Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Типы уроков русского языка



Процесс овладения языком происходит на уроках разного типа, а тип урока определяется этапом и характером работы над языковым материалом. В методике русского языка можно встретить разные классификации типов урока, но наиболее распространенной является следующая:

1. Урок изучения нового материала.

2. Урок закрепления.

3. Урок повторения и обобщения.

4. Урок контроля.

В дидактике к любому типу урока предъявляются общие требования:

- урок должен быть обучающим (т.е. иметь познавательную цель);

- развивающим (школьники – активные участники процесса обучения; учатся сами добывать знания, творчески подходить к процессу обучения);

- воспитывающим (на уроках вместе с обучением происходит процесс воспитания будущих граждан).

Специфика предмета «русский язык» такова, что, как правило, знакомство с новой темой включает в себя также и повторение, и первичное закрепление, и контроль, а нередко и элементы обобщения изученного. Поэтому урок изучения нового обычно представляет собой комбинацию перечисленных элементов. Это самый распространенный тип урока, обеспечивающий изучение программного материала.

В структуру урока изучения нового входят следующие компоненты:

1. Сообщение темы урока и постановка цели.

2. Проверка домашнего задания и опрос.

3. Опорное повторение (подход к новой теме).

4. Изучение нового материала.

5. Обучение способу применения правила.

6. Закрепительные и повторительные упражнения.

7. Задание на дом.

8. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

В преподавании русского языка используется также немало новых форм нестандартного построения уроков. Так, при изучении нового материала это могут быть уроки взаимного обучения, когда класс делится на «учителей» и «учеников», материал объясняют сами учащиеся; мозговой штурм (коллективно открывается новое знание); новая тема предъявляется в виде дидактической сказки, инсценировки или декламации с музыкальным сопровождением и т.д.

При закреплении и углубленном повторении изученного возможны уроки-практикумы, уроки-исследования, семинары, конференции.

На этапе контроля используются игровые формы урока.

Урок закрепления

Урок закрепления проводится обычно по трудным темам правописания, вслед за уроком изучения нового материала. Цель его – дальнейшее совершенствование навыка правописания. Типологическими чертами такого урока являются:

- проверка домашнего задания и воспроизведение теоретических сведений, полученных на предыдущем уроке;

- система тренировочных упражнений с постепенным переходом от более простых к более сложным и постепенное повышение самостоятельности в работе учащихся;

- подведение итогов урока и выставление оценок;

- домашнее задание.

Урок повторения и обобщения изученного

Повторительно-обобщающие уроки имеют некоторые разновидности. Цель уроков повторения в начале учебного года – восстановить в памяти детей утраченную за лето информацию.

Уроки повторения проводятся также после изучения очередного раздела. Это может быть подготовка к контрольному диктанту с грамматическим заданием.

Специфичны уроки обобщения, завершающие изучение раздела. Их цель – привести в систему, обобщить изученные теоретические сведения. Такие уроки могут быть проведены по темам: «Фонетика», «Лексика», «Состав слова и словообразование», после изучения каждой знаменательной части речи, по теме «Служебные части речи».

Урок контроля

Цель таких уроков – проверить и оценить усвоение изученной темы или раздела. Уроки могут проводиться как в устной, так и в письменной форме. Письменная проверка – это обычно контрольный диктант, который может сопровождаться грамматическим заданием (оно оценивается отдельно).

Уроки контроля наиболее богаты разнообразными игровыми и соревновательными формами. Это соревнования по рядам или командам; уроки-путешествия с преодолением препятствий (на планету «Имя существительное», например; по станциям-разрядам местоимений); день рождения той или иной части речи; турниры смекалистых; телемосты; зачеты; клуб знатоков; общественные смотры знаний с приглашением родителей или старшеклассников в роли судей или членов жюри; викторины; творческие отчеты; интервью; грамматический бой и т.д. Школьники могут принимать самое активное участие в подготовке таких уроков: подбирать вопросы и задания для опроса, выступать в роли учителя или консультанта, который отвечает за работу группы и отчитывается в конце урока, давая ей оценку.

Возможен и другой вариант проведения уроков контроля. По заданию учителя дети дома готовят ответы на контрольные вопросы и задания, помещенные в учебнике. Учитель отбирает для устного опроса то, что считает наиболее важным; кроме того, он намечает, какие письменные задания будут выполнять школьники, чтобы проверить также навыки детей. Для быстрого опроса используются индивидуальные карточки, перфокарты, тесты. В конце урока обычно дается небольшая самостоятельная работа, чтобы в это время учитель мог подвести итоги, поставить оценки отвечающим. На таких уроках высокая плотность вопросов и заданий, в результате оценки могут получить 10-12 человек.

Методика построения урока по технологии развивающего обучения

Особенности познания нового в системе развивающего обучения связаны с созданием условий для самостоятельного открытия учащимися нового понятия, закономерности, способа деятельности. Такой подход требует особого сценария процесса учения. На первом этапе, ещё до целеполагания и попытки установить содержание изучаемого понятия или открыть новый способ действия, нужно предъявить учащимся материал, требующий сравнительного анализа (2 текста, подготовленных учителем или созданных самими детьми, 4 – 5 примеров словосочетаний или предложений, несколько слов – в зависимости от изучаемого материала), они должны быть зафиксированы письменно, иначе мысли о сопоставлении не возникнет. Следующий шаг – мотивация к принятию школьниками решения о сопоставлении текстов и выявлению критериев этого сопоставления. Примерные формулировки заданий выглядят следующим образом: «Какой языковой материал перед вами? (тексты). Что мы можем сделать с этими текстами? (прочитать, сопоставить). Давайте совершим предложенные вами действия, но прежде установим, чего не хватает для их совершения? (критериев сопоставления). Как сформулируете задание по работе с текстами для себя? (прочитать тексты, выявить критерии сопоставления и сопоставить их, сделать выводы). Результаты сопоставления и выводы озвучиваются, можно кратко их записать (в черновом варианте).

После ответов по результатам выполнения первого задания будет коллективными усилиями найден предмет изучения на данном уроке (неизвестное); его необходимо зафиксировать (проще сделать это в виде вопроса). Из этого неизвестного возникнет целеполагание (необходимо использовать вопрос, который поможет учащимся определить цель, например: Почему возникли затруднения? или Каких знаний не хватает? или Чего мы не умеем делать? и следующий за ним вопрос: Как в связи с этим вы определите цель нашего урока?).

Сразу за целеполаганием последует планирование действий и отбор средств, при помощи которых эти действия будут осуществляться. Это выясняется в диалоге учитель – ученик (Каким образом мы пойдем к указанной вами цели? Какие действия необходимы для её достижения? Какими материалами и средствами вам необходимо воспользоваться? Как удобнее работать (в группах, парах, индивидуально) при определении содержания нового понятия (открытии нового способа действия)? В каком виде будет представлен результат?) Обсуждаются также критерии, по которым будет оцениваться результат деятельности учащихся.

Для осуществления спланированной деятельности можно предложить учащимся подобранные учителем материалы и задания к ним или тексты упражнений из учебника, только формулировка заданий опять не должна требовать простой репродукции. Должен присутствовать самостоятельный информационный поиск и обработка информации; структурирование, группировка, классификация; создание схем, таблиц, моделей. Результаты определения содержания понятия и его признаков или открытый новый способ действия могут быть представлены в виде учебно-научных текстов, опорных конспектов, таблиц, схем и т.п. Если работа велась в группах, рассматривается параллельно несколько вариантов; учащиеся коллективно выбирают наиболее удачный. Только после этого целесообразно давать готовое учебно-научное определение, статью из школьной энциклопедии, общепринятую таблицу и дополнять с их помощью сформулированное (созданное) самостоятельно.

Структура урока изучения нового, построенного по технологии развивающего обучения, следующая:

1. Актуализация имеющихся знаний: создание ситуации успеха.

2. Столкновение знания и незнания: возникновение проблемы.

3. Определение неизвестного: постановка проблемного вопроса (исследовательской задачи).

4. Поиск ответа на проблемный вопрос (поиск вариантов решения исследовательской задачи).

5. Открытие «нового» (знания о содержании понятия, языковом явлении, способе языкового действия).

6. Фиксация нового знания или открытого учениками способа деятельности в знаковой или алгоритмической форме.

7. Первоначальное применение полученного нового знания на практике.

8. Рефлексия результатов процесса познания «нового».




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.