южная Корея, Малайзия, Тайвань, Сингапур, Гонконг. Экономика этих стран в последние десятилетия развивалась высокими темпами за счет иностранных инвестиций, внедрения новейших технологий и наличия дешевой и качественной местной рабочей силы. Особое место среди НИС - Гонконг и Сингапур. Бурное экономич. развитие этих территорий в 1960-1990-е гг. произошло за счет привлечения иностран. инвестиций. Привлекательность их - выгодное географич. положение — на пересечении мировых транспортных потоков, развитая инфраструктура, квалифицир. рабочая сила и низкие налоги. Новые индустриальные страны играют возрастающую роль в экспорте промышлен. товаров в развитые страны. Стремительное развитие НИС, высокие темпы прироста ВВП и высокая конкурентоспособность их продукции приводят к тому, что тамож. власти США начинают отказывать им в льготном режиме, кот. предоставляется развивающ. гос-вам. Группа стран плантационного хозяйства - Коста-Рика, Никарагуа, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Доминиканская Республика, Гаити и др. "банановые республики" Централь. Америки и Карибского бассейна. Благоприятные агроклиматические условия - основа для развития плантационного хоз-ва — выращивания бананов, кофе, сахарн. тростника. Плантации нах-ся в собственности иностранного, американского капитала. Этнический состав населения сформировался под влиянием работорговли, велика доля негров и мулатов. Политическая жизнь стран, за исключением Коста-Рики, хар-ся политич. нестабильностью, военными переворотами и партизанскими движениями. К этой группе отнесены и африканские страны Кения, Кот-д`Ивуар и др. Страны “квартиросдатчики” – небольшие по размеру островные и приморские независимые госуд-ва, располож. на перекрестке важнейших междунар. транспортных путей. Выгодность географич. положения, льготная налоговая политика превратили их в мировых лидеров по показателю ВВП в расчете на душу населения, в места размещения штаб-квартир крупнейших транснациональных корпораций, банков. Некот. стали странами приписки судов флотов всех стран мира (Каймановы, Бермудские острова, Кипр, Панама, Багамы, Либерия). Мальта, Кипр, Барбадос и др. - мировые центры туристского бизнеса. Нефтедобывающие монархии Персидского залива (Саудовская Аравия, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Оман), за последние десятилетия, превратившиеся из отсталой кочевой периферии арабского мира в крупнейших экспортеров нефти на мировом рынке. Нефтедоллары позволили построить в пустыне современные города, отели, дворцы и междунар. аэропорты, улучшить национальную систему образования и здравоохранения. Но социальная жизнь в них осталась мало трансформированной: ислам — господствующая религия – определяет социальные и экономич. отношения в обществе. Около 50 гос-ств - наименее развитые страны. Критерии ООН для выделения гос-тв: 1) очень низкий доход на душу населения (менее 200 долл. в год); 2) доля грамотных в общей численности населения - менее 20%; 3) доля обрабатывающей промыш-ти в ВВП страны — менее 10%. Главная харак-ка — низкий уровень социально-экономич. развития при высоких темпах прироста населения, зависимость экономики от сельского хоз-ва, где занято более 2/3 активного населения, а также для большинства стран свойственны родоплеменные отношения, вождизм. В этих странах остро проявляются глобальные проблемы человеч-ва. госуд-ва, пользуются особым вниманием мирового сообщ-ва, получают кредиты, займы и гуманитарн. помощь на льготных условиях. Индия, Бразилия, Аргентина по структуре и объему производства - в ряду с ведущими странами мира, но по ряду социально-экономич. показателей - общие черты с развивающ. странами. Основа экономич. успехов развивающ. стран - мощный рывок ограниченного числа государств. Так, в теч. последних десятилетий свыше 4/5 прироста совокупного ВВП «третьего мира» было обеспечено 26 странами, где проживает 28% всего населения. Степень дифференциации уровней социально-экономического развития стран мирового Юга - речь идет об их расслоении на 3 группы, разрыв между кот. возрастает. В 80-е годы к 1-й группе - 25 продвинутых в экономич. отношении госуд-тв (24,9 % населения Юга). По показателям среднедушевого дохода эта группа превосходила средний «эшелон» (54 страны - 24,9% населения) в 2,4 р., а нижний (36 стран - 60,8% населения) в 5,4 раза. К середине 90-х годов среднедушевой доход в странах верхнего «эшелона» (19 стран -12,5% населения) превышал показатель среднего «эшелона» в 2,9 раза, а нижнего - в 12,2 раза. Неравномерность процессов хозяйственного развития стран Юга имеет и пространственное измерение. Самыми быстрыми темпами экономич. рост осуществлялся в госуд-вах восточноазиатского региона. В 90-е годы мировой список стран с наивысшими показателями прироста ВВП возглавляли Китай, Таиланд, Сингапур, Южная Корея, Малайзия, Индонезия. Страны Азии постоянно наращивали темпы экономич. роста с 3% в 70-е до 3,2% в 80-е и 4,1% в 90-е годы. В странах Латин. Америки, переживших в рез-те долгового кризиса 80-х годов падение производства, в 90-е годы возобновился экономич. рост, составивший 3,2% в год. Но одновременно тяжелая ситуация сложилась в африканских странах южнее Сахары. В них темпы роста ВВП самые низкие в мире (1%), в ряде случаев наблюдалась отрицательная динамика. Мир начала третьего тысячелетия разделен, но не по линии Восток - Запад или Север - Юг, а на регионы и страны, кот. участвуют в процессах глобализации, пользуются их плодами, и те, кот. не смогли включиться в этот процесс.

 

Билет 25

Факторы производства. Международное движение товаров, услуг и факторов производства. Мобильность факторов производства. Формы международных экономических отношений и виды международных экономических операций в системе национальных счетов.

Факторы производства – это все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые используются или участвуют в производстве товаров и услуг.

Классификация факторов производства:

1) Земля -все естественные ресурсы, которые используются в процессе производства (пахотные земли, земли под пастбища, лесные угодья, водные ресурсы, полезные ископаемые и т.д.);

2) Капитал – ср-ва производства или инвестиционные товары (все виды инструментов, машин, оборудования, фабрично-заводские здания, складские помещения, транспорт, связь и т.д.);

3) Труд – все физические и умственные способности людей, которые используются в процессе произ-ва товаров и услуг;

4) Предпринимательские способности предполагают особые способности человека, заключающиеся в его умении:

-организовывать производство и выпуск товаров и услуг путем соединения всех необходимых факторов производства;

-принимать основные решения по управлению производством и ведению бизнеса;

-рисковать денежными средствами, временем, трудом, деловой репутацией, поскольку деятельность на рынке связана с большой неопределенностью, а результат не гарантирован;

-быть новатором, то есть внедрять новые технологии, новые продукты, методы организации производства.

В условиях рыночной экономики все перечисленные выше экономические ресурсы свободно покупаются, продаются и приносят своим владельцам особый (факторный) доход:

-рента (земля.);

-процент (капитал);

-заработная плата (труд);

-прибыль (предпринимательская способность).

 

Главным внешним признаком существования мирового рынка является передвижение товаров и услуг между странами. Международная торговля - сфера международных товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира. Часто под международной торговлей понимают торговлю не только товарами, но и услугами. Международная торговля состоит из двух встречных потоков товаров - экспорта и импорта и характеризуется торговым сальдо и торговым оборотом. Торговое сальдо - разность стоимостных объемов экспорта и импорта. Торговый оборот - сумма стоимостных объемов экспорта и импорта.

По принятым в мире стандартам статистики международной торговли ключевым элементом для признания торговли международной, продажи товара - экспортом, а покупки - импортом является факт пересечения товаром таможенной границы государства и фиксации этого в соответствующей таможенной отчетности. При этом меняет товар собственника или нет - значения не имеет.

Самым распространенным видом сделок типа купли-продажи товаров является обычная торговля между контрагентами разных государств, т.е. внешняя торговля, которая состоит из экспортных и импортных операций. При этом под экспортными операциями понимается продажа и вывоз товара за границу для передачи его в собственность иностранному партнеру. Напротив, импортные операции предполагают закупку и ввоз иностранных товаров для последующей реализации их на внутреннем рынке своей страны. Экспортно-импортные операции могут быть как прямыми, так и косвенными, т. е. осуществляться как самими владельцами товаров, так и посредниками. В роли последних могут выступать брокеры, дилеры, комиссионеры, консигнаторы, оптовые покупатели, промышленные агенты.

Разновидностью экспортно-импортных операций являются реэкспортные и реимпортные операции. Реэкспорт - это вывоз за границу ранее ввезенного в данную страну товара, не подвергшегося в ней какой-либо переработке. Реэкспортные операции возможны в самых разных ситуациях. Во-первых, реэкспорт возникает как естественное продолжение торговой операции. Продавец ввозит товар в страну для реализации его на бирже или аукционе, но он может быть продан покупателю из третьей страны и вывезен. Во-вторых, реэкспорт может появиться из-за перерыва нормального хода реализации товара. Если продавец отправил товар покупателю, но последний по каким-либо мотивам не может его оплатить, то он стремится перепродать товар другому покупателю в этой стране или в третьей стране. Уход товара в третью страну и есть реэкспорт. Это вынужденный реэкспорт. В-третьих, возможно также выполнение реэкспортной операции без предварительного завоза товаров из-за границы, так как они могут быть отправлены новому покупателю, минуя реэкспортную страну. И, наконец, в-четвертых, реэкспортные операции возникают и при строительстве крупных объектов с помощью иностранных фирм.

 

Несмотря на то, что услугами давно торгуют на международном уровне, тем не менее торговля ими существенно отличается от традиционной торговли товарами. Во-первых, материальный товар можно произвести в одном месте, а потребить в отдаленной точке земного шара.

Международная торговля услугами требует заметного присутствия их производителей за рубежом или же присутствия их потребителей в той стране, где производятся услуги. Во-вторых, обычный товар можно хранить в течение длительного времени, а услуга вообще не подлежит хранению. В-третьих, международная торговля услугами тесно связана с торговлей товарами и существенно воздействует на нее. Без оказания услуг невозможно обеспечить бесперебойное движение капиталов и трансграничное перемещение физических лиц. В-четвертых, не все виды услуг годятся для вовлечения в международный товарооборот. В-пятых, сфера услуг обычно больше подвергается регулированию со стороны государства, чем это наблюдается в отношении традиционной торговли. А все дело в том, что здесь задействованы такие сферы, как финансовые операции, здравоохранение, обслуживание военной техники, передача на хранение отходов атомных электростанций, т.е. отрасли прямо затрагивающие вопросы национальной безопасности.

 

Международное движение факторов производства включает миграцию капитала и миграцию рабочей силы.

Международная миграция капиталов осуществляется в форме его ввоза и вывоза. Мигрируя капитал ищет более выгодные сферы приложения за рубежом. Причины миграции:

1) Таможенные ограничения на ввоз товаров.

2) Экономия на транспортных расходах.

3) Разница в процентных ставках в разных странах.

4) Более дешевая рабочая сила, сырье и другие факторы производства за рубежом.

5) Увеличение значения послепродажного обслуживания и консультации для отдельных видов товаров.

 

Международная миграция капитала происходит в ссудной и предпринимательской форме.

Рынок ссудных капиталов - это рынок кредитов и займов. Миграция капитала в предпринимательской форме осуществляется в виде прямых и портфельных инвестиций.

Международная миграция рабочей силы представляет перемещение

людей через границы определенных территорий с целью поиска места работы. Это мировая трудовая миграция. Миграция рабочей силы происходит по разным причинам: политическим, национальным, религиозным, расовым, семейным, экономическим.

Причины экономического характера кроются в различиях уровня экономического развития отдельных стран.

Основу миграционных потоков составляют рабочие, в меньшей степени, служащие.

Можно выделить пять направлений международной миграции рабочей

силы:

-миграция из развивающихся в промышленно развитые страны;

-миграция в пределах промышленно развитых стран;

-миграция рабочей силы между развивающимися странами;

-миграция рабочей силы из бывших социалистических стран в промышленно развитые страны (сходна с первым направлением);

-миграция научных работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых в развивающиеся страны.

Миграция рабочей силы оказывает влияние на страны и импортирующие, и экспортирующие рабочую силу. Влияние на страны может быть как положительным, так и отрицательным. Страна - экспортер рабочей силы рассматривает этот процесс как способ поступления иностранной валюты в страну. Это особенно важно для развивающихся стран, т.к. переводы в эти страны из-за рубежа от работающих за рубежом часто превышают поступления от остальных видов внешнеэкономической деятельности. Кроме того, экспорт рабочей силы уменьшает давление избыточных трудовых ресурсов, а, значит, социальную напряженность в стране. Страны - экспортеры рабочей силы получают выгоду и от бесплатного обучения рабочей силы новым профессиональным навыкам, знакомства с передовой организацией труда и др. Негативным же для этих стран является часто факт «утечки умов», отток квалифицированной, инициативной рабочей силы.

 

Одним из необходимых условий эффективного функционирования рыночной экономики является мобильность факторов производства, их способность переходить из отрасли в отрасль, в поисках более высокого уровня дохода.

 

Важно подчеркнуть, что международная мобильность факторов производства, как правило, искусственно ограничивается государством, которое подвергает ее еще более жестким ограничениям, чем торговлю товарами и услугами. Это объясняется тем, что перемещение факторов производства из страны в страну часто порождает не только экономические, но и политические и социальные проблемы.

 

Движение факторов является альтернативой торговле изделиями, которая может вызвать эффект распределения ресурсов. Если бы факторы производства не могли свободно перемещаться через границы, то торговля была бы наиболее эффективным способом компенсации различий в распределении факторов производства; но если бы ни торговля, ни перемещение факторов производства не могло происходить в международном плане, странам бы приходилось просто отказываться в потреблении некоторых товаров. В качестве альтернативы каждая страна могла бы производить эти товары самостоятельно, но такая ситуация, в целом, приводила бы к сокращению мирового объема выпуска продукции и более высоким ценам.

 

Различают взаимозаменяемость и взамодополняемость факторов производства. При взаимозаменяемости существует стремление факторов, имеющихся в избытке, переместиться в регионы, где ощущается их дефицит. Движение факторов производства за рубеж стимулирует внешнюю торговлю, поскольку требует поставок взамодополняемых товаров.

 

Международные экономические отношения (МЭО) — экономические отношения между государствами, региональными группировками, транснациональными корпорациями и другими субъектами мирового хозяйства. Включают валютно-финансовые, торговые, производственные, трудовые и другие отношения. Лидирующей формой международных экономических отношений являются валютно-финансовые отношения. В современном мире особенно актуальным является глобализация и регионализация международных экономических отношений.

Выделяют следующие формы МЭО:

1) внешняя и мировая торговля;

2) кредитные отношения;

3) валютные и платежно-расчетные отношения;

4) миграция и вывоз капитала;

5) международная миграция рабочей силы;

6) международные интеграционные процессы;

7) создание и развитие транснациональных корпораций и кредитно-финансовых институтов;

8) межгосударственное регулирование международных эко­номических отношений (регулирование валютно-финансовых, торговых отношений);

9) деятельность международных кредитно-финансовых ин­ститутов (МВФ, МБРР) в сфере международных экономиче­ских отношений;

10) научно-техническое и производственное сотрудничество.

 

Система национальных счетов — это система взаимосвязанных показателей и классификаций, применяемая для описания и анализа макроэкономических процессов страны в условиях рыночной экономики. СНС связывает важнейшие макроэкономические показатели: объемы выпуска товаров и услуг, совокупные доходы и расходы. Также она позволяет представить ВВП (ВНП) на всех основных стадиях: производство, распределение, перераспределение, пользование.

Все экономические операции в системе национальных счетов делятся на три основные группы:

1) операции с продуктами и услугами (производство, обмен и использование продуктов и услуг в отраслях и секторах народного хозяйства, включая и те из них, которые созданы в прошлые периоды, а также получены в качестве импорта);

2) распределительные операции (операции, целью которых является распределение и перераспределение добавленной стоимости, созданной производителями, а также перераспределение сбережений);

3) финансовые операции (относятся к изменениям финансовых активов и пассивов в различных секторах экономики).

Таким образом, национальные счета представляют собой систему с высоким уровнем детализации внутренней структуры, они являются незаменимой основой для проведения расчетов на макроэкономическом уровне, служат эффективным инструментом общего механизма регулирования национальной экономики.

 

Билет 26

26. Международное разделение труда. Условия специализации. Международная экономическая интеграция. Степень открытости экономики. Уровень участия страны в мировой экономике.

Международное разделение труда – объективная основа международного обмена товарами, услугами и знаниями, развития производственного, научно-технического, торгового и иного сотрудничества между странами мира независимо от уровня их экономического развития и характера общественного строя. Процесс формирования международного разделения труда особенно интенсивно стал развиваться после завершения перехода ведущих стран к машинному производству, т. е. примерно с середины XIX в. Основным побудительным мотивом МРТ для всех стран мира, независимо от их социальных и экономических различий, является стремление к получению экономических выгод. Реализация получаемого участниками МРТ эффекта в этом случае происходит в результате действия закона стоимости, проявляющегося в различиях между национальной и интернациональной стоимостью товара. Закон стоимости – движущая сила МРТ в условиях товарного производства.

Специализация труда - форма общественного разделения труда. Она выражается в такой организации производства, когда отдельные люди выполняют только определенные трудовые операции в процессе изготовления какого-либо продукта.условия: 1) сосредоточение деятельности на относительно узких направлениях, отдельных технологических операциях или видах выпускаемой продукции; 2) приобретение специальных знаний и навыков в определенной области; 3) разделение труда по его отдельным видам, формам.

Экономическая интеграция (лат. Integratio — целый) — это процесс взаимопроникновения, срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей на микро- и макроуровнях.

На микроуровне, т.е. на корпоративном уровне, отдельные компании разных стран вступают в прямые хозяйственные связи, способствующие реальному переплетению национальных экономик. Особую роль здесь играют транснациональные корпорации.

На макроуровне, т.е. на уровне межгосударственных (межправительственных) соглашений, возникает общая стратегия экономического и политического развития стран, основанная на выработке общих правил перемещения товаров и услуг, капитала, рабочей силы. Реальная интеграция представляет собой сочетание рыночных (стихийных) механизмов формирования единого экономического пространства с целенаправленными действиями государства. Основными признаками интеграции являются:

взаимопроникновение и переплетение национальных производственных процессов;

структурные изменения в экономике стран-участниц;

необходимость и целенаправленное регулирование интеграционных процессов.

Под открытостью экономики понимается степень вовлеченности ее экономики в мировые торговые отношения и другие формы международных экономических связей.

Преимуществами открытой экономики являются:

- углубление специализации и кооперации производства;

- рациональное распределение ресурсов в зависимости от степени эффективности;

- распространение мирового опыта через систему международных экономических отношений;

- рост конкуренции между отечественными производителями, стимулируемый конкуренцией на мировом рынке.

В оценке степени открытости экономики следует учитывать воздействие трех моментов, имеющих неоднозначные последствия.

Первый. Открытость экономики позволяет создать рыночную дисциплину, приводит к конкуренции — источнику жизненной среды динамичной рыночной системы. Более того, если экономика открыта, то роль правительства в ограничении потоков товаров и капитала снижается, таким образом, сокращается возможность коррупции и злоупотреблений, а также ограничивается уязвимость, вызванная некомпетентностью.

Второй. Открытая экономика привлекательна тем, что благоприятствует сдвигам в политической и социальной сферах. Прежде всего, открытая экономика — это продолжение политики гласности.

Третий. Реалистичная оценка экономической ситуации в России предопределяет, что переход к открытой экономике может быть лишь постепенным.

Уровень участия страны в мировом хозяйстве (уровень интернационализации национальной экономики) измеряется целым рядом показателей.

 

Прежде всего это показатели участия в мировой торговле. Так, часто подсчитывают экспортную квоту, т.е. отношение экспорта к ВВП страны. Этот показатель нельзя трактовать как долю экспорта во всем объеме ВВП, потому что экспорт учитывается по ценам экспортируемых товаров и услуг, а ВВП — только по добавленной стоимости. Тем не менее величина экспортной квоты говорит о важности экспорта для национальной экономики. Часто экспортную квоту исчисляют только по экспорту товаров. Нередко также определяют импортную квоту, а иногда складывают экспорт и импорт и соотносят эту сумму с ВВП страны, называя полученную величину внешнеторговой квотой. По данным Всемирного банка, во второй половине 90-х гг. внешнеторговая квота составила у США 24%, Франции — 45, Южной Кореи—67, Канады—76, Бельгии—137%, т.е. размер этой квоты коррелируется с размерами внутреннего рынка страны.

 

Из других относительных показателей интернационализации на базе внешней торговли нередко определяют долю импорта в розничном товарообороте, которая у России находится на уровне 40%. Наконец, иногда сопоставляют долю страны в мировом экспорте с ее долей в мировом ВВП по паритету покупательной способности, чтобы определить, насколько активно страна участвует в международной торговле. У России этот показатель составляет 0,5 (1,6%: 3,0%), США-0,7 (14%: 21%), Японии-0,9 (8%, 9%).

 

Важны и абсолютные показатели интернационализации, например, стоимостной объем экспорта товаров и услуг на душу населения. У России он составляет около 700 долл., у США — свыше 3200 долл., у Китая — примерно 150 долл.

 

При анализе уровня участия страны в мировом хозяйстве необходимо обращаться не только к международной торговле, но и международному движению факторов производства. Так, показателями участия страны в международном движении капитала являются объем накопленных зарубежных капиталовложений в стране по отношению к ее ВВП, объем накопленных в стране иностранных инвестиций по отношению к ее ВВП, доля иностранного капитала в ежегодных инвестициях страны, объем внешнего долга страны по отношению к ее ВВП и объем платежей по обслуживанию этого долга по отношению к поступлениям от экспорта товаров и услуг.

 

Показателями участия страны в международном движении других факторов производства могут быть доля иностранной ра6очей силы в общей численности занятых или численность занятой за рубежом отечественной рабочей силы, доля иностранных патентов и лицензий в общей численности в стране патентов и лицензий, размеры экспорта и импорта технологий и управленческих услуг.

 

Билет 27

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.