Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные аспекты уголовно-исполнительной психологии



 

Проблемами психологического обеспечения осужденных, содействие их исправлению и перевоспитанию, занимается уголовно-исполнительная психология. Рассмотрим ее определение, цели, задачи и предмет исследования.

Уголовно-исполнительная психология – это раздел пенитенциарной психологии, изучающий психику и психологические особенности личности осужденных, отбывающих наказание в исполнительных учреждениях, влияющие на их исправление, перевоспитание и ресоциализацию в обществе.

Цель уголовно-исполнительной психологии –изучение психологических особенностей осужденных и воздействие на положительные черты личности каждого из них с тем, чтобы в процессе исправления и перевоспитания добиться их адаптации к коллективу исправительного учреждения и, в конечном итоге, реабилитации в обществе.

Задачи уголовно-исполнительной психологии – с помощью режимно-воспитательных мер и применения приемов и методов психологического воздействия добиваться того, чтобы каждый осужденный стремился к перестройке собственной личности, индивидуальному перевоспитанию и подготовке к адаптации в обществе.

Предмет исследования уголовно-исполнительной психологиипсихика и характерологические черты осужденных, приемы и методы, оказывающие действенной влияние на их адаптацию к коллективу исполнительного учреждения и его режиму, и перевоспитанию.

Известно что, наказание преследует следующие цели: покарать, исправить и перевоспитать осужденного, а также предупредить преступление (А.Д.Чер-нов, И.И.Голубов, 2000). Все эти цели наказания имеют различное психологическое обоснование, и каждой из них присущ свой психологический механизм.

Кара – в психологическом аспекте есть фактор отрицательного воздействия наказания на личность отбывающую наказание. Карательная функция выражается в причинении осужденному тех или иных физических и моральных страданий. Мера этих страданий и переживаний определяется судом, и всегда её величина является индивидуальной. Кара как мера наказания имеет ряд особенностей (С.Л.Дановский с соавт., 1982), заставляющих осужденного переживать отрицательную реакцию государства и общества на совершенное им преступление. Прежде всего, он переживает отрыв от семьи, общества и привычной среды для каждого человека, осознание длительности этого отрыва. Это лишение определенных прав и преимуществ, и среди них основным является лишение свободы, которое в свою очередь ограничивает ряда потребностей (моральных, материальных, биологических), постоянно присущих человеку. Наиболее важным среди этого всего является лишение человека возможности прогнозировать и планировать свое поведение.

Исправление и перевоспитание осужденного (в свою очередь) основано на присущей человеческой психике гибкости претерпевать изменения под воздействием специально организованной внешней среды. Гибкость (пластичность) психики выступает, следовательно, как основная психологическая предпосылка этой возможности. Наиболее отчетливо фактор целенаправленной организации внешней среды проявляется в деятельности подразделений ИУ.

Указанные выше цели наказания осужденных осуществляются различными мерами. Но главную роль при этом играет уголовно-исполнительное право, тесно связанное с педагогикой, криминологией, уголовно-исполнительной психологией, психологией труда и социальной психологией. Разберем их.

Карательные меры – достигаются реализацией требований режима и срока действия наказания, и осуществляется изоляцией и принудительной регламентацией личностных проявлений осужденных, их жизни, быта и труду.

Исправительные мерывыполняются путем применения к осужденным специальных методов и приемов исправления и перевоспитания, путем постепенной в динамике ресоциализации личности каждого из них.

Превентивные меры – имеют другие психологические основы, но уже в виде общего и специального предупреждения. Причем:

- общее предупреждение – это угроза причинения физических и моральных страданий, обращенных к неопределенно широкому кругу лиц, склонных к антиобщественному поведению (оно, как цель наказания, выходит за пределы его исполнения в отношении какого-либо конкретного осужденного);

- специальное предупреждение – это целенаправленное предупреждение в отношении отдельных лиц, уже совершивших преступление; и достигается путем создания в процессе исполнения наказания таких условий и такого «психологического климата», которые, как предполагается, должны исключить или в значительной мере затруднить совершение этими лицами новых преступлений (хотя и действенно уже само изъятие из той среды, в которой могло бы совершиться преступление или представлялась возможность его совершения).

Роль юристов (воспитателей), обогащенных психологическими знаниями в осуществлении воспитательного процесса в коллективе осужденных несоизмеримо вырастает. Это не только различные социально-психологические исследования осужденных, но и непосредственное их участие в перевоспитании лиц, отбывающих наказание, выработка индивидуальных рекомендаций, подготовка к адаптации осужденных, обучение подготовленными специалистами психологическим приемам и методам личный состав ИУ и т.д.

Психологически становится понятным, когда, попадая в исправительные учреждения, каждый осужденный планирует для себя выполнение следующего: «дождаться окончания срока наказания». Но перед сотрудниками ИУ стоит гораздо более сложная проблема по их перевоспитанию. Это связано, прежде всего, с тем, что среди контингента ИУ довольно большой удельный вес (до 60%) осужденных (А.З.Агаларзаде, С.Н.Шишков, 1996), у которых диагностированы нервно-психические заболевания. Для перевоспитания и ресоциализации этих лиц наряду с обычными мерами необходима разработка индивидуальных медико-психологических методов воздействия на каждого из них.

Таким образом, знание юристами (другими сотрудниками ИУ) цели, задач и предмета уголовно-исполнительной психологии и понимание необходимости воздействия на осужденных карательно-воспитательными и психологическими мерами, является основой их адаптации к коллективу, исправления, перевоспитания и ресоциализации в обществе. При этом психологи всегда учитывают возможности пластичности психики лиц, отбывающих наказание в подразделениях УИС, претерпевать изменения под воздействием позитивной микросреды, которая должна быть создана в исполнительных учреждениях.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.