Заявка, поступившая в систему с неограниченным ожиданием и нашедшая все каналы занятыми, становится в очередь, ожидая освобождения одного из каналов.
Основной характеристикой качества обслуживания является время ожидания (время пребывания заявки в очереди).
Для таких систем характерно отсутствие отказа в обслуживании, т.е. Ротк = 0 и Робс = 1.
Для систем с ожиданием существует дисциплина очереди:
1) обслуживание в порядке очереди по принципу "первым пришел — первым обслужен";
2) случайное неорганизованное обслуживание по принципу "последний пришел — первым обслужен";
3) обслуживание с приоритетами по принципу "генералы и полковники вне очереди".
Формулы для установившегося режима
1. Вероятность простоя каналов, когда нет заявок (k = 0):
Предполагается, что ρ/п < 1.
2. Вероятность занятости обслуживанием k заявок:
3. Вероятность занятости обслуживанием всех каналов:
4. Вероятность того, что заявка окажется в очереди:
5. Среднее число заявок в очереди:
6. Среднее время ожидания заявки в очереди:
7. Среднее время пребывания заявки в СМО:
8. Среднее число занятых обслуживанием каналов:
9. Среднее число свободных каналов:
10. Коэффициент занятости каналов обслуживания:
11. Среднее число заявок в СМО:
СМО с ожиданием и с ограниченной длиной очереди
Основные понятия
Заявка, поступившая в систему с ожиданием с ограниченной длиной очереди и нашедшая все каналы и ограниченную очередь занятыми, покидает систему необслуженной.
Основной характеристикой качества системы является отказ заявке в обслуживании.
Ограничения на длину очереди могут быть из-за:
1) ограничения сверху времени пребывания заявки в очереди;
2) ограничения сверху длины очереди;
3) ограничения общего времени пребывания заявки в системе.
Формулы для установившегося режима
1. Вероятность простоя каналов обслуживания, когда нет заявок (k = 0):