Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Конфликты в коллективе осужденных и их решение



 

Изучение личности осужденных, трудных для воспитательного процесса, показывает, что в большинстве случаев они невосприимчивы к воспитательным и психологическим воздействиям из-за тяжелого эмоционально-смыслового комплекса, вызванного конфликтными отношениями, в условиях которых они формировались в прошлом, в детстве (оскорбления, унижения, насилие, грубость в семье и ближайшем окружении). Иногда, к сожалению, первым источником сильных и неприятных переживаний для юноши бывает школа или производство, где нет сплоченных учебных и трудовых коллективов, где запущена воспитательно-нравственная работа. Молодой человек, попадая в места отбывания наказания со сложившимся и укрепившимся, но не осознанным эмоционально-психологическим комплексом неприязни к людям, переносит его на воспитателей и на всех сотрудников ИУ.

Конфликты, регистрируемые у лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, в основном возникают с воспитателями, либо с другими осужденными или с отдельными сотрудниками колонии.

Конфликты с воспитателями. Одна из причин конфликтов в ИУ, это неумение воспитателя учитывать истинные мотивы поступков и поведения осужденного, ориентация только на внешний результат. На практике внешне одинаковые поступки могут побуждаться различными мотивами. Если воспитатель не смог выявить истинные причины, то он ошибочно или субъективно приписывает поступкам осужденного не свойственный им мотив и соответственно с этим применяет неадекватные средства воспитательного или карательно-режимного воздействия. Это вызывает внутренний протест осужденного, чувство обиды и несправедливости, которые приводят к потере психологических контактов.

Воспитатели исполнительных учреждений нередко сталкиваются с такой ситуацией, при которой осужденные оказывается невосприимчивым к психологическим и педагогическим воздействиям или неправильно на них реагирует. Это нежелание или неумение понять друг друга, а порою, взаимная отчужденность, – вызывает так называемый психологический барьер, а затем и конфликт. Разберем это более подробно.

Конфликты возникают чаще при работе воспитателя с нарушителями режима, отказчиками от работы, осужденными, принадлежащими к отрицательным малым группам. Конфликты, существенно снижают эффективность воспитательной работы, затрудняют процесс исправления и перевоспитания коллектива осужденных. Юристы должны знать, что по своему психологическому содержанию конфликты бывают двух видов: смысловые и эмоциональные.

При смысловом конфликте – осужденный может хорошо понимать и уметь выполнить требования, которые, к нему предъявляет воспитатель, но искажает при этом мотивацию требований, вкладывает в них предвзятый смысл и упорно их не выполняет. По А.С. Макаренко (1978) – это «внутреннее сопротивление личности» воспитательному воздействию как следствие сформировавшейся установки осужденного отрицательно реагировать на любое требование, исходящее от воспитателя (начальника отряда, мастера, учителя, врача и т.д.). Такой конфликт – основа невосприимчивости осужденного к психологическому и педагогическому воздействию воспитателя. В этом случае то или иное его требование, рассчитанное на определенный воспитательный эффект, дает прямо противоположный результат. Часто причиной смыслового конфликта становится многократное повторение унизительных словесных воздействий, кличек и моральных сентенций. Эти нравоучения осужденный не воспринимает, так как не придает им значения, на которое рассчитывает воспитатель. Чтобы устранить такие случаи, необходимо вдумчиво отнестись к выбору мер педагогического воздействия, применять методы воспитания в комплексе, в зависимости от поведения осужденного. Мера воздействия, на которую осужденный не реагирует, не должна больше применяться, но если же она применяется, то только в иных условиях и по-иному.

При эмоциональном конфликте – осужденный испытывает такие эмоциональные переживания, которые делают недоступными его разуму доводы логики воспитателя. Такой конфликт результат накопления тяжелых эмоциональных переживаний у осужденного. Возникшие по разным причинам (особенно под влиянием оскорблений и унижений) чувства отчужденности, антипатии, озлобленности, напряжения мешают осужденному осознать правомерность требований воспитателя, не позволяют убедиться в неправильности своих действий и поступков. При эмоциональном конфликте даже ясные и справедливые требования воспитателя не получают положительного отклика в душе такого человека.

Неправильная политика применение взысканий и поощрений – одна из наиболее частых причин возникновения конфликтов между воспитателем и осужденным. На практике нередко бывает так: воспитатель к одним осужденным бывает более снисходителен, чаще их поощряет (порой даже незаслуженно), редко наказывает, а с другими все обстоит наоборот. В результате незаслуженного наказания или слишком сурового наказания, завышенной требовательности и несправедливости у осужденного возникают отрицательные эмоции, которые, зарождаясь вначале в связи с конкретным случаем применения воспитателем наказания, легко распространяются на более широкий круг явлений и начинают определять отношение осужденного к воспитателю и, в целом, к сотрудникам колонии. Нередко такие осужденные все же настойчиво пытаются заслужить поощрение, вернуть расположение и доверие воспитателя. Но если последний вовремя не заметит стараний осужденного, не поощрит его усердие, то такой осужденный, разуверившись в возможности заслужить одобрение воспитателя, перестает реагировать на его требования, оказывается глухим к психологическим и педагогическим воздействиям. Неправильная дисциплинарная практика ведет к возникновению психологических барьеров, а это, в свою очередь, конфликтам.

Нередко в начале конфликта важнейшее значение имеет справедливость в предоставлении льгот осужденным или лишении их. Наиболее полно она может быть достигнута тогда, когда воспитатель делает вывод о степени усердия и стремления исправиться не только по внешней форме поведения осужденного, но и по изменению структуры мотивов и поступков. Только при этом можно отличить истинное исправление от его имитации и не допустить ошибок при предоставлении льгот.

Конфликты с осужденными.Формы проявления конфликтов в среде осужденных чрезвычайно многообразны от скрытых состояний неудовлетворенности, которые могут быть очень длительными, до открытых столкновений интересов или аффективных действий (драк).

Каждый конфликт в коллективе осужденных в своем развитии проходит определенные стадии. Можно отметить четыре из них:

первая – начальная, характеризующая возникновение отрицательных характеров и чувств, столкновение интересов, противоречивость мнений, вкусов;

вторая – формирование конфликтных отношений;

третья – открытое столкновение конфликтных сторон;

четвертая – разрешение конфликта (нередко с помощью администрации).

Все это важно знать для профилактики, предупреждения и купирования конфликтов. Правильное разрешение конфликтов среди осужденных, как и мера по предупреждению психологических нарушений, имеет исключительное значение в деле сохранения психического здоровья, исправления и перевоспитания осужденных, а также режимных мероприятий в исполнительных учреждениях.

Предупреждение конфликтов в среде осужденных заложено и в гуманизации уголовно-исполнительной системы. Её реформирование должно привести к сокращению сроков наказания, ибо длительное лишение свободы (свыше трех лет) ведет к деградации личности осужденного и даже к деградации коллектива осужденных, являясь почвой для культивирования «воровских» традиций, нравов и стереотипов. В то же время относительно короткое по времени лишение свободы требует высокого уровня психолого-педагогической культуры со стороны всех работников исполнительного учреждения, которые могли бы достаточно точно диагностировать личность и применить надежную систему психолого-педагогических методов коррекции осужденного. Перспективным является исправление преступника через исповедь, покаяние, примирение с потерпевшим, что создаст предпосылки для подлинной перестройки личности и создания перспективы для ее социальной реабилитации в обществе.

Конфликты с сотрудниками колонии – у осужденных оничаще возникают с работниками оперативно-режимных и медицинских частей (в меньшей степени) и производственных отделов (в большей степени), хотя все нюансы взаимоотношений объективно решены законом, подзаконными актами, нормативными документами. Как правило, они быстро решаются и редко после себя оставляют тяжелые последствия.

Таким образом, только психологическое понимание юристами особенностей личности осужденных, структуру их групп и коллективов, конфликтных условий содержания и применение психологических приемов по их разрешению и методов по их предупреждению, приводит к реальным возможностям исправления и перевоспитания осужденных.

 

Контрольные вопросы:

1.Что изучает уголовно-исполнительная психология? Какова ее цель и задачи, предмет исследования?

2.На чем основано исправление и перевоспитание осужденных, и какими мерами это достигается?

3.Какова взаимосвязь режима, трудового процесса и уголовно-исполни-тельной психологии в исправлении и перевоспитании осужденных?

4.Какова взаимосвязь воспитательного процесса и уголовно-исполни-тельной психологии в исправлении и перевоспитании осужденных?

5.Каковы психологические и педагогические задачи по перестройки личности осужденных в ИУ?

6.Какова структура коллектива осужденных в ИУ и его психологическая влияние на их исправление и перевоспитание?

7.Каковы формы конфликтов осужденных в ИУ и пути их решения?

Заключение

 

Знание основ юридической психологии значительно повышает общую и профессиональную культуру следователя, судьи, адвоката и способствует выработке и совершенствованию их деловых и интеллектуальных качеств, юридической и гражданской зрелости, правовой убежденности, осознанию социальной значимости своей профессии. Усвоение фундаментальных вопросов юридической психологии помогает лучше познать личностные особенностей обвиняемых, свидетелей, потерпевших, истцов и ответчиков, наладить с ними необходимые контакты, построить оптимальные отношения на доверии и взаимном уважении.

Поэтому в учебнике в систематизированном виде с учетом современного законодательства рассмотрены актуальные проблемы юридической психологии, в свете требований предъявляемых к будущим юристам, выпускникам юридических вузов.

В первом разделе детализированы основные положения общей психологии, в частности разобраны строение головного и спинного мозга, показана их роль в нейрофизиологическом процессе и учении о рефлексах, изучены психология деятельности человека и формирование у него умения, навыков, привычек, внимания, способностей, а также познавательных процессов и свойств личности, эмоционально-волевой сферы, типов высшей нервной деятельности и темперамента, характерологических черт и психологических качеств человека.

Во втором разделе рассмотрены возможности решения криминальной психологии в условиях предварительного следствия, при различных видах преступлений, а также несовершеннолетних правонарушителей, показаны психологические особенности потерпевших.

В следующем разделе учебника подробно изложены основы судебно-пси-хологической экспертизы. Указаны мотивы ее назначения, возможности и необходимые условия для правильной оценки и интерпретации полученных в результате исследования сведений в экспертных заключениях психологов. Отдельно уточнена роль судебно-психологического исследования при аффективных состояниях и ее возможности в уголовном и гражданском процессах. При этом сделан акцент на ее организации, методологическом и методическом обеспечении.

Выделен раздел по рассмотрению психологической деятельности следователя, судьи и адвоката, разобраны возникающие у них на практике психологические проблемы, обоснованы необходимые им профессиональные и личностные качества.

Кроме того, отдельно разобраны психологические проблемы пенитенциарной психологии в следственных изоляторах и исправительных учреждениях, показана ее роль в адаптации, исправлении и перевоспитании подследственных и осужденных.

Изучение юридической психологии способствует улучшению у следователей, прокуроров, судей, адвокатов в уголовном судебно-следственном процессе и гражданском судопроизводстве основных психических функций (восприятия, памяти, мышлению, наблюдательности, критики, воли и др.), вырабатывает находчивость в трудных ситуациях, развивает наклонность к психологическому анализу и синтезу, усиливает сострадание, отзывчивость, милосердие, уважение к закону и правам человека.

Следует иметь в виду, что настоящий учебник предназначен только юристам, и поэтому не претендует на полноту изложения всех многообразных и специальных сторон психологии.

Автор надеется, что данная работа послужит юристам стимулом для изучения и дальнейшей разработки правовых вопросов, связанных с юридической психологией, и будет благодарен всем, кто пришлет свою оценку, замечания и предложения, которые будут учтены при четвертом переиздании учебника.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.