Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Краткий словарь психологических терминов и иных понятий



 

А.

Абстракция (абстрагирование) – это мыслительный процесс отвлечения от признаков несущественных и единичных, и сохранение признаков существенных и общих для данной группы предметов (например, несущественные и единичные признаки: люди, животные, автомобили, ракеты; существенные и общие признаки: движение и скорость).

Абулия – отсутствие стремлений, побуждений к любой деятельности, утрата желаний, полная безучастность, патологическое безволие, прекращение общения.

Аггравация – сознательное преувеличение больным тяжести симптомов имеющегося заболевания (болезненных нарушений).

Агнозия – нарушение процессов узнавания предметов и явлений при сохранности сознания и функции органов чувств (А. различают зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную и др.).

Агрессивность – стремления к насильственным действиям в межличностных отношениях, могущее проявится как ситуативный кратковременный процесс или состояние или свойство личности или даже черта характера, возникшее как результат дефектного воспитания или симптом психического заболевания.

Адаптация – приспособление к изменившимся внешним условиям, совокупность защитных реакций организма, возникающих в ответ на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия. Различают А. физиологическую, социально-психологическую, профессиональную и т.д.

Адинамия (бессилие) – уменьшение или полное прекращение двигательной активности организма или органа.

Активность личности – вид психической активности, интенсивность которой направлена на определенную деятельность, наиболее отчетливо проявляющаяся в ее характере.

Активность психическая – форма активности, определяемая наличием в ней субъективного компонента.

Актуальные способности – способности к определенной деятельности, уже более или менее сформированные в процессе ее выполнения на основе взаимодействия потенциальных и актуальных способностей. Их прогнозирование – задача психодиагностики.

Акцент – выделение того, начто необходимо обратить внимание.

Акцентуации характера – крайние варианты нормы характера, граничащие с психопатиями, при которых отдельные черты чрезмерно усилены.

Алгоритм – последовательность выполнения той или иной работы или действия.

Алкоголизм – заболевание, вызываемое психоактивными веществами – алкоголем и его производными, вследствие их систематического потребления, и не включенных МЗ РФ в список наркотических средств. Ведущими в клинике А. является психическая, а затем и физическая зависимость к алкоголю и постепенная соматоневрологическая и социальная деградация личности больного.

Амбивалентность – одновременное возникновение антагонистических (противоположных) тенденций в психической деятельности, обусловливающих непоследовательность мышления и неадекватность поведения (напр., радости и печали, любви и ненависти, смеха и слез).

Амбициозность – выраженное самолюбие, доходящее до спесивости и чванства.

Аменция – форма помрачения сознания с преобладанием растерянности, бессвязности мышления, речи и движений.

Амнезия – нарушение памяти в виде утраты способности сохранять и воспроизводить ранее приобретенные знания, отсутствие воспоминаний о событиях и переживаниях определенного периода.

Амнезия психогенная (аффектогенная) – это амнезия, носящая функциональный характер, при которой забываются события, неприятные для человека.

Амнезия фиксационная – потеря способности запоминать текущие события, дни недели, числа и т.д.

Анамнез– совокупность сведений, получаемых исследователем, о прошлой жизни подэкспертного, перенесенных заболеваниях, травмах, обследованиях.

Анализ – вид мышления, позволяющее общее понятие разлагать на более частное. А. противоположен синтезу и находится с ним в единстве.

Анализатор – орган, обеспечивающий ощущение и восприятие. А. состоит из периферического рецептора, проводящих путей, центрального участка коры головного мозга.

Аналогия – сходные психические явления и особенности поведения, вызванные одинаковыми условиями среды и потребностями.

Анкета психологическая – метод психологии, при которой предусматривается письменная постановка вопросов исследователя и ответов на них по предусмотренной форме исследуемого об объективных или субъективных фактах его деятельности. А. в дальнейшем предусматривает ее анализ для вынесения суждения.

Апатия – состояние, вызванное утомлением, тяжелыми переживаниями или заболеванием, проявляющееся потерей интереса и безразличием к себе и окружающим. А. может переходить в свойство личности, апатичность.

Асоциальное поведение – поведение, противоречащее нормам, принятым обществом, при недостаточном развитии у личности либо нравственных, либо правоправных способностей и проявляющееся в поступках и действиях.

Ассоциации – отражение в сознании связей познаваемых феноменов, когда представление одного вызывает появление мысли о другом. А. различают по сходству, смежности, контрасту.

Астения – состояние, характеризующееся повышенной утомляемостью, эмоциональной неустойчивостью, колебаниями настроения, раздражительной слабостью, повышенной чувствительностью, слезливостью, вегетативными нарушениями, расстройствами сна и утратой способности к продолжительному умственному или физическому напряжению.

Атрибуты – наиболее существенные свойства, без которых данный феномен не может ни существовать, ни быть представленным.

Аутохтонно – возникновение психологических нарушений без видимых причин.

Аура – расстройство сознания, сопровождающееся своеобразным ощущением, движением, или психическим поражением (страх, ложное восприятие действительности и т.п.), в частности предшествующей непосредственно эпилептическому припадку.

Аутизм – погружение в мир личных переживаний с ослаблением или потерей контакта с действительностью, утратой интереса к реальности, отсутствием стремления к общению с окружающими, бедностью эмоциональных проявлений.

Аутоагрессия – самоповреждение тканей и органов с целью шантажа, протеста, уклонения от выполнения работы, обязанностей, закона, установленных правил.

Афазия – нарушение речи, характеризующееся полной или частичной утратой способности понимать чужую речь или пользоваться словами и фразами для выражения своих мыслей, обусловленной поражением части коры головного мозга при отсутствии расстройств слуха и артикуляционного аппарата.

Аффект– кратковременная, но довольно сильная, положительная или отрицательная эмоция в ответ на сильный раздражитель, связанный с резким изменением важных для личности жизненных обстоятельств, сопровождаемая резко выраженными двигательными проявлениями и соматоневрологическими изменениями, возникшая в ответ на воздействие внутренних или внешних факторов.

Аффект классический (физиологический) – это состояние внезапно возникшего сильного душевного волнения (эмоциональная реакция), в ответ на личностно значимый раздражитель (насилие, издевательство, тяжкое оскорбление, противоправные или аморальные действия окружающих и т.д.), которое сопровождается эмоциональным взрывом с резкими вегетативными и двигательными проявлениями, но не психотическими (как при патологическом аффекте) изменениями психической деятельности.

Аффект кумулятивный – это состояние постепенно нарастающего психического напряжения, вызванного постоянной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением окружающих, при котором его тяжесть и длительность (от нескольких дней до нескольких месяцев и даже лет) обусловили кумуляцию эмоциональное напряжение в виде его накопления и реакции по типу «последней капли», после которого следует эмоциональный взрыв с вегетативными и двигательными проявлениями, однако, не достигающими психотических нарушений как при патологическом аффекте.

Аффект патологический – кратковременное психотическое расстройство с помрачением сознания, бредовыми и галлюцинаторными нарушениями, неадекватным поведением, возникающее в ответ на интенсивную, внезапную психическую травму и выражающееся концентрацией сознания на травмирующих переживаниях с последующим аффективным разрядом, за которым следует вегетативные расстройства и прострация (общая расслабленность, безразличие, сон, частичная или полная амнезия).

Аффективная разрядка– ощущение облегчения, иногда опустошенности, наступающее в результате вызванных аффектом действий.

Аффективная тупость – психическое расстройство, характеризующееся слабостью эмоциональных реакций и контактов, оскудением чувств, эмоциональной холодностью, переходящее в полное равнодушие и безучастность.

Аффективное состояние – длительное и глубокое эмоциональное переживание, имеющее для личности индивидуальное значение.

 

Б.

Барьер психологический – мотив, препятствующий выполнению определенной деятельности или действия, в частности общению с определенным человеком или группой лиц.

Безусловный рефлекс – врожденное инстинктивное реагирование на стимул (одно из основных понятий рефлекторной теории психики И.М.Сеченова – И.П.Павлова).

Беллетристика – повествовательная художественная литература.

Беседа – один из основных методов психологии, предусматривающий прямое или косвенное устное получение от исследуемого лица сведений путем речевого общения с ним о его деятельности, в которых объективизируется свойственные ему психические явления. Виды Б. – сбор субъективного анамнеза, интервью, вопросники и психологические анкеты.

Беспомощность – состояние, при котором человек лишен возможности самостоятельно и активно создавать для себя условия, обеспечивающие жизнесуществование и предохраняющие его жизнь и здоровье от опасных внешних воздействий.

Бессвязность мышления (инкогеренция) – утрата способности к образованию ассоциативных связей, соединению восприятия, представлений, понятий, отражению действительности в ее связях и отношениях; потеря способности к элементарным обобщениям, анализу и синтезу.

Бессознательное – совокупность психических процессов и состояний вне сознания субъекта.

Бесхарактерность (слабохарактерность) –особенность характера, проявляющаяся в отсутствии «собственной линии поведения», т.е. в слабой выраженности характера.

Биографический метод – метод психологии, изучающий личность с использованием субъективного и объективного анамнеза (истории жизни или заболевания).

Болезни психические– болезни, обусловленные патологией головного мозга, проявляющиеся нарушением психической деятельности. К б.п. относятся как грубые расстройства отражения реального мира с нарушением поведения (психозы), так и легкие изменения психической деятельности (неврозы, психопатии и др.).

Биологизация личности – переоценка биологического в психике испытуемого.

Бихевиоризм – направление в психологии, отрицающее сознание и считающее предметом психологии поведение испытуемого в непосредственной связи стимула и реакции.

Боль – атрибут психики как врожденное переживание страданий и желание избавиться от него, возникающая как защитная реакция организма на воздействия, приносящее вред организму.

Борьба мотивов – этап волевого действия, проявляющегося в борьбе критических и волевых свойствах человека.

Брадипсихия – замедление всех психических процессов.

Бред – совокупность ложных идей, суждений, не соответствующих действительности, полностью овладевающих сознанием и не корригируемых при разубеждении и разъяснении (выделяют б. преследования, величия, самообвинения, ревности, сутяжный, ипохондрический, реформаторства, изобретательства и др.)

В.

Валидность – один из основных критериев качества теста, характеризующий точность измерения исследуемого свойства.

Вербальное средство общения – речевое общение людей между собой.

Взгляд – это мнение или суждение о чем-либо. В. выражение глаз или направление зрения на кого-нибудь или на что-либо.

Взыскание – узаконенная мера наказания.

Виды мышления – различают: словесно-логическое, наглядно-образное и наглядно-действенное; теоретическое и эмпирическое; логическое и интуитивное; реалистическое и аутистичное.

Виды памяти – различают: вербальную, образную, двигательную и эмоциональную; зрительную, слуховую и осязательную; кратковременную и долговременную; выделяют также: непроизвольное и произвольное, а также опосредованное и непосредственное запоминание.

Виды судебно-психологической экспертизы – разделяются:

- по объекту исследования на экспертизы обвиняемых, свидетелей, потерпевших, истцов, ответчиков и лиц, покончивших жизнь самоубийством;

- по предмету на экспертизы индивидуально-психологических особенностей обвиняемых; вида и глубины эмоциональных реакций (аффекта) у обвиняемых; меры способности несовершеннолетних обвиняемых осознавать значение своих действий или руководить ими;

- по способности потерпевших и свидетелей правильно воспринимать, имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правдивые показания (т.е. наличие уголовной или гражданской процессуальной дееспособности);

- по психическому состоянию потерпевших по делам об изнасилованиях;

- по психическому состоянию лиц, покончивших жизнь самоубийством;

- экспертиза свидетелей и потерпевших для определения их психического состояния и решения вопроса об их способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать о них правильные показания;

- экспертиза лиц, привлекаемых к уголовной ответственности для решения вопроса о наличии у них психических недостатков, препятствующих самостоятельному осуществлению своего права на защиту;

- экспертиза истцов и ответчиков в гражданском судопроизводстве и лиц, в отношении которых решается вопрос об их дееспособности для определения их психического состояния и способности понимать значение своих действий или руководить ими в определенный период времени (напр., при совершении сделки, составлении дарственной или завещания).

Виктимология – научное направление в криминологии, изучающая личность потерпевшего, его связи и взаимоотношения с преступником, особенности поведения жертвы в генезисе самого преступления.

Влечение – возникающее независимо от сознания субъективное переживание потребности, стимулирующее деятельность человека и придающее направленность этой деятельности.

Вменяемость – возможность лица в силу присущих ему определенных психических качеств (признаков) нести ответственность за совершенное им уголовно наказуемое деяние. В. является предпосылкой виновности в совершении преступления.

Внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности в данный момент времени на каком-либо объективном или субъективном, реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении).

Внимательность – свойство личности, в основе которого лежит внимание.

Внушаемость – свойство личности, проявляющееся в повышенной восприимчивости к психическому воздействию со стороны другого лица (группы лиц).

Внушение – целенаправленный процесс психического воздействия на человека, воспринимаемое им пассивно, без размышления и критической оценки, с целью создать у него определенное состояние или побуждение к определенным действиям. В. может быть словесным, зрительным, гипнотическим, прямым и т.д.

Возбуждение – выраженное усиление психической и двигательной активности, возникающее в связи с внутренними или внешними мотивами и нередко несоразмерно стимулам их вызвавшим.

Волевые особенности – свойство личности, зависящие от типичных особенностей протекания свойственных ей волевых действий.

Волевое усилие – это особое состояние психического напряжения, мобилизующее физические и психические силы на выполнение поставленной цели.

Воля – это одно из специфических свойств психики человека, проявляющееся в сознательных действиях, направленных на достижение цели, осуществление которых связано с преодолением определенных трудностей.

Воображение– мыслительный процесс создание образов и представлений нового, то есть того, что человек в прошлом не воспринимал, с чем не встречался, но что будет им создано заново в процессе трудовой деятельности. В. позволяет представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека на определенный процесс его деятельности. Активизация В. в нужном направлении – важнейший путь воспитания и перевоспитания человека.

Вопросник психологический – метод психологии, который проводится в виде письменной беседы, предусматривающий (в отличие от анкеты), ответ в произвольной форме, нередко использующейся как план устной беседы.

Воспитание – наиболее сложный вид формирования личности (коллектива), опирающийся на воздействие семьи, микросоциального окружения (коллектива) и обучение, но дополняющий его связями, приобретаемыми в процессе этого со свойствами направленности именно самой личности (коллектива).

Воспоминание – мысленное припоминание в памяти фактов, имевших место в прошлом.

Восприятие – психический процесс, отражающий в сознании человека объективный мир, связанный с пониманием целостности отраженного феномена, т.е. реальной действительности, предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств (слух, зрение, обоняние, ощущение и т.д.) в виде субъективных образов.

Воспроизведение – возникновение в сознании образа какого-либо объекта, воспринимавшегося ранее и отсутствующего в данный момент, а также прежних переживаний, мыслей и т.п.

Впечатление – психическое явление, свойственное человеку, в структуру которого входит нечеткое восприятие, усиленное его эмоциональной окраской, в силу чего оно доминирует над сознанием.

Впечатлительность – свойство личности, выражающееся в доминировании впечатлений над познавательной функцией восприятия окружающего мира и, в частности, межличностных отношений.

Временное психическое расстройство(один из медицинских критериев невменяемости) – преходящее, непродолжительное по времени, острое психотическое расстройство у человека (патологическое опьянение, патологическое просоночное состояние, патологический аффект), заканчивающееся выздоровлением.

Вспоминание – психический процесс повторного, произвольного или непроизвольного возникновения знакомых по прошлому представлений, мыслей, чувств, в форме воспроизведения или узнавания.

Выразительные движения – объективизация эмоций в виде мимики и пантомимики.

 

Г.

Габитус – внешний вид человека (особенности телосложения, осанка, цвет кожи, выражение лица и т.д.).Г. может быть, в т.ч. и апоплексический, астенический. Г. необходимо констатировать для оценки психического состояния испытуемого.

Галлюцинация (видение) – психическое расстройство, возникающее вследствие обманов органов чувств (слуха, зрения, обоняния, вкуса, осязания и т.д.) в виде ложного (мнимого) восприятия, непроизвольно возникающего нереального объекта в виде ощущений, видений, голосов, звуков, запахов и т.д., и приобретающего характер объективности. ВыделяютГ.- слуховые, зрительные, обонятельные, тактильные, вкусовые и др.

Гебоид криминальный – преобладание низших влечений (склонность к воровству, сексуальным эксцессам, злоупотреблению алкоголем и наркотическими средствами, бродяжничеству), которое сочетается с социальной дезадаптацией и паразитическим образом жизни, отчетливым эмоциональным огрублением, холодностью, равнодушием, неприязненным отношением к окружающим, бессмысленной оппозицией и негативизмом. Г.к. чаще встречается среди больных шизофренией и психопатиями в пубертатном и юношеском возрасте.

Гениальность – социальное свойство личности, определяемое высокой степенью проявления ее таланта и активной деятельности, соответствующей актуальности развития общества.

Гипербулия (повышение волевой активности) – усиление побуждений, повышенная активность, инициативность, подвижность, порывистость, говорливость и т.д.

Гиперестезия (повышенная чувствительность) – повышенная восприимчивость к обычным внешним раздражителям, нейтральным в нормальном состоянии. Г.- легкая психическая ранимость с повышенной впечатлительностью.

Гипертимия(повышенное радостное настроение) – маниакальный аффект с усилением влечений и неутомимой деятельности, ускорением мышления и речи, веселостью, чувством превосходного здоровья, выносливости и силы, над всем господствует оптимизм.

Гиперкинез – чрезмерные, непроизвольные движения, вызванные эмоциями. Г. может также быть вызван заболеванием ЦНС, тогда он стойкий и сильный.

Гиперкомпенсация – излишняя (сверх необходимой) защитная компенсация имеющейся или мнимой физической или психической неполноценности.

Гипестезия (пониженная чувствительность) – понижение восприимчивости к внешним раздражителям.

Гипноз – временное, сноподобное состояние сознания, характеризующееся сужением его объема и резкой фокусировкой на содержании внушения, что связано с изменением функции индивидуального контроля и самосознания.

Гипнолепсия – периодически наступающие кратковременные приступы сонливости.

Гипобулия (снижение воли) - понижение волевой активности в виде бедности побуждений, вялости, бездеятельности; для Г. характерны скудная, лишенная выразительности речь, ослабленное внимание, обедненное мышление, снижение двигательной активности, ограничение общения.

Гипотомия (пониженное угнетенное настроение) – депрессивный аффект, «меланхолическое настроение», печаль, уныние, тоска, с неопределенным чувством грозящего несчастья и физическими тягостными ощущениями и т.д.

Гнев – состояние бурного аффекта, которое быстро наступает и быстро проходит. Г. сопровождается двигательным возбуждением с агрессивно-разрушительными тенденциями и нередко с вегетативными нарушениями.

Горе – астеническая эмоция, вызванная трагическими причинами.

Гражданская процессуальная дееспособность – способность субъектов гражданского процесса участвовать по состоянию психического здоровья в судебных мероприятиях (заседаниях). Г.п.д. – может быть сохранена, ограничена, исключена.

Группа – социологическая категория, она может быть от двух людей и более. Г. различают большие и малые.Г.состоит из ведущего (лидера), основного ядра, ведомых. Г. может быть контактная, реальная, условная.

Групповая позиция – свойство группы, обобщающее групповое мнение и групповую оценку, могущей принять форму групповой нормы.Г.п. проявляется в групповой деятельности, взаимодействия с уровнем развития группы.

Групповая совместимость – массовидное явление как продукт группового сознания, объясняющий, почему разные люди, собранные в группу, дают одинаковую эффективность групповой деятельности. Г.с. различают психологическую (по интересам), физиологическую, психофизиологическую, идеологическую.

Д.

Дебильность (слабый, неспособный) – легкая степень олигофрении, характеризующаяся врожденной примитивностью суждений и умозаключений, недостаточной дифференциацией эмоций, а также сниженной социальной адаптацией, в том числе, и ограниченной возможностью обучения.

Девиантное поведение – проблемное поведение в виде отдельных поступков или система поступков, противоречащих принятым в обществе правовым и нравственным нормам.

Дегенерация психическая (перерождение) – общее название отклонений психики от нормального состояния, обусловленных неблагоприятными наследственными и внешними факторами.

Деградация – чаще деградация личности, при которой утрачивается трудоспособность и ранее занимаемого социального положения в обществе. Д. может быть социальной, соматической, психической. Д. – это утрата личностью присущих ей ранее свойств с обеднением всех ее способностей (чувств, суждений, активности и т.д.).

Дезадаптация – нарушение процесса приспособления организма человека, обусловленное в основном психологическими проблемами к условиям и требованиям окружающей среды.

Дезинтеграция – разобщение отдельных психических процессов с нарушением целостности психической деятельности.

Дезориентировка – неспособность человека ориентироваться в окружающей обстановке, во времени, в собственной личности.

Дееспособность – способность лица своими действиями приобретать права и создавать для себя гражданские обязанности. Д. предполагает наличие правоспособности и возникает в полном объеме по достижении совершеннолетия.

Декомпенсация – недостаточность или срыв механизмов восстановления функциональных нарушений и структурных дефектов организма. Д.- отрицательная динамика психологического состояния человека или психического состояния больного.

Деликт – проступок,правонарушение.

Делинквентное поведение – отклоняющееся, проблемное поведение у несовершеннолетних, не подлежащее по тем или иным причинам уголовному преследованию, но противоречащих общественно правовым или нравственным нормам (аморальное поведение, стяжательство, распущенность, драки, мелкие кражи, пьянство, наркомания, токсикомания и т.д.).

Делинквентность (прегрешение) – синдром патохарактерологической реакции у несовершеннолетних (подростков), заключающийся в совершение ими мелких аморальных проступков и правонарушений, не достигающих степени уголовно наказуемого деяния. Д. чаще констатируют при психопатиях и акцентуациях неустойчивой личности, дефектах воспитания, злоупотреблении алкогольными напитками, наркотическими и токсикоманическими средствами или их суррогатами, беспорядочном образе жизни и т.д.

Делирий – вид помрачения сознания, характеризующийся ложной ориентировкой в окружающем, с преобладанием истинных зрительных галлюцинаций, зрительных иллюзий и парейдолий, сопровождаемый образным бредом и двигательным возбуждением.

Деменция (безумие) – приобретенное слабоумие, возникающее в результате психической болезни как его дефект, которое сопровождается ослаблением интеллекта, памяти, мыслительных процессов, нарушениями в других сферах психической деятельности. Д. чаще возникает при инволюционных процессах, заболеваниях и травмах головного мозга.

Деперсонализация (отчуждение от самого себя, искаженное восприятие самого себя) – расстройство самосознания личности, сопровождающееся отчуждением некоторых или всех психических процессов.

Депрессия – состояние, характеризующееся подавленным, угнетенным или тоскливым настроением и снижением психической активности, сочетающимися с двигательной заторможенностью и разнообразными соматическими нарушениями (потерей аппетита, похуданием, запорами, изменением ритма сердечной деятельности и т.п.).

Депривация (утрата) – лишение или ограничение возможности удовлетворения каких-либо потребностей организма. Д. может быть двигательная (у осужденных, заключенных в одиночные или маломестные камеры), социальная (утрата привычных и значимых связей, привязанностей в связи с уходом на пенсию, вдовство и т.д.) и др.

Дереализация – расстройство психической деятельности, выражающееся в тягостном чувстве искаженности, нереальности, чуждости окружающего мира в целом или его отдельных предметов, явлений.

Детекция – исправление выявленных ошибок.

Детерминанта (детерминизм) – обусловленность психических явлений объективным материальным миром и наличием у любого психического явления причины. Д. – причина того или иного явления.

Дефект (убывание, недостаток) – в психологии (психиатрии) изменение личности, характеризующиеся обеднением, упрощением, видоизменением высших корковых функций (памяти, мышления, интеллекта и др.), утратой прежних возможностей в различных сферах личности: эмоциональной (уплощение), волевой (слабеют волевые и критические способности), двигательной (адинамия) и т.д.

Дефиниция – определение психологического понятия, выраженного словом, делающее последнее термином.

Деяние – поступок, проступок, комплекс действий.

Деятельность – взаимодействие человека и окружающего мира, в котором он сознательно и целенаправленно изменяет мир.

Дизартрия – неспособность к правильной артикуляции речи, смазанная, запинающаяся, «спотыкающаяся» речь.

Динамика – процесс движения,развивающийся как противоположность стабильному. Д. (в психологии) – это темп, ритм, подвижность, продолжительность, интенсивность психических процессов, а также некоторых внешних черт поведения человека (таких как активность, быстрота, замедленность реагирования и др.).

Дипсомания - истинный запой, обусловленный внутренними причинами, в виде непреодолимого приступообразного влечения к пьянству. Д. возникает периодически, в промежутках между приступами запоя потребность в алкоголе отсутствует.

Дисмнезия – расстройство памяти, характеризующееся снижением возможности запоминания, уменьшением запасов памяти и ухудшением воспроизведения.

Диссимуляция – преднамеренное утаивание психически больным действительно существующих симптомов (признаков) психической болезни.

Дистимия –преходящее без видимой причины угнетенное настроение с преобладанием отрицательных эмоций и снижением влечений.

Дисфория (раздражение, досада) – приступы мрачного, тоскливо-злобно-го, угрюмо-недовольного настроения, сочетающегося с повышенной чувствительностью к любому внешнему раздражителю, взрывчатостью, агрессивностью, нередко страхами.

Дисциплинированность – волевое свойство личности, проявляющееся как кратковременно, так и в виде состояния, благодаря которому человек действует в соответствии с законами, нормами, установленными правилами.

Доверие – ожидание от человека поступков, соответствующих моральным мотивам и принятым нормам деятельности, основывающихся на характере человека, опыте общения с ним, и, следовательно, знания вероятных его действий.

Доминанта – временно действующий в коре головного мозга инертный очаг возбуждения, тормозящий другие рефлексы и усиливающийся при действии любых стимулов. Д.- стойкая мысль или переживание, становящееся основным видом деятельности.

Доминирующий вид деятельности – преобладающий вид деятельности личности на определенном отрезке времени или стадии развития.

Доступность – состояние, характеризующееся возможностью установления общения для получения необходимых сведений у личности о его жизни, отношения к окружающим, планам на будущее.

Дромомания – периодически возникающее импульсивное влечение к перемене места жительства, бродяжничеству, бесцельному времяпровождению.

Е.

Единство личности, сознания и деятельности – принцип психологии, согласно которому личность как носитель сознания вместе с ним и проявляется и формируется в деятельность

Ж.

Желание – форма мотивации, усиленная потребность.

Жертва преступления – это человек, перенесший моральный, физический и моральный вред от противоправного деяния, независимо от того, признан ли он в установленном порядке (законом) потерпевшим или нет. Ж.п. – более широкое понятие, чем потерпевший.Ж.п. – понятие виктимологическое.

Жест – телодвижение, преимущественно руками, обычно сопровождающее речь для придания ей большей выразительности.

Жизненная позиция личности – наиболее выраженные и основные компоненты направленности человека, определяющие наиболее стойкие мотивы его деятельности.

З.

Забывание – свойство памяти, заключающееся в потере возможности воспроизведения ранее запомненного. З. нередко снижает продуктивность памяти или приводит к иллюзиям.

Загруженность – состояние, определяющееся обилием психологических расстройств, в связи с чем, человек поглощен ими и не реагирует на окружающее.

Задатки – врожденные условия потенциально возможного развития большинства анатомических, ряда физиологических и некоторых других свойств индивида как личности.

Задача – цель, поставленная в конкретные условия.

Запоминание – свойство памяти запечатлевать ощущения, воспринятые, продуманные или пережитые.

Застревание – нарушение мышления, проявляющееся в крайней тугоподвижности мышления и бедности ассоциаций.

Заторможенностьзамедленность темпа мышления, речи, движения, сочетающиеся с их обеднением и однообразием, забывчивостью и не возможностью сосредоточения на какой-либо деятельности.

Затруднение общения – все то мешает общению (объективно: плохая слышимость, незнание языка и др.; субъективно: отсутствие внимания, психологический барьер и др.).

Здоровье –состояние полного физического, психического и социального благополучия.

Знание – результат познания как психического отражения не только формы, но и сущности феноменов и связи между ними как системы понятий.

Значение – то, что психически отраженный объект (в частности, слово, знак, жест) обозначает независимо от его значимости для субъекта и смысла для него. З. – понятие объективной, но не субъективной диалектики.

Значимость –значение, которое психически отраженный объект имеет для данного субъекта или группы их.

И.

Идеи сверхценные (доминирующие идеи) – идеи, возникающие под влиянием обстоятельств, но в связи с чрезмерным эмоциональным напряжением, занимающие преобладающее положение в сознании.

Идея – четко осознанная мысль, как основа дальнейшего процесса мышления или деятельности.

Идиотия – тяжелая степень олигофрении, характеризующаяся стабильным выраженным слабоумием, практически отсутствием психических реакций и речи, невозможностью усвоения простейших психических навыков, а также полным отсутствием социальной адаптации.

Иерархия – принцип психологии, требующий рассматривать все психические явления как последовательные ступени с соблюдением соответствующей субординацией.

Иллюзии – искаженное психическое отражение объективной реальности. И. бывают: зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные, вкусовые и др.

Имбецильность – средняя степень олигофрении, занимающая промежуточное положение между идиотией и дебильностью, характеризующаяся наличием врожденного слабоумия в виде замедленного и непоследовательного мышления, возможностью усвоения лишь элементарных навыков и косноязычием, а также слабой социальной адаптацией.

Импринтинг – психическое явление, приобретаемое в памяти после рождения и дальнейшего развития детей и подростков в виде заимствования тех или иных важных черт (качеств) из поведения родителей, воспитателей или сверстников.

Импульсивные акты – один из видов психомоторики в виде деформированных действий, принявших под влиянием сильных эмоций (раздражителей) форму психических актов, подчас нелепых и непроизвольно совершаемых.

Импульсивные действия – внезапно совершаемое стремительное немотивированное действие, продолжающееся ограниченный период времени.И.д. - признак выраженного психического расстройства.

Импульсивность – форма поведения, обусловленная складом характера или ситуацией или психическим заболеванием. И. – форма реагирования в виде неожиданных и энергичных ответных действий под влиянием сильного раздражителя лично значимой для индивида.

Инвариантные свойства – постоянные свойства.

Индивид – социальная категория, отдельный человек как особь, изолированно взятая из общности.

Индивидуальные свойства – разнообразные свойства.

Индивидуальность – особенные качества в индивиде, в частности свойства личности, присущие только ему одному.

Индукция – это способ мысленного рассуждения от частных суждений к общему (например, к общим правилам).

Индуцирование – передача одним лицом другому своих взглядов, убеждений, устремлений.

Инертность (малая подвижность) – свойство личности, при котором констатируют замедленность психических процессов, застойность, неподвижность, нарушение переключаемости или патологическая фиксация внимания.

Инициатива (предприимчивость)проявление творчества в какой-либо деятельности.

Инстинкт – форма генетически обусловленного поведения или его слагаемого – реагирования, физиологическим механизмом которого являются безусловные рефлексы. И. отличаются этим от навыков и деятельности, осуществляемых на основе условных рефлексов.

Интегративно – находить данную функцию в решении чего-либо.

Интеграция – объединение людей или групп, направленное на обеспечение какого-либо решения или реализации жизненно важной проблемы.

Интеллект (понимание, рассудок) – психологическое понятие, мыслительная способность человека, определяющая его умственную деятельность, уровень знаний и опыта. И. – это способность к накоплению знаний, анализу полученной информации, соотнесению ее с уже имеющейся, выработка наиболее рациональных решений и определенных выводов, которые могли бы быть использованы в теории и практике тем или иным образом, а также – осознанию своего «Я» и мотивов личностного поведения.

Интервью – метод психологии, осуществляемый в виде беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого (испытуемого) на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы.

Интероцептивные сигналы – сигналы от какого-либо внутреннего органа, улавливаемые корой головного мозга и участвующие в функционировании тех или иных органов.

Интерпретация – разъяснение смысла чего-нибудь (заключения, высказывания),объяснение результатов исследования и т.д.

Интерференция – отрицательное влияние старых навыков на усвоение новых.

Интроверт – психологический термин, введенный для обозначения типа личности, в которой направленность определена его внутренним миром с выраженным развитием «Я», памяти и воображения.

Интонация – это оттенок речи, способствующий передаче своих чувств человеку.

Интуиция – это непосредственное познание действительности, сопровождаемое внутренним ощущением очевидности и основанное на предшествующем опыте и знаниях. И. достаточно индивидуальна, присуща разным людям в разной степени, и тесно связана с эмоциональным состоянием человека. И. усиливается в состоянии тревоги или напряжения.

Инфантилизм – психопатологическое состояние, характеризующееся задержкой физического и (или) психического развития с сохранением черт, присущих детскому или подростковому возрасту.

Ипохондрия – психопатологическое состояние, характеризующееся излишним вниманием к состоянию своего здоровья, необоснованной тревогой за него, страхом заболевания неизлечимой болезнью и др. И. проявляется от мнительности до бредовой убежденности в наличии болезни.

Иррадиация (перемещение) последовательное внешне беспричинное перемещение отрицательного (ненависть, презрение, гнев, ярость) или положительного (доброжелательность, симпатия, доверие) эмоционального отношения от одного лица на другое.

Испытуемый(исследуемый, подэкспертный) – человек, являющейся объектом обследования (исследования).

Истерия – состояние, возникающее под влиянием психотравмирующих факторов (чаще у лиц с повышенными внушаемостью и самовнушаемостью), которое характеризуется чаще всего полиморфными психическими, соматическими и вегетативными нарушениями.

К.

Качество внимания – интенсивность внимания, его концентрация, направленность, объем, переключение, распределение, устойчивость.

Кверулянтство – расстройство поведения, выражающееся в сутяжничестве или борьбе против мелких обид, но не достигающее бредового уровня.

Катаклизм – резкий перелом, разрушительный переворот, катастрофа.

Коллектив – группа людей, объединенной общей деятельностью при повседневных контактах, конечная цель которых совпадает с целью общества.

Коллизия – столкновение каких-либо сил, интересов, стремлений.

Кома – глубокое угнетение деятельности головного мозга, вызванное различными причинами, которое сопровождается полной потерей сознания, от-сутствием реакции на внешние раздражители и расстройством жизненно важных функций организма.

Коммуникативные способности – способности личности, обеспечивать эффективность ее общения и психологическую совместимость в совместной деятельности с другими людьми.

Компенсация психологическая – возмещение недостаточно развитых свойств личности и нужных способностей к определенной деятельности как им самим, так и другими людьми.

Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза –экспертиза, назначаемая в тех случаях, когда речь идет об установлении способности у испытуемых (подследственных, обвиняемых, подсудимых, свидетелей, потерпевших и др. лиц), обнаруживающих изменения психической деятельности:

а) правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного (гражданского) дела;

б) правильно понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление правонарушителям.

Комплексная судебно – психиатрическая экспертиза с участием психолога – разновидность комплексных судебных экспертиз, назначаемых для решения вопросов, которые не могут быть решены либо в рамках одной лишь судебно-психиатрической экспертизы, либо в рамках иной однородной экспертизы без участия психолога. Предмет комплексной экспертизы, проводимой представителями разных отраслей знания обязательно должен быть смежным (пограничным) для них (напр., судебно-медицинская и судебно-психологиче-ская экспертиза).

Компромисс – соглашение на основе взаимных уступок.

Конкретизация – это мыслительный процесс, которому придается предметный, наглядный характер той или иной абстрактно-обобщенной мысли (понятию, правилу, закону).

Конспирация – методы, применяемые для сохранения в тайне той или иной деятельности.

Констелляция – взаимодействие существующих факторов, стечение обстоятельств, влияющих на характер течения представлений. К. это определенное соотношение частей общего или целого.

Конституция (в медицине, психологии)совокупность относительно устойчивых морфологических и функциональных (в т.ч. и психических) свойств человека, обусловленных наследственностью, длительным и (или) интенсивным влиянием окружающей среды, определяющих функциональные способности и реактивность организма. К. различают: нормостеническая, астеническая, пикническая и др.

Конституциональная тупость – врожденная ограниченность психики с инфантильным, шаблонным, конкретным мышлением, но нередко с хорошей памятью и значительным запасом разрозненных знаний, правильным поведением в привычных ситуациях.

Контрастные представления – навязчивые представление, содержание которых противоречит ситуации.

Контузия (ушиб) головного мозга – закрытое травматическое повреждение головного мозга и мозговых оболочек, которое сопровождается потерей сознания, нарушением памяти, астенией, а также неврологическими расстройствами и нередко в последующем нарушением поведения.

Конфабуляция (иллюзия мышления) – вымышленное событие, принимающее форму воспоминаний (напр., при прогрессирующих инволюционных расстройствах памяти).

Конфликт – вид общения, в основе которого лежат различного рода реальные или иллюзорные, объективные или субъективные и в какой то мере осознанные противоречия в целях у общающихся (контактирующих) личностей.

Конфликт внутренний – тяжело переживаемое психическое состояние, вызванное амбивалентностью чувств или затянувшей борьбой мотивов.

Концепция – основная мысль или система взглядов на что-либо.

Конформизм – жесткая зависимость личности от социальной среды (группы), при которой она вынуждена приспосабливаться к микросоциальным условиям ее жизнесуществования.

Корреляция – взаимная связь, взаимозависимость, соотношение предметов или понятий.

Криминальное поведение – уголовно наказуемое поведение.

Кумуляция – постепенное накопление.

Л.

Лабильность аффективная – неустойчивое настроение с выраженными проявлениями часто сменяющихся эмоций.

Лидер – член группы, осуществляющий руководство ее членами.Л. может быть официальный и неофициальный.

Личностный подход – индивидуальный подход к человеку как к личности с пониманием её как отражающей системы, определяющей все другие явления.

Личностный сдвиг – изменение склада личности, проявляющееся появлением новых личностных свойств (снижением активности, эмоциональности т.д.), изменением адаптационных и энергетических возможностей личности.

Личность – человек как индивид и субъект социальных отношений, характеризующейся комплексом мировоззренческих, психологических и поведенческих устойчивых признаков, которые формируются под воздействием конкретных общественных условий на основании совокупности врожденных и приобретенных биологических предпосылок. Л. является любой взрослый человек как носитель устойчивых социально значимых черт, он им не рождается, а становится в процессе общения с другими людьми, научившись сравнивать себя с ними и выделять свое «Я» из окружающего.

Личность акцентуированная – человек с отдельными дисгармоническими чертами характера, не достигающими степени психопатии, но обращающих на себя внимание окружающих неординарными поступками.

Логическое мышление – вид мышления, сущность которого в оперировании умозаключениями с произвольным или непроизвольным использованием законов логики.

 

М.

Манерность – вычурное, неестественное поведение человека с наличием неадекватных жестов и мимики.

Маниакальное возбуждение – чрезмерное стремление человека к деятельности с незаконченностью и немотивированными переходами от одного вида деятельности к другому, которое сочетается с повышенным аффектом, ускорением мышления и речи.

Мания (безумство, страсть)сочетание повышенного настроения и двигательного возбуждения с отсутствием стремления к деятельности, характеризуется бедностью мышления, однообразием непродуктивностью высказываний.

Маразм психический – крайняя степень распада психики с угасанием всех видов психической деятельности, утратой речи, беспомощностью в быту.

Межличностные отношения – взаимоотношения, возникающие в любой группе людей как результат их психического взаимоотражения в процессе общения, взаимопознания и взаимосопережевания. М.о. в практике оказывают заметное влияние на психологическую совместимость в коллективе, они способствуют или мешают достижение цели деятельности коллектива.

Меланхолик – человек, обладающий таким типом темперамента, который характеризуется низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью моторики и речи, быстрой утомляемостью. М. легко раним, склонен к глубокому переживанию даже незначительных неудач, но внешне вяло реагирующий на окружающее и окружающих.

Ментизм – непроизвольно возникающий, непрерывный и неуправляемый поток мыслей, воспоминаний, «вихрь идей», наплыв образов, представлений.

Месть – вид поступков, в структуру которых входят чувство ненависти и которые являются пережитком обычая «око за око, зуб за зуб». М. аморальна, не подконтрольна обществу и закону и свойственной ей цепной реакцией «месть за месть».

Метод экспертов в психологии – обобщенная оценка определенного психологического или психического явления (в частности, свойства личности) на основе оценок экспертов.

Мечта – воображение, направленное в будущее, на жизненную перспективу и деятельность человека.

Мимика – движение мышц лица.

Микродвижения – очень небольшие по объему движения, в основном непроизвольного характера.

Мировоззрение – одна из форм направленности личности как системы имеющихся понятий и представлений о мире, природе, обществе.

Мнение – вид суждения или умозаключения, достоверность которых не считается носителем проверенного заключения.

Мозговой атеросклероз – хронически протекающее общее заболевание организма, как правило, пожилого человека с преимущественным склеротическим (инволюционным) поражением артерий головного мозга.

Монотония – психическое состояние, вызванное монотонностью (однообразием) восприятий или действий и проявляющееся как снижение воли и внимания, усталость, сонливость. М. у различных личностей по скорости поступления и проявлению различны.

Морально - психологическая атмосфера – вид социально-психологиче-ского климата, связанного с моральным состоянием группы, а в условиях коллектива с идеологией его членов.

Мотив – психическое явление, становящееся побуждению к действию.

Мотивация – совокупность стойких мотивов, определяемая направленностью личности, ее ценностной ориентацией и определяющая ее деятельность. М. – важный объект формирования личности в процессе воспитания.

Моторика – двигательный компонент психомоторики.

Мутизм – отказ от речевого общения с окружающими при понимании речи окружающих и отсутствии органических поражений центров речи в головном мозге и сохранности речевого аппарата.

Мысли хульные – навязчивые мысли, представляющие по своему содержанию надругательство над идеалами, которое мучительно переживается.

Мышление – психический процесс опосредованного и обобщающего отражения связей и отношений между предметами или явлениями объективной действительности, обусловленный и связанный с речью. М. - высшая форма творческой активности человека, функция второй сигнальной системы ВНД. М. может быть замедленным, ускоренным, абстрактным, аутистическим, бессвязным, вязким, конкретным, образным, обстоятельным, паралогическим, разорванным, резонерствующим, символическим и др.

Н.

Наблюдательность – способность личности замечать в воспринимаемом образе малозаметные, но существенные для определенной цели детали.

Наблюдение – метод психологии, заключающейся в получении суждений о субъективных психических явлениях у исследуемого лица, проявляющееся в его поведении.

Навык – действие, автоматизировавшееся в результате упражнений в процессе формирования той или иной деятельности. Н. могут быть умственные (волевые, мыслительные, мнестические), двигательные (психомоторные) и сенсорные.

Навязчивость – непроизвольное и непреодолимое возникновение чуждых личности мыслей, представлений, сомнений, страхов, стремлений, влечений, движений, действий при сохранности критического к ним отношения и попытках борьбы с ними. Н. бывает как состояние, влечение, действие, представление, страх.

Наказание – в педагогике как способ наказания личности или группы. Н. психологически позволяет наказуемому человеку понять чувство вины за совершенный поступок и недопустимость его повторения.

Направленность – одно из качеств в подструктуре личности, являющееся ее высшим уровнем, которое формируется воспитанием. Н. имеет ряд качеств: уровень, широту, интенсивность, устойчивость, действенность. Н. имеет ряд форм: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение и убеждение.

Напряженность – психическое состояние, вызванное экстремальными для данной личности условиями. Н. имеет ряд проявлений: физиологических (изменения пульса, окраски лица, потоотделение, напряжение мышц и др.) и психических (изменения эмоционально-моторной и эмоционально-сенсорной устойчивости, внимания, мышления, памяти, появление импульсивных действий и др.). Н. может ситуативной или быть обусловленной свойствами личности.

Наркология – раздел психиатрии, изучающий этиологию, патогенез, клинику и лечение больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, и разрабатывающий методы их профилактики, диагностики, терапии и реабилитации.

Наркомании – общее название группы болезней, характеризующаяся непреодолимым влечением к постоянному приему в возрастающих дозах наркотических средств и веществ, вследствие стойкой психической и физической зависимости от них с развитием тяжелой абстиненции при прекращении их приема. Н. бывает: опийная, гашишная, кокаиновая, синтетическая и т.д. Н. приводит к психической, соматоневрологической и социальной деградации личности больного.

Наркомания – заболевание, вследствие систематического употребления психоактивных или психотропных веществ, вызывающих психическую, а затем и физическую зависимость, и включенных МЗ РФ в список наркотических средств.

Наркотизм – эпизодическое употребление наркотиков. Н. – первая стадия наркомании.

Наркотическое средство (лекарственное средство наркотическое) – вещество природного и синтетического происхождения или смесь веществ, используемых для профилактики, диагностики и лечения болезней, разрешенные МЗ РФ в установленном порядке для применения. К ним относятся препараты, включенные в список наркотических лекарственных средств, утверждаемый Постоянным комитетом по контролю за наркотиками при МЗ РФ.

Нарушение внимания – изменение направленности психической деятельности. Выделяют сужение объема внимания (расстройство распределения внимания), неустойчивость внимания (расстройство концентрации внимания и повышенная отвлекаемость на посторонние раздражители).

Нарушение мышления – расстройство интеллектуальной деятельности, возникающие при различных психических состояниях, локальных поражениях мозга и аномалиях психического развития.

Нарушение памяти – расстройство способности запоминать, сохранять, узнавать и воспроизводить информацию. Выделяют такие нарушения памяти как амнезию (отсутствие памяти), гипермнезию (усиление памяти), гипомнезию (ослабление памяти), парамнезию (обманы памяти).

Наследственность в психике – все, что обусловлено генным фондом индивида, переданного родителями в процессе физиологического и психического развития личности, а также изменяемого воспитанием и влиянием среды.

Настроение – не резкое, но стойкое проявление тех или иных эмоций у личности или группы.

Невербальное средство общения – это неречевая форма общения в виде жеста, мимики, пантомимики и т.д., которое, как правило, усиливает вербальное.

Неверие – чувство, противоположное вере, отсутствие уверенности в чем- либо.

Невменяемость – это неспособность лица при совершении преступного деяния осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического или временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики

Невнимательность – расстройство внимания в виде рассеянности либо направленное на свои мысли, либо быстро истощаемое и теряющее интенсивность внимание.

Неврастения – форма невроза, вызываемая хроническим переутомлением или длительным воздействием психотравмирующих факторов, проявляющаяся состоянием повышенной возбудимости и быстрой истощаемости, эмоциональной неустойчивости, расстройством сна и вегетативными нарушениями.

Невроз – заболевание, которое обусловлено хроническим воздействием психотравмирующих факторов, и выражающееся нарушением самочувствия, соматоневрологических и эмоциональных функций, психической истощаемостью, и протекающее с осознанием своего заболевания, обратимыми расстройствами психической деятельности и без нарушения отражения реального мира.

Невротизм – состояние, характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением, вегетативными расстройствами.

Невротическое развитие личности – изменения личности с нарастанием стойких проявлений невроза (навязчивые состояния, приступы страха, истерические расстройства т.д.).

Негативизм – немотивированное противодействие, выражающийся в отказе, отрицательном отношении и сопротивлении всякому воздействию извне. Н. может быть активный, парадоксальный, пассивный, просоночный, речевой и т.д.

Недержание аффекта – проявляется снижением способности корригировать внешние проявления аффективных реакций по незначительным поводам (слезливости, гнева, ярости и др.).

Недержание эмоций (слабодушие)проявляется снижением способности корригировать внешние проявления эмоций вплоть до умиления и слезливости по незначительным поводам.

Недоступность – невозможность или крайняя затрудненное общение личности с другими, зачастую обусловленная психическими расстройствами.

Недееспособность – утрата способности гражданином вследствие психического расстройства понимать значение своих действий или руководить ими.

Нейропсихология – раздел психологии, изучающий связь психических процессов с определенными системами головного мозга.

Неосознаваемое – психическое явление как п

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.