Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Сущность вывоза капитала



Современные теории связывают развитие вывоза капитала с процессом формирования глобальной (наднациональной) экономики и глобального капитализма, который существенно увеличил мобильность капитала. Сегодня глобальные финансовые рынки оказывают огромное влияние на экономические условия во всем мире, а объемы дневных финансовых операций (сделок) превышают годовые бюджеты многих стран. Глобализация финансовых рынков крайне затруднила для отдельных стран налогообложение капитала, поскольку с развитием новейших технологий и инфраструктуры, капитал во многих случаях можно увести куда угодно в течение самого короткого времени. При этом в условиях свободного движения капитала любая попытка обложить его налогами или заняться его регулированием может побудить капитал к бегству

Вывоз капиталапредставляет собой помещение капитала за границей в целях систематического получения дополнительной прибыли за счет использования местных производственных, материальных и трудовых ресурсов.

Суть вывоза капитала сводится к изъятию части финансовых и материальных ресурсов из процесса национального экономического оборота в одной стране и включении их в производственный процесс в других странах.

Миграция капитала обычно не предполагает перемещения из страны в страну каких-либо инвестиционных товаров. Когда бизнесмен приобретает за рубежом какой-либо инвестиционный товар, то такая сделка будет считаться внешней торговлей. Однако если этот инвестиционный товар перевозится в другую страну в качестве вклада в уставный капитал создаваемой или приобретаемой там фирмы, то в этом случае сделка будет рассматриваться как вывоз капитала1.

Масштабы и формы движения капитала

Капитал вывозится, ввозится и функционирует за рубежом в следующих формах.

1. Вформе частного или государственного капитала в зависимости от того, вывозится он частными или государственными организациями и компаниями. Движение капитала по линии международных организаций часто выделяется в самостоятельную форму.

2. В денежной и товарной формах. Так, вывозом капитала могут быть машины и оборудование, патенты и ноу-хау, если они вывозятся за рубеж в качестве вклада в уставный капитал создаваемой или покупаемой там фирмы. Другим примером могут быть товарные кредиты.

3. В краткосрочной (обычно на срок до одного года) и долгосрочной формах (рис. 35.1). В мире и в России преобладает движение краткосрочного капитала.

4. В ссудной и предпринимательской форме .Капитал в ссудной форме (ссудный капитал) приносит его владельцу доход главным образом в виде процента по вкладам, займам и кредитам, а капитал в предпринимательской форме (предпринимательский капитал) — преимущественно в виде прибыли.

Масштабы.

В 90-е годы международное движение долгосрочного капитала составляет величину порядка 0,7-1,1 трлн. долл. (масштабы движения краткосрочного капитала еще больше, однако по ним нет обобщающих данных в международной статистике).

Более быстрый рост портфельных инвестиций превратил их в главную форму международного движения долгосрочного капитала в 90-е годы (от 35 до 63% вывоза и ввоза капитала). Это объясняется улучшением инвестиционного климата в мире в целом, уменьшением барьеров для международного движения капитала и активной интеграцией в мировой рынок капиталов развивающихся стран и стран с переходной экономикой, а также расширением инвестиционных возможностей мелких инвесторов из развитых стран.

Одновременно постоянно растет объем накопленных в мире прямых инвестиций. В 1995 г. объем накопленных прямых инвестиций превысил 2,7 трлн. долл. Данные по годам дают следующую картину их динамики и распределения.

Феномен ТНК.

 

 

Преимущества ТНК

Возможности повышения эффективности и конкурентоспособности

Вертикальная диверсификация, связанная с приобретением фирм-­‐поставщиков или фирм-­‐потребителей

Доступ к ресурсам иностранных государств

Близость к потребителям продукции иностранного филиала фирмы и возможность получения информации, позволяющей судить о перспективах рынков страны, в которой размещен филиал, и конкурентном потенциале фирм этой страны

Возможность использования в своих интересах особенности государственной (например, налоговой) политики в различных странах, разницу в курсах валют и т.п. факторы

Возможность продлевать жизненный цикл своих технологий и продукции, сбрасывая их по мере устаревания в свои зарубежные филиалы и сосредоточивая усилия и ресурсы подразделений, расположенных в стране обитания материнской фирмы, на раз

Билет 35

35. Мировой рынок ценных бумаг. Международные фондовые биржи. Биржевые индексы и котировки.

Мировой рынок ценных бумаг — это прежде всего первичный рынок. Вторичный рынок пока еще не получил адекватного развития. Поэтому под международным рынком ценных бумаг понимается их выпуск, выраженный в евронотах и осуществляемый эмитентами вне какого-либо национального регулирования эмиссий. В более широком плане мировой рынок ценных бумаг рассматривается как совокупность собственно международных эмиссий и иностранных эмиссий ценных бумаг иностранными эмитентами. В настоящее время международный рынок ценных бумаг включает как рынок акций, так и рынок облигаций. Эмиссии международных акций начались в сколько-нибудь заметных масштабах лишь с середины 80-х годов, в то время как эмиссии облигаций — с середины 60-х годов и по стоимостному объёму пока что превышают первые. Именно облигации являются ныне основным и преобладающим видом ценных бумаг, эмитируемых на международном уровне.

Фондовая биржа это один из видов организованного рынка. Фондовая биржа это организация, предметом деятельности которой являются обеспечение необходимых условий нормального обращения ценных бумаг, определение их рыночных цен и распространение информации о них. На сегодняшний день по всему миру работает порядка 200 фондовых бирж. Именно они играют ведущие роли в мировом биржевом обороте. Наиболее крупные из этих фондовых бирж выступают еще и регулятором и индикатором состояния мировой экономики. Благодаря формированию и развитию промышленной и торгово-потребительской структуры, появляются различные виды фондовых бирж. Поэтому наиболее известные и крупные фондовые биржи расположены в странах, наиболее развитых в этом отношении. Пример- В США сегодня насчитывается 13 фондовых бирж, среди которых и крупнейшая в мире – Нью-Йоркская фондовая биржа (New York Stock Exchange, NYSE). Ее оборот составляет порядка 50% общего оборота зарубежных фондовых бирж.

Биржевой индекс – это показатель изменения цен определенной группы, например, ценных бумаг или производных финансовых инструментов. Можно представить биржевой индекс как «корзину» из акций, аналогичную «потребительской корзине» Росстата из товаров массового спроса или валютной корзине Центробанка РФ из доллара и евро. Изначально смысл составления биржевых индексов состоит в выработке показателя, который характеризовал бы общее направление и скорость движения котировок, например, акций компаний той или иной отрасли.

Биржевая котировка — установление курса ценных бумаг на фондовых биржах и цен на товары, представленные на товарных биржах; курсы регистрируются специальной котировальное комиссией биржи и отражают складывающуюся на биржевых торгах конъюнктуру, соотношение спроса и предложения. Единый биржевой курс обеспечивает большой общественный контроль над ценами и большую солидность и надежность сделок. Ибо продавцы и покупатели в ходе установления курса могут менять свои условия и тем самым участвовать в процессе котировки. Этот курс предупреждает участников торгов от заключения неудачных сделок под воздействием слухов, эмоций, а клиентов от недобросовестного поведения посредников.

Рост или снижение котировок акций той или иной группы компаний обуславливаются в значительной мере одними и теми же событиями. Например, рост цены нефти «толкает» вверх котировки всех нефтяных компаний. Акции разных компаний, конечно, растут в этом случае с разной скоростью, а некоторые из них могут и вовсе не расти, и даже падать (если в данной компании произошло что-то, ухудшающее, по мнению рынка, ее ближайшие перспективы, например, крупная авария на производстве).

Билет 36

36. Инвестиционный климат, инвестиционные риски и инвестиционный рейтинг. Составляющие инвестиционной привлекательности. Государственное регулирование международного движения капитала. Россия на мировом рынке капиталов.

 

Инвестиции (капитальные вложения) - это совокупность затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на расширенное воспроизводство, основных фондов всех отраслей народного хозяйства.

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ это совокупность сложившихся в какой-либо стране политических, социально-культурных, финансово-экономических и правовых условий, определяющих качество предпринимательской инфраструктуры, эффективность инвестирования и степень возможных рисков при вложении капитала

Инвестиционный риск — это риск обесценивания капиталовложений из-за действий государственных органов власти и управления.

Классификация инвестиционных рисков:

1) систематический (рыночный) риск: риск изменения процентной ставки; валютный риск; инфляционный риск; политический риск;

2) несистематический риск: отраслевой риск; деловой риск; кредитный риск.

Систематическим (рыночным) риском называется риск, возникающий из внешних событий, который влияет на рынок в целом:

— риск изменения процентной ставки — риск, связанный с изменением процентной ставки центральным банком страны. При снижении процентной ставки уменьшается стоимость кредитов, которые получают компании, и увеличивается рост их прибыли, что является благоприятным и перспективным для рынка акций. И наоборот, увеличение процентной ставки негативно влияет на рынок;

— инфляционный риск — этот вид риска вызывается ростом инфляции. Он уменьшает настоящую прибыль компаний, что отрицательно влияет на рынок, а также вызывает появление другого риска — риска изменения процентной ставки;

— валютный риск — риск, возникающий в силу политических и экономических факторов, происходящих в стране;

— политический риск — это угроза отрицательного воздействия на рынок из-за политических действий (смены правительства, войны и т.д.).

Здесь для инвестора важно оценить не столько риск каждой ценной бумаги, сколько весь рыночный риск. Систематический риск нельзя уменьшить за счет диверсификации акций, поскольку различные виды рисков, входящих в него, влияют на все акции одновременно.

Несистематический риск, или риск, который можно уменьшить за счет диверсификации, определяется событиями, касающимися только одной данной фирмы.

К несистематическим рискам можно отнести:

— отраслевой риск — риск, связанный с влиянием на компанию общеотраслевых факторов;

— деловой риск — риск, связанный с производственной эффективностью и управлением ею менеджментом данной компании;

— кредитный риск возникает, когда капитал или его часть формируется за счет долговых обязательств (например, когда снижается кредитный рейтинг и вызывается падение цен размещенных на рынке корпоративных облигаций, а также влечет за собой увеличение стоимости банковского кредита)

Инвестиционный рейтинг - это оценка риска, который несет инвестор, вкладывая свои средства в те или иные обязательства. Чем выше рейтинг, тем ниже риск инвестиций и выше привлекательность данных обязательств для инвесторов

Инвестиционная привлекательность предприятия характеризуется как комплекс экономико-психологических показателей его деятельности, который определяет для инвестора область предпочтительных значений инвестиционного поведения. По своей сущности инвестиционная привлекательность предприятия - это категория воспроизводственная, структурная. Она предполагает наличие такого инвестиционного облика предприятия, который способствует его непрерывному обновлению, прогрессивной реструктуризации. Одновременно, инвестиционная привлекательность есть противоречивое единство двух характеристик: экономического содержания (инвестиции) и психологической формы (привлекательность), т.е. субъективных оценок объективной действительности. Суть ее заключается в том, что благоприятная инвестиционная среда наряду с инвестиционной привлекательностью предприятия и экономическими возможностями инвестора становится побуждающим мотивом к ситуационному анализу: определению цели и оценке альтернативных вариантов. Итак, инвестиционная привлекательность - это интегральная характеристика отдельных предприятий, отраслей, регионов, страны в целом с позиций перспективности развития, доходности инвестиций и уровня инвестиционных рисков.

Понятие «международное движение капитала»

Международное движение капитала во многом напоминает международную торговлю. Развитие мирового рынка капиталов, как и торговля, способствует более эффективному использованию ресурсов Земли и повышает благосостояние стран-участниц. Однако движение капиталов между странами по-разному отражается на доходах разных групп населения.

Государство воздействует на экспорт и импорт капиталов. Например, если государство стремится к привлечению иностранных кредитов, оно может с этой целью проводить политику дорогих денег, что повышает ставку% в стране и вызывает приток ссудных капиталов из-за рубежа.

В процессе международного движения капитала государство реализует следующие основные функции:

-регулирующие

-контролирующие

-стимулирующие

Россия, вступив в зону экономического роста, стала укреплять свои позиции на мировом рынке капитала. Она стала объектом расширяющихся притоков иностранных инвестиций. И в то же время стала сама проникать на зарубежные рынки, размещая там свои активы. На конец 2005 г. объем российских инвестиций, накопленных за рубежом, составил 7,3 млрд. долл. Основные страны - реципиенты российского капитала - это США, Австрия, Кипр, Великобритания, Багамские острова, Украина.

Билет 37

37. Эволюция мировой валютно-финансовой системы (Система «Золотого стандарта». Бреттон-Вудская валютная система. Ямайская валютная система. Европейская валютная система.).

Первой сложившейся мировой валютной системой была Парижская (с 1867 г. до начала 20-х гг. XX в.). Ее характерными признаками были принятие золотого (золотомонетного) стандарта и режима свободно плавающих валютных курсов с учетом спроса и предложения.

Изменение условий развития мирового капитализма в конце XIX - началеХХ вв., кризисные потрясения в мировом хозяйстве, породившие Первую мировую войну, а также создавшие революционную ситуацию в ряде стран, привели к крушению Парижской валютной системы. На смену ей в 1922 г. была законодательно оформлена Генуэзская валютная система, которая базировалась на золотодевизном стандарте (в дополнение к золоту использовались девизы - иностранные валюты).

Генуэзская система просуществовала недолго.

Уже в первой половине 1930-х гг. мировая валютная система пережила сильнейшие потрясения, вызванные мировым экономическим кризисом, который охватил и денежно-кредитную сферу. Золотодевизный стандарт потерпел крушение.

В ходе Второй мировой войны соотношение мировых экономических сил претерпело коренные изменения. США превратились в самую мощную державу мира, позиции Великобритании и Франции были ослаблены, а экономика Германии к Японии разрушена.

В основу новой валютной системы, юридически оформленной решениями международной конференции в г. Бреттон-Вудссе (США) в 1944 г. и поэтому получившей название Бреттон-Вудсской валютной системы, легли следующие принципы: 1 )был сохранен, хотя и в урезанном виде, золотоде-

визный стандарт: золото продолжало использовать- ся в различных формах (были сохранены золотые паритеты, связь доллара США с золотом, однако обменивать американскую валюту на благородный металл могли только центральные банки стран, золото могло также использоваться как международное платежное и резервное средство); 2)в дополнение к золотодевизному стандарту был введен стандарт специальных прав заимствования (СПЗ), созданных еще в конце 1960-х гг. и представляющих собой международные активы в виде записей на специальных счетах в Международном валютном фонде. В связи с переходом к стандарту СПЗ юридически завершился процесс демонетизации золота, т. е. утраты им денежных функций. Были отменены золотые паритеты. Страны - члены МВФ получили право выбора любого режима валютного курса.

Важной особенностью Бреттон-Вудсской системы был переход к системе фиксированных валютных курсов, которые могли лишь незначительно отклоняться от установленных пределов.

Кризис Бреттон-Вудсской системы привел к созданию Ямайской валютной системы.

В Западной Европе в конце 1970-х гг. была юридически оформлена региональная Европейская валютная система (ЕВС), которая отразила углубление интеграционных тенденций в этом регионе. Денежной единицей в ЕВС стал экю, условная стоимость которого определяется по методу валютной корзины, в которую входят денежные единицы стран Европейского союза. В середине декабря 1996 г. лидеры Евросоюза приняли решение о переходе с 1 января 1989 г. к единой валюте стран ЕС - евро.

ла 500 тыс. руб., срок исполнения - шесть месяцев. У российских банков появилась возможность участвовать в торгах на ЧТБ. Для нерезидентов - это дополнительная возможность хеджироваться при вхождении на российский рынок. Вместе с тем после открытия торгов на американской бирже возросло воздействие на российский рынок со стороны мировых спекулянтов. Центральному банку России, который до начала 1998 г. был крупнейшим игроком на рынке фьючерсных валютных сделок, стало сложнее регулировать рынок, особенно в случае очередного мирового финансового кризиса.

Еще до открытия торгов по российскому рублю на ЧТБ Россия стала пятой по счету восточноевропейской страной после Чехии, Венгрии, Польши и Словакии, чьи производственные ценные бумаги - фьючерсы и опционы стали обращаться на Австрийской бирже деривативов, являющейся отделением Венской фондовой биржи. Для торговли российскими фьючерсами и опционами Австрийской биржей разработан специальный страновой индекс, в качестве базовой основы которого использован индекс РТС (официальный индикатор Российской торговой системы).

В мае 1992 г. Россия вступила в МВФ. В тот же период начинается ее сотрудничество с группой Мирового банка, включающего ряд международных финансовых организаций: Международный банк реконструкции и развития, Международную финансовую корпорацию, Международную ассоциацию развития и Международное агентство по гарантиям инвестиций.

шения или снижения фактического курса валюты. Огромное значение имеет механизм формирования курсов форвардных сделок. Его основу составляет курс спот минус дисконт (депорт) либо плюс премия (репорт).

Фьючерсные сделки получили большое распространение на мировом валютном рынке с начала 1970-х гг. Впервые они появились на товарных биржах, где велась торговля сезонными товарами (зерном, сахаром, каучуком, джутом, кофе, нефтепродуктами). По своей сути и механизму осуществления фьючерсная сделка мало отличается от форвардной. Это также поставка товара на будущий срок по заранее обусловленной цене (на 1, 2, 3, 6, 12 месяцев). Особенности фьючерсного контракта:

реализация контракта совершается точно в намеченный срок держателем фьючерса;

фьючерсами торгуют только биржи, а потому торговля ведется по строгим правилам и стандартным условиям;

реальной поставки товара не происходит;

расчеты по фьючерсам осуществляются через расчетную палату;

Валютные опционы - это контракты, обусловливающие возможность купить или продать определенное количество валюты по фиксированной цене на будущий срок. Покупающий право на покупку или продажу опциона на обязан выполнять условия, он может от них отказаться, отдав за это часть дохода. Существует опцион на покупку (call) и опцион на продажу (put).

Цена опциона - это премия за отказ от выполнения контракта или плата за риск при покупке права. В отличие от форварда опционный контракт, являясь не обязательным для исполнения, дает возможность нескольких вариантов: исполнить контракт, оставить контракт без исполнения либо продать его до истечения срока.

Билет 38

При международных расчетах используют два основных способа платежа — наличные платежи и расчеты в кредит. Понятие наличного платежа в международном обороте не тождественно оплате наличными деньгами.

Наличные платежи — это расчеты в любой форме, когда товары оплачиваются в полной сумме либо при получении их покупателем, либо при получении покупателем документов, подтверждающих отгрузку товаров в соответствии с условиями контракта. Другими словами, при наличных платежах оплата происходит против товаров или отгрузочных документов.

На практике в зависимости от условий контракта наличный расчет может осуществляться:

- до получения импортером отгрузочных документов — если ему пришло подтверждение, что погрузка товаров в порту отправления завершена;
- в момент получения импортером отгрузочных документов — если передача документов осуществляется после приемки им товаров в порту прибытия;
- после получения импортером отгрузочных документов (но до прибытия товаров) — если контрактом предусмотрено предоставление импортеру льготного периода времени (обычно до семи дней) для ознакомления с документами и проверки соответствия отгруженных товаров условиям контракта.

Расчеты наличными более выгодны для экспортера, так как позволяют быстрее включить полученную выручку в хозяйственный оборот, что повышает для него эффективность внешнеторговой сделки.

Расчеты в кредит — это платежи, при которых участник внешнеторгового контракта предоставляет кредит своему контрагенту. Кредит может предоставляться в форме авансовых платежей (покупательских авансов) и в форме рассрочки платежа (коммерческого кредита). Следует отметить, что оплата покупателем товаров за счет кредитов банка рассматривается как наличный платеж.

Авансовые платежи представляют собой полную или частичную оплату, произведенную импортером до отгрузки товаров, оказания услуг или даже до начала исполнения контракта. Они применяются для снижения рисков экспортеров: при невыполнении импортером условий контракта экспортер может возместить свои убытки из суммы аванса.

Для импортера авансовый платеж имеет очевидные недостатки. Наряду с досрочным отвлечением средств из оборота этот способ платежа значительно повышает его риски: экспортер может не выполнить поставку товаров, отгруженные товары могут оказаться не соответствующими условиям контракта или поступить не в надлежащем состоянии (хотя уже полностью или частично оплачены) и т.д.

Коммерческий кредит предоставляется экспортером покупателю в виде рассрочки платежа за поставленные товары. Срок кредитования может варьироваться от нескольких месяцев до нескольких лет. На длительные сроки (до 10 лет) отсрочка предоставляется, как правило, при поставках сложного и дорогостоящего оборудования (суда, авиатехника и т.п.).

На практике часто применяется вексельная форма предоставления коммерческого кредита, которая обеспечивает достаточно надежную защиту интересов кредитора. При этом обязательство импортера может быть оформлено как переводным, так и простым векселем. В то же время в современных условиях широкое распространение получило предоставление коммерческих кредитов на условиях открытого счета.

Следует отметить, что для экспортера кредитование связано с длительной иммобилизацией средств из его хозяйственного оборота, а также с риском неплатежа (или возникновения просроченной задолженности), риском изменения цены товара51 и повышенным валютным риском из-за удлинения срока расчета. В то же время, предоставляя коммерческий кредит, экспортер усиливает свою конкурентоспособность на внешнем рынке, расширяет сбыт своих товаров. Кроме того, он может потребовать у импортера уступок по другим условиям контракта (установления более высокой цены, чем при наличном платеже, и т.п.).

Помимо наличных платежей и расчетов в кредит международные расчеты могут осуществляться также на смешанных условиях и условиях кредита с опционом наличного платежа. Смешанные условия расчетов дают возможность импортеру часть стоимости контракта оплатить в порядке наличного платежа, а на оставшуюся часть получить отсрочку платежа. Кредит с опционом наличного платежа предусматривает для импортера право выбора — оплатить поставку сразу или воспользоваться правом отсрочки. В последнем случае импортер лишается скидки, предоставляемой при наличном платеже.

Международные расчеты — это расчеты по денежным требованиям и обязательствам, возникающим в связи с экономическими отноше­ниями между юридическими лицами и гражданами разных стран.

С учетом взаимных интересов участников внешнеэкономических сделок, расчеты осуществляются в самых различных формах — в виде авансовых платежей, в порядке инкассо или акцепта векселя, чеками, с использованием аккредитива и т.д.

Форма расчетов представляет собой сложившиеся в международной коммерческой и банковской практике способы оформления, передачи и оплаты товаросопроводительных и платежных документов. Названные ранее формы международных расчетов применяются при платежах, как наличными, так и в кредит. При этом банковские переводы используются в расчетах за наличные, документарные аккредитивы, а также при расчетах с использованием коммерческого кредита. Выбор конкретной формы расчетов, в которой будут осуществляться платежи по внешнеторговому контракту, определяется по соглашению сторон - партнеров по внешнеторговой сделке. Порядок проведения расчетов за экспортируемые и импортируемые товары (услуги) регламентируется законодательством стран, а также подчиняется международным правилам документального оформления и оплаты платежных документов.

Применяемые формы международных расчетов отличаются по доле участия коммерческих банков в их проведении. Минимальная доля участия банков предполагается при осуществлении банковского перевода, т.е. выполнения платежного поручения клиента. Более значительна доля участия банков при проведении инкассовой операции - контроль за передачей, пересылкой товаросопроводительных документов и выдачей их плательщику в соответствии с условиями доверителя. Максимальная доля участия банков - при расчетах аккредитивами, что выражается в предоставлении получателю (бенефициару) платежного обязательства, реализуемого при соблюдении условий, содержащихся в аккредитиве. (см. табл.1)

Таблица 1.

Сравнительная характеристика основных форм международных расчетов.

  Банковский перевод Аккредитив Инкассо Кредит (в т.ч. с помощью векселя) Чековая форма расчетов Встречные формы торговли
Риск импортера Максимальный, в случае аванса Минимальный Низкий Значительный Средний Зависит от вида формы торговли и надежности контрагента
Риск экспортера В случае 100% аванса - минимальный Минимальный Средний Значительный Средний Зависит от вида формы торговли и надежности контрагента
Доля участия банков Минимальная Максимальная степень участия (банк является гарантом) Средняя Минимальная либо отсутствует Минимальная (Банк не несет ответственности перед чекодателем) Зависит от вида формы торговли. Как правило - незначительна
Прочие характеристики Наиболее простая форма. Легка и часто осуществима Очень сложная форма расчетов, но максимально возможная. Осуществляется в жесткие сроки Наиболее сбалансированная форма. Почему-то данная форма не признается сторонами Во многом зависит от надежности контрагента. Требует определенных гарантий. Ограниченные сроки использования ---

Соответственно выбор той или иной формы расчетов во многом зависит от степени взаимного доверия контрагентов и от особенностей национальных законодательств.

Валютный клиринг - порядок проведения международных расчетов между странами, основанный на взаимном зачете платежей за товары и услуги, обладающие равной стоимостью, исчисленной в клиринговой валюте по согласованным ценам. На основе валютного клиринга могут производиться взаиморасчеты фирм-резидентов соответствующих стран.

Валютный клиринг представляет межправительственные договоренности о взаимном (безналичном) зачете международных требований и обязательств на основании соглашения между правительством двух или более стран. Валютный клиринг предполагает централизацию расчетов между государствами - сторонами клирингового соглашения на специальных клиринговых счетах, открываемых уполномоченными банками. Эта схема носит обязательный характер для физических и юридических лиц, сделки которых подпадают под действие соглашения. Импортеры и экспортеры, как, впрочем, и иные кредиторы и заемщики, не вправе производить взаимные расчеты иначе, чем по валютному клирингу. Валютный клиринг основан также и на других обязательных элементах:

- его объеме;

- валюте клиринга;

- размерах технического кредита

Объем клиринга означает степень охвата платежей. При полном валютном клиринге под эту схему подпадает весь внешнеторговый оборот. При частичном клиринге неторговые операции (туризм, содержание посольств и торговых представительств, загранкомандировки и пр.) осуществляются обычным порядком - через корреспондентские счета.

Валютой клиринга признается согласованная расчетная единица (валюта), в которой ведутся клиринговые счета. Она может выражаться в валюте:

- одной из стран-партнеров;

- обоих государств;

- третьей страны.

Платежи или поступления с клиринговых счетов производятся в каждой из стран только в пересчете в национальную валюту по соответствующему курсу. Клиринговые валюты применяются исключительно в безналичной форме. Источником клиринговых валют является взаимное кредитование поставок товаров и оказания услуг странами — участницами соглашений. Клиринговые валюты используются по принципу: они должны быть израсходованы в стране, где заработаны.

Объем технического кредита (предельно допустимое сальдо задолженности) необходим для обеспечения непрерывности расчетов; определяется в соответствии с долей сальдо задолженности в объеме поставок. На практике применяются различные способы регулирования сальдо клирингового счета.

 

Билет 39

Мировой рынок технологий: структура, тенденции развития. Сратегии технологического обмена. Цикл жизни товара в междунар. торговле. Технологическая емкость товара. Технология - совокупность знаний про использование или усовершенствование машин, оборудования, кот. обеспечивают обработку, изготовление, изменение состояния, качества и формы сырья, мат-лов или полуфабрикатов, также про реализацию продукции. Миров. рынки технологий(МРТ) - сфера междунар. торговли, связанная с куплей-продажей технологич. решений: лицензий, патентов, проектов, документации. Миров. рынок технологий - обмен технологиями, научно-технич. знаниями между покупателями и продавцами. Объекты МРТ - результаты интеллектуальной деят-ти в овеществленной и неовеществленной (виды информации, производствен. опыт, знания) формах. Действующие лица на рынке МРТ – государствен. структуры, научно-исследовательские, образовательные учреждения, частные компании, физич. лица-специалисты. Междунар. технологич. обмен – совокупность экономич. отношений между иностранными контрагентами по поводу использования результатов научно-технической деят-ти, имеющих научную и практическую ценность. Формирование МРТ произошло во втор. пол. 50-х – 60-е г. ХХ в., когда объем междунар. коммерческих операций по технологиям превысил масштабы национального обмена. Это позволило выделить междунар. обмен технологиями в отдельную форму МЭО. По данным МВФ колич-во стран, обменивающихся технологиями с 1960 г. увеличилось с 22 до 84, расширился объем ежегодных лицензион. операций, что свидетельствует о возрастающей экономич. роли этого вида товаров для участников обмена технологиями. В расчете на единицу затрат валютный эффект от реализации технологич. ресурса на миров. рынке выше, чем экспорт обычных товаров. Уже в сер. 90-х гг. сектор сведений и технологий давал до 75% ВВП США, обеспечивая вместе с услугами 80% рабочих мест в стране. Налицо тенденция перемещения источников благосостояния от традиционных факторов производства в виде земли и капитала к информационным ресурсам. Предпосылкиразвития междунар. обмена технологиями: 1) на уровне страны – неравномерность развития стран мирового хоз-ва в научно-технич. сфере, что может быть связано с недостаточным объемом затрат на НИОКР в некот. странах и с различием целей их применения. 2) на уровне предприятий приобретение технологии способствует решению экономич. и научно-технич. проблем; преодолению узости научно-технической базы, недостатка производственных мощностей и др. ресурсов; получению новых стратегич. возможностей в развитии. Экономич. целесообразность экспорта технологии: 1) источник получения доходов; 2) форма борьбы за товарный рынок; 3) способ обойти проблемы экспорта соответствующ. товара; 4) способ установления контроля над зарубежной фирмой через условия лицензион. соглашения, как объем производства, участие в прибылях и т.п. 5) возможность доступа к др. технологии через «перекрестное лицензирование»; 6) возможность эффективного совершенствования объекта лицензии с участием покупателя и т.д. Экономич. целесообразность импорта технологии: 1) доступ к новшествам высокого технического уровня; 2) средство экономии затрат на НИОКР; 3) средство уменьшения валют. расходов на товарный импорт; 4) обеспечение использования националь. капитала и раб. силы; 5) условие расширения экспорта продукции, выпускаемой по зарубежным технологиям; 6) гарантия освоения продукта или процесса при помощи продавца и т.д. Осн. центры миров. технологич. ресур. - США, Япония, страны Зап. Европы. В послед. время увеличивается кол-во научно-технич. работников и укрепляются позиции в области высоких технологий стран «третьего мира». В 1994 г. общий темп экономич. роста в развивающихся странах 6%, что в 3 раза больше, чем в США, Японии, Зап. Европе. Надо отметить Юж. Корею, Тайвань, Таиланд. Сингапур, и позже некот. страны Латин. Америки, Индия. Вследствие увеличения интеллектуаль. элиты «третий мир» завоевывает позиции в некот. передовых отраслях промыш-ти. Индия, где вдвое больше инженеров-программистов, чем в Японии, Германии, создала возрастающую индустрию программного обеспечения, в кот. занято 300 тыс. чел. Наиб. влияние оказывает Вост. Азия. Они имеют уровень грамотности выше, чем в США. Юж. Корея, кот. была в 1960 г. на уровне стран Африки, обогнала Англию по показателям ВНП. Восточноазиатские и латиноамерикан. рынки уже имеют большое значение для многих американ. экспортеров, особенно производителей дорогих потребительских товаров и средств произв-ва, т.к. Япония и Европа переживают спад. За 5 послед. лет объем американ. экспорта в Мексику вырос в 3 р и еще больше после создания объединения НАФТА. В 80-е г. американ. экспорт в Сингапур, Тайвань, Гонконг вырос на 160%, они явл. для США большим рынком, чем европейская страна. Структура МРТ 4 сегмента: 1) рынок патентов и лицензий; 2) рынок науко- и технологически емкой продукции; 3) рынок высокотехнологич. капитала; 4) рынок научно-технических специалистов. В послед. годы наиб. развит рынок лицензий и патентов, развивается рынок консалтинга и инжиниринговых услуг. Осн. часть компаний США занимается продажей и покупкой ноу-хау, технич. помощью лицензиату, реализацией патентных прав - 35 компаний, товарных знаков - 20, компонентов - 14, управленческой помощью - 6. На промышленно развитые страны прих-ся 90% миров. рынка технологии, в т.ч. более 60% - на США, Японию, Великобританию, Германию, Францию. Большая часть торговли лицензиями прих-ся на отрасли: электротехнич. и электронная промыш-сть – 19%, общее машиностроение – 18%; химич. промыш-ть – 17,4%, транспорт. машиностроение – 10,2% всего объема коммерч. операций. Особенности МРТ: 1) развит лучше, чем национальный, за счет ТНК. 2) имеет двухуровневую структуру: высокие технологии; средние и низкие технологии. 3) харак-ся высокой концентрацией ресурсов: 40% - США, 30% - Япония, 13% - Германия,0,3% - Россия. 4) осн. конкуренты - США, Япония. 5) степень монополизации миров. рынка технологий выше, чем миров. рынка товаров. 6) обмен технологиями строится не на случайных сделках, а носит подготовленный хар-тер. 7) с 80х XXв на миров. рынке технологий доминирующее межфирменное сотрудничество (вместо конкуренции). 8) миров. рынок технологий имеет специализирован. нормативно-правительственную базу в виде междунар. кодекса поведения ЮНКТАД, СТЕМ. Стратегия поведения ТНК на миров. рынке технологий по отношению к незщависимым фирмам и странам опред-ся жизненным циклом технологии: 1 этап – продажа гот. продукции, произведенной по новой технологии; 2 этап – технологич. обмен осущ-ся в форме прямых зарубеж. инвестиций; 3 этап – чистое лицензирование. Т.о., новейшие технологии используются в стране базирования, а по мере устаревания передаются в филиалы и продаются за рубеж в виде лицензий.Носителями технологии выступают: 1) товары и др. факторы произв-ва. Напр, непосредственно товар в случае междунар. торговли высокотехнологичными товарами; 2) капитал, если ведется междунар. торговля высокотехнологичными капиталоемкими товарами; 3) труд, если происходит миграция высококвалифицир. научно-технич. кадров; 4) земля в случае торговли прир. ресурсами, для разработки кот. использовано новейшее высокотехнологич. достижение. Жизнен. цикл товара. 5 стадий жизни в междунар. торговле: стадия I - нового продукта. Новый продукт производится и потребляется в возрастающих масштабах только в той стране, где он был разработан. Качество товара доводится производителем до требуемого рынком уровня; II - стадия роста продукта.Товар совершенствуется, растут продажи на внутрен. рынке и начинается экспорт за рубеж. Иностран. конкуренции пока нет, и страна имеет времен. монополию в произв-ве и торговле товаром; III - зрелости товара; неразумно его дальнейшее произв-во только в стране, кот. его разработала. эффективнее перенести часть произв-ва в др. страны, где стоимость раб. силы ниже. Др. страны производят продукт по лицензии для своего внутрен. рынка;IV -стадия падения произв-ва товара. Используя дешев. раб. силу, имитирующая страна начинает поставлять товар на свой внутрен. рынок и продавать на рынке страны, разработавшей товар, вытесняя местных производителей. Внутрен. произв-во в стране, разработавшей товар, падает и экспорт прекращается;V - стадия прекращения внутрен. произв-ва товара.Страна-разработчик вынуждена создавать новый товар, который пока не известен зарубежным странам. Формы междунар. обмена технологиями: 1)исследоват. кооперация в сфере науки и технологий. 2) распространение технологич. информации в форме патентов, лицензии, контрактов. 3) технологич. содействие странам; 4) услуги в профессиональ., информацион. сфере; 5) вывоз за границу человеч. капитала. 6) обучение, стажировка специалистов за рубежом. 7) междунар. торговля высокотехнологичными товарами; 8) информацион. обеспечение (СМИ, реклама); 9) формирование баз данных, библиотек, архивов зарубеж. информации. виды технологий в междунар. обмене: 1) сельскохозяйственные; 2) промышленные; 3) технологии управления; 4) финанс. технологии в банковской, страховой деят-ти и др.; 5) маркетинговые технологии быстрое, эффективное продвижение товара; 6) сервисные технологии ; 7) информацион.технологии –операции с информацией (поиск, сбор, передача).

Позиции России на мировом рынке технологий

Позиции российской науки в мире ухудшались все последние годы.

Удельный вес России в общем числе публикаций в ведущих научных журналах мира (по данным ISI) не превышает 3%, что в 10 раз ниже, чем в США.

Отечественная наука отличается слабой инновационной ориентацией, что проявляется в снижающейся результативности деятельности научных организаций, их финансово-экономической неустойчивости. В 2005 году только половина научных организаций имели на балансе нематериальные активы.

Хотя изобретательская активность в России в последние годы растет (с 17.5 тысяч патентных заявок, поданных национальными заявителями в Роспатент в 2000 г., до 23.6 тысяч в 2005 г.), ее уровень (количество заявок на 1 млн. населения) ниже, чем в других развитых странах (в 3-4 раза по сравнению с Германией и США, в 18 раз - Японией). По общему числу заявок, поданных с указанием страны (национальными и иностранными заявителями в стране и за рубежом), Россия (107 тыс.[5]) занимает лишь 24 место в мире, уступая Японии (более 500 тыс.), США (375 тыс.), Германии (292 тыс.), Великобритании (265 тыс.)[6] и некоторым другим странам.

 

Причины этого отставания – финансовая несостоятельность многих предприятий, особенно малых и средних, отсутствие эффективной системы правового регулирования и серьезных экономических стимулов, слабые интеграционные связи между организациями сфер науки, высшего образования и реального сектора экономики, отсутствие в их структурах патентно-лицензионных служб, призванных осуществлять управление интеллектуальной собственностью, мониторинг рынка технологий, маркетинг и подготовку лицензионных соглашений. В результате организации и предприятия либо вовсе не заинтересованы в патентовании результатов исследований и разработок, либо вынуждены отказываться от поддержания патентов[7].

Изобретательская активность заметно снижается на конечных стадиях научно-технологического цикла. Более 80% всех документов по правам на объекты промышленной собственности приходится на патенты на изобретения и только 5% - на патенты на промышленные образцы. По разным оценкам не более 2-5% патентов реализуется в экономической деятельности. Лишь около 1% патентов на изобретения используется при создании передовых производственных технологий. Промышленности, как правило, предлагаются разработки, находящиеся на стадии технического решения, что увеличивает расходы на внедрение и получение требуемых технико-экономических характеристик, удлиняет сроки создания технологических инноваций.

Более 70% изобретений направлено на поддержание и незначительное усовершенствование действующей техники и технологий. Внедрение таких изобретений не дает предприятиям длительного экономического эффекта. Основная часть образцов машин и оборудования не отвечает современным требованиям качества, не имеет охранных документов, сертификатов безопасности, сервиса и эксплуатационного обеспечения и т.д.

Россия входит в группу из 17 развитых стран, имеющих отрицательное суммарное сальдо платежного баланса, среди них - Швейцария, Ирландия, Сингапур, Корея, Тайвань, Испания, Польша и др.

Суммарный объем торговли России в 2006 г. составил 2.3 млрд. долл., что в 5.4 раза больше, чем в 1999 г. (418 млн.долл.). Однако это гораздо меньше, чем в экономически развитых странах. Для сравнения заметим, что, например, в Финляндии эта величина суммарного оборота торговли технологиями превышает 5.3 млрд. долл., в Бельгии – 13.5 млрд. долл., в Швейцарии – 21.3 млрд. долл., в Великобритании – 30.0 млрд. долл. в Ирландии 49.7 млрд. долл., не говоря уже о США и Германии, где она достигает, соответственно, 75.4 и 66.3 млрд. долл. В целом объемы технологического обмена с зарубежными странами России сопоставимы с показателями Польши, Чехии и Мексики.

Билет 40

Виды лицензий и лицензион. платежи. Производственно-технич. связи и их организацион. формы. Междунар. кооперационные соглашения. Виды производственной кооперации. Виды лицензий. Неисключит-ная (простая) лицензия дает лицензиату право исполь-вать объект интеллектуаль. собствен-ти в пределах, оговоренных договором; лицензиар сохраняет право использовать объект договора и право предоставлять лицензии третьим лицам. Исключит-ная лицензия лицензиат получает исключит. (монопольное) право использовать объект договора в пределах, оговорен. договором. Лицензиар (собственник) не имеет право выдать еще лицензию, и сам не может использовать то, на что выдана исключит. лицензия. Но собственник сохраняет права на использование предмета договора в части, не охватываемой договором, вне срока договора. Полная лицензия – исключит. лицензия, в кот. ограничивается только срок, т.е. полный отказ лицензиара от использования предмета соглашения в теч. этого срока, полная уступка всех имущественных прав в этот период. Единственная лицензия - лицензиар, не имея права выдать еще лицензию, сам может использовать предмет договора. Сублицензия – дает разрешение лицензиату позволять др. пользоваться этими же правами без обращения к первоначаль. собственнику. Сублицензиат нах-ся в слабом положении, чем лицензиат, когда необх-мо отстаивать свои права, т.к. он отдален от собственника на 2 и более стадии. Для улучшения инновацион. климата в наш. стране, стимулирования и ускорения трансферта технологий, Патентным законом РФ - выдача открытой лицензии. Выдается, если патентообладатель изобретения подает в Патентн. ведомство заявление о предоставлении любому лицу права на исполь-вание объекта промышлен. собственности. Лицо, изъявившее желание использовать этот объект, обязано заключить с патентообладателем договор о платежах. Споры по условиям договора рассм-ются Высшей патентной палатой. Собственник объекта, на кот. выдается открытая лицензия, не имеет право отказать кому-то в выдаче лицензии. Для преодоления препятствий со стороны обладателей объектов промышлен. собственности к неиспользованию этих объектов, Патентным законом РФ предусмотрено предоставление принудительной неисключительной лицензии. При неиспользовании или недостат. использовании патентообладателем изобретения в теч. 4-х лет, а полезной модели - в теч. 3-х лет с даты выдачи патента любое лицо, желающее использовать объект промышлен. собственности, в случае отказа патентообладателя от заключения лицензион. договора может обратиться в Высшую патентн. палату РФ о предоставлении лицензии. Если патентообладатель не докажет, что неиспользование или недостаточ. исполь-вание объекта обусловлено уважительн. причинами, Высшая патент. палата предоставляет принудительную неисключит-ную лицензию с определением пределов исполь-вания, размера, сроков, порядка платежей. Перекрестное лицензирование. Если патентообладатель не может исполь-вать изобретение, не нарушая прав др. патентообладателя, то он может требовать от последнего заключения лицензион. договора. Это лицензирование служит интересам всех сторон, т.к. соглашения снимают препятствия для разработки и использования инноваций. Одним из способов увеличения прибыли от продажи инноваций явл. пакетное лицензирование – набор патентов и др. прав лицензируется собственником единым блоком (пакетом) для получения единого платежа, единого роялти, т.е. платежа, кот. должен выплачиваться независимо от фактич. использования каждой индивидуаль. составляющей пакета. Это возможность избежать сложных процедур расчета всех роялти и оценивания индивидуаль. патентов и прав. Оно применяется инновацион. организациями, их союзами, ассоциациями, совместн. предприятиями, др. Для этого создаются патентные пулы, общие фонды прав на различ. объекты интеллектуаль. собствен-ти. Сложность - позволяет партнерам по пулу получить несправедливое преимущ-во над конкурентами, что может привести к монополизации рынка. Фрэнчайзинг - предоставление права на исполь-вание товарн. знака. Владелец товарн. знака – фрэнчайзор - выдает лицензию др. юридич. или физич. лицу – фрэнчайзиату, кот. позволяет последнему продавать продукцию или оказывать услуги под именем фрэнчайзора и получать выгоды. Лицензион. платежи - выплата индивидуаль. предпринимателем (физич. лицом) или юр. лицом владельцу интеллектуаль. собствен-ти или создателю чего-либо (товарн. знака, изобретения, промышлен. образца и т.д.) за право пользования этой собствен-тью в коммерчес. целях. Лицензион. платежи устан-ются в лицензионных договорах, исходя из экономич. отдачи от использования лицензии (паушальный платеж), или из предполагаемой прибыли лицензиата; могут предусматриваться процентные отчисления (роялти) от ст-сти производимой или продаваемой лицензион. продукции или выплаты установлен. сумм, или сочетание того и др.; в отдель. случаях устанавливаются минималь. гарантированные платежи, не зависящие от объемов произв-ва и продажи, с указанием сроков выплат. Паушальный платеж - фиксированная денеж. сумма, вступительный взнос, уплачиваемый лицензиатом лицензиару единовременно или частями в оплату предоставленных прав по лицензион. договору. Представляет фактич. цену покупки лицензии. Страхов. депозит - фиксированная денеж. сумма, уплачиваемая лицензиатом лицензиару единовременно. Не явл. ни задатком, ни авансом, ни предоплатой в счет оплаты причитающихся по лицензион. платежу и/или роялти, а явл. мерой обеспечения исполнения обязательств лицензиата по лицензион. договору. Роялти - вознаграждение продавцу за предоставление покупателю прав на использование лицензии, ноу-хау, изобретения, товарн. знака, др. предметов лицензион. соглашения. Устанавливаются исходя из экономич. эффекта от использования лицензии, или из предполагаемой прибыли лицензиата, не связанной во времени с использованием лицензии. В 1-ом случае предусмат-ются процентные отчисления от ст-сти производимой и продаваемой лицензион. покупки (роялти) или участия в прибыли лицензиата. Во 2-ом - выплаты твердо установлен. сумм (фиксированные роялти) согласно условиям лицензион. соглашения. Кооперационные соглашения на лицензион. основе – высокая форма сотруд-ва между лицензиатом и лицензиаром, чем традицион. купля-продажа лицензий, т.к. наряду с инженерно-технич. взаимодействием предполагается совместная производственная деят-ть сторон на основе специализации, согласованные действия по сбыту и технич. обслуживанию изделий, поставляемых по кооперации. При низких финанс. затратах она позволяет внедрить научно-технич. достижения в сжатые сроки, безвозмездно обмениваться совершенствованиями и "ноу-хау" в теч. длитель. времени. Доля производствен. кооперации в общем объеме торговли машинами и оборудованием капиталистич. стран возросла с кон. 60-х до нач. 80-х г. с 25 до 50%. Большинство кооперацион. соглашений предусматривает совместную разработку и доведение до промышленного освоения научно-технич. достижений одного из партнеров. Изготовление обоими кооперантами продукции по лицензии не исключает при необх-ти разовых поставок комплектных изделий одним партнером др. Меньшие масштабы приобрела кооперация на базе поставок одной стороной узлов, деталей и материалов, а др. – готовых изделий. Такие соглашения предусматривают передачу иностран. фирмами российским кооперантам различ. материалов и полуфабрикатов с последующей оплатой их поставками гот. изделий. На стадии сбыта условия кооперации могут касаться распределения рынков, организации рекламы, использования товарных знаков, технич. обслуживания и т.д. Так, при подрядном кооперировании производитель сохраняет за собой право сбыта продукции в собственной стране. При этом он обязуется поставить в страну партнера ограниченное число изделий или комплектующих в порядке компенсации за полученные им "ноу-хау", образцы, материалы. С точки зрения оформления кооперацион. договора неважно, является ли закупка "ноу-хау" частью договора о кооперации или предметом отдельн. соглашения. Производствен. кооператив - коммерч. организация, основанная на началах членства, т.е. корпорация. В отличие от товариществ и обществ кооперативы рассчитаны не только на объединение имущества участников, сколько на их совместное, личное трудовое участие в деят-ти созданной организации. Отсюда - распределение получен. дохода между участниками по труду, а не пропорционально имущественным вкладам, наличие у каждого 1-го голоса при решении общих вопросов. Производствен. кооперативом (артелью) признается добровольное объединение не являющихся предпринимателями граждан для совместной производствен. или иной хозяйствен. деят-ти, основанной на их личном трудовом участии и объединении определен. имущественных взносов, при их личной ограниченной субсидиарной ответствен-ти по обязательствам этой коммерчес. организации. В России такой принцип организации хозяйствен. деят-ти известен под именем артели, характер-шейся совместным личным трудом участников. Действующее законодат-во для поддержки отечеств. сельхоз. товаропроизводителей устанавливает особый статус производствен. кооперативов. В дейст-ти Закон о статусе сельхозкооперативов создает ряд особенностей в их правовом положении, дублируя некот. нормы общего Закона о производственных кооперативах. Такая ситуация вынуждает выделять сельхозкооперативы в особый подвид производствен. кооперативов. Сельхоз. производствен. кооперативы дел: сельхоз. и рыболовецкие артели (колхозы) и кооперативные хозяйства (коопхозы). Участниками первых явл. граждане, земельные участки кот. поступают в собственность (паевой фонд) кооператива, в кот. они обязаны трудиться, а участниками вторых - лишь главы крестьянских (фермерских) хоз-ств или граждане, ведущие личное подсобное хоз-во, сохраняющие земельные участки в своей собствен-ти и осущ-щие личным трудом лишь определен. виды совместной деят-ти

Билет 41

Франшиза: цели и содержание. Формы оплаты соглашений. Договоры фрашизы. Франчайзор - компания, кот. выдает лицензию или передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операцион. системы. Франчайзи - компания, кот. покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзора и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарн. знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзора. Франшиза - полная бизнес система, кот. франчайзор продает франчайзи. Франча́йзинг франшиза, коммерческая концессия — вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передаёт др. стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определён. вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения. Это развитая форма лицензирования, при кот. одна сторона (франчайзер) предоставляет др. стороне (франчайзи) возмездное право действовать от своего имени, используя товарные знаки и/или бренды франчайзера. Преимущества для франчайзеров. выгода франчайзинга в том, что он получает небольшой, но гарантировано-стабильный объем продаж своей продукции, т.к. франчайзи обязаны покупать у него определенные договором партии товара, расходных материалов или иной продукции/услуг. Если доход стабильный, то его можно планировать на будущее, развивать новые направления. Франчайзер не обременен трудностями, связанными с расходами, кот. есть у обычных игроков - обучение и подбор персонала, контроль качества и т.д. Преимущества для франчайзи. 1) Использование проверенной бизнес-системы. Прежде чем предлагать свою франшизу на рынке, франчайзер должен «довести до ума» свою бизнес-систему, отработать все бизнес-процессы и доказать эффективность своего бизнеса. Франчайзер для эффективного развития франчайзинговой сети должен иметь флагманское предприятие, на основании кот. и происходит клонирование бизнеса. Поэтому, приобретая франшизу, предприниматель приобретает уже проверенную и отработанную бизнес-модель, кот. доказала свою эффективность. 2) Возможность открыть собствен. дело. Несмотря на то, что франчайзер имеет определён. степень контроля над франчайзи, кот. направлена на повышение эффективности деят-ти партнёров путём выявления возможных проблем партнёрских предприятий на стадии их зарождения, франчайзи сохраняет экономическую и юридич. самостоятельность. 3) Возможность выбора отрасли. Франчайзи имеет возможность ознакомиться с бизнесом Франчайзера до этапа инвестирования собственных средств. Это можно сделать на основе открытой информации – коммерчес. предложения Франчайзера и его действующих предприятий, собственных и партнёрских. 4) Возможность снизить риски. Открывая партнёрское предприятие, при хорошо проработанной франчайзинговой программе, франчайзи становится частью «семьи», т.е., в отличие от открывающегося независимого предприятия, франчайзер не оставляет партнёров один на один с проблемами и рисками начинающего бизнеса. Удачный выход на рынок обеспечен. Одно из осн. требований к франшизоспособному бизнесу - востребованность предоставляемых компанией-франчайзором товаров или услуг. Поэтому, покупая успешную бизнес-идею и начиная свою деят-ть под известным брендом, франчайзи к началу открытия своего предприятия уже имеет круг лояльных бренду потребителей. 5) Минималь. затраты на рекламу и маркетинг. В связи с тем, что Франчайзи начинает вести свою деят-ть как часть известной сети, его затраты на первоначаль. рекламу сводятся к обеспечению рекламы открытия франчайзингового предприятия на локальном рынке. 6) Получение доступа к базе знаний франчайзера. Франчайзер, предоставляя партнёрам свою бизнес-систему, передаёт не только отлаженный механизм, но и «инструкцию» по её эффективн. использованию. Франчайзер обучает своих партнёров тому, как нужно эффективно строить бизнес, учитывая все его специфические особенности. 7) Гарантированная система поставок. Т.к. франчайзинг для компаний явл. приоритетным направлением деят-ти, и партнёры - Франчайзи - имеют самые лучшие условия, Франчайзер стремится обеспечить данное направление наибольшими ресурсами, в т.ч. это касается и вопросов поставки. В общем смысле, франчайзинг - «аренда» товарного знака или коммерч. обозначения. Использование франшизы регламентируется договором между франчайзером и франчайзи. Содержание договора различно, от простого до сложного, содержащего подробности использования товарн. знака. В договоре регламентируется сумма отчислений за использование франшизы (она может быть фиксированная, единоразовая за определён. период, составляющая процент от продаж). Требование отчислений может отсутствовать, но в таком случае франчайзи обязуется покупать у франчайзера определён. кол-во товара/работ/услуг. Отдельным пунктом договоров могут служить условия использования товарного знака/бренда. Эти требования могут быть очень простыми (напр., франчайзи имеет право использовать бренд в конкретной отрасли), и жёсткими (напр., франчайзи обязуется использовать оборудование в магазине в точном соответствии с требованиями франчайзера - от размеров и цвета полок до униформы персонала). Платежи по форме о делят на неск. осн. типов: 1) одноразовая оплата или паушальный платеж; 2) периодич. платежи или роялти; 3) сочетание паушального платежа с роялти (наиб. часто). С экономич. точки зрения роялти - фиксированная по своей величине выплата. Спецификой роялти явл. указание их величины не в абсолютных суммах (рублях, долларах, евро), а в процентах от стоимости произведенной за отчет. период продукции или от прибыли. Т.о., величина роялти непостоянна. Это существенно отличает лицензион. платежи от платежей за экспортируемые прир. ресурсы, величина кот. зафиксирована в договоре. Величина роялти может определяться в расчете на единицу выпускаемой продукции, устанавливаться в % от объема производства, суммарной стоимости продаж продукции по лицензии или от валовой прибыли. Лучше всего контролируемым, вызывающим наимень. разногласия и наиб. распространенным явл. исчисление роялти в % от величины суммарных продаж произведен. продукции. К тому же объем продаж и стоимость продукции – открыто публикуемые фирменные данные. Выплата роялти должна производиться в определенные в лицензион. договоре сроки – по истечении отчетного периода: календарного года, полугодия, квартала, ежемесячно, после продажи определен. кол-ва продукции. При задержке выплаты предусматриваются пени. Выплата роялти начинается с момента промышленного освоения лицензии – через 6 – 18 мес. после подписания лицензион. договора, но не ранее даты его государствен. регистрации, если это предусмотрено законодательством.

 

Билет 42

Цели и инструменты государственного и междунар. регулирования внешней торговли. Внешнеторговые правовые режимы. Либерализм и протекционизм во внешнеэкономич. деят-ти. Инструменты торгов. политики. В рамках торговой политики переплетаются экономические, политические, административные, организационные, правовые, др. вопросы. Междунар. экономика изучает экономич. предпосылки и последствия осуществления мер торговой политики, оставляя правовые, организацион. вопросы на рассмотрение специализированных отраслей науки – междунар. торговое право, междунар. маркетинг и пр. Инструменты государствен. регулирования междунар. торговли - тарифные - те, что основаны на использовании таможен. тарифа, нетарифные - все проч. методы, меры стимулирования экспорта. Нетарифные методы регулирования - количественные и методы скрытого протекционизма. Отдель. инструменты торговой политики чаще применяются при необх-ти ограничить импорт, либо форсировать экспорт. Цель государства в области междунар. торговли - помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав товары конкурентными на междунар. рынке, ограничить импорт, сделав иностран. товары менее конкурентоспособными на внутрен. рынке. Поэтому часть методов государствен. регулирования направлена на защиту внутрен. рынка от иностран. конкуренции и относится к импорту. Др. часть методов имеет задачей форсирование экспорта. С одной стороны, это регулирование импорта для защиты внутрен. рынка и отечествен. производителей от иностран. товаров. С др. - поощрение экспорта, повышение конкурентоспособности отечествен. товаров на внеш. рынке для экспортной экспансии, завоевания новых рынков. Соотношение этих направлений может изменяться от экономич. и политич. ситуации и конкретных отношений между странами или группами стран.

Специфика междунар. экономич. отношений приводит к формированию особого правового режима для договоров в этой области. 2 признака внешнеторг. сделки. 1) одна из её сторон нах-ся в другом государстве и явл. иностранцем. 2) предмет сделки – внешнеторг. операция (поставка товара, наём имущества, перевозка груза, оказание услуг внешнеторг. хар-ра и т. п.). Тенденция междунар. унификации правового регулирования внешнеэкономич. операций ведёт к закреплению в междунар. нормах особенностей договоров в сфере внешнеэкономич. связей и влечёт обособление правового режима этих договоров. Но можно констатировать растущее кол-во принимаемых в различ. странах специальных норм, затрагивающих междунар. экономич. отношения. В указанной сфере тесно переплетаются интересы различ. государств, субъекты права кот. вступают в договорные отношения, к таким сделкам не может применяться только националь. право данной страны по

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.